Когда в России празднуется день моряка-подводника

День моряка-подводника в России

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году (Фото: Meoita, Shutterstock)

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.

В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений.

А сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

Но современный подводный флот России — это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты-подводники, знающие и гордящиеся своей профессией. И традиционно в свой праздник — День моряка-подводника — они получают поздравления от командования, а особо отличившиеся моряки подводных сил награждаются государственными наградами, памятными подарками и благодарностями. Также в этот день проводятся торжественные праздничные мероприятия и концерты.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Читайте также:  Когда в России празднуется день военного разведчика

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

День моряка-подводника

Дата в 2020 году:19 марта , четверг
Другие названия:День подводника
Учрежден:приказом Главкома ВМФ России № 253 от 15.07.1996
Значение:приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок
Традиции:благодарственные записи в личные дела, вручение грамот, наград, повышение в званиях; концерты; встречи ветеранов

День моряка-подводника – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений.

В России в 2020 году День моряка-подводника отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз.

Значение: праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

К торжеству приурочивают праздничные концерты, встречи ветеранов. Виновникам торжества вручают грамоты и награды, вносят благодарственные записи в личные дела.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о моряках-подводниках.

Интересные факты

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки – 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка – субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное – 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС – сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длинна каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.
  • В Колумбии наркокартели специально разработали подводные лодки из стекловолокна, которые используют для контрабанды кокаина.

Тосты

«Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все моряки-подводники нашей страны. Мне хочется поздравить вас всех с вашим праздником, а также пожелать вам мирной и спокойной службы. Не забывайте, что вас дома ждут ваши семьи, которые не только сильно скучают, но и безмерно гордятся своими моряками. Пусть этот праздничный день даст вам возможность немного передохнуть и отметить свой профессиональный праздник. Здоровья вам, наши дорогие! Выдержки и выносливости! Я поздравляю вас, дорогие ребята, с тем, что наступил ваш день».

«Поздравляю с Днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств»!

«Сегодня ваш праздник – День моряка-подводника! Я от чистого сердца хочу пожелать вам счастья и везения, а так же большой удачи – ведь она не помешает никогда, а уж тем более пригодится в вашем деле! Пусть все только хорошее происходит в жизни! Радости и жизненных сил»!

Подарки

Домашняя метеостанция. Домашняя метеостанция с часами и барометром послужит прекрасным тематическим презентом, который украсит интерьер.

Рында. Рында – корабельный колокол – станет прекрасным тематическим сувениром, который внесет морские нотки в домашний интерьер.

Настольные игры. Дорожный набор настольных игр: нарды, шахматы, шашки, домино, монополия, послужит отличным подарком моряку, который длительно бывает в плаваниях. Такой подарок позволит разнообразить досуг.

Книга. Подарочное издание любимого автора или книга о подвигах моряков-подводников послужит отличным презентом.

Конкурсы

Песенный конкурс
Участники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кок
Участникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

Осушение
Перед каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

Похожие праздники в РФ

25 июня в России справляют День моряка (мореплавателя).

Читайте также:  Какая работа доступна гражданам в военкомате, основные должности

28 июля празднуют День ВМФ (Военно-Морского Флота).

8 октября отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля.

На 27 ноября приходится День морской пехоты в России.

День моряка-подводника

К истории праздника

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник был установлен Главкомом Военно-морского флота России в 1996 году и с тех пор ежегодно отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил 19 марта. Однако история этого праздника уходит своими корнями гораздо ранее 1996 года.

Впервые идея постройки подводного «потаенного судна» зародилась в России еще в петровские времена, когда в 1718 году к Государю с подобным проектом обратился изобретатель-самородок крестьянин Ефим Никонов, обещавший сделать «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец». Идея заинтересовала Петра Великого и 1720-1721 годах была построена сначала модель, а затем, к 1724 году и полноразмерное подводное «Потаенное судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Однако испытания деревянного судна закончились аварией, попытки устранить неисправности конструкции не принесли результатов и после смерти Императора Петра Никонов попал в опалу, был разжалован до рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

В царствование Императора Павла I, по стопам Никонова пошел житель Кременчуга С.А.Ромодановский, сконструировавший в 1799 году подводное судно и сумевший привлечь внимание к своему проекту со стороны властей. По предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г.Кушелева с проектом Ромодановского ознакомилась специальная комиссия Академии наук, но отклонила его, найдя в нем ряд существенных недостатков и посчитав затею крайне опасной.

К идее строительства потаенных военных судов вернулись во времена Государя Николая Павловича. В 1829 году проект железной подводной лодки с цилиндрическим корпусом представил заключенный Петропавловской крепости польский мятежник К.Г.Чарновский, который, впрочем, не был осуществлен. Но уже в 1834 году выдающийся военный инженер генерал К.А.Шильдер создал первую в мире шестиметровую цельнометаллическую подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до 12 метров. Для движения лодки под водой были применены поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы, а вооружение корабля состояло из мины и ракет. Первые испытания лодки Шильдера состоялись 29 го августа 1834 года в присутствии Императора Николая I на Неве. Несмотря на то, что опыт в целом был удачным, явно недостаточной оказалась скорость движения подводной лодки. И вскоре проект заглох – в 1847 году разработки корабля были остановлены в связи с критическим отношением к идее со стороны военного министра А.И.Чернышева и начальника Морского ведомства князя А.С.Меншикова.

Однако от перспективной идеи не отказались. В царствование Императора Александра II , в 1862 году новый проект подводного судна предложил И.Ф.Александровский, но Морской учений комитет в затею не поверил и постановил оставить проект без последствий. Но Александровский не отступил, и в 1866 году в Кронштадте прошло первое испытание изобретенного им судна. Подводную лодку лично осмотрел Император Александр II, в его присутствии лодка погрузилась и прошла некоторое расстояние под водой, после чего было решено продолжить работы по ее усовершенствованию. И после ряда исправлений и перестроек подводная лодка Александровского в 1868 году в 15 часов дня погрузилась на глубину 9 метров с экипажем из 22 человек и оставалась под водой до 8 часов следующего утра. Как сообщалось в донесении, «во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах. ». Однако ходовые испытания прошли менее удачно и потому для массового производства лодка не годилась.

Следующий заметный шаг в развитии русского подводного флота сделал русско-польский изобретатель, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., награжденный за храбрость Георгиевским крестом, С.К.Джевецкий. Построенная им одноместная подводная лодка, движимая силой ног человека, испытывалась в 1878 году на одесском рейде. А в следующем году Джевецкий предложил проект уже четырехместной подлодки, которая была построена в Санкт-Петербурге в 1879 году и успешно прошла испытания, по итогам которых поступил заказ на 50 подобных судов, предназначенных для обороны приморских крепостей. К 1881 году лодки Джевецкого были построены и распределены по крепостям, но боевого применения не имели (все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным кораблям противника). Между тем, Джевецкий продолжал совершенствовать свое изобретение и в 1885 году создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А.Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Джевецкому была присуждена первая премия.

Но по настоящему за дело строительства подводного флота России взялись лишь с начала XX века. С декабря 1900 года Морское министерство приступило к проектированию первых подводных лодок. А к 1902 году практически была завершена работа над «миноносцем 150», более известным как подводная лодка «Дельфин». В 1903 году лодка прошла первые испытания, а в следующем, 1904 году, первый командир первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев был назначен временно заведующим подводным плаванием. В 1905-м, во время Русско-японской войны, вместе с другими подводными лодками («Сом» и «Касатка») «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения. И в том же году в России появляется должность Заведующего подводным плаванием, на которую был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович.

После окончания Русско-японской войны, когда стало очевидно, что за подводными лодками будущее, было решено развивать строительство Российского подводного флота. И в скором времени по указу Императора Николай II в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс боевых кораблей – подводные лодки.

Произошло это событие следующим образом. Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев 6/19 марта 1906 года подготовил доклад, в котором говорилось о необходимости внести в установленную еще в 1891 году классификацию судов военного флота разряд подводных лодок. Ознакомившись с доводами министра, Государь дал свое высочайшее соизволение и по результатам доклада 11/24 марта 1906 года был издан соответствующий приказ по морскому ведомству за подписью А.А.Бирилева. «Государь Император, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил. включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки», – отмечалось в приказе по Морскому ведомству.

Таким образом, Высочайшее соизволение монарха и подпись морского министра превратили подводные лодки России в самостоятельный класс кораблей Российского Императорского Флота. Именно с этого дня подводные лодки получили свое настоящее название (до этого их относили к миноносцам и «катерам малой видимости»), и были отнесены к кораблям 3-4 ранга. А уже 27 марта / 9 апреля того же года был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепаи). Здесь базировались учебное судно и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», позже появились «Макрель» и «Окунь». К 1911 году здесь была сформирована первая бригада подлодок российского флота, включавшая в себя 11 подводных кораблей и 2 плавучие базы («Европа» и «Хабаровск»). К началу Первой мировой войны в составе Российского Военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подводные лодки, еще 24 строились на верфях. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

С той поры и было принято считать дату 6/19 марта «Днем моряка-подводника», однако после революции 1917 года о ней забыли. Несмотря на то, что в советские годы в развитии отечественного подводного флота были сделаны огромные успехи (достаточно напомнить, что к началу Второй мировой войны подводный флот СССР был крупнейшим в мире – 267 боевых единиц, а в годы «холодной войны», став ракетно-ядерным он не уступал никому в мире ни по количеству, ни по скорости хода и глубине погружения), а многие командиры и экипажи подводных лодок навсегда вписали свои имена золотыми буквами в героическую летопись России (116 подводников были удостоены звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического Труда), собственного праздничного дня у подводников не было.

Возродился «День моряка-подводника» лишь 15 июля 1996 года, когда Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н.Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта. И с этого дня стало доброй традицией поздравлять наших доблестных моряков-подводников, несущих сложную и опасную службу, и награждать особо отличившихся из них государственными наградами, памятными подарками, грамотами и благодарностями от командования.

Проложен курс и время нас не ждет,

И командир дает добро на погруженье

Отчизной славною мы призваны к служенью

Где флот России – враг точно не пройдет.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой

В строю сегодня лодки новых поколений,

И ветеранам героических сражений

За ратный подвиг вам поклон земной.

(«Подводники России», Л.Алексеев, А.Скворцов).

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

День подводника в России: когда отмечают, история и традиции праздника

Вот уже более 100 лет 19 марта – День подводника на территории России. Однако среди населения, живущего вдали от моря, об этом празднике известно мало. Многие даже не догадываются, какого числа День подводника. Традициям и истории этого праздника и будет посвящена данная статья.

История праздника

Чтобы понять уникальность празднования Дня подводника, окунемся немного в историю создания флота России.

Самый первый образец русской подводной лодки внешне очень напоминала винную бочку. Создана она была в первой четверти 18 века и носила название “Потаенное судно”. Глядя на памятник первой подводной лодке, расположенный в Сестрорецке, трудно представить то, как она могла выполнять свои функции.

Автором первой модели подводной лодки стал крепостной изобретатель – самоучка Ефим Прокопьевич Никонов. На реализацию своей идеи он смог получить одобрение самого Петра Первого.

Читайте также:  Итоги выставки «Армия России 2020», международного военного форума

Первый опытный образец подводной лодки появился весной 1721 года на верфи в Санкт-Петербурге и имел скромные размеры. В качестве двигателя выступали весла и рассчитана первая модель была на экипаж из четырех человек. Испытания судна прошли неудачно, но Петр Первый приказал начать полномасштабное строительство подлодки. С 1721 по 1727 г. была построена полноценная модель, но все ее испытания не увенчались успехом.

После смерти великого реформатора Петра, об идее создания подводной лодки забыли почти на сто лет. В результате в Российской империи первая действующая субмарина появилась только в 1866 году.

В 1906 году Николай II своим указом ввел подводные лодки в состав военного флота. Этот указ был подписан 19 марта. Именно с этого года 19 марта официально утвержден Днем подводника.

Сегодня это праздник для всех, кто связан с подводным флотом, а особенно для военнослужащих сил ВМФ России, имеющих или имевших отношение к подлодкам.

Традиции праздника

Традиционно в День подводника России происходит вручение грамот и наград морякам-подводникам, присвоение очередных и внеочередных военных званий за особые заслуги, встречи с ветеранами. Организуются праздничные концерты и мероприятия. В морских училищах проходят торжественные парады и возложения венков к мемориалам моряков-героев. Обязательным является поздравление Главнокомандующего ВМФ представителям этой нелегкой службы.

Обязательно поздравьте своих близких даже в том случае, если они уже давно не имеют отношения к подводному флоту. Годы, проведенные на подлодке, не забываются. Это поистине героический труд, предназначенный не для каждого.

Суеверия и приметы подводников

Романтическая и такая опасная служба на подводной лодке не обходится без своих примет и традиций.

Так, например, при первом выходе на подлодке в море все новички должны выдержать специальный обряд посвящения. Самые популярные – “плафон воды” и «поцелуй кувалды». Первый обряд состоит в том, что в плафон из каюты наливают воду прямо из-за борта, и ее нужно выпить. Вода имеет жуткий вкус. Но, поскольку, главное правило субмарины – не спорить, все выполняют обряд безоговорочно. “Поцелуй кувалды” заключается в том, что подвешенную кувалду нужно поцеловать когда качается судно.

Подводники строго соблюдают и некоторые суеверия:

  • не бриться перед погружением;
  • выход в пятницу 13 должен быть перенесен под любым предлогом;
  • считается, что чаще всего несчастья случаются с субмаринами под номерами, оканчивающимися на цифру 9.

Причем ко всем приметам и нелепым обычаям они относятся очень серьезно. И если задуматься, то понятно почему, ведь море не прощает пренебрежительного отношения к себе.

Морская слава России

На сегодняшний день подводный флот является важнейшим инструментом, служащим безопасности нашего государства, это своеобразный ядерный щит. Не удивительно, что столь сложная служба подводника очень почетна. Хотя, всего чуть более века назад он только зародился. Именно в честь истоков и была выбрана дата 19 марта для чествования Дня моряка-подводника.

С тех пор на счету у моряков-подводников накопилось немало боевых подвигов. Во время военных действий подводные лодки подрывались на минах, были уничтожены противниками вместе с экипажем, а экипажи советских подлодок подрывали свои субмарины, чтобы не попасть в руки к противнику. Много подвигов моряки-подводники совершили и в мирное время.

Героям, чьи имена быстро стираются временем, посвящено большое число советских и российских фильмов. Среди них самые популярны “К-19”, “72 метра”, “Секретный фарватер”, «Командир счастливой “Щуки”» и многие другие. Именно просмотр таких картин поможет простому обывателю по достоинству оценить тяжелый труд моряка-подводника.

Служба для настоящих мужчин

Профессия подводника направлена на охрану безопасности границ Российской Федерации. Следовательно, подводники ведут разведывательную деятельность, в случае необходимости применяют оружие по приказу высшего руководства. Служба на подводной лодке обязывает моряков быть здоровыми, выносливыми, не бояться замкнутого пространства, способными беспрекословно соблюдать устав и придерживаться субординации.

Обычно каждая подводная лодка имеет по 2 экипажа. Когда один в море, другой экипаж отдыхает, потом они меняются. Вахты подводников, в зависимости от поставленных задач, длятся в среднем от 50 до 90 дней. Подводники часто плавают подо льдами Северного океана, так как это позволяет подлодке скрыться от спутников. В чистой воде видимость для спутника достигает примерно 100 метров. Всплытие обычно предусматривается раз в сутки для проведения радиосвязи.

Быт подводников во время вахты проходит строго по режиму: завтрак, обед, ужин, служба на посту, личное время, отдых. Часть команды находится на отдыхе, другая на посту, смена в строго положенное время. Из доступных развлечений на борту есть шахматы, шашки и домино.

Современные подлодки на службе безопасности России

Самый современный тип военных подлодок поступил на вооружение во флот совсем недавно, в 2013 году. Судно носит название “Ясень” и оснащено самым современным оборудованием. В 2020 году, согласно распоряжению министра обороны, планируется расширить состав подводных лодок новыми субмаринами.

Как поздравить моряка-подводника

Самый главный тост для подводника, чтобы количество погружений совпадало с количеством всплытий.

Поздравить с Днем подводника 19 числа близкого человека можно небольшим сувениром. Самым лучшим подарком подводнику будет оберег. Лучшими оберегами для моряков считаются различные безделушки из камней. Камни должны обязательно относиться к морской стихии. Самые доступные и распространенные – это аквамарин, малахит, горный хрусталь, янтарь. Каждый из них обладает уникальными свойствами, поэтому им присваивают магические свойства.

Но самым сильным оберегом считается изделие, включающее сразу несколько видов камней. Очень популярны среди моряков и металлические обереги в форме топориков, якорей и в форме различных реальных и вымышленных морских обитателей. Так, топорик символизирует защиту от шторма и нападения пиратов, якорь считается оберегом от рифов. Обладая талисманом в виде морского существа, моряки получают его покровительство.

Как стать подводником

Профессия моряка-подводника требует наличия определенных знаний и навыков.

Поэтому всем мечтающим о морских глубинах необходимо оканчивать специальные учебные заведения. Для поступления и последующей работы на судне все претенденты проходят строгий медицинский отбор.

В России существуют специальные учебные заведения, где дают отличные знания, необходимые практические навыки и перспективу устройства на работу. Подводником можно стать после учебы в Санкт-Петербургском военно-морском институте.

День моряка-подводника

Дата в 2020 году19 марта 2020 года, Четверг
Празднуется:В России
Значение:Почтение профессии моряков-подводников
Учрежден:15 июля 1996 года (повторно)
Традиции:Церемонии, награждения, дань памяти погибшим морякам, митинги


День моряка-подводника празднуется 19 марта. Подводные лодки были изобретены на заре 20-го века. Основным преимуществом таких кораблей является возможность с их помощью проводить разведывательные действия, оставаясь незамеченными, что активно используется в простых исследованиях и в военных операциях. Этот день призван напомнить, какую большую роль люди этой профессии играют в современном мире.

Когда проходит?

Несмотря на отмену празднования этого дня в 1917 г., сейчас подводники отмечают свой профессиональный день 19 марта (6, по старому календарю).

Кто отмечает?

Праздник проходит по всей России. Отмечают этот день не только люди, причастные к профессии: служащие, гражданские и ветераны, но и все россияне, считая, что люди этой профессии делают неоценимый вклад в современную жизнь.

История

Первое учреждение праздника произошло в 1906 году. В этом году 6(19) марта Николай II, будучи Императором, издал указ о добавлении в классификацию судна нового вида – подводного, а также об официальном введении в морской флот Российской Империи 10 подводных лодок. А предшествовала такому решению Русско-Японская война (1904-1905 г.г.) – именно в ходе этой войны подлодки впервые о себе заявили.

События Октябрьской революции повлияли на многие праздничные и памятные даты, и День моряка-подводника не стал исключением – его перестали праздновать практически на 90 лет. И только 15 июля 1996 года Громов Феликс Николаевич, Главнокомандующий ВМФ России, возродил праздник: он подписал приказ, где значилось – праздник “День моряка-подводника” необходимо вновь начать каждый год праздновать 19 марта.

Традиции

Традиции праздника в большинстве своём связаны с чествованием заслуг в профессии: поощряют и награждают отличившихся на службе командиров и матросов, выносят благодарности экипажам.

Устраивают праздничные вечера, митинги, концерты и собрания. Встречаются с действующими подводниками и ветеранами ВМФ. В гарнизонах проходят возложения цветов и венков к памятным местам. Праздник омрачается воспоминаниями о трагедиях, связанных с моряками и их операциями.

Но помимо скорби, это вызывает и гордость: самопожертвование, мужество и отвага моряков-подводников является для многих примером для подражания.

О профессии

Моряки-подводники занимаются различными исследованиями и разведками. Специфика работы подводных лодок позволяет им длительное время оставаться незамеченными, собирая необходимую информацию. И не всегда эта информация собирается конкретно о противнике. Подводники следят за ситуацией в морях на случай непредвиденных ситуации или атаки. Кроме того, они ведут контроль соблюдения границ.

Профессия моряка-подводника по праву занимает место в перечне престижнейших профессий в Российской Федерации из-за своей сложности и высоких требований. В России всего 5 высших учебных заведений, в которых готовят к службе молодых моряков.

Моряки-подводники обладают высоким уровнем дисциплины и подготовки, обязаны уметь работать в коллективе и формировать сплоченную команду, учитывая, что подводные лодки могут длительное время находиться на большой глубине несколько месяцев. Риски этой профессии сложно оценить. И люди, осознанно выбирающие этот путь, должны быть к ним готовы. Так же, как и должны быть готовы служить своей Родине.

Интересные факты

  • Бытует мнение, что подводные лодки делаются для борьбы с другими подводными лодками. Однако такой случай произошел лишь однажды за всю историю их использования.
  • В Атлантическом океане до сих пор находится подлодка, затонувшая в 1968 году на глубине трех километров. На борту лодки ядерный реактор и оружие. Местонахождение лодки установлено.
  • США в начале 1980 г.г. вынудило Финляндию закрыть разработки подводных лодок под угрозой санкций. Причин не названо, и распространено мнение, что это было сделано из страха.

Праздник моряков-подводников является главным напоминанием о роли людей этой профессии в жизни людей и государства, поэтому его чтят и отмечают ежегодно, отдавая дань погибшим и живущим служащим.

До праздника «‎День моряка-подводника» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День моряка-подводника»

Ссылка на основную публикацию