Когда и где будет проходить Международный военно-морской салон «МВМС-2020»

Новые авианосец и БДК станут звездами военно-морского салона в Санкт-Петербурге

Главные новинки и основные экспонаты IX Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

IX Международный военно-морской салон откроется 10 июля в Санкт-Петербурге. Экспозиция салона разместится в павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» общей площадью свыше 15000 кв. метров, на открытых площадях и акватории Финского залива, а также у причалов Морского вокзала. Корреспондент Федерального агентства новостей выяснил, какие новинки и экспонаты салона ждут посетителей.

Первоначально предполагалось совместить это мероприятие по датам проведения с проводившимся в Подмосковье 25—30 июня Международным военно-техническим форумом «Армия-2020». Но такое решение создавало серьезные трудности как для участников, так и для гостей салона и форума. В итоге организаторы МВМС подали заявление в Минпромторг о переносе дат проведения салона на первую половину июля…

Как и на восьми предыдущих, на IX МВМС будут продемонстрированы возможности предприятий по проектированию и производству военно-морской и морской техники, вооружения, судового оборудования, комплектующих систем, элементов и материалов.

Организатором МВМС-2020 является министерство промышленности и торговли РФ. Также салон проводится при участии министерства обороны РФ, министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, правительства Санкт-Петербурга и Рособоронэкспорта.

Примечательно, что несмотря на непростую международную обстановку и антироссийские санкции стран Запада, МВМС продолжает сохранять статус международного мероприятия. Например, среди его участников числятся не только отечественные АО «ОСК», ГК «Ростех», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение, ОАО «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр», но и иностранные предприятия, такие как BrahMos Aerospace (Индия), BunSun Electronics Co. Ltd. (Китай), EAO AG (Швейцария), Icotek GmbH (Германия), ODU GmbH & Co. KG (Германия), SonarTech Co., Ltd (Республика Корея) и так далее.

Добавим к этому информацию, озвученную 5 июля представителем департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитаном 1 ранга Игорем Дыгало.

«Планируется, что МВМС-2020 посетят около 50 официальных делегаций из более чем 30 государств. В настоящий момент уже зарегистрировано более 350 участников, из них 28 иностранных компаний из 19 стран», — заявил он.

Стоит также упомянуть еще один момент, подчеркивающий статус российского ОПК как одного из ведущих игроков на международном военно-морском «поле». Накануне открытия МВМС-2020 пресс-служба Рособоронэкспорта опубликовала информацию, согласно которой портфель заказов компании в части продукции для ВМС превышает 5 млрд долларов.

«Это на несколько лет вперед обеспечивает загрузку предприятий, которые в рамках импортозамещения добились возможности строить корабли полностью из российских комплектующих», — сообщили в пресс-службе компании.

По словам главы Рособоронэкспорта Александра Михеева, компания поставляет корабли различных классов, от кораблей океанской зоны до патрульных катеров и десантно-штурмовых лодок, а также полный набор вооружения и техники для них.

«Кроме того, мы готовы к трансферу технологий в данной области и имеем компетенции в строительстве и оснащении береговых инфраструктурных объектов», — добавил глава компании.

Впрочем, вернемся к описанию МВМС-2020.

В рамках конгрессно-делового раздела салона будет проведено более 20 мероприятий, в том числе четыре научные конференции, из которых, как нам кажется, наибольший интерес представляет X Международная конференция «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях».

Ну и, конечно, столь представительное мероприятие, как IX Международный военно-морской салон, никак не могло обойтись без парусов, летящих над волнами. Поэтому при поддержке Парусного союза Санкт-Петербурга будет проведена ставшая традиционной детская парусная регата на приз МВМС.

Впрочем, будем честными: большую часть посетителей салона будут интересовать отнюдь не парусные суда. Хотя появление на Неве в преддверии Главного военно-морского парада реплики флагмана Петра Великого, парусного линейного корабля «Полтава» — это, конечно, событие.

И все же большинство гостей МВМС-2020 придет взглянуть на современные боевые корабли и катера.

Эскадра у Морского вокзала

К сожалению, уже ставшее с 2015 года привычным отсутствие на салоне иностранных вымпелов, похоже, останется неизменным. Отчасти, впрочем, оно будет компенсировано большим количеством вымпелов российских. В частности, у причалов Морского вокзала и на прилегающей акватории будут представлены следующие единицы:

Фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Головной фрегат этого проекта, «Адмирал флота Советского Союза Горшков», с 26 февраля совершает первый в своей истории дальний морской поход, де-факто завершая к текущему времени настоящую «кругосветку».

Корвет проекта 20380 «Стойкий». Любопытно, что на данный момент этот корвет вместе со своим «систершипом» «Бойким» завершает дальний поход в Северную Атлантику. В ходе этого похода корветы Балтийского флота не только провели электронные пуски противокорабельных ракет и отразили воздушный налет условного противника, но и, как считается, осуществили слежение за натовскими кораблями, принимавшими участие в противолодочных учениях Dynamic Mongoose 2020.

Читайте также:  Когда в России отмечается день танкиста

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Мытищи». Это головной МРК из числа новейших «Каракуртов». Бывший «Ураган», угодивший под «пресс» новых веяний в отечественной каронимике.

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Серпухов». Это пятый «Буян-М». Первоначально вошел в состав 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота. В августе 2016 года совместно с однотипным МРК «Зеленый Дол» нанес удар «Калибрами» из восточной части Средиземного моря по объектам джихадистов в Сирии. Позже совершил переход в Балтийск, где вошел в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтфлота.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Евгений Кочешков». Корабли этого проекта (шифр «Зубр») относятся к самым большим кораблям на воздушной подушке в мире. Первоначально ожидалось, что на салон отправится «систершип» «Кочешкова» — «Мордовия», но этот корабль пока остается в ремонте, что и вызвало замену.

Десантный катер проекта 21820 «Мичман Лермонтов». Шифр проекта — «Дюгонь». «Лермонтов» является представителем серии новейших российских десантных катеров на воздушной каверне. Предназначен для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колесной и гусеничной техники.

Новейший скоростной транспортно-десантный катер проекта 02510 (он же «БК-16») «Д-2110». Предназначен для использования подразделениями спецназначения при проведении операций на реках или в прибрежной морской зоне. Построен на судостроительном заводе «Рыбинская верфь» (входит в АО «Концерн «Калашников»).

Патрульный катер проекта 12150 «П-389». Шифр проекта — «Мангуст».

Безэкипажный катер типа «Сканда». Выполненный на базе моторной лодки БЛ-680 он предназначен для оснащения противоминных кораблей проекта 12700.

Большой гидрографический катер проекта 19920 «Евгений Гницевич». Шифр проекта — «Баклан». БГК проекта 19920 занимаются обеспечением боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, военно-морских баз и полигонов.

Многофункциональный модульный катер проекта 23370 «Валерий Рождественский». Представляет собой универсальную платформу катамаранного типа с большим рабочим участком главной палубы и с установленным на нем комплексом съемного специализированного оборудования и технических средств, в том числе в составе контейнерных модулей.

Пограничный патрульный корабль 2 ранга проекта 22120 «Камчатка». Шифр проекта — «Пурга». «Камчатка» относится к серии скоростных многоцелевых кораблей береговой охраны ледового класса.

Пограничный сторожевой катер 1 ранга проекта 12200. Шифр проекта — «Соболь». Катер предназначен для перехвата быстроходных целей, охраны прибрежной зоны, обеспечения сохранности природных ресурсов, охраны прибрежных коммуникаций, судов, искусственных сооружений.

Пограничный сторожевой катер 2 ранга проекта 12150. Все тот же «Мангуст», но уже не в варианте катера ВМФ, а в варианте катера Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Именно такие катера стали одними из главных героев прошлогодних событий на Азовском море.

А также рейдовый водолазный катер проекта 23040 «РВК-1064», морской буксир проекта 02790 «МБ-95» и судно на воздушной подушке СНВ П-900. Всего, согласно информации организаторов, на МВМС-2020 анонсировано появление 17 кораблей, катеров и судов из состава Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ России, а также 20 катеров предприятий-участников салона.

От «Ламантина» до «Бореев»

Отметим, что отсутствует какая-либо информация о появлении на салоне отечественных эсминцев и подводных лодок. Это может говорить о том, сколь непростая ситуация с кораблями этих классов сложилась на Балтийском флоте к 2020 году.

Добавим к этому еще один момент. Все еще под вопросом остается успешная реализация озвученных на МВМС-2020 масштабных планов по наращиванию сил и средств ВМФ России, особенно в части надводных кораблей дальней морской зоны. Таким образом, процесс обновления корабельного состава ВМФ дается отечественному ОПК непросто.

Впрочем, не будем впадать в пессимизм, тем более что от Международного военно-морского салона российская общественность привыкла ожидать позитивным новостей. Думается, МВМС-2020 тут не станет исключением. К тому же, в прессу уже просочились сообщения о сенсациях и звездах грядущего салона. К числу последних можно отнести, например, следующие анонсы.

Невское проектно-конструкторское бюро впервые представит концепт нового российского перспективного авианосца. Шифр проекта — «Ламантин». Судя по всему, это будет промежуточный вариант между ранее уже показанными концептами тяжелого многоцелевого авианосца проекта «Шторм» (водоизмещение — до 90 тысяч тонн) и легкого многоцелевого авианосца проекта «Шторм-КМ» (водоизмещение — 40,5 тысяч тонн).

Помимо «Ламантина», Невское проектно-конструкторское бюро также впервые представит модель и характеристики экспортного варианта большого десантного корабля доработанного проекта 11711, шифр «Кайман». Напомним, что именно по доработанному проекту, подразумевающему увеличение водоизмещения до 7—8 тысяч тонн, 23 апреля была заложена вторая пара «11711»-х, получивших названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».

Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» впервые представит модель средней многоцелевой подводной лодки П-750Б с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) замкнутого цикла.

Читайте также:  Можно ли получить водительские права без военного билета

НПО «Пожарная автоматика сервис» представит обновленный комплекс обнаружения пожара. Причем сразу в двух вариантах: «Гамма-02М» для гражданских судов и «Гамма-02Ф» для военных кораблей. Думается, что в свете недавней трагедии, связанной с пожаром на глубоководном аппарате ВМФ, комплексы «Гамма» приобретают особую актуальность.

Кроме того, ожидается, что производители покажут натурные образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» и 57-миллиметровой автоматической облегченной артиллерийской установки АУ-220М, модели фрегата проекта 11661 «Гепард-3.9» и корвета проекта 20382 (шифр «Тигр») в новом экспортном облике, а также модель противоминного корабля базовой зоны проекта 12701Э «Александрит-Э» и модель МРК проекта 22800Э «Каракурт-Э».

Также не исключено, что именно во время МВМС-2020 будет опубликовано сообщение о подписании госконтракта с «Объединенной судостроительной корпорацией» на постройку двух ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955А, шифр «Борей-А».

Как мы видим, программа IX Международного военно-морского салона обещает стать весьма насыщенной и интересной.

10, 11 и 12 июля выставочная экспозиция МВМС будет открыта для специалистов, а 13—14 июля салон распахнет свои двери для всех желающих.

Противоминные комплексы на Международном военно-морском салоне МВМС-2020

Оригинал взят у коллеги mina030 в Противоминные комплексы на МВМС-2020.

Интегрированная система поиска и уничтожения мин «Александрит-ИСПУМ-Э» (ГНПП «Регион», г.Москва).

Предназначен для поиска и уничтожения морских мин (в т.ч. на ПМК пр.12701 «Александрит-Э»).

В состав комплекса входят:

• самоходный подводный аппарат (СПА);• транспортируемые изделия размещаемые на СПА – полезная нагрузка (ПН) , буй-обозначитель (БО);• буксируемое тело (БТ);• подъемно-опускное устройство с расположенным на нем подкильным антенным модулем;• комплекс аппаратно-программных средств управления (КАСУ);• система лебедочная кабельная (СЛК) с грузонесущим элекрооптическим кабелем;• подсистема специального электропитания (СЭП)• прибор электропитания подводных аппаратов;• корабельная часть телевизионной системы (ТВС);• оборудование технологическое.

Скрины с рекламного видео ГНПП «Регион»:

Важно: наличие в составе ИСПУМ 3 отдельных ГАС, и в т.ч. низкочастотных режимов работы ГАС миноискания.

Обращает на себя внимание определенная «избыточность» по сложности ГАС («многочастотная ГАС»), в отличии от большинства ГАС миноискания имеющей низкочастотный тракт поиска и высокочастотный классификации.

• глубины: 10-300 метров;
• море до 3 баллов включительно;
• скорость при поиске подкильной ГАС до 10 уз;
• скорость при поиске с БТ до 12 узлов;
• максимальное заглубление БТ 150 метров;
• скорость при поиске с СПА 6 уз.

ГНПП «Регион» сейчас разрабатывает гражданскую версию комплекса:

Комплекс ТНПА «Янтарь» (ООО «НКППП «ИДРОБАЛТИКА», г.Калининград).

Одним из самых интересных моментов МВМС-2020 стало широкое представление на российском рынке всей линейки ТНПА PLUTO (под российским брендом «Янтарь»).

Скрины с рекламного видео и фото ТНПА и рекламной продукции ООО «НКППП «ИДРОБАЛТИКА».

«Полная» и «минимальная» консоли управления ТНПА, линейка предложений ТНПА PLUTO, экран ГАС ближнего поиска, буксируемый буй связи, применение ТНПА PLUTO PLUS c беспилотного катера (БЭК).

Наряду с ГАС «ближнего обзора» (размещена под прозрачным обтекателем в одном блоке с оптическими средствами), представленный образец ТНПА PLUTO PLUS был оснащен ГАС «дальнего поиска».
За счет применения тонкого кабеля (диаметр 3.5мм и длиной 2км), обеспечено применение ТНПА на высоких течениях (до 3 уз) и волнении моря до 4 баллов.

ТНПА PLUTO PLUS имеет умеренную массу (320 кг без «полезной нагрузки»), возможность применения как «тяжелых» боевых частей («полезных нагрузок») массой порядка 100кг, так и малых. Представленный на МВМС-2020 образец ТНПА PLUTO PLUS был укомплектован весо-габаритным макетом полезной нагрузки массой (на воздухе) 45кг.

Кратко и исчерпывающе ТНПА PLUTO PLUS можно охарактеризовать словами: «простота и функциональность». PLUTO имеют очень простую, в ряде технических моментов даже «примитивную» конструкцию, но при этом весьма функциональны при решении задач ПМО (и иных), надежны, имеют умеренную стоимость ( A gennaio 2009 deciso l’acquisto dei primi 2 nuovi ROV Pluto Gigas, per 3.449.917 €, Gaymarine Srl, Acquisizione di 2 Remotely Operated System (ROS) – Pluto Plus -, euro 1.368.040,00).

Огромный опыт применения ТНПА PLUTO при решении различных задач, позволил до совершенства отработать конструкцию и методику применения ТНПА. В силу этих причин они пользуются большим успехом не только в ВМС Италии, но и других странах, вплоть до попыток их копирования (например, в Китае).

Много лет назад, на 1 курсе ВВМУ им.Фрунзе, в увольнении купил книгу Романова о гибели “Комсомольца” (еще первое издание, в желтой мягкой обложке), и на одной из первых лекций по ТУЖК (“Теория устройства и живучести кораблей”) спросил уважаемого и заслуженного преподавателя (кап. 1 ранга, бывший Нач. кафедры ТУЖК в Баку) об этой книге. Он ответил. дословно:
– Это пощечина всему офицерскому корпусу ВМФ, но пощечина абсолютно заслуженная. Я купил ее своему сыну-подводнику с наказом перечитывать перед каждой боевой службой.

Читайте также:  Берут ли на службу в армию граждан с судимостью

PLUTO (“Янтарь”) на МВМС – такая же пощечина – и нашему ВМФ и нашему ОПК.

Из диалогов в последний день салона:

– Нельзя их к нам на рынок пускать! Уже “хранцузами” “наелись”!
– Они не “хранцузы”, и у них все работает .
– Да у них все просто и элементарно, что . [названия ряда отечественных фирм работающих по тематике ТНПА] не смогут такое же сделать.
– Смогут. Точнее – могли. Бы. НО НЕ СДЕЛАЛИ. Что им мешало? И если даже не для ВМФ то для . [крупный гражданский заказчик, искавший такие ТНПА]. Что мешало им сделать?
Сейчас, – да смогут. Но через сколько ЛЕТ? – ибо это новый ОКР (т.е. 2-4 года)! А требования к этому ОКР у нас кто-то в состоянии выдать. Ибо по-хорошему нужен серьезный комплексный экспериментальный НИР по тематике! А это года два – только на НИР (который еще нужно открыть!). Единственной альтернативой была “Маевка”, но ее “убили”, ГК уволен. ВСЕ, сегодня нам просто негде взять тяжелый ТНПА ПМО. И в этих условиях отказываться от предложений “ИДРОБАЛТИКИ” просто глупо.

И еще один фактор, – да их ТНПА ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ. Даже “примитивные”. Но они работают. и успешно решают свои задачи. И это тоже урок нашим разработчикам и флоту, – в том плане, что в изделий и комплексы пихают фантастические требования и “возможности”, не думая о цене, сроках, массовости и простоте эксплуатации! Так что пусть учатся у заграницы. – и те и другие!

Что мы по-сути имеем?

Да, на ПМК проекта 12700 установлен ИСПУМ. Как ГАС миноискания он очень и очень неплох (в “Регионе” акустическая школа очень сильная), однако избыточно сложен, и имеет очень высокую стоимость. Однако главная проблема ИСПУМ в другом: его ЕДИНСТВЕННЫЙ “молоток” (уничтожать мины) является крайне дорогостоящим “куском гидроакустического комплекса” весом в тонну, с физполями с которыми он подорвется на первой же “мине-защитнике”.

Т.е. ПМК пр.12700 с ИСПУМ – это “корабль до первой мины” (с современным взрывателем).

“Идею” СПА ИСПУМ у нас “позаимствовали” у шведов, но их “Дабл Иглы” с ГАС применялись именно как ГАС, а “молотками” (уничтожителями) мин были много более простые РАР-104

и новые малые ТНПА ПМО.

Еще одной проблемой ИСПУМ является крайне низкая взрывостойкость комплекса.

Проведение реальных испытаний на подрыв ПМК проекта 12700 с ИСПУМ, аналогично западным испытаниям тальщиков и кораблей “шок триалз” будет иметь просто катастрофические последствия, – как для техники, так и должностных лиц (поэтому таких испытаний у нас нет).

ТНПА PLUTO (“Янтарь”) в этой ситуации могут практически “спасти” проекта 12700, взяв на себя задачу уничтожения мин.

Имеют ли они недостатки? Да, например у них также не обеспечен подрыв на “минах-защитниках”, их ГАС не обеспечивают работу по заиленным минам (что успешно делала наша “Маевка”)

Ключевая особенность ТНПА PLUTO (“Янтарь”) – это большой радиус рабочей зоны и возможность работы на больших течениях (за счет применения тонкого, 3,5мм диаметром, информационного кабеля). Эта задача важна не только для ТНПА ПМО (где даже у ИСПУМ, по признанию разработчиков радиус рабочей зоны “до 500м”), но и для гражданского применения.

Вопрос работы на больших течениях, некоторое время назад очень остро (со скандальными подробностями) встал для одного из крупнейших операторов ТНПА в России.

К большому сожалению, его обращения к некоторым разработчикам отечественных ТНПА восприняты ими не были (предложения с их стороны были не те которые были нужны заказчику, а теми которые разработчики сами хотели делать) ..

И вот теперь пришел импорт .

ВМФ РФ? А им даже не задавалась никому из наших разработчиков создание аналогичных PLUTO ТНПА (даже в инициативном порядке)!

Работы по “малому ТНПА ПМО” формально начаты, но с “желаемыми флотом ТТХ” этот аппарат получит очень высокую стоимость (что заведомо “убивает” его идею), а организация работы по нему в промышленности носит характер “картельного сговора”.

Самоходных тралов в ВМФ уже нет (были) и не планируются, т.е. прикрывать ТНПА от “мин-защитников” просто нечем.

БЭК-неконтактные тралы “Челнок” списаны:

Концепция ВМФ “таскания” неконтактных тралов самими ПМК проекта 12700 “пузом по минам” – это заведомое посылание кораблей на убой.

Т.е. с точки зрения понимания современной противоминной войны была и есть “полная прострация” .

И в этой ситуации “простой, но функциональный и работающий” импорт (ТНПА PLUTO/”Янтарь”) для ВМФ фактически безальтернативен.

Ссылка на основную публикацию