Школа сержантов, по каким учебникам учатся военнослужащие

Школа сержантов, по каким учебникам учатся военнослужащие

В армейской учебной части («учебке») советский новобранец постигал азы воинской науки и привыкал к суровым условиям жизни на будущие два (а для морфлота и три) года службы.

Все быстро, сразу и правильно

«Учебки» в советской армии были разными – могли сразу послать в специализированную, в зависимости от полученной на гражданке квалификации (к примеру, в школу по подготовке сержантского состава). Но в основном «учебка» ассоциировалась с армейским «предбанником», где старослужащие-сержанты на протяжении полугода муштровали «духов», приучая их к армейским порядкам.

В «учебке» новобранцам доходчиво давали понять, что в армии надо делать все быстро, сразу, и правильно – выполнять команды «подъем-отбой» за 45 секунд (если кто-то один не успевал, страдало все подразделение), подшивать воротнички, пришивать погоны, пуговицы, петлицы… «Духов» (ими становились сразу после принятия присяги) гоняли строевой и физподготовкой, они ходили в наряды по кухне, гауптвахте и караулы. Для советской армии неизменной составляющей были политзанятия, на которых солдаты должны были конспектировать лекции о международном положении и «склеротическом пальце мирового империализма, лежащем на спусковом крючке войны». С самого начала службы для советских солдат существовали только две телепередачи, которые они не только имели право, но и обязаны были смотреть – ежевечерняя программа «Время» (в 9 часов) и «Служу Советскому Союзу!» (в 10 часов утра по воскресеньям).

В «учебке» солдаты сталкивались со многими вещами, которые они не умели делать на гражданке. К примеру, мотать портянки. Это была целая наука, и если портянка не наматывалась как положено, то ноги на марше (при пробежке и т.п.) растирались в кровь.

Как кормили в «учебках»

Одна из составляющих «дурдома» армейской «учебки» – солдатский рацион. Таких блюд, которыми кормили советских воинов в армии, потом они не встречали нигде. Бугус (с точки зрения языка, правильнее будет «бигос», но в советской армии давали именно «бигус») – вареная кислая капуста, иногда со следами картошки. Воняла она так, что воины чаще предпочитали оставаться голодными, и недоеденный бигус шел на свинарник. Вареное сало, нередко со следами щетины, в солдатском рационе, как правило, преобладало над мясом. Мусульмане салом тоже не брезговали – кушать-то всем хотелось. Продукты жарились на комбижире, весьма нежелательном для тех, у кого нездоровая пищеварительная система.

Постоянное желание «откосить»

Неизбывное стремление любого солдата «учебки» – попасть в санчасть, а еще лучше – в госпиталь, надолго – «закосить», «затариться». Это удавалось редко, и немногим. «Низовая» советская армейская медицина, впрочем, была таковой и по качеству. Поэтому нередко военнослужащие-срочники демобилизовывались домой с букетом самых разных, часто хронических, заболеваний.

Получение военной специальности

В «учебке» солдаты должны были получить военную специальность в зависимости от рода войск – если новобранец, к примеру, готовился стать танкистом, он на практике осваивал эту гусеничную громадину. Учебные стрельбы из всех видов оружия и боевой техники, находившихся на вооружении в советской армии, проводились как днем, так и ночью, в любое время года, и невзирая на погоду. На полигон могли выезжать ежемесячно, а то и чаще.

Помимо собственно подготовки по военной специальности обязательными в «учебке» были занятия по изучению устройства, сборке-разборке автомата Калашникова (на время), учебные стрельбы из него на полигонах.

Общие представления о том, как проходили занятия по получению военных навыков в советской армии, можно получить из фильма Бондарчука «9 рота» (сам Федор Сергеевич в СА в свое время послужил). С учетом всех условностей картины, которые можно списать на режиссерское художественное преувеличение, армейский учебный процесс там показан более-менее достоверно. Во всяком случае, это не рождественская открытка «Максим Перепелица» о перерождении деревенского хулигана в бравого младшего сержанта, снятая на «Ленфильме» в 1955 году.

Школа сержантов, по каким учебникам учатся военнослужащие

Необходимое условие для будущих кандидатов в школу сержантов-профессионалов:

1)мужчины должны отслужить в армии и на данный момент быть в запасе, равные шансы и у тех, кто сегодня призван на срочную службу, и за плечами уже шесть месяцев службы, а также у военнослужащих по контракту (кроме офицеров).

2) граждане Российской Федерации, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении среднего (полного) общего образования.

3)возраст от 19 и до достижения 24 лет, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (кроме офицеров) – до достижения ими возраста 30лет. (возраст для всех категорий определяется на 1 августа текущего года),

4)степень годности А, то есть, без ограничений по здоровью.

Общие сведения о поступлении и обучении в школах сержантов – профессионалов:

1) лица из числа граждан, прошедших военную службу, подают заявление в военный комиссариат по месту жительства до 20 апреля. В заявлении указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения, специальность, по которой он желает обучаться.

2) копия документа, удостоверяющего личность и гражданство,

3) копия документа о среднем (полном) образовании,

4) копия свидетельства о рождении,

6) три фотографии (без головного убора, размером 4,5 x 6см)

После подачи документов кандидата направляют на медицинское обследование и проводят профотбор.

Паспорт, военный билет, подлинный документ о среднем (полном) образовании, свидетельство о сдаче ЕГЭ, а также подлинные документы, дающие право поступления на учебу на льготных основаниях, представляются кандидатом в приёмную комиссию училища по прибытии.

Отправка кандидатов для сдачи вступительных экзаменов производится военными комиссариатами по вызову начальника училища к 1 июля.

С 1 по 30 июля кандидаты в школу сержантов сдают вступительные экзамены. В качестве оценок вступительных экзаменов приемная комиссия принимает результаты ЕГЭ по математике и русскому языку. Кандидаты, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 года, имеют право проходить вступительные испытания по математике и русскому языку – в письменном виде. Также проверяют уровень физической подготовленности – подтягивание на перекладине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, результаты оцениваются по 100-балльной шкале. Все кандидаты проходят профессиональный психологический отбор для оценки категории профессиональной пригодности, проводится медицинское освидетельствование состояния их здоровья.

После зачисления курсанты заключают контракт на время обучения и 3-х лет прохождения службы по полученной специальности после окончание учебного заведения.

Срок обучения 2 года 10 месяцев. Начало обучения – 1 августа.

Курсанты находятся на полном государственном обеспечении:

-ежемесячное денежное довольствие в размере 8700 рублей

-единовременное денежное вознаграждение по итогам года

( в разных учебных заведениях сумма денежных выплат может лавировать)

За время учебы курсантам ежегодно предоставляется календарный отпуск (15 суток в зимнее время и 30 суток с бесплатным проездом к месту отпуска и обратно – летом).

По окончании школы сержантов выдается диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца. Выпускники направляются для дальнейшего прохождения службы на должности командиров взводов, помощниками командиров, техниками, старшинами. По окончанию учебного заведения и прибытия для дальнейшего прохождения службы денежное довольствие сержантов-профессионалов будет составлять 35 000 рублей.

Адреса, телефоны военно-учебных заведений МО РФ (школа сержантов), которые проводят подготовку и обучение сержантов-профессионалов:

Московское Высшее Военное Командное Училище:

Адрес: г. Москва, ул. Головачева, д. 190, (м. «Текстильщики», «Люблино»)

Телефон: +7(495) 175-82-45

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-гражданская специальность – «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», квалификация – техник.

-военная специальность – «применение мотострелковых подразделений», предназначение – заместитель командира мотострелкового взвода.

Проживание в общежитии казарменного типа на 100 человек. Семейным военнослужащим места для проживания не предоставляются.

Военная академия тыла и транспорта (г. Санкт – Петербург)

Адрес: 199034, г. Санкт – Петербург, набережная Макарова 8

Телефон: учебный отдел (812) 328-66-95, 328-93-32,

отдел кадров (812) 328-74-80, 328-88-05

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-организация перевозок и управление на транспорте (по видам);

-строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

Форма обучения – очная, на бюджетной основе. Диплом государственного образца. Присваивается квалификация «техник».

Размещение кандидатов на весь период обучения в солдатском общежитии. Питание в столовой академии. Обеспечение вещевым имуществом.

Денежное довольствие курсантов составляет 7200 рублей.

Военно-морская академия г.Санкт – Петербург (филиал г. Калининград):

Адрес: 236036, г. Калининград, Советский проспект, д. 82

Телефон: 8-4012-93-52-10 (ф); Дежурный по ВМИ: +7-4012-21-54-78

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-радиосвязь, радиовещание и телевидение;

-автоматические системы управления.

Размещение поступающих производится в жилищно-казарменном фонде филиала. Регламент служебного времени для кандидатов на поступление определяется распорядком дня филиала.

Денежное довольствие курсантов составляет 8000 рублей.

Военная академия связи г. Санкт – Петербург (филиал г. Краснодар):

Адрес: 350035, краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красина 4.

Телефон: группа профотбора (861)268-58-48, отдел кадров (861)268-15-25

Военная академия связи готовит военных специалистов по защите информации для всех видов и родов войск Вооруженных Сил РФ.

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-документационное обеспечение управления и архивоведение.

Размещение зачисленных курсантов производится:

-неженатых военнослужащих – в общежитие на территории военного городка (комната на 4-5 человек)

-женатых военнослужащих – в общежитие на территории военного городка или денежная компенсация за поднаем жилья (семья до 3-х человек – 3600 рублей, более 3-х человек – 5400 рублей)

Устройство детей в детские дошкольные учреждения производится на общих основаниях.

Денежное довольствие курсантов составляет 7300 рублей.

Военная академия войсковой противовоздушной обороны (г.Смоленск):

Адрес: 214027, г. Смоленск, ул. Котовского, д.2

Телефон: тел. (4812) 21-93-62

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-зенитные ракеты большой и средней дальности;

-радиолокационные станции (комплексы);

-радиолокационные станции орудийной наводки;

-подземно-транспортное оборудование зенитных ракетных комплексов.

Для курсантов выделяется общежитие.

Денежное довольствие курсантов составляет 7100-8400 рублей.

Военно-космическая академия (г. Череповец, Волгоградская область):

Адрес: 162622, г. Череповец, Волгоградская область, проспект Советский 126.

Телефон: (8201) 50-18-03

Окончившим факультет среднего профессионального образования присваивается квалификация «Техник» по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» и «Компьютерные системы и комплексы».

Кандидаты на обучение и курсанты размещаются в благоустроенном общежитии на территории филиала, при желании могут размещаться вне территории филиала.

Денежное довольствие курсантов составляет 11900-12900 рублей.

Общевойсковая академия ВС РФ г. Рязань:

Адрес: 390031, Рязанская область, г. Рязань, пл. Маргелова, д. 1

Телефон: (4912) 25-48-80, 44-94-75, 44-94-92

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-военная – «применение воздушно-десантных подразделений»;

-гражданская – «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», квалификация – «техник».

Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого:

Адрес: 644098, г. Омск – 98, 14 военный городок, ОТИИ (Автобус № 117 от ДК им. Лобкова (ж.д. вокзал))

Телефон: 8 (3812) 44-97-80, 44-97-98 (факс), 44-96-90 (дежурный)

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

специальность «Техническое обеспечение и ремонт автомобильного транспорта»; военная специальность «Ремонт и хранение бронетанкового вооружения и техники».

Кандидатам на поступление предоставляется для проживания помещения казарменного типа.

Денежное довольствие курсантов составляет 6400-7200 рублей.

Дальневосточное высшее командное училище г. Благовещенск:

Адрес: 675021, Амурская область, г. Благовещенск, ул.Ленина 158

Телефон: 8 (4162) 52-55-35

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

-военная – «применение мотострелковых (танковых) подразделений»;

-гражданская – «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», квалификация – «техник».

Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О.Макарова:

Читайте также:  Что регламентирует строевой устав ВС РФ

Адрес: 690062, г. Владивосток, Каминский переулок 6

Телефон: 8 (4232) 33-60-60

Курсанты обучаются по следующим специальностям:

1)военная – «эксплуатация и ремонт технических средств эксплуатации»;

гражданская – «автоматические системы управления»;

2)военная – «эксплуатация и ремонт противолодочного торпедного и минного вооружения»;

гражданская – «автоматические системы управления»;

3)военная – «эксплуатация и ремонт корабельных средств связи»;

гражданская – «радиосвязь, радиовещание и телевидение»;

4)военная – «эксплуатация и ремонт радиоэлектронного оборудования самолетов»;

гражданская – «техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования»;

5)военная – «эксплуатация и ремонт авиационных приборов электрооборудования пилотажно-навигационных комплексов»;

гражданская – «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов»;

6)военная – «эксплуатация и ремонт самолетов и авиационных двигателей»;

гражданская – «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».

Денежное довольствие курсантов составляет 8700 рублей.

Примечание:

Более подробную информацию можно узнать в военкоматах вашего города, района, края, области.

Читайте также:

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах!

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Школа сержантов, по каким учебникам учатся военнослужащие

Подготовка сержантов организуется в системе командирской подготовки сержантов в ходе: командирских занятий в составе подразделения (части); «Дня сержанта» – в масштабе соединения (части); в подразделении на инструктажах и инструкторско-методических занятиях при подготовке к проведению предстоящих занятий (тренировок). Кроме того, не реже одного раза в период обучения с сержантами проводятся сборы (командирские, учебно-методические) и методические совещания в масштабе части. В батальоне и ему равных подразделениях методические совещания проводятся ежемесячно,

Содержанием командирских занятий является: изучение и освоение положений боевых и общевоинских уставов, наставлений и руководств; изучение организации, боевых возможностей и способов боевого применения подразделений своих войск и войск противника; освоение вооружения и военной техники; приобретение навыков в организации боя, его всестороннего обеспечения и управления подчиненными подразделениями; повышение методического мастерства обучения и воспитания подчиненных.

Командирские сборы с сержантами проводятся перед началом каждого периода обучения е масштабе части, а с сержантами, привлекаемыми для общевойсковой подготовки нового пополнения, кроме того, проводятся учебные сборы в составе администрации под руководством заместителя командира соединения (части). Занятия с сержантами проводятся в составе созданных учебных групп командирами подразделений (частей) и их заместители. Для обучения по специальным вопросам привлекаются начальники служб, офицеры-методисты, прапорщики и старшины подразделений.

Совершенствование уровня профессиональной подготовки военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат, организуется на плановых занятиях в составе подразделений, на сборах и в ходе самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется в подразделениях под руководством командиров подразделений.

Совершенствование подготовки военнослужащих частей по специальности может проводиться в форме учебных сборов в масштабе соединения (воинской части). Тематика занятий по специальной подготовке сержантами, солдатами определяется программами боевой подготовки ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Совершенствование подготовки сержантов осуществляется при выполнении упражнений стрельб, вождения и нормативов в ходе обучения в составе штатного подразделения по предметам обучения, а также в ходе подготовки подразделений, частей.

С вновь прибывшими сержантами перед началом периода обучения в части организуется подготовка на допуск к самостоятельной работе на технике, несению дежурства. Продолжительность подготовки – до двух недель, в зависимости от объема необходимых знаний и умений по штатной должности и степени подготовленности сержантов. В ходе обучения военнослужащие привлекаются на тренировки и комплексные занятия. С отдельными сержантами проводится стажировка под руководством офицеров, прапорщиков.

Допуск сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства осуществляет комиссия, назначаемая командиром части. Результаты зачетов на допуск заносятся в оценочные ведомости и оформляются актом, на основании которых издается приказ по части о допуске сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства.

Сержанты, не сдавшие зачет в установленный срок, к самостоятельной работе на технике и к несению дежурства не допускаются. В этом случае решением командира части им предоставляется дополнительное время 5-7 дней для подготовки и повторной сдачи.

После ввода сержантов в строй дальнейшее их обучение проводится по программам боевой подготовки в составе подразделений, кроме того, сержанты привлекаются на занятия по командирской подготовке в учебных группах сержантов.

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТОВ

Одиночная подготовка – обучение сержантов, солдат после их прибытия в подразделение.

Цель одиночной подготовки – дать военнослужащим знания, привить умения и навыки (освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы.

Одиночная подготовка сержантов и солдат включает в себя: первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат; приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности); изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов; допуск сержантов к самостоятельной работе на технике, несению дежурства в составе смен расчетов; подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности; подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований).

Индивидуальная подготовка – поддержание и совершенствование в ходе сла-живания экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств сержантов и солдат, необходимых им для выполнения должностных и специальных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью. Цель индивидуальной подготовки военнослужащих – полное и качественное освоение ими программ обучения, должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, достижение высшей квалификации.

Индивидуальная подготовка сержантов осуществляется в системе командирской подготовки, в ходе плановых занятий и тренировок при вооружении (оружии), на боевой и специальной технике, тренажерах и других объектах учебной материально-технической базы.

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ВОИНСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

Слаживание – это обучение военнослужащих согласованным действиям в составе дежурных смен, экипажей, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач по предназначению.

Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях максимально приближенных к боевым с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки, согласно боевому предназначению.

Слаживание отделений проводится в мирное время один раз в учебный период. Проводятся мероприятия, которые способствуют обучению (восстановлению навыков) личного состава к выполнению должностных обязанностей по штатному предназначению и готовности отделений (экипажей, расчетов) выполнять боевые задачи.

Обучение личного состава отделения (экипажа, расчета) в ходе слаживания возлагается на командира отделения и проводится по всем предметам обучения на основании программы боевой подготовки. Основой этих занятий станут занятия по тактико-специальной подготовке.

Командиру отделения в ходе слаживания отделения предстоит проводить тактико-строевые и тактико-специальные занятия, а также принимать участие в составе отделений в тактико-специальных учениях.

Тактико-строевые занятия являются начальной формой тактико-специальной подготовки личного состава и боевого слаживания отделений (экипажей, расчетов). Они предназначаются для отработки приемов и способов выполнения задач инженерного обеспечения солдатами в составе отделений (экипажей, расчетов) по их штатному предназначению, а командиры этих подразделений, которые проводят занятия, получают практику в управлении подразделениями. Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка) в выполнении приемов и действий на поле боя в ходе инженерного обеспечения боевых. Могут также применяться рассказ и показ действий (демонстрация).

Тактико-специальные занятия в инженерных войсках являются основной формой обучения солдат и подразделений (отделений, расчетов, экипажей, взводов). Тактико-специальные занятия имеют целью подготовить подразделения к слаженным действиям при выполнении задач по штатному предназначению в условиях, приближенных к боевой деятельности. Тактико-специальные занятия проводятся в составе штатных подразделении. Основным методом обучения на тактико-специальном занятии является практическая работа, могут также применяться объяснение и показ (демонстрация).

Школа сержантов, по каким учебникам учатся военнослужащие

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

6.1. Особенности воспитания офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат, военнослужащих-женщин

6.1.1. Воспитание офицерского состава

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит в конечном счете решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории Вооруженных Сил России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала.

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление – сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Сплоченность – важная характеристика офицерского коллектива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет собой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психологическое и организационное единство офицеров. Именно на его основе возможно осуществление эффективных воспитательных мер в интересах боевой готовности части, прежде всего мер по обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Читайте также:  Дисциплинарный батальон в армии, сокращенно дисбат

Воспитание офицеров – процесс формирования качественных характеристик (свойств) личности, которые в наибольшей мере соответствовали бы потребностям военного дела, боевой готовности, выполнению свойственных офицеру функций в боевой, служебной, учебно-воспитательной, общественной, хозяйственной и других видах военно-профессиональной деятельности.

Личностные качества, военно-профессиональные знания, навыки, умения офицера как военного специалиста, воспитателя подчиненных формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении. Профессиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время прохождения службы в подразделениях (частях). Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его навыки, качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, при этом основное содержание его деятельности сводится к реализации следующих функций: организационно-управленческой, военно-педагогической, военно-специальной и административно-хозяйственной.

Каждый офицер – прежде всего военный руководитель, поэтому в его профессиональной деятельности особую роль играет организационно-управленческая функция. Это организация, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных видов деятельности подчиненных, постановка задач и их выполнение, контроль исполнения распоряжений, мобилизация подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т. д.

Сложность реализации данной функции заключается в том, что, с одной стороны, значительно усложнилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой – предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Поэтому личности современного военного руководителя должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, теоретический кругозор и жизненная зрелость, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина, самостоятельность.

Офицеры организуют учебно-воспитательный процесс, осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех невозможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, психологические, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, самостоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплинирует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение поставленных перед ними задач.

Ныне повышается значение всестороннего развития, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечественный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот командир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уважение, сможет по-настоящему воспитывать, обучать и дисциплинировать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисциплины. Когда этих знаний нет, остается рассчитывать лишь на принуждение. Формирование и совершенствование управленческой культуры офицеров, основанной на демократических и морально-нравственных принципах, – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерским составом.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

В педагогической деятельности офицеров есть определенные сложности. Они, в частности, связаны с тем, что изменился социальный портрет армии, среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призывников. При этом значительно увеличилось количество военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, а также знание вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Сложность состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Это требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, бытовое обслуживание, экология, проживание членов семей военнослужащих и много других вопросов – все становится предметом внимания. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному разрешению других очень важных затруднений, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим специалистом, знатоком военного дела. Необходимо быть еще и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг, должны наполняться для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них уважение и стремление к подражанию.

Особая роль в организации воспитания офицеров части (подразделения) принадлежит ее командиру. Свои усилия он направляет на то, чтобы у подчиненных офицеров сформировались готовность беспрекословно выполнить приказ; возникло чувство офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремление к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Это основная целевая установка в воспитании офицеров.

Важной целью воспитания офицерского состава в части следует признать создание и поддержание такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, холостой и семьянин. Главное – создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса, и в этом немаловажная роль принадлежит как командирам, так и офицерам-воспитателям.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 2/2011, стр. 25-34

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

В вооруженных силах США институту сержантов (петти-офицеров) отводится особое место. Сержанты являются основными помощниками офицеров в организации боевой подготовки и играют ведущую роль в индивидуальном обучении, воспитании, поддержании дисциплины и высокого морального духа рядового состава. Только в регулярных компонентах американских вооруженных сил насчитывается около 840 тыс. сержантов, что составляет около 60 проц. общей численности личного состава регулярных сил. Они занимают младшие командные (командиры секций, экипажей, отделений, заместители командиров взводов, помощники командиров рот, батальонов), штабные, административные и технические должности в подразделениях, частях и штабах всех уровней.

В штабах видов вооруженных сил, объединений, соединений, частей и подразделений (до батальона включительно) существуют должности главных сержантов, являющихся основными консультантами и помощниками начальников штабов видов ВС, командующих, командиров по всем вопросам, связанным с рядовым и сержантским составом.

Подготовка сержантского состава в ВС США организуется в учебных центрах и школах родов войск (сил) и служб, количество которых, так же как и число обучающихся на них военнослужащих, как правило, зависит от потребностей вооруженных сил в специалистах определенного профиля и квалификации. Распределение учебных центров и школ по видам ВС представлено в табл. 1.

Система профессионально-должностной подготовки сержантского состава во всех видах вооруженных сил идентична и направлена прежде всего на обучение младшего командного звена командирским навыкам, необходимым для обучения и руководства подчиненным личным составом. Подготовка сержантов представляет собой последовательный и строго регламентированный процесс в течение всей службы и подразделяется на четыре уровня. Каждый уровень подготовки имеет свою программу обучения, по окончании которой сержантам присваивается соответствующая степень профессиональной квалификации. Степени квалификации сержантов тесным образом связаны с присвоением очередного воинского звания и назначением на вышестоящую должность (см. схему на стр. 28).

Первому уровню подготовки сержантов соответствует начальный курс командирской подготовки. Начальная подготовка рассчитана на военнослужащих, которые планируются для назначения на сержантские должности. Соответствующая учебная программа разрабатывается школами главных сержантов видов ВС и является единой для всех сержантских школ, осуществляющих начальную командирскую подготовку. Она включает шесть основных блоков предметов: подготовка командира, военные дисциплины, специальные дисциплины, знакомство с вопросами организации боевой подготовки личного состава, изучение основ управления подчиненными в бою и повседневной деятельности, овладение навыками устного и письменного общения.

Обучение проводится в течение четырех недель (около 200 учебных часов) для военнослужащих всех военно-учебных специальностей (ВУС). Основной целью данного курса является обучение курсантов правам и обязанностям сержантов ВС США, при этом особое внимание уделяется изучению функциональных обязанностей должностных лиц сержантского состава. По окончании курса выпускникам присваивается 2-я степень профессиональной квалификации, что позволяет им претендовать на присвоение воинского звания сержанта с последующим назначением на вышестоящую должность.

В школе сержантов сухопутных войск (Форт-Худ, штат Техас)

УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

1 Значительное количество школ сержантского состава ВВС, осуществляющих начальную командирскую подготовку, обусловлено широкой сетью авиабаз, на которых дислоцируются части и подразделения данного вида вооруженных сил США.

Второй уровень сержантской подготовки включает базовый курс командирской подготовки. При отборе кандидатов для обучения по данному курсу предпочтение отдается сержантам, планируемым к назначению на должности командиров отделений, а также выслужившим установленные сроки в прежних воинских званиях. Продолжительность обучения зависит от ВУС курсантов и может составлять от двух до 19 недель. Программа курсов включает те же шесть блоков предметов, что и программа предыдущего этапа подготовки, но направлена на выработку у будущих командиров отделений навыков организации подготовки действий личного состава в составе группы (отделения), в то время как на этапе начальной подготовки основное внимание уделялось их способности к индивидуальному обучению подчиненных.

Курсанты на тактических занятиях по ведению

боевых действий в городских условиях

Система профессионально-должностной подготовки сержантского состава (на примере сухопутных войск США)

В период обучения на курсах сержанты изучают основы боевого применения отделения, методику управления подчиненными, порядок боевого и тылового обеспечения в ходе боевых действий, принимают участие в практических занятиях по специальности в составе отделения (расчета, экипажа), а также в полевых учениях. В случае успешного окончания курса выпускникам присваивается 3-я степень профессиональной квалификации, являющаяся необходимым условием для присвоения воинского звания штаб-сержанта.

Третьему уровню подготовки младшего командного звена соответствует курс углубленной подготовки сержантского состава. Отбор кандидатов для обучения по этому курсу осуществляется специальной комиссией министерств видов ВС с учетом потребностей в специалистах определенного профиля и квалификации. Продолжительность обучения также зависит от ВУС кандидатов и может составлять от двух до шести недель. Занятия на курсах планируются так, что большая часть времени (до 60 проц.) уделяется предметам боевой или специальной подготовки. Программа подготовки направлена на воспитание у курсантов высоких морально-психологических качеств, приобретение ими теоретических знаний и практических навыков, необходимых командиру взвода и его заместителю для организации повседневной деятельности подчиненного подразделения и управления личным составом во всех видах боевых действий. Успешное окончание курса является одним из обязательных условий для присвоения воинского звания сержанта 1 -го класса. Выпускникам присваивается 4-я степень профессиональной квалификации и предоставляется возможность быть выдвинутыми на должности командира взвода, его заместителя и им равные.

Четвертый уровень подготовки сержантов ВС США предусматривает обязательное окончание школы главных сержантов ВС США. В ходе занятий курсанты приобретают теоретические знания по всем аспектам штабной и командной деятельности сержантов ВС США. Особое внимание при этом уделяется тематике, посвященной работе с личным составом, его воспитанию и обучению, а также исполнению ими функциональных обязанностей на штабных должностях различного уровня (от штаба батальона и выше). Курс обучения может быть как очным, так и заочным.

Читайте также:  Служба в израильской армии, кого призывают и сколько служат

Продолжительность очного курса составляет до девяти месяцев. При этом в течение года проводится обучение двух наборов слушателей.

Право на заочное обучение (преимущественно для сержантского состава резервных компонентов) предоставляется специально отобранным кандидатам, а в исключительных случаях решением специальной комиссии министерства вида вооруженных сил. В данном случае срок обучения составляет два года. По окончании курса выпускникам присваивается воинское звание мастер-сержанта и 5-я степень профессиональной квалификации.

Подготовка сержантского состава резервных компонентов ВС США базируется на тех же методических и организационных принципах, что и соответствующая подготовка в регулярных войсках. Ее основой являются курсы начальной, основной, повышенной подготовки и подготовки старшего сержантского состава. Прохождение курсов подготовки сержантского состава национальной гвардии организовано в 53 школах, расположенных на территории всех штатов.

Данные по резервным компонентам свидетельствуют о том, что в настоящее время сержант является выпускником как минимум курса начальной подготовки, штаб-сержант-основной подготовки, сержант 1 -го класса и главный сержант – повышенной подготовки.

Курс начальной подготовки сержанты резервных компонентов проходят в школах сержантов, где проводится командная подготовка, а также изучается часть программы основной и повышенной подготовки, ориентированной на конкретные ВУС. Приоритет в этой области, как и в регулярных войсках, сохраняется за школами родов войск и служб.

Подготовка осуществляется в ходе одно- или двухнедельных сборов. В последнем случае он разбивается на два этапа. В течение первой недели проводятся аудиторные занятия, а второй – занятия в поле. Слушатели курсов, освоившие первую часть программы во время однонедельных сборов, проходят только второй этап обучения. Число сержантов, обучающихся на курсе, может составлять от 60 до 200 человек, учебная группа обычно не превышает десяти.

Обучение с использованием компьютерных средств (Графенвер, Германия)

Школа сержантов ВВС (АвБ Тиндалл, Флорида)

Основная подготовка рассчитана на командиров отделений, танковых экипажей и орудийных расчетов в звании сержант и штаб-сержант. Все курсы базовой подготовки ориентированы на военно-учетные специальности и в зависимости от этого имеют разную продолжительность. В период обучения на курсах слушатели принимают участие в практических занятиях по специальности в составе расчета, экипажа и им равных, а также в полевых учениях.

Повышенную подготовку проходят сержанты 1-го класса и взводные сержанты, планируемые для последующего назначения на должности командиров взводов. Программа курсов данного уровня тесно сопряжена с программой курсов основной подготовки офицерского состава, с тем чтобы обучаемые могли лучше понять свои место и роль в подразделении. На данном этапе центральное место в учебной программе отводится командной и тактической подготовке слушателей.

Подготовка старшего сержантского состава охватывает военнослужащих категорий Е-8 и Е-9. Основной акцент в программе обучения делается на подготовку слушателей к исполнению ими функций сержантов на уровне батальона, бригады и дивизии.

Подготовка военнослужащих сержантского состава резервных компонентов видов ВС проводится с учетом специфики каждого вида. Особенностью подготовки ВВС является, например, тот факт, что отработка командных навыков не интегрирована в единую программу каждого

этапа обучения, а осуществляется через сеть специальных курсов.

Во время службы в резерве, прежде всего в боеготовом, сержантский состав при необходимости проходит дальнейшее обучение или переподготовку с целью повышения уровня профессиональных и правовых знаний. Организация обучения имеет ряд особенностей, которые обусловливаются главным образом дефицитом времени и разнородностью обучаемого контингента.

В вооруженных силах США каждый выпускник сержантских школ по своим деловым и моральным качествам должен соответствовать должности, к назначению на которую он планируется.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Кадровая ситуация в вооруженных силах России

Начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин дал интервью «Известиям», в котором ответил на насущные вопросы, касающиеся кадровой сферы вооруженных сил страны: укомплектованности офицерским составом, подготовки офицеров, численности контрактников.

— Еще пару лет назад проблема нехватки офицеров в Вооруженных силах России стояла достаточно остро. Удалось ли ее решить?
— Хочу сразу сказать: острой проблемы с комплектованием офицерских должностей сейчас уже нет. Но, надо признать, определенные трудности были. Хотя набор курсантов в военные вузы не прекращался, их до недавнего времени не хватало, чтобы укомплектовать все первичные офицерские должности. Но уже в следующем, 2018 году в войска прибудет первый за последние пять лет полноценный выпуск лейтенантов.
В 2009–2012 годах в Вооруженных силах проводилось формирование так называемого «нового облика». Важное место в этой реформе занимала оптимизация офицерских должностей. Их численность стала меньше. Также отдельные должности офицерского состава были заменены должностями сержантов, старшин и даже стали гражданскими.
Поэтому значительно снизилась потребность в подготовке офицерских кадров. Уменьшилось и количество курсантов в вузах. По ряду специальностей, по которым воинские должности не предусматривались, подготовка вообще была прекращена. Поэтому до недавнего времени у нас и был определенный кадровый голод.
Но сегодня при малочисленности выпусков из военно-учебных заведений мы задействовали дополнительные источники комплектования офицерскими кадрами. Они позволили привлечь нам в Вооруженные силы более 7 тыс. офицеров. В частности, речь идет о приеме на военную службу по контракту кадровых офицеров, находящихся в запасе. Все они имеют такую же военную подготовку, такие же права и социальные гарантии, как и другие офицеры, проходящие военную службу по контракту. А их карьера полностью зависит от успехов по службе и последующего повышения уровня образования и военной подготовки.
Также нами были найдены неординарные и одновременно эффективные подходы к поддержанию укомплектованности ряда других офицерских должностей. Так, в 2016 году впервые проведена подготовка летчиков из офицеров инженерно-технического состава с высшим образованием. Это люди, окончившие профильные военные вузы, досконально знающие устройство самолета и принципы действия его механизмов. Их профессиональная переподготовка заняла полтора года.
В прошлом году в войска пришел первый выпуск новоиспеченных летчиков. Сегодня обучение проходят еще 50 таких военнослужащих. По линии командования ВВС их летная карьера, я считаю, спланирована неплохо.
Еще одна новация — подготовка на краткосрочных курсах военных академий и училищ офицеров — командиров взводов из числа солдат и сержантов по контракту, имеющих высшее образование. В целом все источники комплектования позволили нам в 2016 году принять на военную службу более 11 тыс. офицеров. Полагаем, что все они останутся на службе до начала полноценных выпусков из наших вузов в 2018 году.

— Многие ли увольняются из Вооруженных сил?
— Не менее важная задача в вопросе поддержания укомплектованности — это сохранение опытных, мотивированных на военную службу офицерских кадров. Эта работа в прошлом году дала положительный эффект. За год количество досрочно уволенных офицеров удалось ощутимо снизить — почти в два раза.
Избегать досрочного увольнения помогает персональный подход, индивидуальная работа с каждым увольняемым офицером. Командирам нужно обратить внимание на быт и заботы подчиненных, принять все меры, чтобы не терять настоящее и будущее Вооруженных сил.
Еще одна очень важная задача — сохранение молодых офицеров и особенно выпускников вузов. Работа по планированию их встречи начинается уже сегодня. Мы синхронизируем работу командиров, кадровых, жилищных, финансовых органов и других заинтересованных структур. Она включает стажировку по месту будущей службы, решение вопросов обеспечения жильем, трудоустройства членов семей, постановку на все виды довольствия, оказание помощи в служебной и профессиональной адаптации.
В следующем году кроме традиционных выпусков в июне и в июле, в ряде вузов Сухопутных войск первые выпуски пройдут уже в марте, а также в декабре. Зимние и весенние выпуски будут для выпускников командных специальностей, переведенных на четырехгодичные программы подготовки. Это офицеры мотострелковых, танковых войск и ряда других специальностей Сухопутных войск.

— До недавнего времени будущие офицеры обучались пять лет. Как теперь будет организовано четырехлетнее обучение?
— Да, действительно, до недавнего времени в Минобороны России срок обучения для всех специальностей составлял пять лет. Но сейчас по отдельным специальностям командного профиля Сухопутных войск срок освоения основных образовательных программ стал четыре года. При этом ни объем, ни содержание, ни уровень получаемого образования не изменяются.
Наименование гражданской специальности по четырехгодичной программе обучения соответствует профилю образовательной программы «Управление персоналом». Без ложной скромности могу сказать, что мы взяли хорошие темпы набора курсантов в вузы. Это важнейшая задача перспективного комплектования войск офицерами.
В текущем году вузы будут укомплектованы переменным составом полностью. При этом будет учтена необходимость комплектования и новых соединений, и войск, подлежащих перевооружению на современную технику.
Сейчас для подготовки будущих офицеров мы активно внедряем новые формы обучения. В частности, с 1 сентября прошлого года подготовка слушателей и курсантов военно-учебных заведений переведена на обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.

— Российское образование перешло на болонскую систему. А как этот процесс идет в военных вузах?
— Хочу подчеркнуть, что в вузах Минобороны реализуются те же стандарты высшего образования, что и в гражданских. В военно-учебных заведениях подготовка по программам бакалавриата не осуществляется. По программам специалитета обучаем будущих офицеров тактического звена. Курс магистратуры рассчитан на выпуск специалистов оперативно-тактического в военных академиях, а также в академии Генерального штаба — оперативно-стратегического уровня.
В военных училищах курсанты осваивают программу специалитета. Такие выпускники занимают младшие офицерские должности — командира взвода, батареи, а также ротного или батальонного звена. Для дальнейшего продвижения по службе необходимо освоить программу магистратуры в профильной академии. Это уже открывает дорогу к должности командира полка или бригады, заместителя командира дивизии. Для назначения на высшие офицерские должности требуется освоить программу магистратуры Военной академии Генштаба.

— Разговоры о переходе Российской армии на контрактный способ комплектования идут уже давно. Какая сейчас ситуация?
— Сразу хочу отметить, что наращивание численности военнослужащих-контрактников, а также прапорщиков и мичманов — это важнейшая государственная задача. Она определена программным майским указом президента Российской Федерации № 604 от 2012 года.
Плановые показатели отбора и приема граждан на военную службу по контракту в 2016 году выполнены на 100%. Установленный параметр укомплектованности Вооруженных сил военнослужащими по контракту достигнут. Это позволило укомплектовать почти 384 тыс. должностей.
На 100% укомплектованы контрактниками должности сержантского состава. Большинство направленных для прохождения военной службы по контракту — до 30 лет, у них высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости. Сегодня на должностях рядового и сержантского состава 67% военнослужащих имеют профессиональное образование (высшее или среднее профессиональное).
Количество принятых на военную службу по контракту граждан с высшим образованием ежегодно растет. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось на 2%.
Для привлечения и работы с кандидатами сегодня по всей стране действуют 83 пункта отбора на военную службу по контракту. Два из них (в Кандалакше Мурманской области и в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил «Патриот») открыты в 2016 году.

Ссылка на основную публикацию