Кадастровая оценка земель населенных пунктов: этапы государственной экспертизы, расчет стоимости участков

Кадастровая оценка земли: порядок проведения и методы расчета стоимости земельных участков

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным. Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2017 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2020 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2017 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2020 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»; Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2017 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2017 года); Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России. Вступивший в силу с 2017 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года. Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой. Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке; определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость. Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта. Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.
    Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели. Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр.

Читайте также:  В каких банках можно взять кредит без страховки в 2020 году ТОП 10 предложений

Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Это необходимо для решения целого комплекса задач.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал в котором рассказано о порядке проведения кадастровой оценки недвижимости.

В кадастровой стоимости обычно учитывается все, что находится вне объекта на ее размер оказывает воздействие город, район, инфраструктура.

Решение о проведении оценивания

О том, как проводится государственная кадастровая оценка земли (ГКО), в деталях сказано в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.08. 2020 ) “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и в Федеральном законе от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О государственной кадастровой оценке”.

Согласно ст. 24.12 ФЗ № 135, ГКО осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, или по инициативе органа местного самоуправления.

Решение о проведении процедуры должно содержать:

  • год начала проведения работ по вычислению КС;
  • вид/виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение;
  • категорию(ии) земель и прочие сведения.

В этом контексте важно понимать особенности устройства административно-территориальных единиц.

Результаты процедуры

После выполнения оценки кадастровой стоимости земли населенных пунктов все полученные результаты должны быть внесены в отчёт, для чего отводится 10 рабочих дней. Правильно подготовленный отчёт направляется в исполнительные региональные органы, где в течение 30 дней должно быть принято решение о правильности проведенной оценки, а рассчитанная цена вносится в базу данных. Рассчитанная стоимость вступает в силу лишь с первого числа следующего года и используется для расчёта налога на землю и других имущественных платежей.

Полученные результаты оценки используются для следующих целей:

  • Автоматизация учета и налогообложения.
  • Утверждение и расчет реальной налогооблагаемой базы отдельных участков.
  • Возможность правильного расчета компенсационных выплат при изъятии земель.
  • Внесение различного рода поправок в территориальное зонирование.
  • Формирование рынка ипотеки и залога земли.
  • Выявление оптимальных участков для строительства инфраструктуры и жилых домов.

При наличии каких-либо неточностей в расчете или несогласии собственника с полученной оценкой имеется возможность обращения к независимому оценщику за выполнением повторной процедуры. Также можно написать заявление с возражением на полученные расчеты, которое направляется в органы исполнительной власти, ведущие учет земельных наделов.

По действующему законодательству оценке кадастровой стоимости сегодня подлежат все используемые территории. Перерасчет производится раз в 5 лет и чаще, что позволяет обеспечить полную актуальность используемой налогооблагаемой базы, а собственники участков имеют возможности правильного расчета цены при осуществлении сделок по продаже земельных наделов.

Формирование рынка ипотеки и залога земли.

Порядок проведения и этапы оценки

По законодательству периодичность проведения кадастровой оценки для надела земли составляет раз в пять лет. Интересен тот факт, что процесс оценивания организован одновременно для всех участков, которые находятся на конкретной территории. Данная процедура проводится с участием уполномоченных территориальных структур и главного отделения – федерального агентства, занимающего кадастровыми вопросами в секторе недвижимости. В процессе проведения оценки учитывается ряд нюансов, а именно: наличие ЛЭП, проездов через участок, различного рода ограничений прав собственности так далее.

Смотрите также: Перепланировка нежилого помещения: согласование, проект

Кадастровая оценка земли организуется в несколько этапов:

  • Готовится и формируется информация, которая потребуется для расчета. На этом этапе анализируется местный рынок, ценовой уровень на различные участки земли, конъюнктура местного рынка, нюансы законодательства, расположение и так далее.
  • Оцениваемая площадь условно разделяется на кварталы и зоны.
  • Вычисляются и обосновываются параметры цены, которые требуются для проведения оценочных мероприятий.
  • Итоги кадастровой оценки для наглядности оформляются в различных формах – цифровой и графической. После выполнения работ итоги вносятся в ГКН.

Особенности проведения оценки земли.

Что такое удельные показатели КС?

Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земель населенных пунктов – величина, показывающая реальную стоимость 1 квадратного метра земли в соответствии с его функциональным использованием.

Каждому участку земли присваивается определенный кадастровый номер, включающий важный показатель для расчета удельного значения – кадастровый квартал. Каждому кварталу соответствует свой показатель стоимости одного квадратного метра территории.

Таким образом, УПКС – это усредненное значение для конкретной группы земельных участков, расположенных в пределах одного кадастрового квартала и относящихся к определенному виду разрешенного использования (ВРИ).

УПКС по кадастровым кварталам утверждается муниципальными органами исполнительной власти по отдельным субъектам РФ. Данные о значениях УПКС находятся в открытом доступе фонда данных на сайте Росреестра. Также достоверную информацию можно получить, обратившись с запросом в орган кадастрового учета.

6 под образование и просвещение;.

Основные этапы проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов

– многоэтажной секционной застройкой 10-12 этажей и т.

Как проводится кадастровая оценка земель и кто этим занимается

Многие владельцы земельных участков наверняка заметили существенное увеличение земельного налога за последние несколько лет. Обусловлен такой скачок привязкой налоговой базы к кадастровой стоимости земли. Для того чтобы снизить завышенные налоговые выплаты необходимо провести внеплановую кадастровую оценку земель. О том, как это сделать, мы сегодня и поговорим.

Что это такое и для чего нужна.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России.

Вступивший в силу с 2017 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года.

Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой.

Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке;
  • определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость.

Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как условно незастроенный.

Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка

Недвижимость – это объект, имеющий свою цену, характеристику. Каждый земельный участок имеет свои индивидуальные характеристики. К таким характеристикам, в том числе, относятся: категория земельного участка и вид разрешенного использования. В соответствии с назначением земли и видом его использования и рассчитывается кадастровая стоимость конкретного земельного участка..
Кадастровая стоимость – это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в отношении вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Определение кадастровой стоимости земельного участка производится строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, порядок определения и расчёта кадастровой стоимости подробно регламентирован и состоит в следующем:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

2. Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит перечень всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

3. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки.

4. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.
Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.
В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.
Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.
При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Читайте также:  Предварительный договор дарения в 2020 году: что такое, нужно ли регистрировать?

5. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

6. Утверждение органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости.

7. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

· его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;

· размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земель? договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.). Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению возведенного в установленном порядке объекта недвижимости на данном земельном участке.В свою очередь, функциональное назначение объекта определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Приведем пример, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.

Кадастровая оценка земель населенных пунктов: этапы государственной экспертизы, расчет стоимости участков

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов осуществляется на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. № 39. Для целей кадастровой оценки выделяют 17 видов разрешенного использования земель населенных пунктов, так как классификация данных земель в Земельном и Градостроительном кодексах РФ неприменима для оценочных целей.

Состав видов разрешенного использования, выделяемых для кадастровой оценки земель населенных пунктов согласно официально действующей методике, является более подробным и подчинен стремлению отнести к одному виду земельные участки, стоимость которых формируется под влиянием одинаковых факторов.

1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.

2. Для домов индивидуальной жилой застройки.

3. Для размещения гаражей и автостоянок.

4. В составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.

5. Для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

6. Для размещения гостиниц.

7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения

8. Для объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

9. Для производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

10. Для электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

11. Для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.

12. Участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.

13. Для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дороги др.

14. Занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

15. Предназначенные для сельскохозяйственного использования.

16. Участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей и т.п.

17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Методические подходы к определению кадастровой стоимости:

– построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков (1-10, 17 виды использования);

– определение кадастровой стоимости земельных участков на основе индивидуальной оценки их рыночной стоимости (11-12 виды использования);

– определение кадастровой стоимости земельных участков 13 вида использования на основании минимальных для 9 вида использования для данного населённого пункта, или средних удельных показателей кадастровой стоимости других категорий и видов разрешенного использования (14-15 виды использования);

– установление величины кадастровой стоимости земельных участков в размере номинала (16 вид использования – 1,0 руб за земельный участок );

– определение кадастровой стоимости земельных участков на основе соотношений между видами разрешенного использования земельных участков в составе населенных пунктов численностью от 20 до 50 тысяч жителей.

Этапы определения кадастровой стоимости на основе построения статистических моделей:

– определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

– сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

– группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

– сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

– построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

– расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно Правилам ГКО кадастровую оценку земельных участков в населенных пунктах необходимо проводить, опираясь на статистический анализ рыночной информации. В связи с недостаточной развитостью земельного рынка в Российской Федерации не по всем 17 видам функционального использования можно получить необходимую для анализа рыночную информацию. По некоторым видам сделки с земельными участками отсутствуют полностью. Поэтому статистический анализ существующей рыночной информации и построение на его основе оценочных регрессионных моделей производился для видов функционального использования под №№ 1-10, 17.

Сбор исходной информации для проведения анализа включает в себя поиск информации о рыночных сделках с земельными участками и определение значений факторов стоимости для каждого объекта оценки (таблица 8) . Вследствие того, что исполнителю работ по кадастровой оценке зачастую недоступна информация о реальных ценах, по которым осуществлялись сделки купли-продажи, большая часть информации для статистического анализа собирается из открытых источников и представляет собой цены предложения или спроса. Для сбора информации о сделках с земельными участками могут использоваться любые печатные или электронные СМИ, а также иные источники, содержащие подобную информацию.

По окончании сбора всей необходимой информации приступают к построению статистически значимой и качественной модели расчета кадастровой стоимости земельных участков – функциональной зависимости стоимости земельных участков от ценообразующих факторов (факторов стоимости).

Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости предпологает выбор факторов стоимости – характеристик земельного участка, оказывающая влияние на его стоимость. Модель строится с помощью метода наименьших квадратов и принадлежит к одному из следующих видов:

Линейная (аддитивная) модель

У = а + а1Х1 +. + аnX п)

У = а Х1а1 . Хnаn

У = аеxpХ1+…+ ап еxpХп

Таблица 8. – Состав факторов стоимости земельных участков

Вид разрешенного использования№ п/пНаименование фактора стоимости
Земельные участки (ЗУ), предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки1.Расстояние от населенного пункта до центра субъекта
2.Расстояние объекта до центра населенного пункта
3.Близость к зонам рекреации и водным объектам: лес, парк, сквер, зеленая зона, пляж, река, озеро, пруд
4.Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений
5.Расстояние до ближайшей общеобразовательной школы
6.Расстояние до ближайшего детского сада
7.Расстояние до ближайших учреждений здравоохранения
8.Расстояние до магазина с минимально необходимым набором продуктов
9.Численность населения в населенных пунктах
10.Престижность
ЗУ, предназначенные дляиндивидуальной жилой застройки в составе сельских населенных пунктов1.Расстояние от населенного пункта до центра субъекта
2.Расстояние от населенного пункта до центра муниципального района
4.Близость к зонам рекреации и водным объектам: лес, парк, зеленая зона, бульвар, пляж, река, озеро, пруд
5.Расстояние до ближайшей остановки общественного транспорта
6.Наличие централизованного газоснабжения
7.Наличие централизованного энергоснабжения
8.Наличие централизованного водоснабжения
9.Телефонизация
10.Численность населения в населенных пунктах
11.Престижность
ЗУ индивидуальной жилой застройки в составе городскихнаселенных пунктов1.Расстояние от населенного пункта до центра субъекта
2.Расстояние объекта до центра населенного пункта
3.Близость к зонам рекреации и водным объектам: лес, парк, сквер, зеленая зона, бульвар, пляж, река, озеро, пруд
4.Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений
5.Расстояние до ближайшей общеобразовательной школы
6.Расстояние до ближайшего детского сада
7.Расстояние до ближайших учреждений здравоохранения
8.Расстояние до магазина с минимально необходимым набором продуктов
9.Наличие централизованного газоснабжения

Продолжение таблицы 8

Вид разрешенного использования№ п/пНаименование фактора стоимости
10.Наличие централизованного энергоснабжения
11.Наличие централизованного водоснабжения
12.Наличие централизованной канализации
13.Численность населения в населенных пунктах
14.Престижность
ЗУ в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений1.Расстояние от населенного пункта до центра субъекта.
2.Расстояние от населенного пункта до центра муниципального района (или городского округа)
3.Расстояние объекта до центра населенного пункта
4.Близость к зонам рекреации и водным объектам: лес, парк, сквер, зеленая зона, бульвар, пляж, река, озеро, пруд
5.Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений
Наличие централизованного энергоснабжения
7.Наличие централизованного водоснабжения
8.Наличие источников, представляющих собой действующую и потенциальную экологическую опасность, очаги возможных катастроф (АЭС, склады токсичных и/или взрывоопасных веществ, химические и др. предприятия с опасным циклом производства) подтопление, карстовость др.
9.Численность населения в населенных пунктах
10.Престижность
ЗУ для размещения гаражей и автостоянок1.Расстояние объекта до центра населенного пункта
2.Расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений
3.Численность населения в населенных пунктах
4.Престижность

После построения расчетных моделей необходимо выбрать наилучшую из них. Выбор состоит из двух этапов: на первом из рассмотрения удаляются статистически незначимые модели, на втором – из оставшихся моделей к рассмотрению принимается та, которая обладает наилучшим качеством. Статистическая значимость моделей проверяется с помощью критерия Фишера, а качество модели – путем анализа остатков модели, представляющих собой разность между практическими и теоретическими значениями уровней ряда.

Принято считать, что модель адекватна временному ряду при условии, что ряд остатков представляет собой случайную составляющую. Для подтверждения этой гипотезы проводят сравнение распределения остатков модели с нормальным распределением Гаусса. Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистическая модель, обладающая наилучшей адекватностью, т. е. остатки которой распределяются наиболее близко к нормальному закону.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов 1, 3-10, 13-15, 17 видов разрешенного использования земель предполагает следующую последовательность действие:

– определение соотношений между средним (медианным) значением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков для указанных выше видов разрешенного использования в составе земель населенных пунктов с численностью от 20 до 50 тысяч жителей для муниципального района (городского округа) и средним (медианным) значением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков второго вида использования в составе населенных пунктов с численностью от 20 до 50 тысяч жителей в муниципальном районе (городском округе);

– определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 1, 3-10, 13-15, 17 видов разрешенного использования в составе сельских населенных пунктов путем умножения средних (медианных) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков второго вида использования в составе сельских населенных пунктов на значения соответствующих соотношений.

Вопросы для самоконтроля

1. Порядок проведения Государственной Кадастровой оценки земель населённых пунктов, виды разрешённого использования.

2. Методические подходы к определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов.

3. Технология построения статистических моделей для Государственной Кадастровой оценки земель населённых пунктов.

4. Особенности расчёта кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населённых пунктов.

Читайте также:  Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах

5. Основные характеристики точности статистических моделей, используемых при оценке.

6. Состав факторов стоимости земельных участков, используемых при построении статистических моделей.

7. Информационные источники для построения статистических моделей для Государственной Кадастровой оценки земель населённых пунктов.

– группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;.

Основные методы оценивания

Один из ключевых моментов в процессе кадастровой оценки – методика, которая применяется для проведения подобного рода работ. Здесь спросом пользуются следующие способы расчета:

  • Затратный. Такой вариант вычисления стоимости земли применяется для необычных по своим характеристикам участкам. Как правило, такие объекты не имеют аналогов или схожих земель, поэтому оценку приходится проводить с нуля. Смысл оценки сводится к вычислению себестоимости надела без учета уровня текущего спроса.
  • Сравнительный. В отличие от прошлой методики этот вариант больше подходит для типовых наделов земли, рыночная цена которых уже известна. Преимущество способа расчета – точность и простота. Его особенность и в том, что метод отображает текущее рыночное состояние, а также его склонность к изменениям в ближайший временной промежуток.
  • Доходный метод. Особенность методики – учет ожидаемой прибыли от сдачи объекта в аренду (точнее, доход от последующей эксплуатации). Расчет, как правило, проводится с учетом уже полученной ранее прибыли. В процессе вычислений специалист берет за основу информацию о размере аренды, ценах договоров купли-продажи по сделкам с похожими участками. Кроме того, в расчет берутся такие нюансы, как местоположение, рельеф, продуманность инфраструктуры, тип почвы и так далее.

Главным параметром при вычислении кадастровой цены считается одноименный удельный показатель (из расчета на один квадратный метр). Параметр вычисляется для конкретных категорий наделов, определенных кадастровых кварталов и так далее. За основу берется методичка для отдельно взятой категории. При расчете площадь земли умножается на удельный параметр кадастровой цены (один «квадрат»), благодаря чему и определяется итоговая кадастровая цена.

Возможны ситуации, когда для определенного надела земли предусматривается несколько вариантов применения. В этом случае при оценке кадастровой цены определяется тот тип разрешенного применения, для которого удельный параметр цены (из расчета для одного «квадрата» площади) максимален.

Если при расчете рыночная цена уже имеется, то при вычислении кадастровой стоимости просто берется процент от уже известного показателя. При этом итоговый результат не может быть больше рыночной цены.

Возможны ситуации, когда для определенного надела земли предусматривается несколько вариантов применения.

Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов

м; – для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, – 1126,17 руб кв.

Особенности оценки земель разных категорий назначения

При государственной кадастровой оценке земель городских и сельских поселений, огороднических, садоводческих и дачных объединений используются данные статистического анализа текущих рыночных цен в динамике и иные сведения о земельных участках, а также результаты других методик оценки земель, то есть, преобладает сравнительный метод.

При оценке сельскохозяйственных угодий, расположенных за чертой городских и сельских поселений, а также и земель лесного фонда учитывается величина капитализации расчетного рентного дохода (доходный метод).

Кадастровая оценка участков земли, находящихся за пределами территории городских и сельских поселений, которые относятся к другим категориям земель, основывается на капитализации расчетного рентного дохода или с учетом из затрат, требуемых для воспроизводства и/или поддержания и обеспечения сохранности ценности их природного потенциала (доходный или затратный метод).

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий требует определения интегральных показателей, учитывающих плодородие почвы, местоположение и технологические свойства. На их основе рассчитывается кадастровая стоимость и рентный доход.

Обратите внимание на другие статьи по данной теме, например, из чего складывается цена межевания земельного участка.
А здесь вы можете увидеть образец межевого плана.

в административном порядке;.

Все о кадастровой стоимости, методике ее расчета и влиянии на земельный налог

Что представляет собой кадастровая стоимость земельного участка? Для чего и кем она устанавливается и каким образом рассчитывается? Возможно, ли изменить ее размер? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Факторы, влияющие на кадастровую стоимость
В первую очередь кадастровая стоимость земельного участка необходима для определения суммы земельного налога, который должен платить собственник участка.
Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков. Эта процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет. Региональное управление Росреестра готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке. Именно в соответствии с такими списками (перечнями) и производится кадастровая оценка земельных участков.
В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Для всех земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством установлены 17 видов разрешенного использования. Участки делятся на административно-территориальные единицы. В их составе выделяются кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.

Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра. Он определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

Если говорить, к примеру, о землях населенных пунктов, то удельная кадастровая стоимость в таком случае определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

  • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
  • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
  • площадь земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (в распоряжении о предоставлении земель¸ договоре аренды и купли-продажи, актах выбора земельного участка и других документах).
Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам. В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.
Например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». При этом если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае, если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

К примеру, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» не может быть ему установлен.
Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:

  • субъектом Российской Федерации (заказчик) принимается решение о проведении кадастровой оценки земель, которая носит всеобщий характер. То есть, оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта;
  • территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;
  • привлекаемая заказчиком оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
  • результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;
  • после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкэномразвития от 12.08.2006 № 222 применяются утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель.

Как оспорить результаты кадастровой оценки
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно несколькими способами.

Зная кадастровый номер участка, вы можете отыскать его кадастровую стоимость в соответствующем постановлении Правительства Республики Тыва на официальном сайте Управления Росреестра по Республике Тыва в разделе «Кадастровая оценка земель и земельный налог» (www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/).

Второй вариант – обратиться в любой пункт приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва и заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая справка предоставляется бесплатно.
Граждане, несогласные с утвержденной кадастровой стоимостью их недвижимости, считающие ее несоответствующей рыночной, могут оспорить установленную кадастровую стоимость через суд.

В основном, кадастровую оценку оспаривают в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется собственнику завышенной. Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются с жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.
В случае, когда с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости еще не прошло полгода, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки. Для этого собственнику необходимо обратиться в специальную межведомственную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Тыва. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров предусмотрена статьей 24.19 вышеуказанного закона и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 марта 2012 года № 263.

ОФИЦИАЛЬНО
Как уже отмечалось в статье, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Последняя государственная кадастровая оценка в Республике Тыва проводилась в отношении:

  • земель населенных пунктов – в 2012 году;
  • земель садоводческих, огороднических и дачных объединений – в 2008 году;
  • земель особо охраняемых территорий и объектов – в 2012 году;
  • земель сельскохозяйственного назначения – в 2007 году.

Ольга Яценко, Росреестр по РТ
Источник Тува-Онлайн

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;.

Ссылка на основную публикацию