Требования к постановлению, выносимому уполномоченным лицом

Требования к постановлению, выносимому уполномоченным лицом

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Постановление по делу об административном правонарушении
  1. Постановление по делу об административном правонарушении – это .
  2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?
  3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?
  4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?
  5. Доказательства по делу об административном правонарушении
  6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?
  7. Образец постановления по делу об административном правонарушении
  8. Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях

1. Постановление по делу об административном правонарушении – процессуальный документ, в котором разрешается вопрос о применении административной ответственности к правонарушителю на стадиях рассмотрения дела и пересмотра. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений:

1) постановление о назначении административного наказания;

2) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (статья 29.9 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Требования к содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП РФ.

2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?

Рассматривают дела и выносят постановления об административных правонарушениях органы власти (например, органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты и т.д.; см. ст.ст. 23.2 – 23.84 КоАП РФ) и судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?

В этом случае, на основании ч. 2 статьи 29.9 КоАП РФ, выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?

В этом случае по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности вынесенное неуполномоченным лицом (или судом) постановление подлежит отмене.

При этом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (или иной срок давности, предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ), поскольку истечение указанного срока препятствует направлению дела на новое рассмотрение.

Если же срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, органу, судье по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

5. Доказательства по делу об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются:

  • протокол об административном правонарушении;
  • иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
  • объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • показания потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • заключения эксперта;
  • показаниями специальных технических средств;
  • вещественными доказательствами;
  • иными документами.

6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?

КоАП РФ предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится сразу постановление об административном правонарушении с назначением наказания. Это, прежде всего, случай, когда правонарушение фиксируется должностным лицом на месте совершения и привлекаемое лицо не оспаривает вины. Протокол не составляется (а выносится постановление) также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Подробнее об этом рекомендуем статью “Протокол об административном правонарушении. Образцы. Обжалование”.

7. Образец постановления по делу об административном правонарушении

  • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. ФССП (Приложение N 125 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 (в ред. Приказа ФССП России от 15.08.2013 N 268)
  • Постановление об административном правонарушении. Образец ФССП (Приложение N 7 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.)
  • Постановление об административном правонарушении. Образец ФТС (Приложение к Письму ФТС РФ от 19.10.2005 N 01-06/36372)
  • Постановление об административном правонарушении (за нарушение ПДД) (Приложение N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Постановление судьи по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ (Приложение к Разъяснению порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ)
  • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. Приказом ГУВД Москвы (Приложение N 4 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
  • Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (Приложение N 3 к Приказу МАП России от 25.02.2003 N 50)

Постановление о прекращении дела. Образец

  • Постановление о прекращении дела об административном правонарушении (Приложение N 7 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Постановление по делу об административном правонарушении о прекращении дела (Приложение 24 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. N 01-06/45305)
  • Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Образец (Приложение N 8 к Методическим рекомендациям ФССП от 4 июня 2012 г.)

8. Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях

  • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
  • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
  • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);
  • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)
  • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);
  • Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД – не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск). 15.04.2015г.

Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях.

Правонарушения в сфере миграции

Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей проблемы теории и практики.

Кто выносит постановление об административном правонарушении? Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении. Ст. 29.9 КоАП РФ. Административное наказание

Административное правонарушение – это понятие, с которым может столкнуться каждый человек. Возможно, именно в такой момент ему понадобятся знания относительно того, какие виды их бывают, кто и как составляет протокол об административном решении, какова дальнейшая его роль. Об этом далее.

Общее понятие.

Постановление по делу об административном правонарушении

В статье более подробно разберем, что из себя представляет постановление и в каком случае оно выносится.

Статья 29.10 КОАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Читайте также:  Застройщик в строительстве: кто это такой и как его правильно выбрать

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;.

Содержание постановления

Требования к содержанию документа устанавливаются ст. 29.10 КоАП РФ. Согласно ней, он должен включать в себя следующие сведения в обязательном порядке:

  • Ф.И.О., должность, звание уполномоченного сотрудника, наименование госоргана;
  • Подробные сведения о виновнике: Ф.И.О., адрес регистрации, серия и номер водительского удостоверения, и пр.;
  • Дата, время и место совершения правонарушения;
  • Обстоятельства, при которых было совершено нарушение;
  • Отсылка на статью КоАП РФ, в соответствии с которой виновное лицо должно уплатить штраф;
  • Сроки исполнения постановления.

Если в качестве меры наказания выбран штраф, в постановлении обязательно должен быть отражен его размер, а также реквизиты для оплаты. В последнее время сотрудниками ГИБДД выносятся постановления со штрих-кодами, по которым можно быстро и удобно оплачивать штрафы, используя мобильное приложение своего банка на телефоне.

Также стоит учитывать, что при оплате штрафов ГИБДД в течение 20 дней предоставляется скидка в размере 50% от назначенной суммы. Например, если вас оштрафовали на 1 000 руб., вам придется заплатить только 500 руб. Если же срок пропущен, перечисляется полная сумма.

Согласно ней, он должен включать в себя следующие сведения в обязательном порядке.

Требования к постановлению, выносимому уполномоченным лицом

Правомерно ли составлять протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении за неправильную тонировку (п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ) одним и тем же инспектором ДПС?

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Д.

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;

6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

4. В случае, предусмотренном статьей 29.14 настоящего Кодекса, судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.10 настоящего Кодекса, путем использования систем видео-конференц-связи, о чем выносится соответствующее определение.

1 КоАП РФ, судья, руководствуясь ч.

Может ли рассматривать дело об административном правонарушении лицо, составившее протокол по этому делу?

Диспозиция проста по содержанию. Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении № 1, тут же или через некоторый промежуток времени рассматривает по существу дело об административном правонарушении № 1 с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Первая же мысль приходит о грубом нарушении закона об административной ответственности – «судья» и «следователь» совмещены в одном лице. И в первую же очередь хочется подтвердить эту позицию (и обрадоваться) точкой зрения Верховного Суда РФ, неважно, где она выражена. И тут встревает два неприятных сюрприза:

1. На прямой вопрос в лоб Верховному Суду РФ последовал ответ без ответа: «Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает право должностных лиц или органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, кроме судей, составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении гражданин, в отношении которого вынесено это постановление, а также другие лица, имеющие в силу ст. 30.1 КоАП РФ право обжалования такого постановления, не лишены возможности обжаловать его в районный суд» (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.04.2004 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года»).

Читайте также:  Список отделов ПФР Успенский район, Краснодарский край. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

2. Верховный Суд РФ в относительно свежем решении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 отстаивает позицию «можно» в ситуации, когда должностное лицо Роструда само составило протокол по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО и само же его рассмотрело. Районный суд заключил по делу: «Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу». Но это разбилось о безукоризненную резолюцию Верховного Суда РФ: «Нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит».

Теперь пороемся в подходе высшей судебной инстанции. Сам обожаю этот довод – на самом деле он очень ценен. Ибо когда в дырявом КоАП РФ не можешь ничего понять по очередному казусу местного значения, то действительно, нет лучше приема, чем прекратить споры и рассуждать как школьники – «прямо не написано / прямо написано».

Но «школьным» методом можно дойти и до противного – а в КоАП РФ нет и разрешения на рассмотрение дела об административном правонарушении лицом, составившим протокол.

Чем можно еще оправдать подход, когда разрешается рассматривать протокол лицу, ему же его составившему? Наверное, тем, что, переходя на позиции высшей прагматичности, КоАП РФ и законы субъектов РФ – это законы оперативности. Если в битве за каждую условно 1000 рублей штрафа (даже понимая, что для многих людей это существенные деньги) проводить процедуры, достойные рассмотрения уголовного дела о коррупции, то тогда и оперативность из закона исчезает. Притом довод об «оперативности» находит в себе массу подтверждений: и сжатые сроки, и поверхностная со множеством дыр регламентация процедур, и судебная практика, отодвигающая массу процессуальных нарушений от термина «существенные», и так далее.

Буквальный подход Верховного Суда РФ превращает рассмотрение дела в пустую формальность, убивает ведомственный контроль за своими же подчиненными, а также устраняет то звено в виде «должностного-лица-специалиста», которое более компетентно в изучении обстоятельств дела и специальных норм закона, чем, скажем так, лицо, которое по закону рассматривает «всё».

Поэтому предлагаю ряд позиций, по которым можно попробовать переубедить Верховный Суд РФ. Ведь его мнения редко бывают окончательными и бесповоротными.

(а) Любопытна находка, что некоторые заключения Верховного Суда РФ с очевидностью притягиваются за уши к обозначенному вопросу. А это уже само по себе уменьшает плотность накопленного Верховным Судом РФ опыта по вопросу «лицо может рассмотреть по существу дело по собственному протоколу», что в свою очередь дает надежду для маневра.

К примеру, есть справка «Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ», подготовленная до системы КонсультантПлюс (Панкова О.В., 2014), где автор справки указывает: «В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики за I квартал 2007 г., уполномоченное должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в день составления протокола, поскольку никаких ограничений по этому поводу КоАП не установил. В целом судебная практика и ранее шла по этому пути, однако до появления названного разъяснения отсутствовало единообразное понимание того, вправе ли одно и то же должностное лицо составить протокол об административном правонарушении и вынести постановление по делу. В частности, некоторые судьи считали, что такая позиция не является правомерной, поскольку «никто не может быть судьей в собственном деле». Верховный Суд РФ не воспринял данный подход, указав на то, что уполномоченное должностное лицо вправе составить протокол и рассмотреть дело в один день при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката».

Парадокс в том, что такого мнения Верховного Суда РФ в самом Обзоре не видно. Там описана возможность оформления протокола и рассмотрения дела в один день. При этом не указано, кто именно это должен делать: «Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката».

Проще говоря, Верховный Суд РФ по вопросу «может ли лицо рассмотреть по существу дело по собственному протоколу» в Обзоре судебной практики за I квартал 2007 г. не указал ничего.

Есть распространенное мнение, выраженное в том числе здесь, что якобы Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 (пункт 10) имел ввиду, что раз должностные лица, составившие протокол, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, то они не вправе проводить административное разбирательство и выносить постановление по делу об административном правонарушении. Данный довод обычно приводится в совокупности с другими – лицо не может надлежаще провести проверку по ст. 29.1 КоАП РФ, не может само себе отправить протокол и т.д.

Но опять же – если почитать постановление, Верховный суд РФ имел ввиду не это. Высшая судебная инстанция в пункте 10 постановления фактически напоминала, что в главе 25 КоАП РФ нет ни слова про лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. И там указывалось на лишение их права заявлять отводы и ходатайства. И поэтому притягивать мнение Верховного Суда РФ в постановлении № 5 в совокупность аргументации не совсем корректно.

(б) Что бы ни говорил сейчас Верховный Суд РФ, а нижестоящие суды частенько отстаивали противоположную позицию. Если свести воедино в какой-нибудь жалобе накопленную аргументацию местной практики, то можно попробовать Верховный Суд РФ продавить снизу. Привожу эти судебные позиции.

Б.1. По результатам анализа ст.ст. 28.8, 29.1, 29.4, 29.9 КоАП РФ делается вывод, что лицо, рассматривая собственный же протокол, не способно «объективно оценить правильность составления протокола и всех других документов, приобщенных к протоколу, оценить законность получения доказательств, а также произвести возвращение протокола невозможно; вынесение постановления о прекращении производства по делу также требует объективной оценки составленного протокола и приобщенных к нему документов» (решение Большесосновского районного суда Пермского края от 14.04.2015 по делу № 12-25/2015; решение Пермского краевого суда от 07.05.2014 по делу № 7-514/2014-21-327-2014).

Б.2. «В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 КоАП РФ должностное лицо не может рассмотреть дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает возможности составления протокола об административном правонарушении и последующего рассмотрения дела одним и тем же должностным лицом ГАИ» (решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 09.11.2010 по делу № 12-341/2010).

Б.3. «КоАП РФ не содержит норм, предоставляющих право одному должностному лицу одновременно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении с вынесением постановления о применении административного наказания… Однако должностное лицо, действующее на стадии возбуждения дела об административного производства и направившего собственноручно составленный протокол на рассмотрение, уже полагает, что материалов по делу достаточно, а ошибок нет. При таких обстоятельствах это должностное лицо при рассмотрении дела и вынесении постановления будет исходить из первоначальных своих же установок о законности и достаточности собранных материалов по делу, а в случае обнаружения ошибок будет склонно к их утаиванию, т.е. будет заинтересовано в разрешении дела» (решение Череповецкого городского суда Вологодской области по делу № 12-608/2013 от 11.07.2013).

КоАП РФ не содержит норм, предоставляющих право одному должностному лицу одновременно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении с вынесением постановления о применении административного наказания Однако должностное лицо, действующее на стадии возбуждения дела об административного производства и направившего собственноручно составленный протокол на рассмотрение, уже полагает, что материалов по делу достаточно, а ошибок нет.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного

Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях

№18, 2005Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Приказ Федеральной налоговой службы от 02.08.05 № САЭ-3-06/354
Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.05 № 6941

Утвержден новый перечень должностных лиц, уполномоченных от имени налоговых органов составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях. Из комментария вы узнаете не только об изменениях в составе должностей, но и о том, какие именно правонарушения находятся в компетенции налоговиков

Опубликованный документ (далее – приказ № САЭ-3-06/354) содержит Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – Перечень). Но прежде чем рассмотреть его, выясним, по каким именно правонарушениям налоговики вправе составлять протоколы, собирать материалы и штрафовать организации, их должностных лиц, а также предпринимателей.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ НАЛОГОВИКИ

Все административные правонарушения, находящиеся в компетенции налоговых органов, можно разделить на две группы – с точки зрения последствий.

Первая группа – это нарушения, которые налоговики могут выявить и зафиксировать в протоколе, а взыскать штраф по ним может только суд. Список таких деяний вы найдете в пункте 5 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, это грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) или нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Вторая группа – нарушения, которые «от и до» подпадают под контроль налоговых органов. Такие нарушения содержатся в части 1 статьи 23.5 КоАП РФ. По ним проверяющие составляют протоколы (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), после чего рассматривают материалы и выносят постановление о привлечении к административной ответственности (о наложении штрафа). В качестве примера приведем торговлю за наличный расчет без ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Читайте также:  Езда без документов на машину - штраф в 2020: статья и сумма наказания, оплата

Нарушения, которые могут попасть под внимание налоговиков, мы обобщили ниже. Обратите внимание: налоговики вправе составлять протоколы и рассматривать дела и по некоторым другим составам, помимо указанных в части 1 статьи 23.5 и пункте 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Дело в том, что в КоАП РФ есть еще и статьи, в которых налоговый орган прямо не поименован, но подразумевается. То есть сказано, что составлять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в той или иной области. И при этом контроль за этой областью передан налоговикам.

Например, в полномочия ФНС России входит контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства РФ.

Поэтому в этих сферах налоговики вправе выявлять и фиксировать административные правонарушения (п. 64, 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А в ряде случаев – и штрафовать по ним (ст. 23.50, 23.60 КоАП РФ).

По некоторым правонарушениям налоговики вправе привлечь к административной ответственности только должностных лиц организации (руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и др.), но не ее саму. Например, это касается таких составов, как несвоевременная сдача налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ) или нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ). Саму организацию в таких случаях тоже оштрафуют, но уже по статье 119 или 116 Налогового кодекса РФ. При этом налоговики будут руководствоваться процедурой привлечения к ответственности, прописанной именно в НК РФ, а не в КоАП РФ.

Налоговый орган составил протокол и оштрафовал организацию на 30 000 руб. за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Организация обжаловала привлечение к ответственности в суд, ссылаясь на то, что налоговый орган действовал вне своей компетенции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 3 мая 2005 г. по делу № Ф08-1646/ 2005-688А с организацией не согласился. И указал, что налоговые органы уполномочены контролировать производство и оборот алкогольной продукции. Причем такое полномочие у них было как до преобразования МНС России в ФНС России, так осталось и после. Поэтому они вправе рассматривать дела по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Кроме того, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей. Следовательно, они вправе составлять протоколы и направлять их в суд, например, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ч. 1 ст. 14.1, п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А за несвоевременное представление сведений об организации или предпринимателе – штрафовать самостоятельно (ч. 3 ст. 14.25, 23.61 КоАП РФ).

Если правонарушение не относится к компетенции налоговых органов, они не вправе составлять по нему протокол.

ПРИМЕР 2

Организация вовремя не заплатила административный штраф. Выявив это, заместитель руководителя налоговой инспекции составил протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и оштрафовал организацию на 60 000 руб.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 24 февраля 2005 г. по делу № А11-7050/2004- К2-Е-4733 признал привлечение к ответственности неправомерным. И указал, что налоговики не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении сроков уплаты административного штрафа. По статье 20.25 КоАП РФ протоколы составляет милиция, а дела рассматривает суд.

КТО СОСТАВЛЯЕТ ПРОТОКОЛЫ

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливает соответствующий федеральный орган исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, перечень правомочных сотрудников налоговых органов должна утверждать ФНС России. Раньше он содержался в приказе МНС России от 17 октября 2003 г. № БГ-3-06/547. Приказ № САЭ-3- 06/354 его отменил и утвердил новый.

Существенных изменений не произошло. Как и прежде, Перечень исчерпывающий. Поэтому лица, которые в нем не указаны, подписывать протоколы не вправе. Перечень говорит, кто может составлять протоколы от лица инспекции, регионального управления, межрегиональной инспекции и ФНС России.

Например, в «местных» инспекциях право подписывать протоколы осталось у руководителя инспекции, начальника отдела и их заместителей, главного и старшего государственного налогового инспектора, государственного налогового инспектора. А также у сотрудников, которые проводят контрольное мероприятие (их должности, звания и Ф. И. О. должны быть в постановлении о назначении проверки или ревизии). В управлениях по субъектам РФ и в межрегиональных инспекциях составлять протоколы могут такие же должностные лица, только вместо руководителя инспекции – соответственно руководитель управления и межрегиональной инспекции.

А вот должности центрального аппарата ФНС России немного отличаются от прежнего списка. Но как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, причина различий – в нынешней структуре налоговых органов. Например, вместо министра РФ по налогам и сборам в новом перечне указана должность руководителя ФНС России. Кроме того, некоторых прежних министерских должностей в структуре ФНС России просто больше нет (руководителя департамента, начальника отдела в управлении (департаменте), главного (старшего) государственного налогового инспектора и др.).

ЕСЛИ ПОДПИШЕТ НЕУПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО

В течение суток с момента составления налоговики обязаны направить протокол для принятия решения о привлечении к ответственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В зависимости от того, в чей компетенции находится рассмотрение соответствующего дела, протокол передается в суд или руководителю налогового органа.

Они подготавливают дело к рассмотрению, в ходе чего обязаны проверить в том числе и правильность составления протокола (ст. 29.1 КоАП РФ, п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5). И если они выявят, что протокол составили неуполномоченные лица (не упомянутые в Перечне), то вернут его и все материалы дела обратно контролерам для устранения недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). Если налоговики не исправят ошибки, то протокол нельзя брать за основу при привлечении к административной ответственности. Ведь он является документом, который подтверждает, что лицо совершило административное правонарушение. А доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, использовать запрещено (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). А что будет, если судья или руководитель налогового органа выявит, что протокол подписан неуполномоченным лицом не на стадии подготовки, а уже в процессе рассмотрения дела?

Пленум ВАС РФ обязал суды в таких ситуациях принимать решение об отказе в привлечении к административной ответственности (п. 7 постановления № 10). И это правильно – ведь в таком случае факты, изложенные в протоколе, нельзя использовать для привлечения к ответственности, так как документ составлен с нарушением процессуальных норм.

Однако некоторые суды руководствуются не пунктом 7, а пунктом 10 того же постановления № 10. В нем Пленум ВАС РФ пояснил, что нарушение процессуальных норм влечет отказ в удовлетворении требований налоговиков только тогда, когда оно является существенным и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. К примеру, следуя именно этому разъяснению, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа посчитал, что изготовление протокола неуполномоченным лицом не препятствует привлечению к административной ответственности (постановление от 10 марта 2005 г. по делу № Ф04-1036/2005(9207-А70-3)). По нашему мнению, такие судебные решения следует оспаривать со ссылкой на пункт 7 постановления № 10.

Юрист
Е.Б. Черебова
При участии специалистов
Минфина России

В качестве примера приведем торговлю за наличный расчет без ККТ ст.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными.

Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

В случае выявления участковым уполномоченным полиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос об административной ответственности указанного лица согласно части 3 статьи 2.

Ссылка на основную публикацию