Затраты на топливо для сдаваемых в аренду машин можно учесть в расходах

Аренда

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). При этом арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). При этом арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ).

При оформлении использования личного транспорта работника в служебных целях договором аренды важно иметь в виду следующее:

доход физического лица по договору аренды (арендная плата и вознаграждение за услуги по управлению и технической эксплуатации по договору аренды с экипажем; арендная плата по договору аренды без экипажа) облагается НДФЛ (пп.пп. 4, 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ), а организация – арендатор признается налоговым агентом по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ);

арендная плата как по договору аренды с экипажем, так и по договору аренды без экипажа не является объектом обложения страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 01.11.2017 N 03-15-06/71986);

при заключении договора аренды с экипажем выплаты и иные вознаграждение за услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации являются объектом обложением страховым взносами (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ), но в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они не включаются в базу для исчисления страховых взносов (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). При заключении договора аренды с экипажем в целях избежания разногласий с контролирующими органами целесообразно разграничивать арендую плату (не облагаемую страховыми взносами) и плату за услуги по управлению и техническую эксплуатацию (облагаемую страховыми взносами);

при заключении договора аренды без экипажа существуют риски переквалификации такого договора контролирующими органами в договор аренды с экипажем в целях начисления страховых взносов (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2017 N Ф08-3727/17 по делу N А53-27263/2016, определение ВС РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395).

Арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для документального подтверждения расходов на аренду необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется, если иное не предусмотрено договором (смотрите, например, письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75483, от 15.06.2015 N 03-07-11/34410, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763).

По договору аренды транспортного средства с экипажем, заключенным с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда. Согласно разъяснениям Минфина России для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику, – таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Таким образом, как при аренде транспортного средства с экипажем, так и без экипажа на арендатора по общему правилу возлагаются расходы на оплату топлива.

Расходы на ГСМ могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В последние годы Минфин России исходит из того, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ – при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе (не обязан) учитывать Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация вправе не руководствоваться нормами расхода, предусмотренными указанными выше методическими рекомендациями. В целях избежания возможных претензий со стороны налогового органа организация может самостоятельно разработать нормы расхода, например, на основании данных завода-изготовителя, но с учетом условий фактической эксплуатации транспортных средств (установленные по организации лимиты утверждаются приказом руководителя).

Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).
В письме Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 указано, что порядок, предусмотренный приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций. Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В рассматриваемой ситуации организация не является автотранспортной, поэтому она вправе разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51).

Полученные по договорам аренды транспортные средства закрепляются приказом за работниками организации (собственником или иным лицами), которые будут использовать их в служебных целях. Для целей налогообложения учитываются расходы на топливо только при использовании автомобиля в служебных целях.

Расходы на ГСМ учитываются в том же порядке, как и при заключении договора аренды.

Как компенсируются расходы на топливо, связанные с использованием личного автомобиля сотрудника

В ст. 188 Трудового кодекса сказано, что работнику использовавшему «личное имущество с согласия работодателя и в его же интересах, выплачивается компенсация за материалы, связанные с эксплуатацией этого имущества. Размер подлежащих возмещению расходов определяется трудовым договором, выраженным в письменной форме». Таким образом, возможна компенсация бензина сотрудникам без аренды транспортного средства – если условия для выплаты возмещения детализированы в трудовом соглашении.

Но только при наличии приказа руководителя предприятия об утверждении норм расхода топлива см.

Все про учет арендованных авто: от налогов до первички и проводок

Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.

Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642–649 ГК РФ.

Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).

Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.

при условии соответствия всем критериям, предусмотренным в п.

Включаются ли в состав расходов предприятия, расходы, понесенные на арендованный автомобиль?

Наше предприятие оформило договор аренды автомобиля, чтобы использовать его в хозяйственной деятельности фирмы. Автомобиль принадлежит одному из наших сотрудников. Во время аренды автомобиля возникла необходимость проводить ремонт данного автомобиля, в результате его активной эксплуатации для нужд нашей компании. Владелец автомобиля просит провести ремонт арендованного транспортного средства за счет нашей фирмы. Мы ему предоставим такую возможность, если расходы, понесенные на ремонт, можно будет отнести к составу расходы предприятия. Однако я не уверена можно ли расходы на арендованный автомобиль отнести в расходы фирмы. Подскажите, действительно ли расходы на ремонт арендованного автомобиля включаются в состав расходов предприятия?

    договор аренды автомобиля, авто в аренду, списание техники
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 126 ответов
  • 20 отзывов

В настоящее время бухгалтерские нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ГСМ при эксплуатации автомобилей. Единственным условием списания ГСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства.

При расчете налогооблагаемой прибыли нужно руководствоваться главой 25 НК РФ. Расходы на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и расходы на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). НК РФ не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Однако они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.03.2005№ 03-03-02-04/1/67, расходы на приобретение ГСМ в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, могут быть признаны в целях налогообложения при соблюдении требований, установленных упомянутым выше пунктом 1 статьи 252 НК РФ, гласящей:
– В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Требование обоснованности обязывает организацию разработать и утвердить собственные нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для своего транспорта, который используется для производственной деятельности с учетом его технологических особенностей. Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом ГСМ на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники.

Организация может при их разработке исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, сложившейся статистики, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению, и др. Можно учитывать при их разработке простои в пробках, сезонные колебания потребления топлива и другие корректирующие коэффициенты. Нормы разрабатываются, как правило, техническими службами самой организации. Порядок расчета норм расхода ГСМ является элементом учетной политики организации.

Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом следует ознакомить всех водителей автотранспорта. Отсутствие в организации утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны водителей, и, следовательно, к неоправданным дополнительным расходам.

Такое же положение в части расходов, понесенных в связи с ремонтом и техническим обслуживанием транспорта, находящегося в ведении предприятия

Отсутствие в организации утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны водителей, и, следовательно, к неоправданным дополнительным расходам.

Расходы на капитальный и текущий ремонт

Поддержание арендованного транспортного средства в надлежащем состоянии – обязанность арендатора (ст. 644 ГК РФ). Это означает, что он должен, в том числе, осуществлять текущий и капитальный ремонт полученного в аренду имущества.

НДС

Когда арендатор проводит ремонт собственными силами, объекта обложения НДС у него не возникает, если эти расходы учитываются при налогообложении прибыли.

При этом НДС по материалам, приобретенным для ремонта транспортного средства, арендатор принимает к вычету в общеустановленном порядке.

НДС по ремонтным работам, предъявленный сторонней организацией, принимается к вычету в общем порядке, т. е. при принятии к учету выполненных работ и наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Читайте также:  Кадастровая оценка земель населенных пунктов: этапы государственной экспертизы, расчет стоимости участков

Налог на прибыль

В тексте договора можно прямо закрепить, что расходы на ремонт несет арендатор, но включение такого условия не обязательно.

Если эта обязанность предусмотрена договором, то арендатор, безусловно, учитывает такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. постановления ФАС Поволжского округа от 19.07.2006 № А49-782/2006, ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 № А44-3149/2005-9). По мнению финансового ведомства, эти расходы учитываются, если они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Однако, даже если обязанность нести затраты на ремонт для арендатора не предусмотрена, он все равно может учесть эти расходы.

Это объясняется тем, что в статье 644 ГК РФ закреплена императивная норма о том, что содержать арендованное транспортное средство обязан именно он (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 № А06-1544/07-13, ФАС Московского округа от 06.03.2006, 28.02.2006 № КА-А40/933-06).

Арендатор, применяющий метод начисления, учитывает расходы на ремонт транспорта в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были произведены, независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Арендатор, использующий кассовый метод, учитывает данные расходы после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

2010 03-03-06 1 649.

Выплата компенсаций за использование личного автомобиля сотрудника

Основанием для выплаты компенсации за использование личного автомобиля сотрудника является приказ руководителя или трудовой (коллективный) договор, в котором предусматриваются размеры такой компенсации. Для получения денег сотрудник должен представить в бухгалтерию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002г. №92.

Согласно постановлению нормы на выплату компенсации составляют:

  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно – 1200 руб. в месяц;
  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см включительно – 1500 руб. в месяц.

Таким образом, независимо от фактически компенсированной организацией работнику суммы его затрат, связанных с использованием им в течение месяца личного автомобиля для служебных поездок, для целей налогообложения прибыли указанные расходы признаются только в пределах норм, установленных Постановлением №92.

При этом представители налоговых органов считают, что сотруднику необходимо оформлять путевые листы для подтверждения фактического использования личного автомобиля для служебных поездок и обоснованности понесенных расходов. Такое подтверждение необходимо для того, чтобы организация могла:

  • не удерживать НДФЛ и страховые взносы с суммы компенсации;
  • учесть сумму компенсации при расчете налога на прибыль.

Более того, поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля (износ, ГСМ, ремонт), стоимость ГСМ, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов (письмо Минфина России от 23.09.2013г. №03-03-06/1/39239).

3 Указания Банка России от 11.

Путевой лист

Этот документ подтвердит, что личная машина используется в служебных целях (п. 7 Положения о командировках). Форму путевого листа можно разработать самостоятельно или использовать унифицированную. Если речь о легковом автомобиле, лист заполняем по форме № 3, если грузовой — по форме № 4-С или № 4-П.

приказ о выплате компенсации;.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования Письмо Минфина России от 20.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции см.

1.4. Аренда

Эксплуатировать чужое транспортное средство можно двумя способами:

1) выплатить сотруднику компенсацию;

2) заключить договор аренды.

Договор аренды – один из самых распространенных на практике договоров. Взяв в аренду автомобиль, организация-арендатор несет, помимо арендной платы, и иные расходы, связанные с автомобилем, эксплуатационные расходы и расходы на ремонт (текущий или капитальный) и капитальные вложения.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, является гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Для аренды транспортного средства нужно использовать положения:

1) общего характера (§ 1 «Общие положения об аренде»);

2) специального характера (§ 3 «Аренда транспортных средств»).

К договору аренды транспортного средства предъявляются следующие требования:

1) заключается в письменной форме;

2) не нужна государственная регистрация, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как транспортное средство не признается недвижимостью. По этой же причине положения данного Закона, обязывающие проводить государственную регистрацию обременения прав на недвижимое имущество, не распространяются на аренду автомобиля. Арендодателем может быть не любое лицо, а лишь собственник имущества либо лицо, уполномоченное сдавать его в аренду законом или собственником. Вследствие несоблюдения этого требования договор может быть признан недействительным.

Объектом договора являются транспортные средства. В договоре нужно индивидуализировать имущество, чтобы его можно было точно установить. Это требование п. 3 ст. 607 ГК РФ, в котором говорится о том, что при несоблюдении этого критерия условие об объекте аренды признается несогласованным, а договор – незаключенным.

Договор аренды заключается на указанный в нем срок, в противном случае он считается заключенным на неопределенный срок. В последней ситуации любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за 1 месяц.

Статьей 614 ГК РФ предусмотрены различные виды арендной платы. Для аренды транспортных средств наиболее распространены платежи в твердой сумме, вносимые периодически. Их размер может изменяться сторонами не чаще 1 раза в год. Если стороны хотят учитывать процент инфляции, курс валют, они могут установить поправочный коэффициент, учитывающий эти изменения. В этом случае размер арендной платы может изменяться чаще 1 раза в год, при этом условия договора не будут противоречить ограничению, так как установлен не платеж в твердой сумме, а лишь механизм его расчета.

Например, в договоре может быть указано, кто оплачивает:

1) коммерческую эксплуатацию автомобиля, в том числе ГСМ и иные материалы, используемые при эксплуатации;

2) страхование автомобиля и гражданской ответственности, предусмотренные законом или договором.

Если это не оговорено договором, то по умолчанию эти расходы несет арендатор.

Условия договора имеют большое значение для признания расходов арендатора экономически оправданными. Так, если в нем сказано, что ГСМ оплачивает арендодатель, то арендатор не вправе учесть оплату бензина. Организация-арендатор, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть расходы на содержание арендованных транспортных средств без экипажа и страхование гражданской ответственности их владельцев при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, если договорами аренды обязанность по оплате таких расходов не возложена на иных лиц (письмо УФ НС от 20.11.2006 г. № 18–11/3/102521).

У арендатора должно быть документальное подтверждение того, какие материалы (работы, услуги) были приобретены и для какого транспортного средства. Нужно обосновать необходимость и целесообразность расходов, которые учитываются по оплате.

Транспортное средство передается арендатору и обратно арендодателю по акту приема-передачи, в котором отражаются дата передачи имущества, какое и в каком состоянии передано имущество; акт подписывается сторонами.

Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи транспортного средства, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и у организаций есть основание для учета сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор). Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни налоговым, ни бухгалтерским законодательством не предусмотрено.

Если организация, руководствуясь письмом ФНС РФ от 05.09.2005 г. № 02-1-07/81, не составит акта оказанных услуг, то в этом случае появляется риск, что налоговая инспекция в ходе налоговой проверки признает расходы необоснованными. Если же в договоре не оговорены сроки составления акта оказанных услуг, то акт должен составляться так часто, чтобы можно было признать расходы арендатора обоснованными (ежемесячно).

Рассмотрим ситуации, когда арендатор при несоблюдении арендодателем требований ГК РФ вправе не платить арендную плату. Согласно п. 2 ст. 611 ГК РФ арендодатель должен передать транспортное средство вместе с принадлежностями и документами, например техпаспортом, если иное не указано в договоре. Допустим, документы не были представлены в срок, а без них арендатор не может эксплуатировать автомобиль в соответствии с его назначением или в большой степени лишен того, на что он мог рассчитывать при заключении договора. В этом случае он может потребовать от арендодателя эти принадлежности и документы, расторжения договора и возмещения причиненных убытков.

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 11.01.2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» сделал вывод, которым может воспользоваться арендатор автомобиля: если арендодатель передал арендатору имущество без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата не подлежит взысканию. Иначе арендатор вправе не платить арендную плату до тех пор, пока соответствующие документы не будут представлены арендодателем.

Если же арендодатель не предоставил арендатору в установленный в договоре срок транспортное средство, от него можно потребовать либо имущество, либо расторжения договора, а также в обоих случаях – возмещения убытков. До передачи автомобиля после оговоренного в договоре срока арендатор вправе не платить арендную плату.

При эксплуатации транспортного средства постоянными являются затраты на бензин. Приобретение ГСМ и запасных частей для служебных автомобилей учитывается в составе материальных расходов (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11.01.2006 г. 03-03-04/2/1 «Об учете для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебных автомобилей»).

Например, нормы расхода масел устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива. Также есть поправочные коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации машины. Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобильный транспорт. Базовые нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте носят только рекомендательный характер.

Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист, который и является основанием для списания ГСМ на себестоимость. В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов.

Читайте также:  Основания и условия расторжения брака по семейному кодексу РФ

Для учета ГСМ используется правая лицевая часть путевого листа. Показания спидометра на начало работы должны совпадать с показаниями спидометра на конец предыдущего дня работы автомобиля (при возвращении в гараж). А разница между показаниями спидометра за текущий день работы должна соответствовать общему количеству пройденных за день километров, указанной на оборотной стороне. Раздел «Движение горючего» заполняется в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов.

Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены. Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации по данной машине, и по сравнению с этой нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм (Разпоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций „Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“):

1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии;

2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

3) автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

4) самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

5) транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, – или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

1) для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;

2) для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ;

3) для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) – в нормальных метрах кубических СПГ;

4) для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Q h = 0,01 х H s x S x (1 + 0,01 х D),

где Q н – нормативный расход топлива, л;

H s – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. При аренде автомобиля обязанность страховать автомобиль и гражданскую ответственность законодательство возлагает на арендатора. Поэтому условия договора не должны противоречить данному требованию.

В бухгалтерском учете оплата страхового полиса учитывается в расходах будущих периодов, если организация уплачивает единый взнос за весь период действия полиса или один раз за год. В этом случае составляются следующие проводки:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислен платеж страховой компании (вся сумма по договору);

Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов»,

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – сумма платежа учтена в составе расходов будущих периодов;

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»,

Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов» – ежемесячно часть платежа списывается в расходы.

Бухгалтерский учет у арендодателя:

Дебет субсчета 01-2 «Автомобиль, сданный в аренду»,

Кредит субсчета 01-1 «Автомобиль в эксплуатации» – отражена передача автомобиля в аренду;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – учтена ежемесячная сумма причитающейся к получению арендной платы;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – начислена ежемесячная сумма амортизации объекта;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – отражена причитающаяся бюджету сумма НДС по арендной плате;

Дебет счета 51 «Расчетные счета»,

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – поступила текущая сумма арендной платы;

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислена в бюджет сумма НДС;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – подведен ежемесячный итог от сдачи объекта основных средств в аренду;

Дебет субсчета 01-1 «Автомобиль в эксплуатации»,

Кредит субсчета 01-2 «Автомобиль, сданный в аренду» – отражен возврат автомобиля из аренды.

Смысл проводок у арендатора состоит в том, что они отражают постановку арендованного объекта на забалансовый учет, начисление текущих арендных платежей (с учетом НДС) и их перечисление арендодателю.

Бухгалтерский учет у арендатора:

Дебет счета 001 «Арендованные основные средства», – поступил арендованный объект основных средств;

Дебет счетов 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»),

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражена задолженность по текущему арендному платежу (без НДС);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – учтен НДС по текущему арендному платежу;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислена арендная плата;

Кредит счета 001 «Арендованные основные средства», – объект основных средств возвращен арендодателю.

Если в договоре аренды автомобиля не указано, кто несет расходы на капитальный и текущий ремонт, то данная обязанность возлагается на арендатора, который вправе их учесть на основании подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Для обоснования необходимости проведения ремонта комиссия, созданная в организации, составляет акт технического осмотра и дефектную ведомость. В них указываются работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, предназначенные для замены детали. На основании дефектной ведомости составляется смета на проведение ремонта. Списание расходов на ремонт в бухгалтерском учете отражается в зависимости от того, собственными силами он осуществлен или с привлечением сторонних организаций.

Для ремонта автомобиля организация может приобрести запчасти, и на основании подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ они могут быть учтены в составе расходов на ремонт основных средств. В качестве подтверждения понесенных затрат должны быть представлены документы, свидетельствующие об оплате ремонтных работ, акт приемки-передачи выполненных работ, а при осуществлении ремонта собственными силами – документы, подтверждающие оплату использованных деталей. Для замены изношенных деталей запчасти обычно приобретает подотчетное лицо (водитель, который в этот же день может осуществить замену).

Если арендатор за период аренды выявил недостатки транспортного средства, тогда нужно руководствоваться ст. 612 ГК РФ, согласно которой арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие его использованию, даже если на момент заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При их обнаружении арендатор вправе:

1) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков;

2) удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

3) потребовать досрочного расторжения договора.

Следовательно, арендатор может возместить свои расходы только за счет средств арендодателя, поэтому учет этих расходов экономически не обоснован (письмо УФНС от 10.02.2006 г. № 20–12/11320).

Пользование автостоянкой является, по существу, арендой, расходы на нее согласно подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ можно учесть как арендные платежи.

Организации следует надлежащим образом в письменной форме оформить договор с организацией, содержащей автостоянку, с формулировкой «За услуги по содержанию автомобиля № ____________________ на автостоянке организации „____________________“». Кроме того, она должна подтвердить необходимость содержания автотранспорта, в том числе арендованного, на платной стоянке (например, по причине отсутствия у него собственного гаража или стоянки).

В письме Минфина РФ от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404 сообщается, что расходы по оплате услуг автостоянки, подтвержденные квитанцией за парковку либо кассовым чеком, в целях налогообложения являются подтвержденными.

Если организация арендует автомобиль у физического лица, например, своего работника, то ей необходимо знать особенности обложения выплат для целей исчисления НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС).

Арендная плата является доходом арендодателя – физического лица и подлежит налогообложению по ставке 13 %, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.10.2006 г. № 03-05-01-04/277 «О порядке налогообложения договоров аренды транспортного средства»). Организация в этой ситуации становится налоговым агентом, поэтому с данных выплат она обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее и уплатить в бюджет.

Плата за аренду признается доходом сотрудника организации, полученным по договору гражданско-правового характера. Объектами обложения страховыми взносами на ОПС являются объекты обложения ЕСН, поэтому согласно п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения взносами. Таким объектом не признаются выплаты, осуществленные в рамках гражданско-правовых договоров, если они связаны с передачей имущества в пользование. Если организация арендует автомобиль, то физическое лицо не оказывает ей услуг по управлению и техническому обслуживанию транспортного средства, а только передает имущество в пользование, поэтому арендная плата, начисленная арендодателю – физическому лицу, не признается объектом обложения страховыми взносами (письмо от 02.10.2006 г. № 03-05-01-04/277).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи транспортного средства, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется потребляется сторонами договора и у организаций есть основание для учета сумм доходов от реализации такой услуги арендодатель и расходов в связи с потреблением услуги арендатор.

Как правильно учесть расходы на бензин, если автомобиль арендуется работодателем у своего сотрудника и используется для нужд организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет ГСМ для арендованных транспортных средств ведется на основании должным образом оформленных путевых листов.
При этом следует учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России.

Обоснование вывода:
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
При этом гражданское законодательство предусматривает два вида договора аренды: с экипажем (ст.ст. 632-641 ГК РФ) и без экипажа (ст.ст. 642-649 ГК РФ).

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Но как в первом, так и во втором случаях гражданским законодательством предусмотрена обязанность арендатора нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 636, ст. 646 ГК РФ). Поэтому, если договором аренды предусмотрено, что все расходы по содержанию автомобиля несет арендатор, организация вправе расходы по ГСМ и иные расходы на содержание арендуемого автомобиля отнести на затраты, принимаемые в целях налогообложения.

В бухгалтерском учете расходы на приобретение ГСМ при использовании арендуемого автомобиля относятся к расходам по обычным видам деятельности в размере фактических затрат (п.п. 5, 6 ПБУ 10/99 “Расходы организации”).

Расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Здесь играет роль назначение используемого транспорта – такой вывод сделан в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154.

В этом письме чиновники налогового ведомства разъясняют, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть списание расходов на ГСМ для служебных автомобилей должно быть не только экономически обосновано, но и документально подтверждено. Аналогичные выводы представлены в письме Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649.
При этом предусмотренная договором аренды имущества арендная плата относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/806).

Таким образом, при наличии оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации документов, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях арендованного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно (договоров с поставщиками (покупателями, заказчиками), путевых листов, актов о показаниях спидометров и т.д.), а также документов, подтверждающих приобретение и оплату бензина и смазочных материалов, организация вправе учитывать в составе расходов на содержание служебного транспорта затраты, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов для этого автомобиля, в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству (письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@).

Документальным подтверждением расходов на ГСМ являются:
– путевые листы (иные документы аналогичного характера) (письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77);
– кассовые чеки, подтверждающие оплату ГСМ (при безналичном расчете – накладные, платежные поручения на оплату ГСМ), талоны на топливо;
– документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (приказ о командировке, авансовые отчеты, из которых можно установить характер командировки, ее продолжительность, а также маршрут следования).

Читайте также:  Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах

Обратите внимание: в письме УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@ сообщено, что “затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист”.

Таким образом, основным документом для учета использования топлива являются путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность всех затрат, связанных с использованием автотранспорта (письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).

Поскольку при аренде транспортного средства без экипажа арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ), обязанность заполнения путевых листов в общем случае лежит на арендаторе.
Следует учесть, что для подтверждения расходов, связанных с арендой автотранспортных средств, первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об экономической оправданности и обоснованности произведенных расходов в производственных целях.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Форма путевых листов для автотранспортных предприятий утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте”. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, содержащего необходимые реквизиты первичного учетного документа в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письмо Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327).

Кроме того, приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов (далее – Приказ N 152). Поэтому при самостоятельной разработке организацией путевого листа можно воспользоваться Приказом N 152 (письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Путевые листы могут составляться не каждый день, а раз в неделю, в месяц. Главное, чтобы путевой лист, составленный с такой периодичностью, мог подтверждать расход ГСМ. В пункте 10 Приказа N 152 установлено, что путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Представители контролирующих органов считают, что в целях соблюдения требований ст. 252 НК РФ расходы на ГСМ необходимо списывать согласно утвержденным нормам расхода топлива. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (далее – Нормы), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

В то же время НК РФ не содержит положений, ограничивающих величину расходов на ГСМ в целях налогообложения. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ для арендованного автомобиля, используемого в служебных целях, могут быть учтены в расходах в размере фактических затрат.

Однако, признавая расходы на ГСМ в фактических размерах, следует принимать во внимание, что при проверке их обоснованности проверяющие будут руководствоваться Нормами (письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57). В случае слишком больших расхождений между Нормами и фактическими затратами организации на ГСМ налоговики могут попытаться доказать их экономическую необоснованность (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308). Поэтому, если организация не желает вступать в спор с налоговыми органами, при списании расходов на ГСМ ей следует учитывать нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

2010 N 16-15 068679 сообщено, что затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина приобретение карты , ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина.

Личный автомобиль ИП: как учесть расходы

Любая коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, причем по принципу «чем больше – тем лучше». И деятельность индивидуального предпринимателя не исключение, он тоже стремится получить максимальную прибыль, увеличивая доходы и оптимизируя свои расходы. В этой статье мы рассмотрим возможность учета предпринимателем расходов на содержание личного автомобиля при расчете налогов. Иногда автомобиль ИП нужен действительно для бизнеса, а не для понтов и личных разъездов. Можно ли отстоять такие расходы?

Только не каждый ИП вправе включить в состав основных средств свой личный автомобиль.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Фирмачи и частники

Поток желающих работать в такси не снижается — люди приходят и уходят, круговорот в этой сфере бесконечный. Заработок-то несложный, не требующий образования, какой-то квалификации, а с некоторых пор и собственных вложений для покупки «средства производства». Безусловно, автомобили водителям работодатели предоставляли и ранее, еще в советские времена. Но именно в последние годы в этой области формировалось и ширилось предложение, никак не связанное с перевозчиками.

В итоге в каком-нибудь областном или краевом центре сейчас запросто может быть два, три, четыре десятка компаний, предлагающих автомобили в аренду. От небольших, с автопарком в 10–15 машин, до крупных — с сотней и более единиц. В ассортименте и компактные «паркетники» на пару с «Нивами».

И премиум-кроссоверы в тандеме с крупными внедорожниками.

Само собой, бизнес-седаны, представительский класс. Попадаются даже купе.

Стоимость от 2500 рублей до 9000–10 000 в сутки. Речь в данном случае, как вы понимаете, идет о посуточном прокате. То есть об аренде для личных нужд — командировочными, отдыхающими, «ремонтирующимися» (пока личный автомобиль в ремонте). Мы же говорим об ориентации на работу в такси. Так вот практически все подобные структуры имеют в своих автопарках бюджетные модели — Датсуны и Лады, Polo, Solaris, Rio и прочие.

А их коллеги из Приморья и Сибири — разумеется, «праворульки».

Расценки тут (учитывая длительный срок), само собой, куда гуманнее. От 650 рублей за какую-нибудь Corolla или Corona начала 2000-х до двух с небольшим тысяч, скажем, за новый Solaris. При этом можно вывести некое «среднее арифметическое» для всей страны — 1100–1500 рублей в сутки. Только во Владивостоке за эту сумму предлагается, как правило, «японка» в возрасте менее десяти лет. В Краснодаре — двух- четырехлетняя Гранта, Веста, Solaris, Polo. В Иркутске популярны варианты с тем и другим расположением руля.

Помимо фирм, работающих в правовом поле (ИП, ООО и т. д.), в этой сфере хватает частников, которые действуют по «серым схемам». Автомобилей у них значительно меньше — от одного до нескольких.

— Услуга востребованная. Несмотря на то, что много и компаний с автопарками разной величины, и одиночек, клиентов хватает всем. Обязательно проверяем будущего арендатора по разным базам данных, подписываем договор и передаем машину. Помимо нее от нас он получает полис ОСАГО без ограничений. Сам должен еженедельно расплачиваться (от 4500 руб.). С такой же периодичностью предъявлять автомобиль на осмотр. Принципиальный момент — все машины, которые передаем в долгосрочное пользование, арендуются под выкуп. То есть человек платит два года, после чего автомобиль становится его собственностью. Кстати, тех, кто арендует под работу в такси, у нас примерно половина. Остальные рассматривают подобную аренду как возможность приобрести технику в рассрочку. Да, переплатив, но в итоге став владельцем, не имея сразу крупной суммы.

Поскольку в будущем машина станет собственностью арендатора, все обслуживание и ремонт он берет на себя. При осмотрах, если возникает такая необходимость, мы указываем на то, что нужно провести какой-то ремонт. И если не сделал в течение определенного срока, вводим штрафные санкции. Другие ограничения, пресекаемые вплоть до изъятия автомобиля, — передача управления третьим лицам, если это не прописано в договоре, и просрочка оплаты.

Аренда под выкуп, или, как она еще называется, «в раскат», хороша именно тем, что все финансовые обязанности (ТО, ремонт) перекладываются на арендатора. Переплата для него там есть, однако, конечно же, оставляющая возможность заработать в такси. Если говорить об автомобилях новых или не старше трех лет, это дополнительные 700–1000 рублей в сутки (в целом до 2200 руб. за те же Rio, Solaris и пр.). А в случае с second hand ее может не быть вовсе. Так что даже при этом варианте нельзя быть застрахованным от того, что клиент в какой-то момент подумает — надоело платить. И потеряется. Очевидный минус «выкупа» в том, что у вас не остается автомобиля, который можно дальше сдавать в аренду или продать, пусть и по остаточной стоимости. Плюс — отношение к своей в будущем технике у водителей должно быть как к собственной. Но это тоже не гарантировано.

В общем, заключение договора с прописанными условиями аренды — периодичностью обслуживания и оплаты, размером последней, ответственностью обеих сторон — обязательно, и хотя бы как-то юридически обезопасит отношения с арендатором. И в случае чего даст возможность подать на него в суд.

Алексей, сдавал автомобили в аренду в 2012–13 гг.

— Сам работал какое-то время в такси, потом начал приобретать автомобили и сдавать их в аренду. Было несколько Ниссанов — Sunny, Avenir, Expert, Cefiro. Все выпуска начала 2000-х годов. Сутки стоили 500, 600 и 800 рублей в зависимости от класса модели. Расплачивались со мной водители за несколько суток. Договоры не заключал. Отношения строились на доверии, а когда оно заканчивалось — на умении самому выбить задолженность.

Поначалу дела шли хорошо. Поскольку сам крутился в такси, арендаторов — из числа коллег — хватало. Присутствовал энтузиазм — свое дело, сейчас как заработаю! В какой-то момент даже перестал таксовать и сконцентрировался на обслуживании/ремонте автомобилей — это было на мне. Но потом такой бизнес стал напрягать своей непредсказуемостью. Один водила забухает на неделю, второй побьет тачку и пропадет, третий кормит «завтраками», задерживает оплату. Кому-то «пропишешь» в грудак. Приедешь домой к запойному за расчетом, а он — в сопли. И квартира — чистый бомжатник, взять нечего.

Был случай, когда арендатор передал автомобиль зятю. У того вспыхнула проводка, он со страху бросил открытую машину и убежал. Хорошо, мужики поблизости были, не растерялись и потушили.

Короче, пришлось на собственной шкуре выяснять, что среди таксистов-арендаторов ответственных, не пьющих, не наркоманов — в лучшем случае один из десяти. Остальные — сброд, который кроме как крутить «баранку» ничего не умеет. И не хотят уметь, работать, стабильно зарабатывать. Распродал все автомобили и завязал. На память осталась кипа расписок на четыре, пять, десять тысяч рублей.

За вторую Шкоду по кредиту отдавал 31 000.

Каршеринг и законодательство

Трудовой кодекс РФ и Положение о командировках гласят, что работодатель должен оплатить сотруднику проезд к месту командировки, а также возместить иные расходы, произведенные с ведома организации. В законодательстве не указывается, каким именно транспортом должен пользоваться командированный, а значит, выбор способа передвижения не ограничен.

Согласно письму московских налоговиков, расходы на аренду автомобиля допустимо учесть в числе командировочных расходов:

«Исходя из вышеизложенного суммы оплаты организацией аренды автомобиля или стоимости поездки на такси для проезда работников при нахождении их в командировке до места назначения и обратно, для проезда в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей, и согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц»

Возможность использования арендованного авто подтверждает и постановление ФАС, по которому расходы руководителя компании на аренду автомобиля во время командировки признаны правомерными.

Таким образом, арендовать машину во время командировки можно. Главное — подтвердить оправданность расходов и собрать соответствующие документы.

Маршрут поездки.

Ссылка на основную публикацию