Кто подлежит постановке на воинский учет, а кто нет

Воинский учёт.


Постановка на воинский учет
Снятие с воинского учета
Обязанности граждан по воинскому учету
Воинский учет в организациях
Ответственность за нарушение воинского учета в организациях
Ответственность граждан за нарушение воинского учета

Постановка на воинский учет.

Согласно п. 1 ст. 10 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”

При прибытии на новое место пребывания (жительства) на срок более трех месяцев гражданин обязан в течение двух недель встать на воинский учет в отделе военного комиссариата по новому месту пребывания (жительства) и сняться с воинского учета по месту предыдущего пребывания.
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете).

При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе.

ссылки на Закон

Постановка на воинский учет гражданина Российской Федерации, не пребывающего в запасе, производится в возрасте с года исполнения ему 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат.

Если в удостоверении гражданина отсутствует запись о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, ему вручается повестка о явке в военный комиссариат на ближайшее заседание призывной комиссии. Расписка призывника о получении повестки приобщается к материалам личного дела призывника при его получении.

Военный комиссариат не вправе отказать призывнику в постановке на воинский учет по причине отсутствия в удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе. В случае если призывник не снялся с воинского учета по прежнему месту жительства, в отрезной части алфавитной карточки это должно быть указано.

Приложение N 9 к Инструкции (п. п. 9, 16) приказ МО от 02.10.2007 года N 400

В соответствии с изменениями, вступающими в силу 17.02.2019, военный комиссариат обязан производить постановку граждан на воинский учёт в том числе и при отсутствии регистрации по месту пребывания. Достаточно подать заявление о постановке на воинский учёт и сообщить о месте пребывания в военкомат.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта, в «старом» документе делается соответствующая отметка.
Постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично.

Следует понимать, что гражданам, подлежащим призыву на военную службу может быть вручена повестка для прохождения медицинского освидетельствования, а также повестка для отправки к месту прохождения военной службы (после прохождения медицинского освидетельствования).

Снятие с воинского учета.

Призывник снимается с воинского учета в военном комиссариате:
– при переезде на новое место жительства на срок более трех месяцев, расположенное за пределами территории муниципального образования;
– при переезде на новое место пребывания на срок более трех месяцев, расположенное за пределами территории муниципального образования;
– при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев;
– при прочих обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ;

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
(согласно приказу МинОбороны от 2 октября 2007 года N400)
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете.

На практике сняться с воинского учета в военном комиссариате призывнику бывает затруднительно: решение вопроса намеренно затягивается до наступления призывного времени, призывнику вручается повестка и в отношении него проводятся призывные мероприятия.

Воинский учет в организациях.

Порядок осуществления воинского учета в организациях описан в разделе III Положения о воинском учете, а также в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных сил РФ).
В Положении о воинском учете (раздел III) также перечислены все образцы форм воинского учета (такие как форма N Т-2, форма N Т-2 ГС (МС)).

Воинский учет и работа.

согласно п. 1 ст. 4 ФЗ N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”

Ответственность за нарушение воинского учета в организациях.

статья 21.2 КоАП РФ;

– Необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата – штрафа от пятисот до одной тысячи рублей

статья 21.2 КоАП РФ;

– Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, – штраф от трехсот до одной тысячи рублей

п. 3 статьи 21.4 КоАП РФ;

Обязанности граждан по воинскому учету.

– ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”
– Положение о воинском учёте граждан РФ

Ответственность граждан за нарушение воинского учета.

статья 21.5 КоАП РФ;

– уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии – штраф от ста до пятисот рублей

статья 21.6 КоАП РФ

(за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 328 УК РФ

– умышленная порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату – штраф в размере от ста до пятисот рублей

Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Читайте также:  Что такое временный воинский учет, как проходит процедура постановки на него

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Категории граждан, подлежащие и не подлежащие постановке на воинский учет

Какие категории граждан подлежат постановке на воинский учет?

Воинскому учету подлежат граждане: — мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;

— женского пола, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет, не имеющие таких званий — 45 лет (ст. 3 «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22. 03. 95 г. № 292).

Какие категории граждан не подлежат постановке на воинский учет?

В соответствии с российским законодательством не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от воинской обязанности;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— проходящие военную службу;

— проходящие службу в органах внутренних дел;

— отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;

— достигшие предельного возраста пребывания в запасе;

— убывшие на постоянное место жительства за границу (ст. 4 «Положения о воинском учете»).

При наличии каких специальностей граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет?

Все граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, министерствах и ведомствах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.

На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) в области связи — телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) в области оптических и звукометрических средств Измерения и метеорологии — мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) в области картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы — фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) в области вычислительной техники — мастера, Механики, операторы;

д) в области полиграфии — граверы, цинкографы, Мастера и наладчики полиграфических машин;

е) в области медицины — врачи, фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, акушерки, лаборанты, рештенолаборангы, рентгенотехники, зубные техники, инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры (операционные, анестезисты, участковые, патронажные, по массажу, неотложной медицинской помощи, гражданской обороны);

ж) кинорадиомеханики (ст. 1, 2 Приложения к «Положению о воинском учете»).

Ставятся ли на воинский учет лица, приобретшие гражданство Российской Федерации?

Первоначальная постановка на воинский учет лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет включительно, приобретших гражданство Российской Федерации, производится районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола, приобретших гражданство Российской Федерации и имеющих военно-учетную специальность, осуществляется военным комиссариатом района или города (без районного деления).

Снятие с воинского учета сотрудников органов внутренних дел

Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений МВД РФ не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел РФ (ст. 21 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 24. 12. 93 г. № 2288).

Воинский учёт в организации

Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

Может быть подан в электронном виде.

Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

Читайте также:  Как производится постановка граждан на воинский учет

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учетеНеобходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно)1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно)1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно)2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
ПризывникиВоеннообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасеГраждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Лица, подлежащие воинскому учетуНеобходимые документы воинского учета
ПризывникиУдостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
ВоеннообязанныеВоенный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета)

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностейВиды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Постановка на воинский учет в РФ: когда необходима, порядок постановки

Все военнообязанные мужчины подлежат постановке на воинский учет. В ряде случаев они могут быть освобождены от него по состоянию здоровья или иным основаниям, предусмотренным законодательством. В остальных ситуациях даже отслужившие граждане остаются в запасе до определенного возраста.

Порядок первоначальной постановки на воинский учет имеет регламентированную процедуру. Последующее внесение данных также производится в контексте обязанностей и прав граждан, закрепленных в Федеральном законе 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основе данных аспектов актуальным становится вопрос о процедуре постановки и нюансах, связанных с воинским учетом. Для этого необходимо определить, что это такое и порядок его прохождения и какие последствия несвоевременного выполнения обязательств.

Что такое воинский учет

Воинский учет — это часть обязательств гражданина, связанная со срочной службой и подразумевающая его приписку к определенному военкомату. Ведется комиссариатом по постоянному месту жительства или временной регистрации. На основе соответствующих данных формируются списки для призыва, военных сборов и военнослужащих, числящихся в запасе.

Статья 8 ФЗ-53 предписывает всем гражданам состоять на воинском учете. Среди исключений выделяют:

  • освобожденных от срочной военной службы в соответствии с нормами законодательства;
  • женщин без военно-учетной специальности;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • постоянно проживающих за границей РФ.

Отсутствие постоянной или временной регистрации не считается основанием для освобождения от обязательств. В этом случае обращаться в военный комиссариат следует по месту пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет регламентируется статьей 9 ФЗ-53. По ней все военнообязанные мужчины в возрасте 17 лет проходят первое медицинское освидетельствование. В расчет берется год исполнения, поэтому на медкомиссию направляются и шестнадцатилетние. На основе ее результатов гражданину присваивается предварительная категория годности.

Соответствующие процедуры и прохождение призывной комиссии организовываются военными комиссариатами. Они связываются с образовательными учреждениями и работодателями, которые организовывают явку допризывников. Если таковые не работают и не учатся, повестка им приходит лично.

После медицинского освидетельствования в военном комиссариате составляется личное дело призывника. В него вносят все данные, касающиеся его состояния здоровья, проживания, семейного положения, работы и иных аспектов. Самому гражданину оформляется приписное свидетельство — временный документ, подтверждающий постановку на воинский учет и содержащий основные данные о результатах медкомиссии.

Возраст постановки на воинский учет

Первичную медкомиссию граждане проходят в 16-17 лет. Если по определенным причинам она не была пройдена и приписное свидетельство не оформлено — обращаются в военный комиссариат по месту жительства. В этом случае гражданину будет назначено время для постановки на первичный воинский учет. Подать документы в такой ситуации можно и после исполнения 18 лет.

Сроки постановки на воинский учет

Постановка на первичный воинский учет в соответствии с законодательством осуществляется с 1 января по 31 марта. В этот период учащиеся направляются в военкоматы для прохождения медицинской комиссии.

Для всех остальных призывников, постановка производится в любое время года. К таковым относятся лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, женщины, получившие военно-учетную специальность, а также только прибывшие и получившие гражданство Российской Федерации.

Постановка на учет: когда необходима

Помимо первичной постановки обращают внимание и на последующее внесение информации в личное дело призывника. Любое изменение работы, семейного положения или места жительства требует посещения военкомата. Законодательство предоставляет на это двухнедельный срок.

При смене места жительства

Если гражданин меняет проживание на срок, превышающий три месяца, он обязан сообщить об этом в военный комиссариат по месту прибытия. При отсутствии адреса временной или постоянной прописки, указывают место текущего пребывания, обычно учебы или работы.

Для этого за две недели до отъезда обращаются в военкомат по месту текущей приписки с заявлением. После переезда также в течение 14 дней прибывают в местный комиссариат по новому месту жительства и становятся на воинский учет.

При получении гражданства РФ

Получение гражданства РФ связано и с обретением обязательств по воинскому учету. Военнообязанный гражданин обращается по месту регистрации в военный комиссариат. Сделать это можно в любое время года.

Порядок постановки на воинский учет

Порядок постановки на воинский учет не имеет существенных отличий при обращении в 17 лет или после исполнения 18. Процедура подразумевает прохождение медицинской комиссии, создание личного дела и вынесение решения.

При смене места жительства гражданин обращается сперва в военкомат своего прежнего места проживания. После переезда на новый адрес он в ближайшем комиссариате становится на учет. Сделать это нужно в течение двух недель.

Какие документы нужны?

Для первоначальной постановки на воинский учет требуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении с копиями;
  • справка о составе семьи;
  • справка с места работы или учебы;
  • шесть фотографий 3х4;
  • документы об образовании при наличии, их копии;
  • медицинские документы о состоянии здоровья.

При наличии предоставляются удостоверения о спортивном разряде и достижениях, а также о подготовке в военно-патриотических организациях. Если есть водительские права — подаются и они. Все документы предоставляются лично.

При смене места жительства подают следующие документы для постановки на воинский учет:

  • заявление, заполняется в военкомате;
  • военный билет или приписное свидетельство;
  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность.

Оформить приписку можно личным визитом. Допускается обращение в многофункциональный центр (МФЦ) или на сайт Госуслуг.

Через Госуслуги

Портал Госуслуг позволяет сняться и встать на воинский учет без личного посещения военкомата. Для этого посещают сайт, заполняют форму заявки, предоставляют электронные версии документов. Услуга предоставляется бесплатно, срок оказания — 1 день.

Через МФЦ

Многофункциональный центр осуществляет снятие и постановку на воинский учет по тем же принципам, что и сам военкомат. Документы подают лично, обращаться следует также по месту прописки. В ином случае изменение сведений может занять дополнительное время за счет пересылки документов.

Куда обращаться

Все вопросы по военным обязанностям гражданина решаются через военкомат. Первичная постановка на воинский учет организовывается обычно учебным заведением, в иных случаях гражданину приходит повестка с указанием адреса, куда следует обращаться.

При смене регистрации обращаться в комиссариат придется дважды. В первом случае — снять приписку по месту прежнего жительства, во втором — получить приписку по новому адресу. Получение гражданства РФ также требует обращения в военкомат по месту постоянной или временной регистрации. Если таковой нет — обращаются по месту фактического пребывания.

В каких случаях снимают с учета

Снять гражданина с воинского учета могут в одном из следующих случаев:

  • смена места проживания на срок более трех месяцев — в этом случае нужно обратиться в военкомат по новому адресу;
  • выезд за пределы России на срок более полугода;
  • достижение предельного возраста пребывания в запасе для соответствующего звания и разряда.

Последний аспект регламентируется статьей 53 ФЗ-53. Также допускается снятие воинской обязанности вследствие ухудшения состояния здоровья и потери трудоспособности. Для этого необходимо представить соответствующие медицинские свидетельства.

Если несвоевременно встал на учет

Несвоевременную постановку на воинский учет связывают с двумя ситуациями — уклонением от повестки или несообщением сведений о смене места жительства. В обоих случаях игнорировании обязательств гражданина РФ подразумевает штраф до 500 рублей.

Уклонение от трех и более повесток может повлечь за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы. При этом в законодательство предполагается ввести ряд поправок, увеличивающих штрафы как за уклонение от повестки, так и за несвоевременную подачу любой информации, включая смену места жительства.

Что будет, если не вставать на учет

Постановка на воинский учет — необходимое действие для каждого военнообязанного гражданина России. Ее организацией занимается военный комиссариат. Предполагается, что с рядом поправок граждане сами должны будут обращаться в военкоматы, не дожидаясь получения повестки.

На текущем этапе военнообязанным гражданам вменяется:

  • числиться на воинском учете по месту проживания;
  • являться по повестке в указанные сроки;
  • в течение двух недель с момента изменения указывать информацию о семейном положении, образовании, месте работы, проживании;
  • бережно хранить документы, полученные в военном комиссариате.

Избегать постановки на воинский учет сложно, однако многие стараются. Если до 27 лет гражданин так и не был призван — ему выдают справку уклониста вместо военного билета. В этом возрасте его уже не призовут в армию, однако еще могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от службы. Срок давности — 3 года, поэтому появляться в военкомате придется не раньше 30 лет.

Следует учитывать, что при отсутствии приписного свидетельства или военного билета устроиться на работу или поступить на учебу довольно сложно. Это обусловлено обязанностью работодателей и учебных заведений взаимодействовать с военкоматами и сообщать информацию о принятых военнообязанных работниках.

В итоге постановка на воинский учет — важный шаг, оформление которого нужно не только государству, но и самому гражданину. Избегать призыва не следует, особенно если есть законные основания для получения отсрочки или освобождения. Следует учитывать и важность своевременного обновления данных о себе.

Читайте также:  Как вести воинский учет в организации, на предприятии
Ссылка на основную публикацию