Берут ли на госслужбу без службы в армии

Не служил в армии? Не годен к госслужбе

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву 1 . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву”(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

НАША СПРАВКА

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.

Читайте также:  Какие выражения прочно вошли в армейский сленг

Сергей Маврин, судья КС РФ:

“Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы”.

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Обязательно ли государевым людям служить в армии?

В СМИ появились новости о том, что Государственная Дума рассматривает несколько законопроектов, по которым мужчины, не прошедшие срочную службу в армии, не могут стать судьями, прокурорами или министрами. Как известно, в 2013 году Дума уже попыталась запретить уклонистам поступать на госслужбу. Посмотрим, что из этого вышло и что может получиться с новыми депутатскими инициативами.

Что говорит закон?

С 1 января прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Он предусматривал, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Проще говоря, уклонистам не место на госслужбе – таков был замысел законодателя. Для выявления таковых в закон о госслужбе также внесли норму о том, что при поступлении на работу граждане, пребывающие в запасе (а не только военнообязанные), обязаны представить военный билет.

«Не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований» – кто они?

Закон не говорит о том, как сделать так, чтобы он заработал. Поэтому потребовалось внести изменения в Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». В Положении появился раздел «Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

Порядок такой: когда перед призывной комиссией встает вопрос о зачислении в запас человека, который до 27 лет не служил, комиссия проверяет основания, по которым он не служил, и дает соответствующее заключение, если основания будут незаконные. Законными основаниями могут быть, например, такие: состояние здоровья, отсрочка из-за обучения в вузе. При этом гражданин обязан был состоять на воинском учете и подлежать призыву на военную службу. Надо отметить, что определенные категории граждан не подлежат призыву в армию: в их числе, например, кандидаты и доктора наук.

То есть из категории уклонистов автоматически выпадают негодные по состоянию здоровья, граждане, имевшие отсрочки по различным основаниям, а также те, кто по какой-то ошибке не стоял на воинском учете. Важно, что из категории уклонистов выпадают также все, кто зачислен в запас до 1 января 2014 года.

Открыт вопрос о тех гражданах, кто не был призван только потому, что не получал повестки, то есть не по своей вине выпал из поля зрения военкомата (например, из-за путаницы в делах). С одной стороны, они не служили без законного основания, а с другой, это произошло не по их вине. Как тут быть, закон не говорит. Этот вопрос может быть решен, например в суде.

И суд уже заинтересовался этим вопросом.

Что сказал Конституционный Суд?

30 октября 2014 года Конституционный Суд РФ по запросу Парламента Чеченской Республики рассмотрел вопрос о соответствии Конституции РФ положения Закона 170-ФЗ о невозможности поступления на госслужбу граждан, не служивших в армии. Конституционный Суд, как и обратившийся к нему чеченский парламент, критиковал норму закона как вводящую неравенство (дискриминацию). В основу аргументации неконституционности нормы были положены следующие тезисы:

  1. ограничение на доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии, фактически означает бессрочный запрет на замещение должностей госслужбы;
  2. это ограничение фактически является дисквалификацией, однако дисквалификация является видом наказания, назначаемым судом за правонарушения на определенный срок;
  3. таким образом, граждане, для которых установлен бессрочный запрет на госслужбу из-за того, что они не служили в армии, поставлены в заведомо худшее положение по сравнению с тем, для кого доступ к госслужбе ограничен в результате дисквалификации по решению суда или из-за наличия судимости, предполагающих ограничение доступа на определенный срок.

Короче говоря, Конституционный Суд в целом поддержал идею не брать на госслужбу тех, кто не служил в армии, но пожурил законодателя за введение бессрочного запрета госслужбы для уклонистов. Также Конституционный Суд признал конституционным то, что это правило может быть распространено только на тех, кто зачисляется в запас после 1 января 2014 года, даты вступления закона в силу.

Тем не менее, рассмотренная норма признана неконституционной, а законодатель не подправил ее, установив срочность запрета. Поэтому она не действует.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время нет запрета на госслужбу для уклонистов от армии.

Как сказку сделать былью?

Очевидно, что даже если бы норма действовала, то под ее действие попало бы очень незначительное число мужчин. Также очевидно, что это были бы только молодые мужчины от 1987 года рождения и младше (если речь идет о службе в армии по призыву). Все те мужчины, которые на 1 января 2014 года уже пребывали в запасе и находились на госслужбе, не потеряли бы свои места за «грехи юности» в виде «откоса» от армии.

Более того, если такая или аналогичная норма будет введена законодателем вновь (с учетом позиции Конституционного Суда), то она будет распространяться лишь на тех, кто будет уходить в запас после даты вступления закона в силу (то есть, на мужчин от 1988 года рождения и младше). Обратной силы закона в этом случае не может быть. То есть невозможно сделать так, чтобы все чиновники, незаконно не служившие в армии, должны были уйти с госслужбы. Это невозможно также по тому, что спустя годы будет очень сложно установить причины, по которым гражданин не был призван в армию.

Несмотря на первую неудачу, депутаты Государственной Думы вошли во вкус и теперь хотят запретить уклонистам быть министрами, депутатами, судьями, прокурорами и даже президентом и премьер-министром. Но, во-первых, новый запрет должен будет согласоваться с мнением Конституционного Суда и быть срочным, то есть преодолимым с течением времени. А во-вторых, новый запрет закроет доступ к власти только новым людям. Все старослужащие останутся на местах. Это касается и действующего премьер-министра, не служившего в армии, и многих других чиновников.

Читайте также:  Как встретить из армии дембеля, что ему подарить

Избежавших службы в армии лишат возможности работать в госструктурах и занимать должности на муниципальной службе

Внесены изменения в законодательство, направленные на повышение престижа воинской службы по призыву

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Его текст в среду был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки касаются тех жителей России, кто, несмотря на пригодность к военной службе и отсутствие уважительных причин, в армию все же не пошел. Для них с 1 января 2014 года будет заказан вход на государственную и муниципальную службу. Отслуживших в армии, наоборот, ждут некоторые привилегии при поступлении в вузы по ряду образовательным программ.

«В закон «О муниципальной службе в РФ» вносятся изменения, в соответствии с которыми в отношении граждан мужского пола, признанных призывными комиссиями субъектов РФ не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, установлено ограничение на замещение должностей государственной и муниципальной службы, — уточняется на сайте президента. — Кроме того, статья 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статья 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» дополнены нормами, в соответствии с которыми гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых президентом РФ и правительством РФ».

Главный редактор журнала «Национальная оборона», член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко считает, что поправка — знаковая вещь и дает возможность сделать срочную службу трамплином, социальным лифтом для молодых людей, которые достойно отслужили.

«Я уже давно говорю, что уклонисты — это социальные паразиты, которые не хотят исполнить свой долг перед государством. Служить в армии — это нормальная практика для цивилизованных стран, — уверен Коротченко. —

Запрет для тех категорий российских граждан, которые злостно не хотят исполнять свой долг перед страной, — это хорошо, потому что у нас надо сформировать патриотически настроенное чиновничество, а не социальных паразитов и иждевенцев. Если они не выполнили воинский долг, трудно ожидать от них хорошего несения государственной службы».

Кроме того, военный эксперт считает, что в законодательство следовало бы добавить положения о системе грантов для наиболее отличившихся за время службы в армии — предоставить квоту на обучение в престижных вузах России или возможность поступить в престижные зарубежные вузы, чтобы, вернувшись в страну, они могли приносить пользу государству.

Причем тех, кто после школы уехал учиться за границу, а вернулся после 27 лет, Коротченко приравнял к уклонистам: «Таким должна быть закрыта возможность поступления на госслужбу.

Пусть сначала отдаст долг родине, а потом едет учиться в Кембридж или Оксфорд».

«Для тех, кому состояние здоровья не позволяет служить, должны быть открыты равные возможности», — добавил он.

Представители комитетов солдатских матерей восприняли поправки не столь позитивно. Председатель российского комитета Валентина Мельникова с недоверием отнеслась к самой формулировке «отсутствие законных оснований для непрохождения военной службы».

«Тут вопрос, что является доказательством того, что парень сознательно не пошел на военку. Справка, которую выдает призывная комиссия, — это ерунда. Нелегитимный орган не может ограничивать в правах, а призывная комиссия существует три месяца, а потом распускается», — сообщила Мельникова «Газете.Ru».

По словам главной солдатской матери России, любой, кто захочет обжаловать справку призывной комиссии в суде, без труда выиграет дело.

Кроме того, Мельникова считает, что в любом случае желающих служить в государственных или муниципальных ведомствах не так много.

Председатель московского отделения комитета солдатских матерей России Дмитрий Пысларь охарактеризовал постановление как непродуманное. Он уверен, что это часть курса по изменению условий призыва.

Пысларь рассказал «Газете.Ru», что готовится постановление правительства, в соответствии с которым условия для призыва по состоянию здоровья становятся более широкими: так, если раньше мужчина с плоскостопием второй степени не призывался в армию, то после принятия постановления непризывными будут считаться лишь те, у кого плоскостопие как минимум третьей степени.

«Это очередной маразм, ни в какой стране этого нет. Путин ни одного дня не служил в армии. Медведев тоже не служил в армии, но они оба занимают государственные посты. Я категорически против того, что раз в армии не служил, то ты не можешь считаться военным человеком», — отметил бывший военный Дмитрий Пысларь.

Председатель ярославского отделения Комитета солдатских матерей России Андрей Курочкин также опасается, что поправки в Федеральный закон вкупе с готовящимся постановлением могут поставить под удар юношей, имеющих проблемы со здоровьем.

«Эта норма закона попытается обязать служить больных ребят. Ведь теперь, чтобы иметь законные основания по ограничению здоровья, надо быть практически инвалидом. Ребята будут запуганы и будут стараться скрыться или уклониться», — считает Курочкин. Впрочем, невозможность занимать посты в госструктурах — это, по его выражению, не смертельно: помимо госслужбы есть много работы в частном бизнесе.

Уклонистов от армии хотят вернуть на госслужбу

Пожизненный запрет на замещение должностей государственной и муниципальной службы для уклонистов от армии может быть отменен. Завтра Госдума намерена принять соответствующий законопроект во втором чтении. Ранее Конституционный суд раскритиковал действующее ограничение, указав, что уклонисты оказались в худшем положении, чем граждане, совершившие административное или уголовное нарушение. Последним, в частности, разрешено поступать на госслужбу после отбытия наказания и снятия судимости. Эксперты полагают, что законопроект должен повысить престиж воинской службы, однако опасаются, что он может помешать комплектованию госструктуры молодыми кадрами.

В пятницу Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в законы «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Документ внесли Андрей Красов, Виктор Заварзин (оба — «Единая Россия») и экс-депутат от ЕР, сенатор Франц Клинцевич после того, как КС признал несоответствующей Основному закону норму о пожизненном запрете для уклонистов занимать государственные должности. Такое ограничение, по мнению КС, «сопоставимо» с уголовным или административным наказанием. При этом наказание в виде запрета работать на госслужбе назначается нарушителям закона только судом и на конкретный срок — до 5 лет по УК в качестве основного, до 3 лет как дополнительное, в исключительных случаях — до 20 лет (например, для педофилов).

Авторы законопроекта предложили на пять лет запретить устраиваться на гражданскую или муниципальную службу гражданам, не служившим без уважительной причины. Депутаты также предложили на этот же срок ограничить их выезд за границу. Однако при рассмотрении в так называемом нулевом чтении положение о запрете на выезд убрали: против выступило правительство, указав на ограничение конституционного права граждан свободно покидать Россию.

Ко второму чтению профильный комитет по обороне увеличил срок запрета на замещение должностей госслужбы с пяти до 10 лет. Он будет отсчитываться с момента истечения срока для обжалования решения призывной комиссии либо вступления в силу решения суда. При этом военные комиссариаты обяжут уведомлять глав государственных или муниципальных органов о наличии у них уклонистов. В ответ госорганы должны будут отчитываться об увольнении таких сотрудников.

Мнение экспертов

Первый зампредседателя комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР) пояснил «Известиям», что в случае принятия закона не служившие в армии без уважительных причин смогут попасть на госслужбу через 10 лет после достижения предельного призывного возраста, то есть в 37 лет. Ограничение на такую службу, по словам Александра Шерина, не будет зависеть от того, привлекался ли человек к уголовной ответственности за уклонение от службы в армии или нет.

Для признания гражданина уклонистом не требуется решение суда, однако сам он имеет право в судебном порядке обжаловать решение призывной комиссии, заявил «Известиям» один из авторов инициативы, первый зампредседателя комитета по обороне Андрей Красов (ЕР). По словам депутата, законопроект призван повысить престиж службы в армии, военная служба — долг и обязанность гражданина РФ.

— Что мешает молодому человеку с 18 до 27 лет подумать о своем будущем и выбрать правильный путь, не совершать правонарушение, уклоняясь от своего гражданского долга? Те, кто проходит службу по призыву, выполняют задачу по защите государственных интересов, и мы должны в первую очередь говорить о преференциях для них, а не рассуждать о правах уклонистов, — заявил депутат, добавив, что законопроект планируется принять до конца сессии.

Доктор юридических наук Иван Соловьев полагает, что решения комиссий необязательно должны быть напрямую связаны с обвинительным приговором по ст. 328 УК РФ. По его словам, могут быть ситуации, когда дать уголовно-правовую оценку действиям уклониста невозможно.

Читайте также:  Можно ли получить загранпаспорт без военного билета

Глава комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (ЛДПР) полагает, что срок в 10 лет «слишком велик».

— В целом концепция верна, это не обычные трудовые права — все-таки человек идет служить. И должен быть какой-то переходный этап, который даст возможность кандидату реабилитироваться и доказать, что он желает связать свою жизнь с госслужбой. Но 10 лет — это достаточно много с учетом того, что средний возраст госслужащего растет, и молодежь там не задерживается. Главное, чтобы эти меры не исключили возможности полноценного комплектования государственной и муниципальной службы, — пояснил он.

Согласно УК РФ, за «уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 328) предусматривается до двух лет лишения свободы либо штраф до 200 тыс. рублей. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2016 году по этой статье были осуждены 596 человек.

Куда нельзя устроиться без службы в армии

RU 420 юристов сейчас на сайте

  1. Военное право
  2. Защита прав призывников

Здравствуйте. В 18 лет я откосил от армии, лежал по больницам…потом мне дали военный билет «зачислен в запас». Сейчас имеются проблемы при устройстве на работу, не прохожу службу безопасности, то есть они меня проверяют и не дают положительный ответ по мне. Можно как-нибудь исправить ситуацию? Допустим сходить в армию, сказать, что болезнь прошла и т.д. ? Мне 28 лет. Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • С каким диагнозом по зрению не берут в армию?
  • Могу ли я переехать в другой город, если по причине болезни не берут в армию?

Ответы юристов (2)

  • Все услуги юристов в Москве Оспаривание медицинских заключений военно-врачебных комиссий Москва от 30000 руб.

Работа в госслужбе без службы в армии

То есть из категории уклонистов автоматически выпадают негодные по состоянию здоровья, граждане, имевшие отсрочки по различным основаниям, а также те, кто по какой-то ошибке не стоял на воинском учете. Важно, что из категории уклонистов выпадают также все, кто зачислен в запас до 1 января 2014 года.

Открыт вопрос о тех гражданах, кто не был призван только потому, что не получал повестки, то есть не по своей вине выпал из поля зрения военкомата (например, из-за путаницы в делах). С одной стороны, они не служили без законного основания, а с другой, это произошло не по их вине.

Как тут быть, закон не говорит. Этот вопрос может быть решен, например в суде. И суд уже заинтересовался этим вопросом.

Правда ли что без службы в армии не устроиться?

Но даже если такой закон примут, обязательно будет учитываться причина, почему этот человек не служил в армии. Например, если он по медицинским показаниям не годен к службе в мирное время (кроме психических заболеваний, алкоголизма и наркомании) ему не будет отказано в возможности поступить на государственную гражданскую службы.

Берут ли на госслужбу без службы в армии

Более того, если такая или аналогичная норма будет введена законодателем вновь (с учетом позиции Конституционного Суда), то она будет распространяться лишь на тех, кто будет уходить в запас после даты вступления закона в силу (то есть, на мужчин от 1988 года рождения и младше). Обратной силы закона в этом случае не может быть. То есть невозможно сделать так, чтобы все чиновники, незаконно не служившие в армии, должны были уйти с госслужбы.

Это невозможно также по тому, что спустя годы будет очень сложно установить причины, по которым гражданин не был призван в армию. Несмотря на первую неудачу, депутаты Государственной Думы вошли во вкус и теперь хотят запретить уклонистам быть министрами, депутатами, судьями, прокурорами и даже президентом и премьер-министром.

Не берут на работу «без армии», можно ли в 28 лет отслужить?

Также Конституционный Суд признал конституционным то, что это правило может быть распространено только на тех, кто зачисляется в запас после 1 января 2014 года, даты вступления закона в силу. Тем не менее, рассмотренная норма признана неконституционной, а законодатель не подправил ее, установив срочность запрета.
Поэтому она не действует. Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время нет запрета на госслужбу для уклонистов от армии. Как сказку сделать былью? Очевидно, что даже если бы норма действовала, то под ее действие попало бы очень незначительное число мужчин. Также очевидно, что это были бы только молодые мужчины от 1987 года рождения и младше (если речь идет о службе в армии по призыву). Все те мужчины, которые на 1 января 2014 года уже пребывали в запасе и находились на госслужбе, не потеряли бы свои места за «грехи юности» в виде «откоса» от армии.

Обязательно ли государевым людям служить в армии?

День добрый!Заканчиваю университет, и подходит армия, вот стоит делема идти или нет?!Подскажите, если я получаю билет с язвой, куда будут закрыты для меня двери, смогу ли я устроиться в администрацию города?И если не сложно дайте побольше информации по этой теме.Заранее спасибо. Григорий Здравствуйте, Григорий! Вопросы, связанные со службой в армии, на сегодняшний день задаются очень часто.

без армии не берут на работу

Госслужба без армии

Автор Looper Loopost задал вопрос в разделе Профессиональный рост

Госслужба. Почему на госслужбу не берут тех, кто в армии не служил? Дискриминация ведь.. и получил лучший ответ

Ответ от Ўрист 3 класса[гуру]
«В соответствии с Федеральным законом, который уже принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ, еще 2 июля, 170-ФЗ. Граждане, которые без законных оснований не проходили военную службу, лишаются права поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. Единственное, данный закон вступает в силу с 1 января 2014 года. В соответствии с Проектом Постановления Правительства уклонистам вместо военного билета будут выдавать справку, где будет записано, что они не проходили военную службу без законных на то оснований. Я считаю, что у них сейчас есть время, встать на путь соблюдения закона, пройти все процедуры, установленные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» связанные с призывом. То есть, либо на законных основаниях получить отсрочку или освобождение от призыва, либо пройти военную службу. В противном случае, данные граждане по достижению 27 – летнего возраста будут вызываться, и решение по ним будет принимать призывная комиссия. Если комиссия примет решение, что он без законных оснований не проходил военную службу, будет сделана соответствующая запись и выдана справка. Естественно, все правовые нормы соблюдаются, то есть он будет иметь право обжаловать данное решение. » – слова Начальника направления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных Сил Алексея Князева.
Источник: Видеоматериал от 12.09.2013 “Утро России”
Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший законное освобождение от призыва на военную службу (по такой уважительной причине как, например, состояние здоровья) , будет иметь равный доступ к государственной службе на общих основаниях со всеми отслужившими.
У граждан, признанных ранее ограниченно годными возникают проблемы только при поступлении на службу в правоохранительные органы. И проблемы возникают именно на стадии получения направления на ведомственную военно-врачебную экспертизу. Кадры органов и учреждений культурно указывают на дверь, руководствуясь тем, что требования к состоянию здоровья военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов примерно одинаковы, а по хорошему счету, у последних, они существенно выше. Соответственно если вы не годны к службе в Вооруженных силах, то уж тем более не годны к службе в правоохранительных органах.
При этом, данную ситуацию усугубляют ведомственные приказы (инструкции) о порядке проведения военно-врачебной комиссии, в которых чётко прописано не направлять на медицинское освидетельствование лиц, признанных ранее не годными или ограниченно годными к военной службе.
Почему-то многие ставят вопрос о дискриминации по этому вопросу, а попробовать признать через Верховный Суд данные пункты ведомственных приказов (инструкций) не соответствующих Федеральному законодательству, желающих нет.
Я считаю, что требования к здоровью военнослужащих должны быть выше, чем требования к здоровью лиц приравненных к ним, а не наоборот (как это сейчас) . Однако мою точку зрения не разделяют в этих органах и учреждениях, выдвигая очень высокие требования к состоянию физического и психического здоровья кандидатов на службу.
Юрист
Юрист 3 класса
Просветленный
(38162)
Совершенно верно. ограничение касается только тех, кто как заяц бегал от повесток и военкомата. Но по поводу правоохранительных органов, все остается как прежде. Ограниченно годных будут отшивать всеми правдами и неправдами. Хорошо, что с 1 января вступает в силу новое Положение “О ВВЭ”, в котором переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе посвящен целый раздел.

Ссылка на основную публикацию