Как узнать какие тарифы по дополнительным взносам попадают под зависящие и не зависящие от результатов спецоценки?

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с “дополнительными” взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе “Бланки”

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Читайте также:  Является ли данное обстоятельство оскорблением или клеветой?

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут.

Доп. взносы в ПФР в 2020 году без спецоценки

Для организаций, которые не провели спецоценку условий труда (СОУТ), устанавливаются фиксированные и повышенные тарифы дополнительных страховых взносов в ПФР:

  • 9% — за работников из Списка № 1. Это работа в вредных условиях труда, горячих цехах и на подземных работах (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 1, можно открыть в документе по ссылке.
  • 6% — за работников из Списка № 2 (п. 2 ч. 1 ст. 30) и «малых списков» (п. 3 — 18 ч. 1 ст. 30). Перечень профессий и работ, входящих в Список № 2, можно открыть в документе по ссылке.

Отметим, что согласно ч. 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ, спец. оценка условий труда должна была быть завершена еще до 31 декабря 2018 г. Те организации, которые до сих пор не провели СОУТ, могут быть привлечены к ответственности:

  • штраф 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. — для юридическим лиц.

С 2019 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок будет выявлять организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2020 года планируют штрафовать такие компании в автоматическом режиме, если в базе учета не будет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.

И кто может заставить работодателя уплачивать взносы.

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки. В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.14 № 17-3/В-113.

В связи с этим возникает вопрос какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации.

Кто должен оплачивать дополнительные тарифы в 2020 году

В российском законодательстве условно можно выделить 4 группы видов деятельности, так называемые классы условий труда, которые оказывают влияние на здоровье и жизнь сотрудников. Такие виды деятельности оказывают разное влияние на организм человека и подразделяются на:

ИП в 2020 заплатил фиксированные взносы на пенсионное страхование в установленном ст.430 НК РФ размере 29 354 рубля. ИП применяет систему налогообложения УСН «доходы», и в 2020 году размер его доходов составил 30 000 000 рублей. Следовательно, до 1 июля 2020 года он должен помимо четко установленных на 2020 год пенсионных взносов доплатить (30 000 000 – 300 000) х 1% = 297 000 рубля. Но благодаря установленному максимальному пределу на оплату страховых взносов на 2020 год – 234 832 рубля, ИП доплатит:

430 НК РФ размере 29 354 рубля.

Как влияет спецоценка условий труда на страховые взносы?

По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Иначе организация может быть оштрафована в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, отсутствуют, то, учитывая судебную практику, специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам в размере от 2 до 8% в зависимости от класса и подкласса условий труда. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы взносов от 2 до 8%.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 426-ФЗ)).

Согласно Закону № 426-ФЗ специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются:

  • для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
  • расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить специальную оценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.

При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена специальная оценка тех рабочих мест, по которым отсутствуют действующие результаты аттестации (Письмо от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлениях от 14.12.2016 № 45-АД16-15, от 09.08.2016 № 57-АД16-5, специальная оценка условий труда в отношении должностей, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки может быть осуществлена поэтапно и завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

Читайте также:  Преступлениями средней тяжести согласно УК РФ признаются…

Законодательством предусмотрена уплата работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам с выплат застрахованным лицам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, указанными в п. п. 1−18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее − Закон № 400-ФЗ) (ст. 428 Налогового кодекса РФ, ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее − Закон № 167-ФЗ)).

С 1 января 2017 г. администрированием страховых взносов занимаются налоговые органы, а порядок расчета и уплаты взносов регулирует глава 34 НК РФ. С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу (Федеральные законы от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Если в организации не проводилось ни специальной оценки условий труда, ни аттестации рабочих мест, то надо применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ в размере:

  • 9% − в отношении выплат работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ);
  • 6% − для выплат в пользу персонала, работающего в тяжелых условиях труда, которые поименованы в п. п. 2−18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Для тех работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, предусмотрены дифференцированные тарифы страховых взносов (ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ) в размере от 2 до 8%.

При этом тариф зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по результатам специальной оценки. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки (п. 3 ст. 428 НК РФ, Письмо Минтруда России от 18.11.2016 № 17-3/В-455). При этом если по итогам проведения специальной оценки рабочих мест условия труда признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен применять тарифы в размере от 2 до 8%. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что фактически освобождает работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При этом п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными и (или) опасными.

При наличии актуальных результатов аттестации в отношении рабочих мест на работах, включенных в перечень вредных работ, согласно которым условия труда признаны вредными или опасными, следует применять для определения размера дополнительного тарифа в ПФР дифференцированные тарифы. В случае отсутствия результатов аттестации, специальной оценки работодатель с выплат работникам, чья профессия включена в перечень видов работ, указанных в п. п. 1−18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, должен перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по общим дополнительным тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности.

С 1 января 2015 г. предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или за ее непроведение. Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц − в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридические лица − от 60 000 до 80 000 руб.

Непроведение спецоценки работодателем, ранее подвергнутым административному наказанию за данное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на организацию от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Правомерность привлечения организации к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах подтвердил Верховный Суд РФ в Постановлении от 09.03.2016 № 29-АД16-4.

Т.Б. Нечаева,
Эксперт по вопросам бухгалтерского учета
и налогообложения ООО «ИК «Ю-Софт»

1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Можно ли использовать результаты аттестации, оформленные после 31 декабря 2013 года

В 2013 г. некоторые компании могли провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Порядок ее проведения был установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Если компания успела оформить результаты аттестации до окончания 2013 г., она может применять их в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Если результаты аттестации, проведенной в 2013 г., были оформлены уже после 1 января 2014 г., то есть приказ о завершении аттестации датирован 2014 г., использовать результаты аттестации компания не сможет. Так как с 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда упразднена и заменена специальной оценкой условий труда (ст. ст. 12 и 15 Закона N 421-ФЗ).

Пример 2. ЗАО “Модерн” проводило аттестацию рабочих мест по условиям труда в декабре 2013 г. Аттестующая организация выполнила замеры в декабре, а документы оформила в феврале 2014 г.

Можно ли использовать результаты аттестации для определения размеров доптарифов страховых взносов?

Решение. Дата окончания аттестации – это дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации, а не срок, указанный в договоре с аттестующей организацией.

Приказ о завершении аттестации и об утверждении отчета работодатель обязан подписать в течение 10 рабочих дней с даты поступления от аттестационной комиссии протокола заседания и отчета об аттестации (п. 44 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н).

Приказ о завершении аттестации подписан в феврале 2014 г. То есть после введения спецоценки условий труда. Следовательно, компания не может использовать результаты аттестации, проведенной в 2013 г.

Страховые взносы по доптарифам она будет платить в зависимости от вида работ, на которых заняты сотрудники (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ):

  • 6% – если виды работ указаны в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ;
  • 4% – если виды работ указаны в пп. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.

Сумма страховых взносов по дополнительному тарифу 4 составила 1040 руб.

Дополнительные страховые взносы 2020

В силу ч. 6 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ периоды работы по профессии из соответствующего списка, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам.

Для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Они составляют 6 или 9 в зависимости от вида работ.

Страховые взносы по дополнительному тарифу

После утверждения перечня рабочих мест, подлежащих оценке, комиссией формируется список факторов, в отношении которых будут происходить исследования и измерения. Результатом проведенной спецоценки является присвоение определенного класса опасности существующим на предприятии условиям труда по степени их вредности. В соответствии с законом подразделяют 4 класса опасности:

Читайте также:  Пенсионный фонд в Беломорске - адрес, телефон, режим работы отделения

Добрый день. Рабочие места по вредной профессии были введены в январе 2020 года, итоги спец. оценки были подведены в июне 2020 года, они проходят по списку 2. За период с января по июнь мы должны были оплачивать по 6%, но это не было сделано. Как быть? Чем это грозит? Будут ли начислены пени за период неуплаты страховых взносов по вредности за январь-июнь 2020 года?

Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Таблица 1. Основные тарифные ставки по страховым взносам в 2020 году

Медицинское страхование

Социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

Пенсионное страхование

Основной тариф

Основной тариф до

912 000 рублей

Основной тариф свыше 912 000 рублей

Основной тариф до

1 292 000 рублей

Основной тариф свыше

1 292 000 рублей

(за исключением ВКС, лиц, не имеющих гражданства, которые временно пребывают на российской территории)

(для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают на российской территории (за исключением ВКС))

Как уже было сказано, некоторые плательщики страховых взносов являются льготниками и имеют право вносить платежи в соответствии с пониженными тарифами.

Напомним, в 2020 году более не действуют льготные тарифы, действовавшие в 2018 году, для некоторых категорий плательщиков. К таким категориям относились ИП и организации:

  • применявшие льготный режим при работе на УСН;
  • аптеки на ЕНВД;
  • применявшие ПСН в сфере оказания услуг.

Приводим пониженные тарифы страховых взносов, которые актуальны в 2020 году в таблице ниже.

применявшие льготный режим при работе на УСН;.

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда СОУТ.

strahovye_vznosy.jpg

Уплата страховых обязательств за приведенные категории работников Список 1 осуществляется по КБК.

Страховые взносы по дополнительному тарифу

Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 закона №426-ФЗ.

Спецоценка условий труда представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению вредных факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности. Порядок проведения такой оценки регулируется законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2020 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

Статья 58.3 Федерального закона 212-ФЗ определяла, что до момента проведения специальной оценки условий труда, устанавливаются дополнительные тарифы взносов в ПФР.

Теперь расчетом по страховым взносам занимается ФНС (включая контроль за их начислением и уплатой).

Закон 212-ФЗ, упомянут в настоящей статье, утратил силу с 01.01.2017 на основании закона №250-ФЗ от 03.07.2016.

ВНИМАНИЕ! В целях сохранения сведений о ранее действовавшей практики начисления дополнительных страховых взносов, мы сохраняем эту статью актуальную на момент действия закона.

Дополнительные тарифы взносов в ПФР:

В отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона 400-ФЗ, устанавливаются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Как узнать какие тарифы по дополнительным взносам попадают под зависящие и не зависящие от результатов спецоценки?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона № 426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.

Проводить специальную оценку работодатель должен вместе со специализированной организацией, отвечающей требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Периодичность оценки – как минимум раз в пять лет, если нет оснований для внепланового ее проведения. Результаты, полученные при аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, действуют пять лет, а значит, 31 декабря 2018 года их срок действия истекает и потребуется проведение очередной спецоценки (п.4, 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ).

Оценка трудовых условий не требуется в отношении работников-надомников и дистанционных сотрудников, а также лиц, работающих у граждан, не являющихся ИП (ст. 3 закона № 426-ФЗ). К определенным видам рабочих мест применяется особый порядок спецоценки, например, для подземных работ (постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290).

ТАРИФЫ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ДОПВЗНОСОВ

На размер дополнительных страховых взносов влияет вид работ, выполняемых работником, и результат спецоценки. Чем более высокий уровень опасности и вредности условий труда установлен оценкой, тем выше будет тариф для начисления дополнительного пенсионного взноса.

По уровню «вредности и опасности» все условия труда распределены на классы:

– 1 – оптимальные;
– 2 – допустимые;
– 3 – вредные;
– 4 – опасные.

Какой подкласс будет присвоен условиям труда в результате спецоценки, такие дополнительные тарифы страховых взносов и будут применяться работодателем:

– 0 % – оптимальный (1 класс) и допустимый (2 класс),
– 2 % – вредный (подкласс 3.1),
– 4 % – вредный (подкласс 3.2),
– 6 % – вредный (подкласс 3.3),
– 7 % – вредный (подкласс 3.4),
– 8 % – опасный (4 класс).

Если спецоценка работодателем не проводилась, то начислять дополнительные взносы ему все равно придется, но уже по следующим тарифам:

– 9 % – для работников на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными условиями труда – так называемый Список № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ),
– 6 % – для работников с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и «малым спискам» (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

В отличие от страховых взносов по общим тарифам, для доптарифа не применяется ограничение облагаемой базы. Напомним: в 2016 году начислять взносы в ПФР по общему тарифу 22% можно, пока доход работника с начала года не превысит 796 000 рублей, а в 2017 году этот лимит вырастет до 876 000 рублей. Когда доход превышает данную планку, пенсионные взносы начисляются по пониженному тарифу 10%. На дополнительный тариф данное ограничение базы не действует.

ПРИМЕР

Работник трудится на работах с подклассом трудовых условий 3.3. За январь-ноябрь 2016 года сумма облагаемых выплат работника составила 796 000 рублей, в декабре – 75 000 рублей. Страховые взносы в ПФР за 2016 год будут начислены следующим образом.

Взносы за январь-ноябрь не превышают лимит облагаемой базы, поэтому применим тариф 22 %:

В декабре лимит базы с начала года превышен, применяем тариф 10 %:

Дополнительные страховые взносы начисляются, независимо от лимита облагаемой базы; для подкласса 3.3 тариф равен 6 %:

Всего в 2016 году будет начислено страховых пенсионных взносов:

1 оптимальные; 2 допустимые; 3 вредные; 4 опасные.

Код тарифа плательщика страховых взносов в 2020-2020 годах

(если) по результатам аттестации конкретного рабочего места условия труда признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) либо аттестация вообще не проводилась, до проведения спецоценки с выплат работникам, которые трудятся на рабочих местах в условиях, дающих им право на досрочную пенсию, взносы надо платить по доптарифам 4 и 6%. Минтруд указал, что такой порядок следует из Закона, вводящего спецоценку. Об этом в своем февральском Письме говорил и ПФР (Письмо ПФР от 12.02.2014 N НП-30-26/1707).

Еще раньше такие же перечни содержали Списки N N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, которые были утверждены Постановлением Кабинета министров СССР от 26.

Ссылка на основную публикацию