Служба в израильской армии, кого призывают и сколько служат

Служба в армии Израиля

Израильская армия входит в ряд мощнейших вооруженных сил мира. Что делает ее такой уникальной? Уровень подготовки солдат, подход государства к военнослужащим в социальном и экономическом планах, а также отношение самих жителей к несению службы, как к одному из важнейших периодов своей жизни. Военнослужащие получают массу льгот от различных министерств государства во время несения службы и по итогам ее окончания.

Для репатриантов поступление в ряды Армии обороны Израиля (АОИ) дает возможность быстрее интегрироваться в культуру и обычаи страны, обеспечивает более широкие возможности в получении образования и будущей профессии. Помимо основных льгот репатрианты могут сохранить все льготы от Министерства алии и абсорбции в течение 2х лет срочной службы.

Призывной возраст и сроки службы в армии

Для мужчин и женщин, репатриировавшихся после мая 2015 года

Возраст на момент прибытия в Израиль18-1920-2122-27старше 28
Мужчины32 мес.24 мес.добровольческая служба 18 месяцев минимумосвобождение
Женатые мужчины24 мес.18 мес.добровольческая служба 18 месяцев минимумосвобождение
Женщины24 мес.12 мес.добровольческая служба 18 месяцев минимумосвобождение

По существующим на момент выхода брошюры правилам:
*Репатрианты, прибывшие в Израиль до 18 лет, проходят службу на общих основаниях – как жители Израиля.
**Репатрианты-мужчины, имеющие детей, не призываются на военную службу.
***Замужние женщины и женщины, имеющие детей, как правило, не призываются на военную службу

Закон о военной службе в Израиле распространяет свое действие на граждан государства Израиль, а также на лиц, постоянно проживающих на территории Израиля или имеющих двойное гражданство и проживающих на территории другой страны. В зависимости от возраста и обстоятельств, обязательная служба в рядах армии подразделяется на срочную и службу в резерве. Призыву подлежат юноши и девушки, достигшие 18 лет. Стандартный срок срочной службы для граждан Израиля составляет 36 месяцев (32 в боевых подразделениях) для мужчин и 24 месяца для женщин. Для репатриантов устанавливаются сроки и категории службы в зависимости от возраста на дату первого прибытия в Израиль и семейного положения. Обратите внимание на то, что датой первого въезда считается любой приезд в Израиль менее, чем за 2 года до репатриации (туризм, обучение, временное проживание).

Женщины-репатрианты могут быть призваны на срок от 12 до 22 месяцев. Как правило, если женщина замужем и/ или имеет детей, она освобождается от воинской обязанности. Одинокие мужчины-репатрианты в возрасте от 18 до 22 лет могут призываться на 24-32 месяца. Женатые репатрианты в том же возрасте от несут службу в течение 12-24 месяцев. В случае, если в семье репатрианта рождается ребенок, он освобождается от несения воинской обязанности. Мужчины в возрасте 22-27 лет могут проходить добровольческую службу (не менее 18 месяцев). Все репатрианты впервые приехавшие в возрасте 28 лет и старше также освобождаются от армии.

Внимание: Каждый случай призыва в АОИ рассматривается индивидуально. Приведенные выше сроки службы являются общими сведениями и могут быть пересмотрены Армией обороны Израиля в каждом конкретном случае.

Согласно Закону о военной службе, лица, имеющие двойное гражданство и подлежащие призыву, обязаны проходить военную службу в Цахал (АОИ). Если Вы уже отслужили в армии другого государства, военная комиссия может сократить срок службы. Чтобы собрать необходимые документы, подтверждающие Вашу предыдущую службу, Вы можете обратиться в Союз Адвокатов. Наши юристы имеют доступ к множественным архивным данным и помогут восстановить и/или собрать все необходимые бумаги.

Обратите внимание: Если Вы получили лессе пассе или проходите процесс репатриации, но не планируете дальше жить в Израиле, Вам необходимо урегулировать вопрос с армией. Сотрудники Союза Адвокатов помогут Вам подобрать документы и основания для получения отсрочки или освобождения от военной службы. Обратитесь к специалистам за профессиональной консультацией заранее.

Отсрочка и освобождение от армии

Через 12 месяцев после первого прибытия в страну репатриант может быть призван на службу. Отсрочка от службы в армии может быть предоставлена на получение образования, в связи с изменением семейного положения или по другим личным обстоятельствам. Воспользоваться отсрочкой на получение образования Вы можете в течение 1-1,5 лет после даты первого въезда в Израиль. Для этого необходимо соответствовать критериям приема в учебное заведение и получить официальное разрешение от Цахала. Подобрать ВУЗ и собрать все необходимые документы, а также рассказать о правилах подтверждения отсрочки, Вам помогут специалисты Союза Адвокатов.

Отсрочку или освобождение от несения службы по причине изменения семейного статуса могут получить юноши и девушки. Если Ваше семейное положение с момента первого въезда в страну и до первого визита в призывной пункт изменилось (заключение брака и/или рождение детей), Вам необходимо сразу же предоставить данные об этом в лишкат гиюс (призывной пункт). В результате срок и характер Вашей службы в армии будут установлены в соответствии с Вашим семейным положением на момент призыва.

Отсрочку по личным обстоятельства возможно получить в индивидуальном порядке в Армии обороны Израиля. Подать просьбу об отсрочке необходимо строго в момент первичной регистрации в лишкат гиюс. Чтобы правильно оформить документы, обратитесь к представителям Союза Адвокатов за консультацией. Не дожидайтесь отказа, доверьтесь опыту юристов.

Полное освобождение от армии могут получить девушки, ведущие религиозный образ жизни. Он заключается в соблюдении законов кошрут (религиозного приготовления пищи) и правила о запрете пользования транспортом по субботам.

Врачи общего профиля и врачи-стоматологи

Согласно Закону о военной службе также есть особая категория призывников, для которых действуют свои правила о сроках прохождения службы. К таким категориям могут относится репатрианты, соответствующие следующим критериям:

  • имеющие лицензию на ведение врачебной/стоматологической практики в Израиле, выданную Министерством здравоохранения;
  • проработавшие не менее 12 месяцев в одной из клиник Израиля;
  • прошедшие специализированное собеседование в Микфедет кацин рефуа роши (управление главного офицера медицинской службы);
  • обладающие хорошим уровнем знания иврита.

Представители данной категории репатриантов-призывников служат на условиях сверхсрочной (кадровой) службы . Исключение составляют репатрианты, прошедшие алию ранее достижения возраста 22х лет.

Сроки службы также определяются полом и врачебной специализацией. Репатрианты-мужчины, обладающие специализацией врача общего профиля могут быть призваны на военную службу сроком на 18 месяцев вплоть до исполнения им 35 лет на день призыва. Мужчины-стоматологи могут призываться на тот же срок службы до 29 лет включительно. При этом, обе категории мужчин-врачей могут быть призваны дополнительно на срочную службу (до 38 лет) и военные сборы (до 43 лет). Репатрианты-женщины врачи и врачи-стоматологи могут подлежать призыву в армию только по их собственному желанию.

Служба в резерве

После прохождения срочной службы каждый солдат получает направление в резервное подразделение и ежегодно призывается на 2-5 недель службы. Призывной возраст ограничен 40 годами для рядовых и 45 годами для офицеров, если не возникают экстремальные обстоятельства. Для врачей общего профиля и врачей стоматологов это ограничение постоянно изменяется в зависимости от нужд АОИ. Для женщин призывной возраст в резерв снижен до 24 лет. Если девушка замужем, она также не подлежит призыву. Информацию о том, когда необходимо прибыть в подразделение части военнослужащие обычно получают за несколько недель, за исключение экстренных случаев. Поскольку солдаты и офицеры устраиваются на работу после прохождения срочной службы, государство берет на себя обязательство по компенсации заработка в полном или частичном объеме за период службы в резерве. Исключение составляют резервисты, проходящие службу менее 2х дней за период. Оплата за каждый день пребывания в резерве и выплачивается либо работодателем, либо Службой национального страхования (бетуах леуми). Помимо этого существует специальная компенсация резервистам за их вклад в улучшение безопасности страны. Она выплачивается каждый год 1го мая. Сумма зависит вклада солдата и количества дней, проведенных в резерве.

Как Вы видите, служба в рядах Армии обороны Израиля является строгим формализованным процессом. Будучи репатриантом, находящимся в призывном возрасте, Вы должны принять для себя решение о службе в Цахал. Все случаи призыва, отсрочки, освобождения или досрочного несения службы рассматриваются представителями АОИ индивидуально. Для того, чтобы больше узнать о прохождении службы в армии, особенностях оформления документов или возможностях избежать призыва, обращайтесь к профессиональным юристам Союза Адвокатов за консультацией. Наши специалисты рассмотрят Вашу уникальную ситуацию, предоставят помощь и возможные варианты разрешения вопроса с армией.

Служба Армии другого государства. Если Вы прошли службу армии в другой стране, то у Вас есть возможность сократить срок службы армии в Израиле. Вам необходимо подтвердить службу другой стране официально предоставив документы (оригинал и копию) и фото призывника в военной форме. Если Вы прошли службу армии другого государства не менее 18 мес., то Вы призываетесь на срок до 6 мес. в резерве.

ДЕТИ ГРАЖДАН ИЗРАИЛЯ, ПРОЖИВАЮЩИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Закон об обязательной военной службе в Армии Обороны Израиля распространяется как на жителей страны, постоянно проживающих на территории государства, так и на тех, кто имеет двойное гражданство и живет за его пределами. Он подразумевает два вида призыва — на срочную службу и в резервный состав. Граждане Израиля, уехавшие за рубеж в возрасте до 16 лет и находящиеся с родителями на ПМЖ в другой стране, считаются по законодательству «детьми эмигрантов». Они подлежат призыву в ЦАХАЛ по следующим правилам:

  • Дети, постоянно проживающие за рубежом с родителями и покинувшие Израиль до исполнения 16 лет, имеют право на отсрочку.
  • Дочери израильтян, проживавшие за границей и переехавшие на постоянное проживание в страну в возрасте 20 лет, освобождаются от службы в армии при условии, что они не пребывали в Израиле более 120 дней в году в качестве туристок.Девушки, вернувшиеся в возрасте 21 года и старше, не подлежат мобилизации.
  • Граждане, покинувшие страну с родителями в возрасте до 13 лет, считаются «подлежащими мобилизации» в том случае, если до их 18-летия родители вернулись в Израиль на ПМЖ. Если же возвращение произошло после того, как им исполнилось 18, они останутся в статусе «дети эмигрантов» и будут иметь право на отсрочку от службы в ЦАХАЛ.
  • Лица, уехавшие на ПМЖ из страны в возрасте от 13 до 16 лет, при возвращении на постоянное проживание в Израиль до их 21 года считаются «подлежащими мобилизации», после — имеют право на отсрочку как «дети эмигрантов».
  • Дети израильтян, покинувшие страну в 16 лет и более, подлежат призыву в армию на общих основаниях. При возвращении в Израиль на ПМЖ они должны посетить ближайший призывной пункт и уточнить правила мобилизации.

Конкретные сроки и категории устанавливаются в зависимости от общего состояния здоровья, возраста самого первого прибытия в страну, семейного положения в момент призыва и факта прохождения службы в иностранной армии. При установлении статуса не учитываются временные визиты в Израиль в том случае, если это было однократное пребывание в стране на срок до 12 календарных месяцев или многократные посещения, которые в сумме длились не более 120 дней в году.

Повестку получит каждый

От призыва в ЦАХАЛ освобождаются замужние. Молодым религиозным женщинам предлагается пройти альтернативную службу. Но и они предпочитает армейский призыв. Мужчины, обучающиеся в учебных заведениях, принадлежащих к ультраортодоксальному лагерю, получают отсрочку от призыва на время учебы, которое иногда продолжается всю жизнь. Однако дух патриотизма, напрямую связанный со службой в армии, заставляет многих молодых ультраортодоксов прерывать обучение и идти на службу.

В целом же отсрочка студентам предоставляется в крайне редких случаях и имеет ряд особенностей. Выпускники школ с отличными аттестами имеют право обратиться в министерство обороны с просьбой разрешить им прохождение срочной воинской службы после получения первой или сразу же второй степеней образования. Минобороны такое разрешение может дать, но с условием, что проситель отслужит после окончания университета три года срочной службы и еще четыре после получения офицерского звания. Правда, минобороны при этом полностью оплачивает не только учебу и проживание в университетском кампусе, но и ежегодный отпуск и даже – если такое случится – свадебную церемонию. Понятно, что армия таким образом получает в свое распоряжение интеллектуальную элиту молодежи, ибо, отслужив семь лет офицерами по своим специальностям, многие и дальнейшую жизнь связывают с армией.

Однако здесь имеется один нюанс: армия заинтересована почти исключительно в специалистах технического и естественно-научного профиля, врачах, значительно меньше в психологах и переводчиках. Поэтому основная масса студентов-гуманитариев шансов завершить высшее образование до армии не имеет. Нередки случаи, когда выпускники школ, не достигшие призывного возраста и годные по состоянию здоровья к воинской службе, успевают поступить в вуз и начать там учебу. Однако без соответствующего разрешения минобороны продолжить учебу такой студент не может. Его обучение в университете или колледже на время службы прерывается.

С другой стороны, если призывник в своей доармейской жизни по каким-либо причинам не получил аттестата, то армия обязана предоставить ему возможность завершить среднее образование в полном объеме.

Читайте также:  Как расшифровывается выражение «армейский чипок»

При этом надо иметь в виду, что любой демобилизованный получает значительные денежные средства на обучение в вузе (или на профессиональных курсах) или на открытие собственного бизнеса. Неудивительно, что немало молодых представителей “арабской улицы” Израиля выражают готовность призваться в армию. Прошедшие альтернативную службу (такая возможность предоставляется арабам и бедуинам) также получают деньги, правда, несколько меньшие суммы, на учебу или на открытие собственного бизнеса.

Горячий финский воин

Многие молодые люди злоупотребляют этой возможностью и не торопятся получить диплом, стараясь по максимуму отсрочить службу в армии. Однако отдать свой долг родине им все равно приходится, поскольку призвать в этой стране могут мужчин до 60 лет.

Поэтому многие считают, что лучше сразу в 18 лет пойти под ружье, чем переносить воинские будни на более поздний возраст, когда надо уже заниматься карьерой и воспитывать детей. И понятно, некоторые студенты предпочитают не злоупотреблять отсрочкой и отслужить во время учебы, для чего учебное заведение обязано предоставить ему соответствующий отпуск.

Все призывники финской армии вне зависимости от возраста и образования проходят службу в армии на равных условиях. Единственное исключение – это вероисповедание, которое не позволяет брать в руки оружие. Такие религиозные юноши идут на гражданскую службу, которая обычно проходит в больницах, домах престарелых или в социальных центрах, где они работают полный рабочий день. Но, как показывает практика, молодые люди после прохождения такой альтернативы подвергаются в обществе еще более злобным насмешкам, чем те, кто от армии вовсе “откосил”.

В Финляндии старательно скрывают факты игнорирования молодежью необходимости пройти армейскую службу. А ведь молодежь все чаще саботирует призыв. Парни являются на медосмотр в пьяном виде, ведут себя неадекватно, демонстрируют наличие у себя признаков неустойчивой психики. Финские юноши также осведомлены, что лиц, склонных к депрессии, а также зависимых от Интернета, в армию не берут. Эти поблажки в правилах для будущих призывников все чаще идут в ход у финской молодежи.

Главная причина, почему финские юноши не стремятся идти в армию, заключается в том, что они не находят для себя в военной службе ничего полезного и интересного. Некоторые даже считают, что финская армия носит лишь символический характер и реально не играет никакой роли в обеспечении безопасности государства.

Долг Родине отдают с радостью

Все просто: совсем рядом с Сеулом – КНДР, с которой у Южной Кореи отношения далеко не самые простые. Поэтому служба в вооруженных силах сроком не менее двух лет является обязательной для всех мужчин страны. И обучение в вузе – не помехой для исполнения “священной обязанности”. Студенты служат столько же и так же, как все остальные – не менее двух лет, поблажек тут нет. В принципе, студенты могут, хотя и с большим скрипом, каждый раз переносить срок службы и даже, возможно, дотянуть до окончания вуза. Но все равно от армии не отвертятся. И, потому, как правило, многие студенты стремятся по возможности раньше отслужить в армии – идут на призывные пункты сразу после первого семестра или первого курса учебы. Чтобы потом, вернувшись, уже доучиваться со спокойной совестью. Служба без отрыва от учебы или служба “урывками” – не предусмотрена.

Вообще в южнокорейской армии служат все – известные актеры, звезды шоу-бизнеса, спортсмены, певцы и прочие. А если какую-то “звезду” заподозрят в попытке уклонения или хотя бы в стремлении “найти спокойное место службы”, то громкий скандал гарантирован. Спортсменам, чтобы на законных основаниях избежать армии, надо завоевать медаль на Олимпийских играх, “золото” на Азиатских играх или, в случае с футболом, дойти до полуфинала Кубка мира, что и произошло с национальной сборной Южной Кореи в 2002 году. Но, как можно догадаться, таких спортсменов немного, а потому члены национальной сборной, как правило, бодро надевают военную форму и служат свои два года.

Возвращаясь к студентам, можно добавить, что для желающих предусмотрена и служба на офицерских должностях. Для этого есть два пути. Желающий либо подает заявление и во время учебы в вузе регулярно посещает аналог российской военной кафедры, либо сдает экзамен на должность офицера ВВС. Окончив кафедру или успешно сдав экзамены, он все равно после вуза должен будет служить в войсках. Хотя и офицером, но дольше, чем служил бы солдатом, то есть более двух лет.

Поэтому многие студенты для экономии времени предпочитают “оттрубить” свои положенные “только” два года, не стремясь получить лейтенантские погоны. Подчеркнем еще раз – став офицерами, южнокорейские студенты в любом случае пройдут службу в войсках, причем без всяких “альтернатив” и “упрощенных вариантов”.

Призыв в армию для иммигрантов в Израиль

Joshua Pex

Какие Олим должны проходить срочную службу в ЦАХАЛе?

Призыв в армию для иммигрантов: кто должен служить и кто может быть освобожден? Многие молодые Олим с радостью призываются в ЦАХАЛ, зная, что служба в армии это не только оборона их нового государства, но и возможность быстрее интегрироваться в израильское общество. Одновременно, более взрослые иммигранты, у которых уже есть профессия и семья, с удовольствием узнают, что они освобождены от срочной службы. В этой статье Джошуа Пекс объясняет, какие Олим обязаны пройти срочную службу, а какие имею право на укороченную службу или освобождение от призыва.

На какой основе рассчитывается срок службы в армии для иммигрантов?

Период службы основан прежде всего на возрасте в момент прибытия в Израиль (но также учитывает семейное положение, медицинский профиль и профессию, как подробно описано ниже). Если иммигрант прибыл в Израиль для частного визита или в рамках признанной программы, находился в Израиле не менее 120 дней, а затем начал процесс иммиграции, то возрастом для расчета периода службы является момент прибытия.

Расчет времени службы в армии усложняется, если иммигрант посещает Израиль и оставляет его перед призывом. Вы можете посетить Израиль до (но не включая) четырех месяцев в одном году, после чего покинуть Израиль и иммигрировать позже, и предыдущий визит не будет считаться моментом прибытия для расчета службы. Если же вы находились в Израиле более четырех месяцев, выехали и вернулись с целью иммиграции в течение короткого времени, ваш срок службы будет расчитан основываясь на вашем возрасте во время первого визита. Время в Израиле не обязательно должно быть непрерывным — месячный визит и последующий трехмесячный визит будут объединены, если между посещениями не прошло достаточно времени. Частный посетитель должен покинуть страну по крайней мере на два года для того, чтобы последующий визит считался отдельным. Посетитель, который находился в Израиле в рамках признанной программы Еврейского агентства или Студенческой Администрации, должен выехать на годичный срок. Если вам трудно вычислить срок вашего пребывания в Израиле, можно использовать службу отсчета дат прибытия и отъезда из Израиля на веб-сайте Министерства внутренних дел.

Следует помнить, что одинокий солдат имеет право привести своих родителей в Израиль после определенного периода службы, даже если его родители не имеют права иммигрировать в Израиль при других условиях.

Призыв в армию для иммигрантов — обязателен ли он для тех, кто прошел службу в стране происхождения?

Срочная служба в ЦАХАЛ не отменяется для иммигрантов, которые служили в иностранной армии. Для тех олим, которые служили в армии в стране происхождения и эмигрировали в возрасте, который требует привлечения для срочной службы в ЦАХАЛ, служба будет сокращена в соответствии с периодом службы в иностранной армии. Сокращение периода службы разрешается только после представления документов, нотариально заверенных и переведенных, а также подтвержденных апостилем. Утверждение сокращения периода службы в компетенции специального комитета. Призыв в армию для иммигрантов с двойным гражданством также обязателен.

Кто имеет право на освобождение от призыва в армию?

Иммигранты имеют право на освобождение от мобилизации в ЦАХАЛ на тех же условиях, что и молодые израильтяне. Родители, беременные женщины, состоящие в браке (мужчины старше 22 лет, женщины старше 21 лет) освобождаются от срочной службы. Иммигранты, которые освобождаются от мобилизации в армию, имеют право вступить в армию обороны Израиля как добровольцы; женщины на срок не менее 12 месяцев, мужчины — на 18 месяцев.

Религиозные женщины могут быть освобождены от призыва в армию. Для того чтобы получить разрешение они должны представить аффидевит от раввинатского суда. Аффидевит, подписанный судьей подтверждает, что женщина поддерживает религиозный образ жизни. ЦАХАЛ не обязан принимать аффидевит и предоставлять исключение.

Призыв в армию для иммигрантов может быть отложен из-за экономических причин, учебы и т. д. Любые просьбы об отсрочке призыва на военную службу рассматриваются в зависимости от обстоятельств. Заявка должна быть отправлена ​​в ближайший к месту жительства пункт мобилизации, вкупе с документами, потверждающеми причину просьбы.

Каков срок службы в армии для иммигрантов?

В зависимости от возраста иммигранта в момент прибытия в Израиль и с учетом вышеперечисленных факторов, сроки срочной службы:
Возраст 18-19 — регулярный срок службы: 32 месяца для мужчин, 24 месяца для женщин, 24 месяца для женатых мужчин.

Возраст 20: 24 месяца для мужчин, 12 для женщин, 18 для женатых мужчин.

Возраст 21: 24 месяца для мужчин, женщины освобождены от службы, 18 для женатых мужчин.

С 28 лет все освобождены от службы (и более не могут поступить на службу добровольно).

Время службы для иммигрантов с медицинской профессией:

Врачи или стоматологи должны пройти мобилизацию, даже если они старше 28 лет или находятся в браке. В армию призываются врачи получившие признание иностранной медицинской подготовки и успешно сдавшие экзамен аккредитации (или получившие освобождение от аккредитации). Врачи должны прослужить не менее 24 месяцев, если они прибыли в Израиль до 34-ех лет. Стоматологи до 34 лет. Женщины врачи и стоматологи будут служить 24 месяца — при условии, что их возраст при въезде в Израиль менее 29 лет, и они не имеют права на другое освобождение (например, как матери, замужние женщины и т. д.).

Положительным является то, что врачи, призванные в армию, проходят службу на тех же условиях, что и обычный армейский врач-офицер (с той же зарплатой и т.п).

Юридическая фирма Коэн, Декер, Пекс и Брош специализируется в вопросах иммиграции в Израиль. Свяжитесь с нашими отделениями в Иерусалиме и Петах Тикве для получения юридической информации о призыве в армию для иммигрантов или освобождении иммигрантов от мобилизации в ЦАХАЛ.

: 03-3724722, 055-9781688

Большинство израильтян не служат в армии – и это оправдано

В 2005 году был опубликован отчет комиссии во главе с профессором Ави Бен-Басатом, которая занималась изучением «проблемы сокращения срочной службы в ЦАХАЛе». В докладе действительно говорилось о сокращении срочной службы, но на практике в нем поднимался другой, гораздо более масштабный и фундаментальный вопрос: не пора ли отменить обязательный призыв и превратить ЦАХАЛ в профессиональную армию, которая будет гораздо более эффективной, подготовленной и мотивированной – ведь туда пойдут служить добровольно, а не принудительно? Это превратит ЦАХАЛ в лучшую армию мира.

Дискуссия на эту тему должна базироваться на статистике обязательной службы, которую впервые опубликовал в своем отчете Бен-Басат. Итак, в 2005 году 77 процентов еврейских мужчин были призваны в армию, а 23 процента получили освобождение. Из тех, кого призвали, 18 процентов бросили службу посреди срока. Процент призыва среди еврейских женщин в том же году составлял всего 59 процентов, то есть 41 процент вообще не служили. Впрочем, среди женщин показатель отсева посреди срочной службы был низким – всего 4 процента.

На этой неделе мы запросили у пресс-службы ЦАХАЛа последнюю статистику за 2019 год. Оказалось, что изменение этих показателей за последние 14 лет было существенным. Сегодня только 69 процентов еврейских мужчин призываются в ЦАХАЛ, то есть процент освобождений от службы подскочил с 23 до 31 процента, и это в течение полутора десятилетий. Уровень отсева, с другой стороны, снизился. В настоящее время он составляет всего 11 процентов. Среди женщин колебания были меньше – процент освобождений от службы вырос с 41 процента до 44, что означает, что только 56 процентов еврейских женщин были призваны в армию. А показатель отсева увеличился с 4 до 7 процентов.

Чем объясняются такие изменения статистики? Скорее всего, первостепенным фактором является быстрый рост ультраортодоксального населения, которое не служит в армии. Недаром политическая борьба вокруг провальной политики по мобилизации этого сектора – борьба за закон о призыве – стала причиной, по которой Израиль был втянут во вторую избирательную кампанию в течение пяти месяцев.

Читайте также:  Структура вооруженных сил РФ, какие виды и рода войск существуют

Учитывая, что в среднем на ультраортодоксальную семью приходится семь детей, доля ультраортодоксов в Израиле растет, и, согласно прогнозам ЦСБ, к 2060 году их процент утроится. Если в 2015 году ультраортодоксы составляли 11 процентов населения Израиля, то в 2060 году они будут составлять 32 процента. Увеличение процента ультраортодоксальных мужчин и проявляется в виде снижения статистики призыва среди еврейских мужчин в целом.

Но тогда почему мы не наблюдаем аналогичную картину среди женщин? Ведь процент ультраортодоксальных женщин такой же, как и ультраортодоксальных мужчин, поэтому следовало бы ожидать аналогичного снижения статистики призыва среди женщин в период с 2005 по 2019 год. Тот факт, что этого не наблюдается, и процент призыва женщин почти не изменился, вероятно, указывает на некую положительную тенденцию. Видимо, женщины стали больше идти в армию. Можно предположить, что это происходит за счет женщин из национально-религиозного лагеря, которые все больше отказываются от альтернативной службы и идут на действительную службу в ЦАХАЛ. Возможно, это компенсирует растущую долю ультраортодоксальных женщин.

Статистика показывает, что идеал «народной армии» в Израиле держится на «куриных ножках». Сегодня почти половина женщин и около трети мужчин не служат в армии, а демографический рост ультраортодоксальной общины будет приводить каждый год к понижению этих показателей. Разумеется, к этому следует добавить еще один сектор населения, который никто не считает – арабов. Если их включить в это уравнение, получится, что только 40 процентов израильских мужчин и 33 процента израильских женщин служат в армии. Можно ли продолжать называть ЦАХАЛ «народной армией»?

И хотя этот деликатный вопрос взорвался нам в лицо в этом году, что выразилось в проведении новых парламентских выборов, израильское общество до сих пор отказывается взглянуть правде в глаза, принять эту статистику и приступить к серьезному обсуждению этой темы.

Но эта дискуссия уже давно ведется среди израильских военных и правительства. Комиссия Бен-Басата, фактически, посвятила большую часть своего отчета именно вопросу о том, не пора ли нам последовать примеру большинства армий мира, отменить обязательную службу и сделать ЦАХАЛ профессиональной армией.

Большинство развитых стран сделали этот выбор в течение последних 40 лет и отменили обязательную службу. Следует добавить, что одной из причин такого перехода был экономический анализ, который показывает, что небольшая профессиональная армия, хорошо обученная и укомплектованная, гораздо более эффективна и выгодна, чем армия, основанная на всеобщей воинской повинности.

Самые известные экономические труды на эту тему были написаны в Соединенных Штатах в конце 1960-х годов, ими руководил один из величайших экономистов ХХ века Милтон Фридман. Он исследовал данные призывов в армию США во время войны во Вьетнаме. Фридман решительно заявил, что профессиональная армия, в которой служат по своей воле, а не по принуждению, позволяет реализовывать в полной мере потенциал человеческого капитала. И Фридман оказался прав: профессиональная армия может производить такой ​​же «военный продукт», задействовав на 30 процентов меньше рабочей силы.

Несмотря на это, в нашей стране все, кто занимался этой темой, один за другим приходили к выводу, что рекомендации Фридмана неприменимы к Израилю. И комиссия Бен-Басата, и следующая комиссия, заседавшая 5 лет назад во главе с профессором Ашером Тишлером, президентом Колледжа управления, и бригадным генералом запаса Ашером Хаддадом, бывшим финансовым советником начальника генштаба.

Экономисты в Израиле, в отличие от экономистов в США и Европе, продолжают поддерживать идею обязательной армейской службы в качестве наиболее эффективного и действенного инструмента для достижения экономических и военных целей страны.

Основным отличием они считают интенсивность угрозы. Большинство стран свободного мира сталкиваются с ограниченными военными угрозами, такими как терроризм. С такими угрозами легко может справиться профессиональная, небольшая и эффективная армия. Вряд ли найдется какая-либо западная страна, над которой нависает угроза общей войны, как в Израиле. Поскольку Израиль не может позволить себе проиграть войну, нам нужны гарантии того, что мы всегда будем побеждать. Значит, на смену обязательной армии нам потребуется колоссальная профессиональная армия. А поскольку наемник получает гораздо больше срочника, то и затраты на содержание такой армии будут колоссальными. Модель, которую использует сегодня Израиль – это обязательная и относительно небольшая армия, которая состоит из солдат-срочников и офицеров-профессионалов, и огромная армия резервистов, которая может быть призвана на службу при необходимости.

Модель «аккордеона», когда в течение короткого времени можно резко «растянуть» армию до огромных размеров за счет резервистов, наиболее подходит такой стране, как Израиль, которая должна быть готова в любую минуту к тотальной войне.

Обязательная воинская служба является по сути еще одним подушным налогом, который взимается не деньгами, а работой. Поэтому Минфин оценивает, что всеобщая служба в армии, которая задействует молодое поколение вместо рынка труда, приводит каждый год к потере 5 процентов ВВП Израиля, то есть примерно 50 млрд. шекелей. Прибавьте к этому прямые расходы на содержание армии из госбюджета – еще 60 млрд. шекелей. Тем не менее, экономисты по-прежнему считают, что это все равно меньше, чем стоила бы нам огромная профессиональная армия, которая всегда готова к полномасштабной войне.

Другой важной причиной, по которой экономисты поддерживают нынешнюю военную модель, является качество человеческого капитала. Переход от обязательной армии к наемной приводит к значительному ухудшению качества личного состава. То есть, уровень людей, выбирающих армию, как профессию на всю жизнь, ниже. Ашер Хадад рассказывает, что через 10 лет после отмены всеобщей воинской повинности США чуть было не вернулись к прежней модели. И причина – качество личного состава. Только после значительного повышения уровня заработной платы в американской армии (для этого пришлось забрать зарплаты в армии из ведения департамента финансов) эту проблему удалось преодолеть. Но до сих пор уровень личного состава в наемной армии остается ниже, чем был в обязательной.

Не надо далеко ходить за примерами. Хадад утверждает, что качество личного состава среди срочников гораздо выше, чем среди кадровых военных, которые после срочной службы добровольно остались в армии. Довольно странное изречение для человека, который большую часть жизни прослужил кадровым офицером, дослужившись до бригадного генерала.

Эта же мысль прозвучала на встрече командира одного из наших элитных технологических подразделений с родителями его военнослужащих. «Когда мы проводим совместные заседания с представителями армии США, наши сержанты могут заткнуть за пояс их полковников с докторской степенью. Наши ребята блестящие, талантливые, американцы слушают их, затаив дыхание», – сказал он гордым родителям. Этот командир признается, что именно обязательная воинская повинность позволяет ему отобрать лучших из лучших, самых талантливых – в наемной армии такой возможности нет.

Этот командир по-своему прав, но он также прячет голову в песок, как страус, чтобы не видеть надвигающуюся проблему, одним из проявлений которой стал закон о призыве и вторые выборы в течение полугода. Снижение показателей призыва очевидно приведут к дискредитации модели «народной армии», даже если мы считаем ее предпочтительной и более выгодной.

Мейрав Арлозоров, TheMarker, Ц.З. К.В. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Кто и как служит в армии Израиля

Кто служит в армии Израиля?

В соответствии с действующим законодательством, любой гражданин Израиля, а также тот, кто на постоянной основе проживает на территории государства и достиг 18-ти летнего возраста, подлежит призыву на военную службу.

С какого возраста?

Призыв на службу в армию Израиля осуществляется в отношении граждан, достигших 18-
ти летнего возраста. Срочная служба для мужской части населения составляет 36 месяцев,
а для женской – 24 месяца.

Кто в Израиле не служит в армии?

Призыву в ЦАХАЛ не подлежат замужние женщины. У молодых религиозных девушек есть возможность воспользоваться альтернативной службой, но для них гораздо более предпочтительным является армейский призыв. Мужчина, обучающийся в учебном заведении, принадлежащий к ультра ортодоксальному лагерю, может рассчитывать на отсрочку на весь период учебы, которая может длиться всю жизнь. Однако, многие молодые ультра ортодоксы, вдохновленные духом патриотизма, прерывают учебу и идут
служить.

На отсрочку могут рассчитывать и студенты, правда крайне редко и с учетом некоторых особенностей. Выпускник школы, получивший аттестат с отличием может попросить в министерстве обороны разрешения на то, чтобы пройти срочную воинскую службу после того, как будет получена первая или даже вторая степень образования. Затем на просителя ложится обязанность отдать три года срочной службе, а потом еще четыре после того, как будет получено офицерское звание. При этом министерство обороны берет на себя все затраты, связанные с учебой и проживанием в университетском корпусе, а также порадует солдата ежегодным оплачиваемым отпуском и полной компенсацией свадебной церемонии, если таковая случится. Взамен армия становится обладателем интеллектуальной элиты молодежи, ведь офицер, отслуживший 7 лет по своей специальности, зачастую остается в строю на всю жизнь.
Очень важным является следующий нюанс: армию Израиля интересуют исключительно специалисты технических и естественно-научных профилей, врачи, значительно меньше – психологи и переводчики. Именно поэтому студенты-гуманитарии вряд ли могут рассчитывать на получение высшего образования до армии. Нельзя назвать исключением и следующий случай: выпускник школы, не достигший призывного возраста и годный по состоянию здоровья к воинской службе, успевает поступить в высшее учебное заведение
и начать учебный процесс.

Служба женщин

В армию могут быть призваны незамужние девушки, местом жительства которых Израиль стал до того момента, как они отметили свое 17-ти летие. Беременные, замужние и матери не могут быть военнослужащими. Кроме того, женщина может быть освобождена от военной службы в соответствии с религиозным образом жизни, то есть если она соблюдает религиозный способ приготовления пищи («кашрут») и не использует транспорт для своих передвижений в субботу. Призванием многих девушек, освобожденных от армии, становится альтернативная гражданская служба – работа в
госпитале, уход за инвалидами и т.д.

Служба репатриантов

Репатриант может быть призван на срочную военную службу не ранее, чем через 12
месяцев с момента репатриации.
«Цав ришон» является повесткой в израильскую оборону, в которой указана дата первого посещения «лишкат гиюса» (призывного пункта). Дополняет повестку проездной билет до базы и обратно автобусом. Первый визит предполагает:

1. Сбор персональной информации (адрес по прописке, телефонный номер, документ
о получении высшего образования (при наличии);
2. Сдачу устного экзамена по ивриту.
3. Прохождение медицинского обследования (измерение роста, веса, давления,проведение анализа мочи, проверка зрения и т.д.). В случае выявления какого-либо заболевания, призывник будет направлен к доктору. В свою очередь лечащий врач должен будет написать справку на иврите. На основании результатов медицинского обследования будущему солдату будет присвоен соответствующий«профиль» (общая оценка состояния здоровья).
4. Написание экзамена по ивриту. Уровень владения языком напрямую влияет на направление призывнику в тот или иной ряд войск и назначение на должность.
5. Сдача психометрического экзамена (на иврите, английском, русском, французском)предполагает решение набора заданий, направленных на анализ ассоциативного мышления и логики.
Продолжительность – 45 минут, при этом нельзя покидать пределы класса, а также использовать мобильный телефон и калькулятор.

Спустя месяц после первого визита, призывнику звонит офицер и называет дату и время второго визита, который подразумевает проведение персонального собеседования.

Как проходит служба?

Изначально призывник должен освоить основную военную подготовку («тиронут»), после чего его направят в соответствующий род войск. У офицера, входящего в состав отборочной комиссии, есть право предложить солдату самому назвать тот род войск (не более 3-х), который является для него наиболее привлекательным. Но, основное влияние на распределение солдат оказывают нужды армии.

Служба в «тиронут» — это самый трудный период. Причина этого в резком увеличении физической нагрузки, необходимой для того, чтобы «цивильные» юноши и девушки превратились в хороших военнослужащих.
Мужчины и женщины служат вместе (исключение составляют только боевые подразделения), ведь изучают они примерно одни и те же вещи.

Еще одной отличительной чертой армии Израиля является служба в ЦАХАЛ. Данный род войск предполагает сочетание военной службы и сельскохозяйственных работ.

Как попасть в армию Израиля?

Израильская армия не предусматривает контрактную основу, следовательно, человек, не имеющий гражданства данного государства, не может пойти служить. При этом
иностранным гражданам, проходившим службу у себя на Родине, Израильское государство предоставляет право воспользоваться укороченным сроком службы в течение 18 месяцев, в соответствии со специальной волонтерской программой.
Для этого нужно просто обратиться в руководство ЦАХАЛ с документами,подтверждающими наличие еврейского происхождения. Кстати, посещение Израиля совсем не обязательно, так как все эти действия можно выполнить на территории своей страны, если в ней есть представительство (в России оно есть).

Особенности и условия

Солдат израильской армии должен пить большое количество воды (не менее 4-х литров вдень), чтобы не случился тепловой удар и крайне экономно относиться к расходу собственных средств. Если какие-то условия службы (распорядок дня, превышение власти, принятие несправедливых решений командиром) не устраивают, то можно написать жалобу на имя специального уполномоченного (каждое подразделение предполагает наличие данной должности) или инспектора по рассмотрению жалоб служащих.
Существует несколько вариантов «совмещенной» службы:

  • «ЦАХАЛ» предусматривает прохождение службы молодыми бойцами-
    поселенцами в составе постоянной группы;
  • «Ешивот эсдер» — религиозное учебное заведение, объединяющее службу и обучение воедино. Общая продолжительность прохождения службы и обучения – 5 лет.
    Кстати, служба в израильской армии является платной. Выплата первых «карманных» денег осуществляется на руки, а для дальнейших перечислений потребуется открытие
    счета в банке.
Читайте также:  Подробный обзор ИРП «Армия России», что в него входит

История россиянки, которая переехала в Израиль и пошла служить в местную армию

Александра Померанец жила в Москве, но в подростковом возрасте переехала в Израиль по специальной программе и стала жить там одна. После школы девушка пошла служить в армию, где ее поставили охранять заключенных в тюрьме. Она рассказала «Афише Daily» об армейской и гражданской жизни в Израиле.

Александра Померанец, 21 год

О переезде в Израиль

В Израиле работает программа «Наале», что в переводе с иврита значит «поднимемся». По этой программе дети, имеющие право на репатриацию, могут приехать в Израиль без родителей и получить там среднее образование. Кандидаты должны предоставить документы о еврейском происхождении, затем пройти тестирование на школьные знания и посетить вместе с родителями психолога, чтобы подтвердить свою готовность покинуть семью. Сначала по этой программе уехала моя старшая сестра, затем я, а позднее и наш младший брат. Мне было 14 лет, когда я эмигрировала в Израиль.

Получить вид на жительство несложно: главное — доказать, что у тебя есть корни. У меня были с этим некоторые проблемы, потому что папа умер много лет назад, а я еврейка по отцовской линии. Родители поженились уже после моего рождения, а по местным понятиям это неправильно. У меня был координатор по программе, который помог со всей процедурой. Я подавала на апелляцию, дело пересматривали, и через год все одобрили. Сейчас у меня уже есть гражданство — его легко получить после окончания школы, в 18 лет, если есть вид на жительство.

Я хотела вернуться в Израиль как на святую землю. К тому же я понимала, что в России будущего нет. Мне и мама советовала, и координатор, и выпускники программы. Я понимала, что в Израиле меня ждет лучшее будущее. Я знаю иврит, русский, английский, не идеально, самую малость арабский — его я выучила в армии, а также французский, потому что у нас много французов. Перед отъездом я полгода ходила в воскресную школу, где изучала иврит и культуру Израиля, но это не дало особых результатов. В итоге язык выучила уже в Израиле — в школе у нас было больше 20 часов иврита в неделю. Еще я пела в школьном хоре, и песни мне тоже очень хорошо помогли в изучении языка.

О службе в армии

Я не принимала решение пойти в армию — каждый гражданин Израиля обязан служить. Можно и отмазаться, но в Израиле армия — это не какая-то неприятная обязанность, а честь. К тому же я переехала по программе, которая обеспечила мне обучение, проживание и гражданство, и хотела как-то отплатить. Также это важно в будущем, когда ты идешь устраиваться на работу или в учебное заведение. Отбор в армию не очень строгий, но с низким профилем здоровья тебя не возьмут в боевые войска. Те, кому физические данные или здоровье не позволяют служить, борются за то, чтобы их взяли. Например, у меня есть знакомый, который похудел, чтобы попасть в боевые войска.

В Израиле армия нужна для защиты, потому что страна окружена вражескими государствами. Здесь высокие моральные стандарты. Например, недавно солдат сел в тюрьму за то, что застрелил террориста. Самовольство в израильской армии никогда не прощают. В стране солдат очень любят. Например, в кафетериях устраивают акции, когда военный может получить бесплатные гамбургер и колу. Когда солдаты защищают деревню, которая находится на палестинских территориях, люди о них очень заботятся.

Есть элитные войска — служба там считается очень престижной, и после ее окончания ты сразу получаешь предложения по работе. А есть подразделения, которые называются job, туда ходят каждый день, как на работу. Там, например, работают секретари и другие обычные сотрудники. В армии есть зарплата — ее размер зависит от того, где ты служишь. В job наименьшая степень опасности, поэтому зарплаты там не очень большие. В боевых войсках, где наивысшая степень опасности, платят много. Есть помощники боевых войск — как я. Они получают среднюю зарплату, она варьируется от 150 до 300 долларов в месяц.

Еще есть такое понятие, как «одинокие солдаты», — это люди, которые живут без семьи. Им помогают оплачивать квартиры (примерно 250 долларов) и удваивают зарплату. Я отношусь к этой категории, потому что приехала в страну без родителей, но также одинокими солдатами считаются люди, которые не общаются с семьей. Например, такой статус получает гей, от которого отказалась семья. Также это дети из религиозных семей, которые хотят служить, но их родители против. К гомосексуалам, кстати, относятся замечательно. В Тель-Авиве каждый год проводится гей-парад, на который приезжают люди из других стран.

В армии очень комфортные условия. Есть много хороших баз с прекрасными столовыми. У боевых солдат, конечно, условия полевые. Насколько я знаю, раньше была дедовщина, но сейчас это наказуемо. Могут оставить на базе на выходные, на Шаббат. Есть и армейские тюрьмы: если, например, тебя поймали на употреблении наркотиков или ты не появлялся на базе долгое время, будет суд, после которого могут отправить в армейскую тюрьму.

Моя старшая сестра вернулась в Москву, потому что не хотела служить. Там же живет мама. Они хорошо отнеслись к моему выбору, а друзьям просто любопытно узнать о службе. Младший брат полгода назад призвался в боевые войска, и сейчас он очень хочет отправиться в горячую точку. Горячие точки в Израиле — это Иерусалим и все границы с Палестиной и палестинскими зонами.

О женской тюрьме в Израиле

Я служила в тюремных войсках под названием Шабас. Это был мой выбор. Я хотела параллельно работать, и в Шабасе есть такая возможность: сутки ты находишься в тюрьме, а двое суток отдыхаешь. В месяц получалось около десяти суток в армии. Мы охраняли преступниц и террористок: не допускали побегов и следили за тем, чтобы заключенные сами себе не навредили. Мы находились рядом с ними сутками, искали у них запрещенные вещества и предметы, следили за проведением медицинских процедур, а также за их питанием.

Меня назначили ответственной за все электронные двери тюрьмы, я также вела счет новых заключенных, счет тех, кто прибыл из отпуска, и тех, кто перешел в другую тюрьму. В отпуск ходят не особо опасные преступники и те, кто через год или два выходит из тюрьмы, — им это нужно для того, чтобы постепенно влиться в общество. Цель израильской тюрьмы — подготовить заключенных к полноценной жизни, чтобы они не вернулись к преступлениям. Максимум дают пять суток отпуска, а некоторым разрешают выходить каждый день и работать. Такой привилегии не получают террористы и убийцы. Но террористы видятся с семьями, пользуются полным медицинским обслуживанием, хорошо едят. Правда, террористки не любят тюремную еду, поэтому им раз в неделю привозят продукты, чтобы они сами себе готовили. В камерах есть чайники, посуда и плиты.

На курсе тюремщиков постоянно напоминали, что твои главные задачи — следить за здоровьем заключенных и уважительно относиться к их жизням. Каждая новая заключенная разговаривает с психологом, который определяет, есть ли у нее склонности к суициду. Тех, у кого обнаруживают склонности, проверяют каждые полчаса, еще за ними постоянно наблюдают через видеокамеры. Мы часто предотвращали самоубийства. Однажды моя подруга заметила, что заключенная очень долго находится в туалете — она пошла проверить и обнаружила, что та режет себя. В таком случае нужно нажать на кнопку оповещения — придет помощь, и заключенную госпитализируют.

Работать с заключенными непросто, нужно быть закаленной. Бывает, девочки плачут, особенно по ночам. Очень страшно находиться на дежурстве одной в темном здании посреди заключенных. Они сидят в камерах, но обходы все равно даются тяжело. Все террористки нас не любят, но была одна, которая по ночам пугала девочек. Однажды я делала обход, и она начала мне угрожать. Я подошла к камере, постучала фонариком, спросила, что ей от меня нужно, и сказала, чтобы она не подходила к двери, пока я делаю обход. Она знала, что это не запрещено, но я сказала, что ее поведение вселяет в меня чувство опасности, и в таком состоянии я могу случайно ей навредить. Но она продолжила так делать, и в итоге мы достучались до нее через их главную. В здании террористов всегда есть довер, что переводится как «высказывающий» или «вещатель», через которого тюремщики контактируют с другими заключенными. Если ты хочешь, чтобы все выстроились в линию или собрались на прогулку, ты говоришь это доверу, и он сообщает остальным, что делать. Ты не должна напрямую общаться со всеми заключенными.

Я никому не советую идти в Шабас, потому что это не те впечатления, которые нужно получить в жизни. Когда ты работаешь с опасными преступниками, ты видишь, что это совершенно обычные люди. После тюрьмы каждый прохожий кажется убийцей или насильником. С другой стороны, это закаляет. Я все-таки не жалею об этом опыте.

Как в Израиле служат женщины

Раньше мальчики служили три года, а девочки — два. Недавно поменяли правила, и сейчас мальчики служат два года восемь месяцев, а девочки — два года и четыре месяца. Возможно, это влияние феминизма и ориентированность властей на гендерное равенство. Кстати, большинству девушек это не очень нравится. Парни в основном идут в боевые войска, а девушки — либо в помощники, либо в job. Но есть девочки, которые стремятся попасть в боевые войска, там они подписывают соглашение о продлении службы и служат полный срок наравне с мужчинами. Разницы между мужской и женской службой нет. В тюрьме точно не было никаких различий.

Неравенства в службе нет. Женщины и мужчины получают одинаковую зарплату. Правда, после армии тебе дают достаточно большую сумму денег, и мужчины получают больше, но это потому, что они служат дольше. Если женщина отслужит столько же, она и получит столько же. Девочки и мальчики живут в разных помещениях, но служат вместе. Нет такого, что ты не можешь что-то делать, потому что девочка. И унижений каких-то тоже нет.

Бывают случаи сексуальных домогательств, но очень редко. В армии большой пунктик на эту тему: постоянно проводятся уроки по сексуальному воспитанию, где много говорят о домогательствах, — и даже какие-то незначительные детали могут расцениваться как харассмент. Когда я только призвалась, на курсе молодого бойца нас учили, что такое сексуальные домогательства, как их распознать, что нужно делать. Девочкам внушают, что молчать нельзя, что тебе обязательно помогут и не оставят какое-то действие безнаказанным.

Девушкам разрешается носить макияж, но, если ты в боевых войсках, лучше, конечно, не краситься. Можно пользоваться пудрой, красить ресницы, а яркий макияж не приветствуется. На ногти можно наносить только светлый лак, а волосы всегда должны быть собраны — чтобы заключенные не могли за них схватить.

Я думаю, что появление женской армии в России возможно. Но нужно ли это? Израиль — маленькая страна, окруженная вражескими территориями, поэтому здесь нужно призывать женщин. В России достаточно мужчин в армии.

О гражданской жизни в Израиле

Я не хочу возвращаться в Россию, Израиль — мой дом. Я очень люблю израильтян — это горячие, отзывчивые, добрые люди. Хотя мне они кажутся менее образованными — у них нет какой-то эрудиции. Например, моя израильская подруга была уверена, что Солнце крутится вокруг Земли. В школе, как мне кажется, не дают нормальной базы знаний. В российских школах с этим лучше. Еще в России школьников учат дисциплине, а здесь этого нет, поэтому израильтяне — очень недисциплинированный и избалованный народ. Русским легче жить в системе, мы более организованные.

Моя самая любимая традиция в Израиле — это шаббатний ужин. В Шаббат все члены семьи собираются за красивым столом и вместе поют песни. Это потрясающий момент, когда ты видишь большую семью в сборе. Здесь семьи насчитывают 20–30 человек — это огромные столы.

Ссылка на основную публикацию