Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”* (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;.

Основания приобретения права собственности

Граждане и юрлица могут бесплатно приобрести чужое или бесхозяйное имущество в собственность. Для этого нужно добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом как своим в течение пяти лет или недвижимостью – в течение 15 лет. Такой процесс называется приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГК).

Подразумевается, что владелец не знает и не должен был знать, что у него нет оснований для возникновения права собственности (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). «Основная проблема получения вещи по приобретательной давности – нужно многое доказать, в частности подтвердить свою добросовестность. По сути, владелец должен полагать, что является собственником вещи», – объяснил партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании × (RUSSIA) LLP Иван Веселов. «Человек не должен знать о неправомерности завладения имуществом. Такое возможно, например, если изначально имущество украли, а затем оно перешло к наследникам, которые не в курсе кражи», – сообщила юрист КА города Москвы Барщевский и партнеры Барщевский и партнеры Федеральный рейтинг группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право × Александра Диденко. Партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа ТМТ группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика × Алексей Коневский советует показать, что гражданин осуществлял права и обязанности публично-правового образования (№ 5-КГ17-76). «Доказать добросовестность помогут инвентарные карточки объектов – там указана организация, на балансе которой они находились. План приватизации подтвердит право правопреемника, если имущество не выбывало из владения его предшественника. О добросовестности приобретателя также говорит, что недвижимость не похищалась. Еще можно предъявить документы, подтверждающие расходы на содержание имущества», – рассказал управляющий МАБ Адвокаты и Бизнес Адвокаты и Бизнес Федеральный рейтинг группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) 9 место По выручке на юриста (Меньше 30 Юристов) 22 место По выручке × Дмитрий Штукатуров.

Судебных решений об отказе в применении приобретательной давности больше, чем о её применении. Для победы нужно доказать много фактов, что на практике сделать сложно.

Лицо не должно скрывать владения имуществом (постановление пленума ВС № 10, пленума ВАС № 22). Подтвердить открытое владение помогут:

  • договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект. «Нередко в процессе признания права собственности на здания по приобретательной давности возникает риск полной потери земельного участка. Еще иногда обнаруживается незаконное пользование и распоряжение землей, что может повлечь штрафы», – заявила адвокат, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко;
  • договор аренды спорного объекта. В этом случае открытость владения можно подтвердить, например, постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления в отношении спорного имущества;
  • договоры электроснабжения, газоснабжения, охраны, вывоза мусора, технического обслуживания газового оборудования и прочие доказательства содержания объекта, а также квитанции об оплате всех этих услуг;
  • документы о регистрации владельца по месту нахождения спорного имущества (№ А56-16350/2015);
  • чеки на ремонт объекта;
  • разрешение на реконструкцию объекта;
  • акты и уведомления о передаче бесхозного имущества и постановке его на баланс приобретателя (№ 13АП-20619/2015);
  • переписка по вопросам владения объектом с органами власти;
  • свидетельские показания.

Практика Верховный суд рассказал, как получить бесхозяйную недвижимость

Нужно, чтобы движимое имущество (например, машина) было у нового владельца постоянно не менее пяти лет, а если это недвижимость – 15 лет (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). Как указывает Верховный суд, передача имущества во временное владение другому лицу не влияет на непрерывность (№ 32-КГ15-16, № 307-ЭС14-329). О непрерывности свидетельствуют:

  • договоры аренды и дополнительные соглашения к ним;
  • финансовые документы;
  • документы, подтверждающие размещение оборудования на объекте;
  • квитанции об оплате налога на имущество;
  • чеки на ремонт и эксплуатационные расходы.

Все эти документы должны относиться к разным временным периодам (например, с 2013 по 2017 год машина сдавалась в аренду по договору, а в 2018 году она пять раз была в ремонте, о чем есть чеки).

Если объект опечатывался и владелец не мог им пользоваться, непрерывности не будет (№ А40-115/13).

Владение вещью как своей собственной

Между владельцем и собственником не должно быть договоров аренды, хранения, безвозмездного пользования и других (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010). Иначе вещь нельзя приобрести в собственность, поскольку владение ею осуществляется не вместо собственника, а наряду с ним – если, конечно, собственник не отказался от своего права на вещь и не утратил к ней интерес (№ 127-КГ14-9).

Владение имуществом как своим собственным подтверждается свидетельскими показаниями, инвентарными карточкам учёта основных средств, декларациями по налогу на имущество, договорами на обслуживание, документами о затратах на содержание объекта.

Отстоять свои интересы на имущество поможет установленный законодателем 10-летний «объективный» срок исковой давности (п. 2 ст. 169 ГК). Этот срок значительно сложнее признать неистёкшим, что повышает шансы отбиться от иных претендентов на имущество.

В случае с недвижимостью придется обратиться в суд с иском к прежнему собственнику.

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  • когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  • если стоимость бесхозяйного имущества достигает пределов в 100 000 рублей, то уплачивается государству 800 руб. плюс три процента;
  • в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;
  • если стоимость бесхозного объекта составляет от 200 001 рубля до 1 миллиона, то размер пошлины равен 5200 рублей плюс один процент;
  • если цена искового заявления более одного миллиона рублей, то истец обязан оплатить пол процента от суммы и 13 200 рублей.

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период.

Бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирую щие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества. Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к. он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Если объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, то законом указано, что дополнительными документами, подтверждающими данный факт являются документы, в которых указано, что регистрируемый объект недвижимого имущества, который предположительно является «Бесхозяйным» не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также что выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы .

До внесения в реестр записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет.

Немаловажным препятствием к признанию объекта недвижимости Бесхозяйным является выявление правоустанавлива ющих документов на спорный объект недвижимости.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой. Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости. Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю. Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Читайте также:  Отличия в должностных обязанностях инженера по охране труда

Объекты землеустройства и порядок внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет

Кадастровые работы являются одной из преимущественных деятельностей нашей компании. Как следствие, мы не могли обойти стороной крупные изменения, готовящиеся в данной области. В настоящий момент произошло внесение законопроекта №962484-7«О внесении.

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в.

© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник | 1997–2020
г. Москва, Волгоградский проспект д. 43 корп. 3, офис № 16
zaproskp@1k-k.ru

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Наши эксперты свяжутся
с Вами в ближайшее время

Сделки с дачными участками без межевания попали под запрет.

Судебный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи)

Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйной является вещь, которая

  • не имеет собственника или
  • собственник которой неизвестен либо,
  • от права собственности на которую собственник отказался, если иное не предусмотрено законами.

Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности .

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

См. также Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899).

Судебный процессуальный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи) регулируется гл. 33 ГПК РФ.

Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался статья 226 , о находке статьи 227 и 228 , о безнадзорных животных статьи 230 и 231 и кладе статья 233 , право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Досудебное решение вопроса

В связи с признанием права на бесхозяйную недвижимость без обращения в судебные органы не обойтись. Причина тому — фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

До обращения в суд с исковым заявлением, заинтересованному лицу надлежит следовать указанному ниже алгоритму действий:

  • Проконсультироваться с юристами, обладающими достаточным опытом в решении дел, подобных рассматриваемому;
  • Собрать необходимую доказательную документацию;
  • Найти свидетелей, готовых выступить в суде в интересах истца;
  • Грамотно составить исковое заявление с целью признать личное право собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • Уплатить государственную пошлину.

Если все вышеперечисленные пункты выполнены, следует направить пакет документов в суд.

Причина тому фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011 “Нельзя признать объект недвижимости бесхозяйным лишь потому, что владелец не зарегистрировал право собственности на него”

1. Суть спора

Несмотря на заявление общества, управлением было удовлетворено более позднее заявление муниципального образования от 03.06.2011 о принятии на учет спорного здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с внесением в ЕГРП соответствующей записи.

Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сочли действия управления по принятию на учет спорного здания в качестве бесхозяйного законными. Суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил, а заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд, в частности, исходил из того, что факт открытого владения обществом спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан.

Читайте также:  Список отделов ПФР Шкотовский район, Приморский край. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Следует отметить, что позиция суда кассационной инстанции в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому полностью в настоящем разделе не приводится.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности реализации обществом права на государственную регистрацию за ним права собственности на здание в случае признания этого объекта недвижимости бесхозяйным и постановки на учет в качестве такового.

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного

Результатом такого бездействия владельца недвижимости является то, что объект может быть признан бесхозяйной вещью, то есть вещью, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Формально если из представленных документов следует, что данный объект не зарегистрирован в органе технического учета, сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества, то регистрирующий орган принимает объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Однако в действительности может возникнуть ситуация, когда недвижимое имущество имеет собственника или законного владельца, хотя сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах. Это порождает споры между собственниками недвижимого имущества, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.

Полагая, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной препятствует реализации собственниками права на государственную регистрацию права собственности на эту вещь (ст. 551 ГК РФ), последние обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если регистрирующий орган удовлетворяет требования собственников, органы местного самоуправления обращаются в суд с исками о признании незаконным отказа в государственной регистрации и принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

Зачастую результат разрешения таких дел зависит от установления судом обстоятельств, являющихся основанием для признания недвижимого имущества бесхозяйным или подтверждающих отсутствие этих оснований.

В практике арбитражных судов в настоящий момент сложилось два противоположных подхода к разрешению данной категории споров.

Арбитражные суды, придерживающиеся первого подхода, обращают внимание на то, что не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– правопритязание на объект недвижимого имущества (факт подачи в арбитражный суд искового заявления о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости);

– фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло- электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду);

– наличие у какого-либо лица правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости (договор купли-продажи, акт приема-передачи).

Таким образом, отсутствие сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Кроме того, суды указывают, что приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст. ст. 218, 225 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2010 по делу N А19-3825/10;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2011 по делу N А27-11096/2010;

– Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2012 по делу N А41-16826/11;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 по делу N А57-5559/2011;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу N А22-2398/2012;

– Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2012 N Ф09-4109/12 по делу N А50-16084/2011;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 N 18АП-6507/2012 по делу N А76-25260/2011;

– Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 18АП-9981/2010 по делу N А34-2337/2010.

Приведенный подход арбитражных судов соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в настоящем Постановлении.

Второй правовой подход к разрешению данной категории споров был изложен коллегией судей ВАС РФ в Определении от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011 (далее – Определение N ВАС-1150/13), и он заключается в следующем.

Наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного.

Учет спорного объекта в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом.

Применительно к рассматриваемому спору коллегия судей ВАС РФ в Определении N ВАС-1150/13 указала на то, что надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на здание каких-либо лиц, в том числе общества, регистрирующему органу и в материалы дела не предоставлено. Договор купли-продажи, на основании которого общество считает себя собственником здания, оценивался в рамках другого дела, где обществу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорное здание.

Сходная позиция по изложенному вопросу ранее встречалась в практике арбитражных судов.

– Постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А72-11498/2012;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2010 по делу N А56-37740/2009.

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

3.1. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: если у лица, приобретшего недвижимое имущество, или иного лица отсутствует зарегистрированное право собственности на этот объект, то само по себе это не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

Комментарий: Отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным может быть подтверждено обстоятельствами, свидетельствующими о наличии условий, при которых недвижимое имущество может быть приобретено законным владельцем либо иным лицом в собственность в силу приобретательной давности. К указанным обстоятельствам относятся:

– нахождение недвижимого имущества в открытом и непрерывном владении лица, приобретшего его на основании договора купли-продажи;

– осуществление лицом в отношении недвижимого имущества всех правомочий собственника (к примеру, сдача имущества в аренду);

– предоставление суду действительных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, на основании которых лицо вступило во владение.

Таким образом, действия регистрирующего органа по принятию на учет данного имущества в качестве бесхозяйного не соответствуют закону и нарушают права и интересы лица, приобретшего это имущество.

3.2. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: к обстоятельствам, подтверждающим отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным, также относится наличие правопритязаний лица на объект недвижимости.

Комментарий: Названо еще одно обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным. Президиум ВАС РФ указал, что наличие правопритязаний лица на объект недвижимости может выражаться в подаче:

– заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект;

– искового заявления в суд о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект в порядке ст. 551 ГК РФ.

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 “О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам” это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался.

Об учете бесхозяйного имущества

ОТВЕТ:

Заданный вопрос содержит несколько направлений, требующих отдельного рассмотрения. В первую очередь, рассмотрим возможность учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества. А затем, более детально, способ учета бесхозяйного имущества органами местного самоуправления.

  1. В определении, данном в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Полномочиями по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества на соответствующей территории наделены органы местного самоуправления.

В рамках полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, органы местного самоуправления ведут реестр муниципального имущества. Порядок ведения Реестра муниципального имущества установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 “Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества”.

Объектами учета в реестрах являются находящиеся в муниципальной собственности:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • муниципальные предприятия и учреждения.

Ключевым признаком, объединяющим все объекты учета в реестрах имущества органов местного самоуправления, является слово «муниципальное», т.е. имущество, находящееся в муниципальной собственности. Вышеуказанным Приказом Минэкономразвития также установлена и структура реестра муниципального имущества, который должен состоять из трех разделов. Первый – для учета недвижимого имущества, второй – для учета движимого имущества, третий – для учета муниципальных предприятий и учреждений, а также организаций, в которых муниципальное образование является учредителем или участником. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

С целью постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на государственный учёт в территориальном подразделении Росреестра, орган местного самоуправления направляет заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, а также документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Таким образом, в момент постановки бесхозяйного объекта на учет в Росреестре, орган местного самоуправления подтверждает выпиской из Реестра, что указанный объект в Реестре муниципального имущества не числится.

Поэтому оснований для включения бесхозяйного объекта, в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, у органа местного самоуправления, в период выявления и оформления такого объекта, нет.

Включение объекта в Реестр муниципального имущества и регистрация права муниципальной собственности, происходит по истечении года со дня приятия его как бесхозного на учет в Росреестре, на основании вступившего в силу решения суда о признании права собственности.

Вывод: у органа местного самоуправления нет оснований для включения бесхозяйного объекта в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, в период выявления и оформления такого объекта. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

  1. По вопросу учета сведений о бесхозяйном имуществе органами местного самоуправления сообщаем следующее.
Читайте также:  ПФР Республика Башкортостан, Кугарчинский район, с. Мраково, ул. Биишевой, 91: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Порядок оформления бесхозяйного имущества четко регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”. Однако, порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен.

В связи с тем, что полномочиями по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества наделены органы местного самоуправления, то они могут самостоятельно разрабатывать необходимые порядки по выявлению и оформлению, а также ведению реестра бесхозяйного имущества, расположенного на соответствующей подведомственной территории.

В последние годы, все чаще, органы прокуратуры, защищая законные интересы граждан, уделяют внимание вопросам признания права муниципальной собственности на такие социально значимые бесхозяйные объекты как газопроводы, водопроводы, линии электропередач, автомобильные дороги и т.п. Это обусловлено тем, что их нормальное безаварийное функционирование отвечает интересам граждан и по закону должно обеспечиваться собственниками. Прокуратура признает оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет – незаконным бездействием, хотя постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета.

В этой связи в целях эффективной организации работы по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества рекомендуем органам местного самоуправления вести соответствующий учет бесхозяйных объектов. Это может быть организовано путем ведения реестра бесхозяйных объектов, который помимо технических характеристик объекта, будет содержать информацию об этапах его оформления. Но при этом вестись такой реестр должен отдельно от реестра муниципального имущества, так как в реестр имущества объекты попадут только после завершения всей многоступенчатой процедуры оформления в муниципальную собственность.

Вывод: Органы местного самоуправления могут вести реестр бесхозяйных объектов, с целью эффективной организации работы по оформлению их в муниципальную собственность, отдельно от реестра муниципального имущества.

Ответ подготовила:
Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК)
Буянова Наталья

муниципальные предприятия и учреждения.

Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной

В заявлении следует указать следующее:

  • Наименования сторон, реквизиты и адрес;
  • Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
  • Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
  • Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
  • Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).

Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной.

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

История органов прокуратуры.

Обжалование решения суда

Если вы получили отказ, который выдан вам в виде выписки о решении суда, вам необходимо с данным документом обратиться в суд второй инстанции, то есть – не в районный суд, а в областной. Соберите все материалы дела, определите основания, по которым (по вашему представлению) ваш иск должен быть удовлетворён.

На основании новой концепции, напишите исковое заявление с просьбой признать вынесенное районным судом решение, недействительным.

После положительного решения суда вы приобретаете полное и абсолютное право собственности, которое остаётся лишь провести через регистрацию в местном отделении кадастра и картографии, если речь идёт об объекте незавершённого строительства или другом недвижимом объекте.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костелянец А.Ю.

51-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации.

Как Сельсовету оформлять здания как бесхозные.

Здравствуйте Татьяна! Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Глав администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ,муниципальный район, городское поселение, сельское поселение).

Правовые основания для признания права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное недвижимое имущество определены гражданским законодательством.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701.

Порядок оформления бесхозяных обьектов недвижимого имущества следующий:

1.Сначала определяются бесхозяйные и бесхозяйственно содержимые объекты недвижимости на территории поселения, затем составляется их соответствующий перечень.

Администрация муниципального образования формирует комиссию для обследования фактически бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых, предположительно брошенных объектов недвижимого имущества -жилого помещения (здания), земельного участка. По результатам работы определяется перечень бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости.

2. После этого, проведятся обследования жилых помещений (зданий) и составляются соответствующие акты.

Акт обследования составляется комиссией, которую, как правило,возглавляет Глава соответствующего муниципального образования.

В комиссию могут входить работники Администрации соответствующего муниципального образования, работникиорганов местного самоуправления муниципального района (посогласованию), иные заинтересованные лица. Состав комиссии формируется в составе, как правило, 3-5 чел.

Функции указанной комиссии может осуществлять комиссия по благоустройству территории муниципального образования, утверждаемая нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. В акте, составленном комиссией,должно быть отражено то, что жилое помещение (здание) содержится в бесхозяйственно содержимом состоянии, неблагоприятно сказывается на архитектурном виде населенного пункта, может создавать опасность для населения.

3. Следующим этапом оформления документов идет – подготовка и направление запросов в соотвествующие органы:

1. Запрос в муниципальный архив с целью получения информации о собственниках соответствующих жилых помещений (зданий).

.2. Запрос в нотариальные органы на территории муниципального образования области с целью получения информации по обращениям граждан на оформление права наследования соответствующего жилого помещения (здания).

.3. Запрос в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по соответствующей территории муниципального образования области с целью получения информации о наличии или отсутствии прав и остаточной стоимости на соответствующее жилое помещение (здание).

.4. Запрос в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Российской Федерации (о нахождении имущества в реестре федерального имущества).

.5. Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности (о нахождении имущества в реестре областного имущества).

.6. Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на соответствующее жилое помещение (здание).

.7. Запрос в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии о представлении выписки из кадастрового паспорта (кадастровой выписки) земельного участка под жилым помещением (зданием).

.8. В случае наличия зарегистрированного права собственности и смерти собственника также запрашивается свидетельство о смерти собственника в соответствующем территориальном подразделении органов записи актов гражданского состояния .

4. По результатам полученных на запросы ответов администрация муниципального образ-ования осуществляет следующие действия:

1. В случае, если жилое помещение (здание) не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался необходимо действовать в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»:

Направляет в соответствующий территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

К указанному заявлению должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: -документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального государственного имущества и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

– документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями),осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 No 122 – ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

5. Следующим этапом идет подача заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Необходимо учитывать, что такое заявление может быть направлено не ранее, чем по истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

6. После этого,на основании решения суда подается заявление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о регистрации права муниципальной собственности.

Оставьте пожалуйста свой отзыв!

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы правильно решили о том, что началом действий является оформление заброшенных зданий-руин как бесхозяйных: это обязанность органа местного самоуправления.
В
По существу вопроса поясняю следующее (с учетом текущей судебной практики):

1) В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

2) Первоначальные действия сельсовета – это постановка на учет бесхозяйной вещи.

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, сельсовет может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, только по истечении года после постановки на учет объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.

3) Постановка на учет бесхозяйного имущества.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – Росреестром, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
– выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

– выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

4) В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Таким образом, сельсовет после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества (по истечении года) будет вправе обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства о признании за собой права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Согласно части 1 статьи 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

5) И только после положительного и вступившего в законную силу решения суда сельсовет будет вправе распоряжаться указанными в вопросе объектами, в том числе «отдать эти здания и стены от зданий на баланс нашего нового НКО (Местная общественная организация)».

Если требуется более детальная консультация, обращайтесь, в том числе на адрес моей электронной почты.

Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности о нахождении имущества в реестре областного имущества.

Ссылка на основную публикацию