Что такое положение о воинском учете и зачем оно нужно

Обязанности граждан по воинскому учету

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также другие военнообязанные, в число которых входят:

  • мужчины, пребывающие в запасе (в том числе уволенные с военной службы);
  • офицеры запаса — выпускники вузов, успешно окончившие военные кафедры;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Женщины подлежат постановке на воинский учет, если они получили подготовку по следующим специальностям в сферах:

  • связи (монтажники, телефонисты, телеграфисты, радисты, специалисты в области радиотехники, телекоммуникаций и др.);
  • вычислительной техники (операторы ЭВМ, электромеханики по ремонту и обслуживанию ЭВМ, специалисты в области информатики, вычислительной техники и др.);
  • оптических и звукометрических средств измерения и метеорологии (метеорологи, оптики, геодезисты и др.);
  • медицины (врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал);
  • полиграфии (граверы, цинкографы, наладчики полиграфического оборудования, полиграфисты, специалисты в области издательского дела);
  • картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы (техники, картографы, географы и др.).

Получить эти специальности возможно в системе профессионального образования, в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО (ДОСААФ).

Не обязаны состоять на воинском учете граждане:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ.

Определенный круг лиц освобождается от воинского учета в связи со службой в иных органах и формированиях. Например, военнообязанные, принятые на должности начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в МВД РФ.

Гражданин, подлежащий воинскому учету, обязан:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (в органе местного самоуправления);

Примечание. Офицеры запаса СВР и ФСБ РФ состоят на воинском учете в своих органах.

  • явиться по вызову (повестке) в военкомат с военным билетом (временным удостоверением) или удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу, российским паспортом и водительским удостоверением (при наличии). К повестке также приравнивается вызов соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет в 2-недельный срок со дня наступления следующих событий:
    • увольнения с военной службы в запас;
    • увольнения с альтернативной гражданской службы;
    • освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;
    • получения женщиной военно-учетной специальности;
    • приобретения российского гражданства (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет);
  • сообщить в 2-недельный срок в военкомат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (должности), места жительства в пределах района или города (иного муниципального образования);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в РФ;
  • обеспечить сохранность военного билета (временного удостоверения), удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты в 2-недельный срок обратиться в военкомат).

Невыполнение обязанностей по воинскому учету, а также умышленная порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета, повлекшее его утрату, наказываются предупреждением или административным штрафом в размере от 100 до 500 руб.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военкомата, обязаны выполнять изложенные в них требования. В период мобилизации и в военное время состоящие на учете граждане не имеют права самостоятельно выезжать с места жительства (временного пребывания). Они обязаны обратиться за разрешением к военкому с письменным заявлением, в котором должна быть указана причина выезда и новое место жительства (временного пребывания).

Офицеры запаса и граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места временного пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

Должностные лица территориальных органов Федеральной миграционной службы проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют таких граждан в военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

В случае неявки для постановки на учет без уважительной причины гражданин привлекается к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Уважительной причиной является:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья либо участие в похоронах близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, усыновителя);
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины снимают ответственность за неявку, однако не отменяют вызова в военкомат. При первой возможности граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

Если вина призывника в уклонении от призыва будет доказана, он подлежит уголовному наказанию в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или
  • штрафа в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев или
  • ареста на срок до 6 месяцев или
  • лишения свободы на срок до 2 лет.

Уклонение от призыва состоит в неявке гражданина в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также в неявке по вызову для отправки в воинскую часть.

Уклонение от призыва — преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося или явкой с повинной в военкомат или милицию. Кроме неявки по повестке к уклонению от призыва относят подделку документов, представление подложных документов, уничтожение документов учетного дела призывника, похищение документов и тому подобные действия.

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Положение о воинском учете

7 минут Автор: Елена Павлова 406

Воинский учет – это обязательная процедура для всех работодателей, имеющих статус юридического лица. Индивидуальные предприниматели не имеют такой обязанности, но иметь сведения о своих сотрудниках в вопросе военной обязанности все же должны. Этот регламент прописан в законе и подлежит обязательному исполнению.

Нормативный документ «Положение о воинском учете» содержит все нюансы и порядок выполнения этой работы. Для лучшего понимания правого документа стоит разобраться в его содержимом.

Что такое воинский учёт

Под воинским учетом подразумевается метод обобщения всех сведений, которые касаются призывников и мобилизационных ресурсов страны. Осуществляется он по месту проживания военнообязанного лица. В случае пребывания гражданина в определённом населенном пункте более трёх месяцев, учёт должен быть выполнен по месту фактического его нахождения.

Воинский учет граждан производится местными комиссариатами или специально созданными уполномоченными комиссиями.

Данные о том, что гражданин состоит на учёте в райвоенкомате, проверяют все работодатели. Также такие сведения могут быть запрошены при взаимодействии с финансовыми учреждениями, при сдаче документов для получения загранпаспорта или водительского удостоверения.

Какими законами регламентируется

Базовые нормативные документы, на которые в своей работе ссылаются кадровики и руководители предприятия в вопросе осуществления военучеты следующие:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне».
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
  • Федеральный закон N 55-ФЗ от 07.03.2018 “О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе””
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете».
  • Постановление 258 Правительства РФ от 2006 г. “О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты”
  • Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях, имеющие максимально прикладное значение. В этой методичке собраны необходимые шаблоны документов, используемые работодателями при ведении воинского учета в учреждении.

Введенные в действие нормативы имеют некоторые противоречия между собой. Так, например, вопрос о постановке на учёт лиц, которые признаны негодными или ограниченно годными к службе. В этом вопросе Постановление №719 розниться с требованиями ФЗ№53. Такие прецеденты считаются коллизией норм. И по общему правилу, в такой ситуации применяется та из норм, которая рассматривается, как более высокая в иерархии законов. В этом случае это ФЗ, поэтому норма Положения не работает.

Основополагающие аспекты Положения№719

Действующий норматив, разрабатывался на базе основополагающих пунктов ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Также многие аспекты основываются на иных профильных правовых актах нашей страны, которые работают по вопросам обороны и безопасности.

Главное направление Положения – это определить порядок организационных мероприятий в учете военнообязанных граждан. Рассмотрим основные моменты Положения№719.

Кто подлежит воинскому учету

На основании требования изложенного в п. 14 Положения, необходимо брать на военучёт следующие категории граждан:

  • призывников, которыми являются граждане определённого возраста, еще не отбывшие повинность в армии;
  • военнообязанные российские граждане, имеющие военбилет.

Однако, существуют и лица, которые не подлежат военучету и соответственно не могут быть отнесены к военнообязанным лицам.

Это следующие граждане:

  • Женщины гражданской профессии, которая не отнесена к военно-учетной специальности.
  • Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 ФЗ№53. К такой категории относятся – граждане имеющие освобождение по состоянию здоровья, прошедшие службу в другом государстве. Это не исчерпывающий перечень людей, отнесённых в эту когорту. Подробнее можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу.
  • Проживающие за пределами РФ на постоянной основе.
  • Имеющие воинские звания офицеров запасники всех категорий военнослужащих.

Для определения факта принадлежности человека к тем, кто подлежит военучету можно проверки наличия спецотметки на 13-й странице гражданского паспорта. Именно так и поступают работодатели при приеме соискателя на работу.

Виды военного учета

Различают два вида военучета — общий и специальный. Специальный — это учет работников и служащих, которые подлежат мобилизации. Он касается:

  • Сотрудников правоохранительных органов МВД и органов по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ.
  • Работников противопожарной службы.
  • Особ, которые служат в органах уголовно-исполнительной системы.

Профессии, не попадающие под перечень спецучёта – рассматриваются в общем порядке.

Воинский учет в организации

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Читайте также:  Как выглядит и заполняется корешок расписки о приеме военного билета

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учетеНеобходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно)1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно)1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно)2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
ПризывникиВоеннообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасеГраждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Лица, подлежащие воинскому учетуНеобходимые документы воинского учета
ПризывникиУдостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
ВоеннообязанныеВоенный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета)

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2 );
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностейВиды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719)— направлять в 2-недель ный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недель ный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-лет него возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недель ный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Все о постановке на воинский учет

Под воинским учетом понимается система учета и анализа имеющихся призывных и мобилизационных людских ресурсов. Постановка на воинский учет производится военкоматами по правилам, установленным законом о воинской обязанности и военной службе. В данной статье мы попытались доступно изложить основные моменты, связанные с постановкой на учет.

Зачем нужна постановка на воинский учет

Государство должно обеспечивать мобилизационную подготовку населения и поддерживать готовность к мобилизации. Решить данную задачу можно только путем грамотной организации воинского учета.

В основе воинского учета находится государственная система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов. Вот в рамках этой системы и осуществляются мероприятия по сбору, обобщению и анализу сведений о количественном составе ресурсов и их качественном состоянии.

Работоспособность системы воинского учета (в том числе, постановки граждан на воинский учет) обеспечивается, прежде всего, Министерством обороны РФ, МВД, СВР, ФСБ и другими исполнительными органами власти.

Основной целью воинского учета является укомплектование призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение их такими ресурсами в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Одной из задач, которую решают военкоматы, является постановка граждан на воинский учет и документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, поставленных на воинский учет.

Таким образом, постановка на учет нужна, прежде всего, для того, чтобы система государственного воинского учета работала, чтобы обеспечивалась полнота и достоверность данных о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Кто должен вставать на воинский учет

В данной статье мы не затрагиваем вопросы, связанные, с тем, где именно надо вставать на воинский учет. Укажем лишь, что такой учет осуществляется в военкоматах, органах местного самоуправления, а также в организациях, где работают граждане.

Итак, на воинский учет должны становиться:

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе;
2) граждане, находящиеся в запасе. К указанной категории граждан относятся:

  • лица мужского пола, находящиеся в запасе;
  • лица, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • граждане, завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов;
  • граждане, не проходившие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • граждане, не проходившие военную службу (в связи с отсрочками или не призванные) по достижении ими возраста 27 лет;
  • граждане, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военкоматах;
  • граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • лица женского пола, имеющие соответствующие военно-учетные специальности.

Имеются категории граждан, которые не подлежат воинскому учету (постановке на воинский учет). К таким гражданам относятся:

  • граждане, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с законом о воинской обязанности и военной службе.

Первоначальная постановка на военный учет

На первоначальный воинский учет могут ставиться граждане как мужского, так и женского пола.

Постановка на учет граждан мужского пола производится с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет специально создаваемыми комиссиями по постановке граждан на военный учет. Но граждане, не вставшие на учет по каким-либо причинам в указанные выше сроки, ставятся на учет в течение всего календарного года.

Первоначальная постановка на воинский учет женщин после получения ими военно-учетной специальности, осуществляется военкоматами в течение всего календарного года.

В состав комиссии по постановке граждан на военный учет входят:

  • военный комиссар либо заместитель военного комиссара;
  • представитель местной администрации;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на военный учет:

  • организовывает медицинское освидетельствование граждан;
  • определяет годность граждан к военной службе по состоянию здоровья;
  • проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям;
  • принимает решение о постановке гражданина на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении гражданина в запас или вопрос об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности.

У всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на учет в военкомате, проводятся рентгеновское исследование органов грудной клетки, анализ крови и мочи, профилактические прививки, определяются группа и резус-фактор крови.

Первоначальная постановка граждан на военный учет завершается объявлением решения комиссии по постановке граждан на учет. Председатель комиссии или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам о решении комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Документы, подтверждающие постановку на воинский учет

Как мы уже писали выше, одной из основных задач воинского учета является документальное оформление сведений о гражданах, состоящих на таком учете.

Поэтому постановка на учет в военкомате должна подтверждаться соответствующими документами.

Какие это документы? К таким документам (подтверждающим постановку на учет) относятся:

  • военный билет — для граждан, пребывающих в запасе;
  • временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Такое удостоверение выдается либо при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, либо при необходимости проверки подлинности документов;
  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • справка, выданная взамен военного билета гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Для постановки на военный учет, а также внесения изменений в документы воинского учета гражданин должен лично явиться в военкомат. Отметка о постановке на учет проставляется в документы воинского учета, хранящиеся в военкомате.

В городе Москва встать на военный учет можно через МФЦ. Там же можно внести изменения в документы воинского учета и произвести их замену.

Ответственность за непостановку на воинский учет

Если гражданин, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не является в военкомат по вызову (повестке), в указанное в повестке время без уважительной причины, не является в военкомат для постановки на учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев, то он либо будет предупрежден, либо на него будет наложен административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

При уклонении гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии он будет предупрежден либо на него будет наложен административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо утрата учетных документов вследствие небрежного хранения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Постановка на воинский учет в РФ: когда необходима, порядок постановки

Все военнообязанные мужчины подлежат постановке на воинский учет. В ряде случаев они могут быть освобождены от него по состоянию здоровья или иным основаниям, предусмотренным законодательством. В остальных ситуациях даже отслужившие граждане остаются в запасе до определенного возраста.

Порядок первоначальной постановки на воинский учет имеет регламентированную процедуру. Последующее внесение данных также производится в контексте обязанностей и прав граждан, закрепленных в Федеральном законе 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основе данных аспектов актуальным становится вопрос о процедуре постановки и нюансах, связанных с воинским учетом. Для этого необходимо определить, что это такое и порядок его прохождения и какие последствия несвоевременного выполнения обязательств.

Что такое воинский учет

Воинский учет — это часть обязательств гражданина, связанная со срочной службой и подразумевающая его приписку к определенному военкомату. Ведется комиссариатом по постоянному месту жительства или временной регистрации. На основе соответствующих данных формируются списки для призыва, военных сборов и военнослужащих, числящихся в запасе.

Статья 8 ФЗ-53 предписывает всем гражданам состоять на воинском учете. Среди исключений выделяют:

  • освобожденных от срочной военной службы в соответствии с нормами законодательства;
  • женщин без военно-учетной специальности;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • постоянно проживающих за границей РФ.

Отсутствие постоянной или временной регистрации не считается основанием для освобождения от обязательств. В этом случае обращаться в военный комиссариат следует по месту пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет регламентируется статьей 9 ФЗ-53. По ней все военнообязанные мужчины в возрасте 17 лет проходят первое медицинское освидетельствование. В расчет берется год исполнения, поэтому на медкомиссию направляются и шестнадцатилетние. На основе ее результатов гражданину присваивается предварительная категория годности.

Соответствующие процедуры и прохождение призывной комиссии организовываются военными комиссариатами. Они связываются с образовательными учреждениями и работодателями, которые организовывают явку допризывников. Если таковые не работают и не учатся, повестка им приходит лично.

После медицинского освидетельствования в военном комиссариате составляется личное дело призывника. В него вносят все данные, касающиеся его состояния здоровья, проживания, семейного положения, работы и иных аспектов. Самому гражданину оформляется приписное свидетельство — временный документ, подтверждающий постановку на воинский учет и содержащий основные данные о результатах медкомиссии.

Возраст постановки на воинский учет

Первичную медкомиссию граждане проходят в 16-17 лет. Если по определенным причинам она не была пройдена и приписное свидетельство не оформлено — обращаются в военный комиссариат по месту жительства. В этом случае гражданину будет назначено время для постановки на первичный воинский учет. Подать документы в такой ситуации можно и после исполнения 18 лет.

Сроки постановки на воинский учет

Постановка на первичный воинский учет в соответствии с законодательством осуществляется с 1 января по 31 марта. В этот период учащиеся направляются в военкоматы для прохождения медицинской комиссии.

Для всех остальных призывников, постановка производится в любое время года. К таковым относятся лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, женщины, получившие военно-учетную специальность, а также только прибывшие и получившие гражданство Российской Федерации.

Постановка на учет: когда необходима

Помимо первичной постановки обращают внимание и на последующее внесение информации в личное дело призывника. Любое изменение работы, семейного положения или места жительства требует посещения военкомата. Законодательство предоставляет на это двухнедельный срок.

При смене места жительства

Если гражданин меняет проживание на срок, превышающий три месяца, он обязан сообщить об этом в военный комиссариат по месту прибытия. При отсутствии адреса временной или постоянной прописки, указывают место текущего пребывания, обычно учебы или работы.

Для этого за две недели до отъезда обращаются в военкомат по месту текущей приписки с заявлением. После переезда также в течение 14 дней прибывают в местный комиссариат по новому месту жительства и становятся на воинский учет.

При получении гражданства РФ

Получение гражданства РФ связано и с обретением обязательств по воинскому учету. Военнообязанный гражданин обращается по месту регистрации в военный комиссариат. Сделать это можно в любое время года.

Порядок постановки на воинский учет

Порядок постановки на воинский учет не имеет существенных отличий при обращении в 17 лет или после исполнения 18. Процедура подразумевает прохождение медицинской комиссии, создание личного дела и вынесение решения.

При смене места жительства гражданин обращается сперва в военкомат своего прежнего места проживания. После переезда на новый адрес он в ближайшем комиссариате становится на учет. Сделать это нужно в течение двух недель.

Какие документы нужны?

Для первоначальной постановки на воинский учет требуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении с копиями;
  • справка о составе семьи;
  • справка с места работы или учебы;
  • шесть фотографий 3х4;
  • документы об образовании при наличии, их копии;
  • медицинские документы о состоянии здоровья.

При наличии предоставляются удостоверения о спортивном разряде и достижениях, а также о подготовке в военно-патриотических организациях. Если есть водительские права — подаются и они. Все документы предоставляются лично.

При смене места жительства подают следующие документы для постановки на воинский учет:

  • заявление, заполняется в военкомате;
  • военный билет или приписное свидетельство;
  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву;
  • водительское удостоверение;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность.

Оформить приписку можно личным визитом. Допускается обращение в многофункциональный центр (МФЦ) или на сайт Госуслуг.

Через Госуслуги

Портал Госуслуг позволяет сняться и встать на воинский учет без личного посещения военкомата. Для этого посещают сайт, заполняют форму заявки, предоставляют электронные версии документов. Услуга предоставляется бесплатно, срок оказания — 1 день.

Через МФЦ

Многофункциональный центр осуществляет снятие и постановку на воинский учет по тем же принципам, что и сам военкомат. Документы подают лично, обращаться следует также по месту прописки. В ином случае изменение сведений может занять дополнительное время за счет пересылки документов.

Куда обращаться

Все вопросы по военным обязанностям гражданина решаются через военкомат. Первичная постановка на воинский учет организовывается обычно учебным заведением, в иных случаях гражданину приходит повестка с указанием адреса, куда следует обращаться.

При смене регистрации обращаться в комиссариат придется дважды. В первом случае — снять приписку по месту прежнего жительства, во втором — получить приписку по новому адресу. Получение гражданства РФ также требует обращения в военкомат по месту постоянной или временной регистрации. Если таковой нет — обращаются по месту фактического пребывания.

В каких случаях снимают с учета

Снять гражданина с воинского учета могут в одном из следующих случаев:

  • смена места проживания на срок более трех месяцев — в этом случае нужно обратиться в военкомат по новому адресу;
  • выезд за пределы России на срок более полугода;
  • достижение предельного возраста пребывания в запасе для соответствующего звания и разряда.

Последний аспект регламентируется статьей 53 ФЗ-53. Также допускается снятие воинской обязанности вследствие ухудшения состояния здоровья и потери трудоспособности. Для этого необходимо представить соответствующие медицинские свидетельства.

Если несвоевременно встал на учет

Несвоевременную постановку на воинский учет связывают с двумя ситуациями — уклонением от повестки или несообщением сведений о смене места жительства. В обоих случаях игнорировании обязательств гражданина РФ подразумевает штраф до 500 рублей.

Уклонение от трех и более повесток может повлечь за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы. При этом в законодательство предполагается ввести ряд поправок, увеличивающих штрафы как за уклонение от повестки, так и за несвоевременную подачу любой информации, включая смену места жительства.

Что будет, если не вставать на учет

Постановка на воинский учет — необходимое действие для каждого военнообязанного гражданина России. Ее организацией занимается военный комиссариат. Предполагается, что с рядом поправок граждане сами должны будут обращаться в военкоматы, не дожидаясь получения повестки.

На текущем этапе военнообязанным гражданам вменяется:

  • числиться на воинском учете по месту проживания;
  • являться по повестке в указанные сроки;
  • в течение двух недель с момента изменения указывать информацию о семейном положении, образовании, месте работы, проживании;
  • бережно хранить документы, полученные в военном комиссариате.

Избегать постановки на воинский учет сложно, однако многие стараются. Если до 27 лет гражданин так и не был призван — ему выдают справку уклониста вместо военного билета. В этом возрасте его уже не призовут в армию, однако еще могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от службы. Срок давности — 3 года, поэтому появляться в военкомате придется не раньше 30 лет.

Следует учитывать, что при отсутствии приписного свидетельства или военного билета устроиться на работу или поступить на учебу довольно сложно. Это обусловлено обязанностью работодателей и учебных заведений взаимодействовать с военкоматами и сообщать информацию о принятых военнообязанных работниках.

В итоге постановка на воинский учет — важный шаг, оформление которого нужно не только государству, но и самому гражданину. Избегать призыва не следует, особенно если есть законные основания для получения отсрочки или освобождения. Следует учитывать и важность своевременного обновления данных о себе.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция 2020

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2020 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2020 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности. Ответственность наступает в виде штрафов, к примеру, за следующие нарушения:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2020 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Читайте также:  Как поступить на военную кафедру в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Ссылка на основную публикацию