Когда в России отмечается день штурмана ВМФ РФ

День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации

Дата в 2021 году25 января 2021 года, Понедельник
Празднуется:в России
Значение:дата приурочена к формированию первой школы штурманов ВМФ Российской империи 25.01.1701
Учрежден:приказ № 253 Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15.07.1996
Другие названия:День штурмана ВМФ, День навигатора
Традиции:вручение благодарностей, наград, званий, премий; концерты

Всем известно, что штурман играет не последнюю роль для флота. Именно они отвечают за исправность навигации и следование правильному курсу. Профессия является трудной и заслуживает собственного праздника.

История

Длительное время в период плаваний пользовались самыми примитивными приборами, такими как компас и карта. Но и для них были необходимы специальные знания. Так и появилась профессия штурмана. В давние времена чаще всего эту роль исполнял капитан судна, который следил за курсом по картам.

Военный флот в России был образован во времена Петра I. Он приложил много усилий для развития российского флота. Именно он создал в Москве специальную школу «математических и навигационных наук». Основана школа была в 1701 году. Позже дата основания школы (25 января) была выбрана и для празднования Дня штурмана.

Когда проходит?

25 января является значимой датой для одной важной профессии военно-морского флота России – это День штурмана.

Кто отмечает?

К празднику имеют отношение только те, кто в рядах военно-морского флота занимает должность штурмана.

О профессии

Штурманы – их часто называют помощниками капитана – ведут морские суда всех типов и размеров. Их главная обязанность – найти самый быстрый путь к определенной точке земного шара, не ставя под угрозу безопасность корабля, его экипажа, его груза, его миссии и окружающей природной морской среды.

На корабле штурман является практически равноценным капитану. Именно он обладает необходимыми знаниями для работы на специальном навигационном оборудовании. К тому же штурманы обучаются таким образом, чтобы проложить правильный курс даже в том случае, когда оборудование полностью выйдет из строя. Штурман наравне с капитаном имеет право на принятие серьёзных решений, касательно действий команды в период плавания. Наиболее важными чертами хорошего штурмана является быстрота реакции, ясность ума, умение быстро и взвешенно принимать решения и нести за них ответственность.

Конечно, современные технологии сделали эту работу намного проще. Ранее штурманы часами горбились над картами, чтобы найти точное и относительное местоположение своих кораблей. В настоящее время они полагаются на спутники и компьютеры, чтобы мгновенно определить своё местоположение и проложить курс.

Штурманы в гражданском флоте работают на паромах, буксирах, рыбацких лодках, круизных лайнерах, грузовых судах и других частных судах. Они также служат в подразделениях военного флота, береговой охране и научно-исследовательских судах.

Время работы штурманов может значительно различаться. Они должны быть готовы к работе на протяжении многих часов. Но независимо от чередования экипажа, время работы может меняться по мере изменения других факторов – погоды, требований миссии.

Если погода плохая, штурману придётся увеличить время своей работы и включить всё своё внимание и концентрацию.

Любой начинающий морской штурман должен пройти физическое испытание, прежде чем он сможет служить на борту любого типа судна. Отличное зрение – главное требование для этой профессии.

Штурманы также сталкиваются со значительным (потенциально смертельным) риском для работы. Они включают в себя любой тип плохой погоды, столкновения с другими кораблями, столкновение на мели на берегу или со скалами, ядовитый груз, особенно опасной эта профессия является в составе военного флота.

Традиции

Руководство армии и страны в этот день награждает выдающихся штурманов повышениями в званиях, а также различными государственными наградами и премиями. В честь моряков-штурманов устраиваются концерты.

Интересные факты

Во времена Петра I был издан особый указ, запрещающий пускать штурманов в питьевые заведения.

Именами многих штурманов названы географические объекты.

Помимо того, что работа штурмана считается ответственной и приравнивается к капитанской, её также называют в творческой.

До праздника «‎День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации»

День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех российских военнослужащих, чья деятельность непосредственно связана с прокладкой курса кораблей, судов и авиации ВМФ России, а также контролем за исправной работой навигационных приборов и исчислением перемещений. Иногда данный праздник называют также Днем навигатора.

Интересным представляется тот факт, что еще сравнительно недавно День штурмана ВМФ отмечался в нашей стране два раза в год. Для празднования были выбраны даты весеннего (20-21 марта) и осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно было легко без использования специальных инструментов и приборов определить стороны света – Солнце всходило строго на востоке, а заходило, соответственно, на западе. Такая практика существовала вплоть до 1997 года. Изменения в дату празднования внес занимавший в то время пост Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Феликс Николаевич Громов, соответствующий приказ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» он подписал 15 июля 1996 года. В соответствии с приказом День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации следовало отмечать 25 января.

Стоит отметить, что дата празднования была выбрана неслучайно. Именно в этот день 25 января 1701 года Пётр I издал Указ, в котором, в частности, отмечалось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации воли царя в стране была образована «Школа математических и навигацких наук», располагалось новое учебное заведение в Москве, в Сухаревской башне. Этот день сегодня справедливо считается официально датой основания штурманской службы российского флота.

Само словом штурман пришло к нам из Голландии (stuurman, от stuur — «руль» и man — «человек»). Буквально его можно было бы перевести, как человек за рулем. Данное определение достаточно точно отражает смысл данной профессии. При этом и несколько веков назад, и сегодня на штурмане лежит огромная ответственность, так как в море корабль всегда может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Конечно, современное оборудование значительно упростило работу штурманов, но от них все еще требуется умение выполнять свою работу без современной электронной техники, которая может выйти из строя по различным причинам.

Пётр I заложивший основы российского флота прекрасно отдавал себе отчет в важности штурманской службы. При этом обязанности штурмана и подштурмана корабля были документально определены в 1720 году, они содержались в первом для России Морском уставе. На корабле в зависимости от его вооружения (количества орудий) необходимо было иметь 1-2 штурмана, у которых в подчинении находилось по 1-2 подштурмана. К примеру, на линейных кораблях с 50-90 орудиями по штату полагалось иметь двух штурманов и двух подштурманов, при наличии 32 орудий – по 1 штурману и 2 подштурмана, 14-16 орудий – по 1 штурману и 1 подштурману. При этом на тот момент времени должность штурмана на флоте стояла по старшинству между шкипером и боцманом. По вопросам кораблевождения штурман подчинялся непосредственно командиру корабля.

Штурманы обязаны были получать необходимые припасы по штурманской части (компасы, магниты для намагничивания компасных стрелок, лоты, песочные часы и др.). На линейном корабле в те годы полагалось иметь сразу 8 магнитных компасов и до 10 песочных часов разной продолжительности: от полминуты до получаса, включительно. При завершении кампании штурманы докладывали капитану о расходовании припасов, после чего сдавали остатки на склады (в магазины). При этом штурманы должны были иметь свои личные атласы морских навигационных карт, навигационные пособия и инструменты (квадранты, градштоки, ноктуралы, циркули и др.). Также штурманы обязаны были содержать в порядке компасы, периодически заниматься их проверкой, следить за песочными часами.

Непосредственно перед морским походом в обязанности штурману вменялось осматривать руль. В море штурманы отвечали за аналитические расчеты, записывая в свой журнал курс, дрейф корабля, пройденное кораблем расстояние, склонение компаса, течение моря, ветер и множество другой информации. При совершении плавания вблизи побережья штурманы обязаны были его изучать, нанося на карты все незнакомые мели, скалы и крупные камни. При постановке судна на якорь они занимались контролем времени его бросания в зависимости от дрейфа, а после постановки на якорь следили за перемещениями корабля.

В свое время многие известные российские флотоводцы начинали свою воинскую карьеру именно с должности штурмана корабля. Среди них были адмиралы, которые заложили основу современного флота нашей страны, такие как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стояли в одном ряду с именами командиров кораблей. К примеру, в одном только Приморском крае именами штурманов российского флота были названы 64 мыса, 12 остров, 9 бухт и 3 полуострова, таким образом, их имена были увековечены для истории.

Читайте также:  Можно ли получить военный билет по временной регистрации

С момента появления в России флота прошло уже более трехсот лет, с тех пор судостроение, наука и морское дело проделали огромный путь, но труд штурмана по-прежнему востребован и почитаем на флоте. По словам главного штурмана ВМФ Российской Федерации контр-адмирала Эдуарда Луйка, штурманская специальность, которая появилась в нашей стране одновременно с появлением первых военных кораблей, в наши дни в высшей степени востребована, эту специальность можно назвать одной из главных морских специальностей в ВМФ России. Адмирал подчеркивает, что без штурмана и в наше время невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению имеющихся на борту штатных систем вооружения. В условиях, когда российские боевые корабли и подлодки снова решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность, которая ложиться на плечи флотских штурманов, только увеличивается.

По данным на 2017 год штурманская служба Военно-морского флота России насчитывала порядка 3000 специалистов, порядка 1000 из них – это офицеры. Также это более 200 человек профессорско-преподавательского состава различных российских военно-морских учебных заведений. Порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 преподавателей – ученое звание. Сегодня к штурманской службе ВМФ России относится более 10 учебных подразделений, основными из которых можно назвать кафедры штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы российского флота сегодня находятся как специальные тренажеры для морской подготовки будущих штурманов, так и современные учебные лаборатории. Также для морской подготовки штурманов активно используются несколько учебных кораблей и порядка 10 учебных катеров.

При этом престиж и востребованность штурманской профессии по-прежнему велики. Это подтверждается и достаточно высоким конкурсом при поступлении на учебу. Так в 2016 году конкурс в российские военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность составлял 3,5 человека на место. Российский флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на первый курс на штурманскую специальность. От качества отбора и подготовки будущих штурманов напрямую зависит успешное выполнение боевыми кораблями и судами обеспечения ВМФ России поставленных задач, без различных происшествий и навигационных аварий, которые в море могут иметь самые печальные последствия и для корабля, и для его команды.

«Подготовка штурманов для ВМФ Российской Федерации учитывает сегодня и активный процесс обновления флота в рамках Государственной кораблестроительной программы, получения в состав флота новых надводных и подводных кораблей нового поколения, оснащения военно-морского флота новыми вооружениями, современными навигационными системами и комплексами. Перед кораблями российского флота все чаще ставятся ответственные задачи, которые напрямую связаны с действиями в составе разнородных, межвидовых и однородных по составу группировок. Все это требует от специалистов штурманских служб всех российских флотов и Каспийской флотилии еще более высокого уровня профессиональной и практической подготовки», – отмечает контр-адмирал Эдуард Луйк. По его словам, навигационное обеспечение выполнения поставленных задач в море приобретает в наши дни еще большее значение, так как российские корабли все чаще появляются в различных районах Мирового океана, зачастую еще малоизученных.

25 января коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех штурманов ВМФ России и ветеранов штурманской службы с их профессиональным праздником. День штурмана ВМФ России – это праздник всех людей, кто по долгу своей службы исполнял или продолжает исполнять очень важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей и подлодок, а также различных судов обеспечения российского флота в самых разных регионах нашей планеты – от жарких тропиков до ледяных арктических широт.

День штурмана ВМФ России

Ежегодно 25 января на флоте отмечается День штурмана Военно-морского флота России. Профессиональный праздник всех российских военнослужащих, деятельность которых напрямую связана с прокладкой курса кораблей, судов, а также авиации ВМФ России, контролем за исправной работой всех навигационных приборов и исчислением перемещений. По традиции этот праздник отмечается на каждом из оперативно-стратегических объединений военно-морского флота Российской Федерации.

Дата 25 января имеет историческое обоснование. Именно в этот день в 1701 году Пётр I издал указ, в котором говорилось: «…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». В соответствии с царской волей была организована «Школа математических и навигацких наук», которая первоначально располагалась в Москве.

Будущий российский император (получил титул в 1721 году) возлагал на флот большие надежды и прекрасно понимал, что навигация играет важную роль в координации передвижения отдельных судов и эскадры. При этом в то далекое время ориентироваться штурманам приходилось исключительно по картам, которые не отличались тогда особой достоверностью, и звездному небу.

Новобранцы штурманской школы изучали математические науки, навигацию, а также различные хитрости мореходных учений, которые только можно было узнать на тот момент времени. Открытая в Москве школа располагалась в Сухаревой башне, которая, к сожалению, была разрушена в 1934 году в рамках Генеральной реконструкции Москвы. Башню строили в два этапа с 1692 по 1695 год и с 1698 по 1701 год, когда башню реконструировали, выстроив третий ярус. На тот момент это было величественное здание высотой 64 метра. В 1701 году именно третий ярус башни заняла школа математических и навигацких наук, в которой обучалось 500 человек.

Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне, созданная Петром I, была первым в России артиллерийским, инженерным и морским училищем, исторической предтечей и предшественником всей современной системы инженерно-технического образования в нашей стране. Данная школа просуществовала до 1753 года. Обучение здесь проходили не только военные, но и гражданские специалисты. В числе преподавателей были как лучшие российские, так и приглашенные лично царем иностранные специалисты. В годы работы школа готовила молодых людей во все роды оружия и службы, которые требовали наличия некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Из школы помимо моряков выходили артиллеристы, инженеры, учителя в другие школы, архитекторы, геодезисты, гражданские чиновники, мастеровые и т.д.

При этом сама профессия штурмана появилась с момента появления кораблестроения, в том числе и на Руси. Появившаяся необходимость в совершении длительных морских или речных переходов требовала от корабелов необходимых знаний и навыков. Рыбаки и купцы, которые рассчитывали вернуться домой живыми и невредимыми с уловом и товаром, не могли игнорировать погодные условия, особенности фарватеров, прибрежного и морского ландшафта и другие моменты. Но централизованная подготовка специалистов морского дела началась в России именно при Петре I.

С начала XVIII века наука и технологии шагнули далеко вперед. В области навигации был сделан настоящий прорыв. Современные боевые корабли могут получать всю необходимую информацию прямо со спутников, в том числе и сведения о различных препятствиях. В то же время появление и повсеместное распространение сложной техники и оборудования требует и наличия подготовленных к работе с ней специалистов, поэтому подготовка штурманов для нужд военно-морского флота по-прежнему ведется очень тщательно и скрупулезно. Более того, штурманы все равно имеют представление обо всех методах навигации, которые были накоплены за все предыдущие столетия, свои знания они смогут применить и при полном отказе имеющегося на корабле оборудования.

День штурмана ВМФ России начали отмечать именно 25 января сравнительно недавно. Так 15 июля 1996 года главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации адмирал флота Громов Феликс Николаевич издал приказ №253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». В соответствии с этим приказом, начиная с 1997 года, День штурмана начали отмечать 25 января, увязав данный день с исторической датой. Любопытно, что до этого День штурмана ВМФ России отмечался два раза в год: 21 марта и 23 сентября (в дни весеннего и осеннего равноденствия).

Сегодня штурманская служба ВМФ России насчитывает порядка трех тысяч специалистов, около тысячи из которых – это офицеры. Помимо этого штурманская служба – это более 200 человек профессорско-преподавательского состава российских военно-морских учебных заведений, порядка 50 из них имеют ученую степень, а более 30 человек – ученое звание, сообщает официальный сайт Минобороны РФ. Сегодня День штурмана Военно-Морского Флота – это профессиональный праздник для всех, кому по долгу службы приходится исполнять свой долг и решать важные задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных и подводных кораблей, судов обеспечения в различных регионах земного шара – от ледяных арктических морей до жарких и влажных тропиков.

В Минобороны подчеркивают, что штурманская специальность, которая появилась в России одновременно с первыми кораблями, в высшей степени востребована и сегодня и является одной из самых главных специальностей в ВМФ. Без работы штурманов невозможно представить себе ни движение кораблей, ни их действий по применению находящегося на борту штатного вооружения. К примеру, только в 2016 году конкурс в военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность по России составлял 3,5 человека на место, а флот по-прежнему заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления.

Читайте также:  С каких высот и самолетов прыгают десантники с парашютом

По словам главного штурмана ВМФ России, к штурманской службе флота в настоящее время относится более 10 учебных подразделений, главными из которых по праву являются кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях, расположенных в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде и во Владивостоке, кафедры, ведущие подготовку специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) в Санкт-Петербурге и во Владивостоке, а также в учебных центрах ВМФ России. В распоряжении штурманской службы в настоящее время есть все необходимое для качественной подготовки и переподготовки специалистов – учебные аудитории и лаборатории, специальные тренажеры. Для морской подготовки будущих штурманов на флоте широко применяются несколько учебных кораблей, а также 10 учебных катеров.

В современных реалиях процесс подготовки штурманов для российского флота учитывает и процесс его активного обновления техникой в соответствии с реализуемой государственной кораблестроительной программой. Сегодня состав флота ежегодно пополняется надводными и подводными кораблями новых поколений, оснащенными новым вооружением и техникой, в том числе современными навигационными комплексами и системами. Перед флотом России сегодня стоят важные задачи, которые заключаются в действиях в составе межвидовых, разнородных и однородных группировок в различных районах мирового океана. Это требует качественной профессиональной подготовки специалистов для флота, в том числе и штурманов.

25 января «Военное обозрение» поздравляет всех штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации и ветеранов штурманской службы с профессиональным праздником.

Образование

Сегодня в ВМФ России отмечается День штурмана

В настоящее время в Вооруженных Силах России отмечается День штурмана Военно-Морского Флота. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв поздравил штурманских специалистов флота, ветеранов штурманской службы, отметив, что «сегодня, когда корабли и подводные лодки решают ответственные задачи военно-морского присутствия в Мировом океане, роль и ответственность флотских штурманов существенно возросла».

Штурманская служба Военно-Морского Флота насчитывает около 3000 специалистов, около 1000 из которых – офицеры. Это также более 200 человек профессорско-преподавательского состава военно-морских учебных заведений, около 50 из которых имеют учёную степень, а более 30 — учёное звание. Это праздник всех, кто по долгу своей службы исполнял и исполняет важнейшие задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения — от тропиков до арктических широт.

Как рассказал главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк, мероприятия, приуроченные ко Дню штурмана ВМФ, пройдут на Северном, Тихоокеанском, Черноморском, Балтийском флотах и Каспийской флотилии. В Санкт-Петербурге в Военно-морском институте – Морском корпусе Петра Великого состоится торжественное собрание, в котором примут участие флагманские штурманы Ленинградской военно-морской базы, профессорско-преподавательский состав Военно-морской академии, Военного института дополнительного профессионального образования, Военно-морской академии, учебных центров подводных лодок и надводных кораблей, слушатели и курсанты, а также нахимовцы.

Как подчеркнул контр-адмирал Эдуард Луйк, «штурманская специальность, возникшая одновременно с появлением в России первых кораблей, сегодня в высшей степени востребована и является одной из главных специальностей в Военно-Морском Флоте, без которой невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению штатного вооружения».

По итогам боевой подготовки передовыми являются штурманские службы Северного и Тихоокеанского флотов, возглавляемые главными штурманами капитанами 1 ранга Игорем Зиким и Алексеем Даниловым. Высоко оценивается работа флагманских штурманов подводных сил ВМФ капитанов 1 ранга Александра Борцова и Юрия Козина, а также флагманских штурманов Беломорской, Крымской и Ленинградской военно-морских баз.

По словам главного штурмана ВМФ, «на флотах, в учебных заведениях ВМФ продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения задач в штурманском деле».

Для этого в целях повышения качества подготовки специалистов проводится целевая подготовка курсантов и слушателей учебных заведений на выпускном курсе на предстоящую должность, экзамены по специальности принимаются на кораблях и катерах в море в ходе самостоятельного несения штурманской вахты. Стали регулярными конкурсы по специальности в масштабе ВМФ на лучшего штурмана и лучший корабельный расчёт ГКП-БИП-штурман (Главный командный пункт корабля – боевой информационный пост – штурман), внедрена практика проведения специальных сборов руководящего состава штурманских служб по обмену передовым опытом решения задач по флотам.

Сборы штурманов в 2016 году проведены в Санкт-Петербурге, Севастополе, Махачкале, Владивостоке, а в текущем 2017 году спланированы в Североморске и Северодвинске.

Стали практиковаться выборочные проверки штурманских служб флотов и кораблей с привлечением для оценки уровня подготовки профессоров и преподавателей кафедр военно-морских образовательных учреждений. В 2016 году в ходе таких выборочных проверок была произведена оценка подготовленности 9 штурманских служб соединений, 10 районов гидрографических служб, около 60 кораблей и 44 судов обеспечения. Был проверен уровень индивидуальной штурманской подготовки у более 600 офицеров и судоводителей.

Коренным образом изменились подходы к штурманской подготовке курсантов всех специальностей в военно-морских училищах. Работа направлена на освоение обязанностей вахтенного штурмана, на решение навигационных задач кораблевождения в море на учебных кораблях, учебных катерах и кораблях флота.

Первые положительные результаты уже есть. Так, в период штурманской практики на учебном корабле «Смольный» подготовлены и допущены к самостоятельному несению штурманской вахты курсанты Тихоокеанского ВВМУ. Добиваются отличных результатов в подготовке и претендуют на золотую медаль курсанты 5-го курса Военно-морского института. В ближайшее время у выпускников начнётся стажировка на тех кораблях и должностях, на которые они будут назначены и где будут служить. Их задача – получить допуск к самостоятельному исполнению обязанностей. Проявлением роста престижа штурманской специальности является увеличение количества абитуриентов, желающих поступать в военно-морские училища на штурманскую специальность.

Конкурс в военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность в 2016 году составил 3,5 человек на место. Флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на 1курс на штурманскую специальность. На сегодняшний день произведен отбор воспитанников Нахимовского военно-морского училища для поступления в высшие военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность в 2017 году.

По информации главного штурмана ВМФ, к штурманской службе ВМФ относится более 10 учебных подразделений, основными из которых являются кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии , кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях во Владивостоке, Севастополе, Санкт-Петербурге и Калининграде, кафедры, ведущие подготовку специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) во Владивостоке и Санкт-Петербурге, а также в учебных центрах Военно-Морского Флота.

В распоряжении штурманской службы — учебные лаборатории и аудитории, специальные тренажёры. Для морской подготовки будущих штурманов используются несколько учебных кораблей и 10 учебных катеров.

«Подготовка штурманов ВМФ России сегодня учитывает активное обновление флота в соответствии с Государственной кораблестроительной программой, получения в состав Военно-Морского Флота надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащение сил ВМФ новым вооружением, современными навигационными комплексами и системами. Перед кораблями ВМФ России стоят ответственные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых, разнородных и однородных группировок. Это требует от специалистов штурманских служб флотов еще более высокой профессиональной подготовки» , — подытожил контр-адмирал Эдуард Луйк.

День штурмана Военно-морского флота РФ

Если в России 25 января задать вопрос о том, какой праздник сегодня отмечается, то подавляющее большинство людей вспомнит, конечно же, о Татьянином дне – дне студента.

Но только ли Татьянин день (как главный день Московского государственного университета отмечается) 25 января? Не только. 25 января – это ещё и дата, которая напрямую связана с российским флотом России, так как именно в этот день свой профессиональный праздник отмечают штурманы ВМФ РФ. Впервые 25 января стало официальной датой празднования Дня штурмана в 1997 году на основании указа российского президента от 15 июля 2006 года. Указ представлял перечень воинских праздников России и носил название «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

Дата была выбрана в соответствии с историческими предпосылками. 25 января 1701 года Петром Первым был подписан указ об открытии первой в стране штурманской (навигацкой) школы. Располагалась штурманская школа, необходимость открытия которой назрела в связи с появлением у России собственного военного флота, в Москве. Зданием школы, которая получила название «Школа математических и навигацких наук», стала Сухарева башня.

Петровский приказ предполагал обучение в навигацкой школе не только штурманов, но и артиллеристов, морских инженеров. По сути, это было полноценное многопрофильное военное училище, в котором преподавательской работой занимались выдающиеся личности того времени: Яков Брюс, Генри Фарварсон, Ричард Грейс. Это, как бы сейчас сказали, привлечённые из-за рубежа квалифицированные кадры. В навигацкой школе преподавательской деятельностью занимались и отечественные учёные и военные. Одно из наиболее известных имён – Леонтий Магницкий (Теляшин) – выдающийся российский математик, создатель первого в России математического справочника. Кстати, с 1732 года именно Леонтий Магницкий возглавил школу.

Читайте также:  Когда в России отмечается день военно-морского флота

В 1710 году в России издаются “Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту”. В этих инструкциях определялись обязанности должностных лиц на флоте. Один из разделов говорит о штурманской службе:

В появившемся в России в 1720 году уставе регламентируется служба штурманов на флоте более подробно. Так, на борту корабля в зависимости от количества орудий устав предполагал наличие одного или двух штурманов и подштурманов (петровский аналог должности заместителя корабельного штурмана). Сама же штурманская должность определялось как средняя по значимости между шкипером и боцманом. Два штурмана полагались для военного корабля, на которого было свыше 50 пушек. В арсенал средств, которые находились в распоряжении корабельного штурмана, входили: лоты, песочные часы, магниты и магнитные стрелки (компасы), линейки, навигационные карты и атласы, циркули, градштоки.

В обязанности штурмана петровских времён входил осмотр руля, ведение исчисления глубин, скорости ветра, течения, определение типа донного грунта (если это было возможности при наличествующей глубине). Штурманы становились, по сути, и гидрографами, и картографами, нанося на бумагу отметки об обнаруженных течениях, мелях, о контуре береговой линии. Мало того, штурман был обязан вести и преподавательскую деятельность. Если на корабле присутствовали воспитанники военно-морских школ и училищ, то штурман должен был в течение примерно полутора часов в сутки уделять внимание для обучения их навигацкому делу.

Конечная цель службы военного штурмана предполагала действия, направленные на то, чтобы корабль за минимально возможное для его параметров время мог достичь конечной точки маршрута. Если же во время похода корабль терпел «навигацкую аварию» (например, садился на мель), результатом которой становилась невозможность действенно противостоять силам противника, то штурмана (если он при этом выживал) приговаривали к суровому наказанию. Вариантов наказания было два: либо каторжные работы, либо смертная казнь («штраф смертный»). Мотивация для совершенствования качества выполнения служебных обязанностей – запредельная!

Просуществовала открытая царём Петром школа математических и навигацких наук до 1753 года, выпустив за это время более 5000 тысяч специалистов в самых разных сферах военной и инженерной деятельности, из которых около 750 человек стали профессиональными морскими штурманами.
Штурманская служба по праву получила неофициальное название «зрения флота». Без работы военных штурманов корабли действительно становились бы «слепыми котятами» на бескрайних морских просторах. По понятным причинам, ни один морской поход не мог обойтись без штурманского труда и таланта. Не может и сейчас, когда навигационное оборудование кораблей позволяет экипажу корабля решать самые амбициозные задачи, не обращая внимания на погодные условия, время суток и характер операции. Появление на борту кораблей современного оборудования предъявляет экипажу, и штурманскому составу в том числе, особые требования – необходимость не только эффективно таким оборудованием пользоваться, но и принимать наиболее оптимальные решения при возникновении конкретной ситуации в зависимости от поставленной командованием задачи.

В этой связи особую роль играют участившиеся на российском флоте тренировки штурманских расчётов по обеспечению безопасности мореплавания. Одна из таких тренировок предполагала использование электронной навигационно-информационной системы «Аляска-Ч», которая позволяет моделировать элементы прохождения проливов в условиях наличия препятствий, например, мелей.

Система позволяет вводить дополнительные параметры, усложняющие процесс прохождения. В качестве примера можно привести учения на Балтике, когда военные штурманы работали над эффективным прохождением пролива Большой Бельт в условиях неблагоприятной гидрометеорологической обстановки. Тренировки прошли успешно. Повышение числа таких тренировок позитивно сказывается на уровне подготовки экипажей кораблей ВМФ РФ.

Сегодня в ВМФ России отмечается День штурмана

Штурманская служба Военно-Морского Флота насчитывает около 3000 специалистов, около 1000 из которых – офицеры. Это также более 200 человек профессорско-преподавательского состава военно-морских учебных заведений, около 50 из которых имеют учёную степень, а более 30 — учёное звание. Это праздник всех, кто по долгу своей службы исполнял и исполняет важнейшие задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания надводных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения — от тропиков до арктических широт.

Как рассказал главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк, мероприятия, приуроченные ко Дню штурмана ВМФ, пройдут на Северном, Тихоокеанском, Черноморском, Балтийском флотах и Каспийской флотилии. В Санкт-Петербурге в Военно-морском институте – Морском корпусе Петра Великого состоится торжественное собрание, в котором примут участие флагманские штурманы Ленинградской военно-морской базы, профессорско-преподавательский состав Военно-морской академии, Военного института дополнительного профессионального образования, Военно-морской академии, учебных центров подводных лодок и надводных кораблей, слушатели и курсанты, а также нахимовцы.

Как подчеркнул контр-адмирал Эдуард Луйк, “штурманская специальность, возникшая одновременно с появлением в России первых кораблей, сегодня в высшей степени востребована и является одной из главных специальностей в Военно-Морском Флоте, без которой невозможно представить себе ни движение корабля, ни его действия по применению штатного вооружения”.

По итогам боевой подготовки передовыми являются штурманские службы Северного и Тихоокеанского флотов, возглавляемые главными штурманами капитанами 1 ранга Игорем Зиким и Алексеем Даниловым. Высоко оценивается работа флагманских штурманов подводных сил ВМФ капитанов 1 ранга Александра Борцова и Юрия Козина, а также флагманских штурманов Беломорской, Крымской и Ленинградской военно-морских баз.

По словам главного штурмана ВМФ, “на флотах, в учебных заведениях ВМФ продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения задач в штурманском деле”.
Для этого в целях повышения качества подготовки специалистов проводится целевая подготовка курсантов и слушателей учебных заведений на выпускном курсе на предстоящую должность, экзамены по специальности принимаются на кораблях и катерах в море в ходе самостоятельного несения штурманской вахты. Стали регулярными конкурсы по специальности в масштабе ВМФ на лучшего штурмана и лучший корабельный расчёт ГКП-БИП-штурман (Главный командный пункт корабля – боевой информационный пост – штурман), внедрена практика проведения специальных сборов руководящего состава штурманских служб по обмену передовым опытом решения задач по флотам.

Сборы штурманов в 2016 году проведены в Санкт-Петербурге, Севастополе, Махачкале, Владивостоке, а в текущем 2017 году спланированы в Североморске и Северодвинске.

Стали практиковаться выборочные проверки штурманских служб флотов и кораблей с привлечением для оценки уровня подготовки профессоров и преподавателей кафедр военно-морских образовательных учреждений. В 2016 году в ходе таких выборочных проверок была произведена оценка подготовленности 9 штурманских служб соединений, 10 районов гидрографических служб, около 60 кораблей и 44 судов обеспечения. Был проверен уровень индивидуальной штурманской подготовки у более 600 офицеров и судоводителей.

Коренным образом изменились подходы к штурманской подготовке курсантов всех специальностей в военно-морских училищах. Работа направлена на освоение обязанностей вахтенного штурмана, на решение навигационных задач кораблевождения в море на учебных кораблях, учебных катерах и кораблях флота.
Первые положительные результаты уже есть. Так, в период штурманской практики на учебном корабле “Смольный” подготовлены и допущены к самостоятельному несению штурманской вахты курсанты Тихоокеанского ВВМУ. Добиваются отличных результатов в подготовке и претендуют на золотую медаль курсанты 5-го курса Военно-морского института. В ближайшее время у выпускников начнётся стажировка на тех кораблях и должностях, на которые они будут назначены и где будут служить. Их задача – получить допуск к самостоятельному исполнению обязанностей. Проявлением роста престижа штурманской специальности является увеличение количества абитуриентов, желающих поступать в военно-морские училища на штурманскую специальность.

Конкурс в военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность в 2016 году составил 3,5 человек на место. Флот заинтересован в качественном отборе кандидатов для поступления на 1курс на штурманскую специальность. На сегодняшний день произведен отбор воспитанников Нахимовского военно-морского училища для поступления в высшие военно-морские учебные заведения на штурманскую специальность в 2017 году.
По информации главного штурмана ВМФ, к штурманской службе ВМФ относится более 10 учебных подразделений, основными из которых являются кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-морской академии , кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях во Владивостоке, Севастополе, Санкт-Петербурге и Калининграде, кафедры, ведущие подготовку специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) во Владивостоке и Санкт-Петербурге, а также в учебных центрах Военно-Морского Флота.

В распоряжении штурманской службы — учебные лаборатории и аудитории, специальные тренажёры. Для морской подготовки будущих штурманов используются несколько учебных кораблей и 10 учебных катеров.
“Подготовка штурманов ВМФ России сегодня учитывает активное обновление флота в соответствии с Государственной кораблестроительной программой, получения в состав Военно-Морского Флота надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащение сил ВМФ новым вооружением, современными навигационными комплексами и системами. Перед кораблями ВМФ России стоят ответственные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых, разнородных и однородных группировок. Это требует от специалистов штурманских служб флотов еще более высокой профессиональной подготовки” , — подытожил контр-адмирал Эдуард Луйк.

Ссылка на основную публикацию