Какая материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
“О материальной ответственности военнослужащих”

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

12 июля 1999 года

Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым – фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Комментарий к статье 5

1. Данная статья предусматривает пять случаев причинения ущерба воинской части, за которые наступает полная материальная ответственность военнослужащих. В этих случаях военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.
Анализ случаев полной материальной ответственности военнослужащих показывает, что таковая наступает прежде всего тогда, когда меры, предпринимаемые командованием по сохранению военного имущества, оказываются нейтрализованными противоправным поведением самого военнослужащего (умышленное причинение реального ущерба имуществу воинской части, преступная небрежность или легкомыслие, частичная утрата контроля за своим поведением под действием алкоголя, наркотических или токсических веществ). Кроме того, полная материальная ответственность наступает в том случае, когда ущерб причинен военнослужащим имуществу воинской части, переданному ему в особом порядке (под отчет).
2. На практике встречаются случаи, когда локальными нормативными актами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации устанавливается кратная ответственность военнослужащих за причинение ими материального ущерба имуществу воинских частей. Такая ответственность предусматривается за утрату военнослужащими книг, полученных во временное пользование в библиотеках этих воинских частей. В этом случае свои действия должностные лица воинских частей обосновывают положением ст. 9 Федерального закона “О библиотечном деле” от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3, в соответствии с которым пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. На основании данной нормы воинские части разрабатывают и вводят в действие положения о библиотеках, входящих в их структуру, в которых предусматривается взыскание с военнослужащего, утратившего библиотечные книги, их стоимости до 5-кратного размера.
Представляется, что такая практика не основана на законе, так как вопросы материальной ответственности военнослужащих, в том числе установление размеров взыскания причиненного ущерба, в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” регулируются нормами комментируемого Закона. Последний же, в свою очередь, содержит исчерпывающий перечень условий материальной ответственности, а также размеров полагающегося возмещения и не предусматривает возможности дополнения его локальными актами воинских частей.
Что же касается нормы Федерального закона “О библиотечном деле”, допускающей установление размера возмещения ущерба, причиненного пользователями библиотек, положениями об этих библиотеках, то данное законоположение необходимо рассматривать в рамках гражданского правоотношения безвозмездного пользования. В данном смысле названная норма Закона позволяет сформировать некоторые условия оферты (предложения) на заключение договора пользования книгами, периодическими изданиями и т.п. Вместе с тем отношения между воинской частью и военнослужащими, возникающие по поводу пользования последними библиотечными книгами части, нельзя считать гражданско-правовыми, так как, во-первых, право военнослужащих на бесплатное пользование услугами библиотек в расположении воинских частей, предусмотренное п. 8 ст. 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, является неотъемлемой частью этого статуса; во-вторых, пользование книгами таких библиотек часто становится необходимым условием исполнения военнослужащими своих служебных обязанностей (например, во время обучения в военно-учебных заведениях).
3. Норма абзаца второго комментируемой статьи направлена на особую защиту имущественных интересов воинских частей при обороте их имущества в специальном режиме – в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.
К сожалению, действующее военное законодательство (в том числе и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит определения понятия “имущество, переданное под отчет”.
Прямое указание о подотчетности передаваемого военнослужащим имущества воинской части при организации его оборота содержится только в Положении о финансовом хозяйстве воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота (введено в действие Приказом министра обороны СССР от 30 марта 1973 г. N 80). Так, ст. 162 Положения предусматривает выдачу военнослужащим под отчет денежных сумм для следующих целей:
– на расходы при служебных командировках;
– на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд;
– на хозяйственные и другие расходы командирам подразделений, расквартированных отдельно от воинской части;
– на разовые покупки материальных ценностей;
– на текущие хозяйственные, почтово-телеграфные и прочие расходы.
Выдача денежных сумм под отчет производится по письменному заявлению с разрешения должностных лиц, ведающих соответствующими денежными суммами (ст. 165 Положения).
Отчет об использовании указанных сумм должен быть представлен в следующие сроки:
– для сумм, выданных на командировочные расходы, на расходы при сопровождении воинских эшелонов или команд, на разовые закупки материальных ценностей, – не позднее трех дней со дня возвращения из командировки;
– для сумм, выданных на хозяйственные и другие расходы подразделений, расквартированных отдельно от воинской части, – не позднее месяца со дня получения подотчетной суммы.
С формальной точки зрения передача военнослужащему имущества воинской части, когда военное законодательство прямо не указывает на это как на “передачу под отчет”, не может служить основанием для возложения на такого военнослужащего ответственности по правилам комментируемого абзаца в случае причинения ущерба этому имуществу.
Вместе с тем необходимо проанализировать и другие подходы к определению возможностей применения данной нормы.
Передачу военнослужащим имущества воинской части под отчет, в зависимости от степени подробности применяемых при этом критериев, можно рассматривать в широком и узком смысле.
Передача имущества военнослужащему под отчет в широком смысле определяется путем формального анализа содержания комментируемой нормы. Такой анализ позволяет выделить следующие критерии:
– во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами по учету материальных и денежных средств;
– во-вторых, из комментируемой нормы вытекает, что определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т.е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.);
– в-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении данной обязанности на другое лицо и т.п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача.
Перечисленные критерии носят формальный характер и позволяют отнести к передаче имущества под отчет весьма широкий круг случаев. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР (утверждено Приказом министра обороны СССР 1979 г. N 260) любые операции, связанные с движением материальных средств, подлежат оформлению соответствующими оправдательными документами. Это позволяет обеспечить на любом этапе такого движения наличие военнослужащего, ответственного за сохранность имущества воинской части.
Применение на практике данной совокупности критериев для определения круга случаев передачи имущества под отчет допускает неравное положение военнослужащих при равных условиях, что противоречит принципу справедливости. Например, при повреждении по неосторожности имущества воинской части военнослужащим, за которым данное имущество не закреплено, он подлежит привлечению к материальной ответственности в ограниченном размере. Если те же действия совершил военнослужащий, в отношении которого соблюдены упомянутые формальности, на него распространяется полная материальная ответственность.
В связи с изложенным представляется, что наличия одних только формальных признаков недостаточно для возложения на военнослужащего полной материальной ответственности. Помимо перечисленного, необходимо также обеспечить военнослужащему практическую возможность сохранить вверенное ему имущество. Создавать такую возможность, по мнению автора, должны: обеспечение исключительности доступа военнослужащего к закрепленному за ним имуществу, а также наличие соответствующих технических и организационных условий для его сохранения. Использование этих условий в качестве критериев наравне с критериями формального характера позволяет определить случаи передачи имущества под отчет в узком смысле.
Как было показано, попытка логического анализа комментируемой нормы не дает однозначного определения понятия имущества, переданного под отчет. По этой причине на практике можно применять данную норму только в тех случаях, когда в нормативных правовых актах Российской Федерации имеется прямое указание на передачу военнослужащему имущества воинской части именно как передачу под отчет.
4. В соответствии с абзацем третьим комментируемой статьи военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
К признакам состава преступления относятся, во-первых, общественная опасность этого деяния, т.е. причинение или угроза причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние, т.е. психическое отношение его к своему противоправному общественно опасному действию (бездействию) и к последствиям такого поведения.
Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному в абзаце третьем комментируемой статьи, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ) и др.
Для реализации комментируемой нормы не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, присвоенное воинское звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), характер возложенных на него служебных обязанностей.
Комментируемым абзацем подразумевается, что преступление, совершенное военнослужащим (различные виды хищения (кража, присвоение или растрата и пр.), уничтожение или повреждение военного имущества умышленно или по неосторожности, утрата военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность, нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, нарушение правил пожарной безопасности, правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, и т.д.), должно повлечь за собой реальный ущерб воинской части.
Полная материальная ответственность по предусмотренному основанию не может быть возложена на военнослужащего, если его действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого-либо преступления, но в силу малозначительности не представляется общественно опасным и поэтому таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
5. Согласно норме, сформулированной в абзаце четвертом комментируемой статьи, военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др.
При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признано не имеющим общественной опасности, а следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу комментируемой статьи.
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество – оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями

Читайте также:  Что регламентирует устав внутренней службы ВС РФ

Материальная ответственность военнослужащих

“Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2016, N 8

В статье проанализирован порядок наступления материальной ответственности военнослужащих при исполнении ими обязанностей, касающихся военной службы.

Условия наступления и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок его возмещения регулируются нормами Федерального закона N 161-ФЗ .

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”.

Далее рассмотрим вопросы, которые могут возникать на практике у финансовых служб.

Когда наступает материальная ответственность?

Как определено ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный ими реальный ущерб. Под ним подразумеваются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые понесла либо должна понести воинская часть для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Обратите внимание! Срок, в течение которого военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности, составляет три года со дня обнаружения ущерба (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 N 8).

В соответствующих случаях – вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам.

Возмещение ущерба, нанесенного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.

При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ , не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы (п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 N 8).

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Когда материальная ответственность не наступает?

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ материальная ответственность не применяется к военнослужащему за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Под правомерными действиями, оправданным риском понимаются действия в состоянии крайней необходимости, иными словами, действия для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 1067 ГК РФ).

Какие виды материальной ответственности предусмотрены Федеральным законом N 161-ФЗ?

В Федеральном законе N 161-ФЗ выделено два вида материальной ответственности: полная и ограниченная.

Полная материальная ответственность наступает в случаях, когда ущерб причинен (ст. 5 Федерального закона N 161-ФЗ):

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Ограниченная материальная ответственность наступает в случаях, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ. Так, за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда данным Законом и другими нормативными правовыми актами РФ для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба. При этом установлено ограничение – не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

Командиры воинских частей, виновные в незаконном увольнении, переводе военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконных действий, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Как определить размер причиненного ущерба?

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 161-ФЗ размер ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами РФ, – в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами. При этом в п. 2 данной статьи отмечено, что размер ущерба рассчитывается с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

При незаконном назначении военнослужащего или лица гражданского персонала на должность, не предусмотренную штатным расписанием воинской части, размер ущерба равняется размеру выплаченного данному лицу денежного довольствия или выплаченной заработной платы. В случае если произошло незаконное назначение на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), сумма ущерба исчисляется как разница между выплаченным денежным довольствием (заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

Обратите внимание! Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности (п. 5 ст. 6 Федерального закона N 161-ФЗ).

При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Каков порядок проведения расследования при обнаружении ущерба?

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

Если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

Обращаем внимание, что административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Каков порядок возмещения ущерба?

Порядок возмещения ущерба военнослужащим прописан в ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ. В силу п. 1 данной статьи возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Если размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, то данный вопрос выносится на рассмотрение суда по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Приказ о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

Далее необходимо отметить, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

Обратите внимание! Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира воинской части (решением суда) размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится воинская часть, согласно решению командира в пределах предоставленных ему прав. Данная норма установлена п. 8 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ.

Каким образом производятся удержания сумм причиненного ущерба?

Удержания в целях возмещения ущерба производятся в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ:

  • для возмещения причиненного военнослужащим ущерба – в размере 20% месячного денежного довольствия;
  • для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), – в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.

Обратите внимание! Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие удержания, предусмотренные законодательством РФ, то их общий размер не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.

Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ). Напомним, что очередность взыскания установлена ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Как отражаются операции, связанные с возмещением ущерба?

Расчеты по причиненному имуществу казенного учреждения ущербу, подлежащему возмещению военнослужащими, признанными виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, осуществляются с использованием счета 0 209 00 000 “Расчеты по ущербу и иным доходам” (п. 220 Инструкции N 157н ). Порядок отражения данных операций определен в п. 86 Инструкции N 162н , Письме Минфина России N 02-02-04/67438, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014.

Читайте также:  Через сколько дней после призыва принимается присяга

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Далее предлагаем рассмотреть практические примеры отражения операций, связанных с возмещением ущерба, нанесенного имуществу воинских частей.

Пример 1. В июле 2016 г. на складе воинской части обнаружена недостача строительных материалов на сумму 4653 руб. На основании приказа командира воинской части взыскание ущерба в виде выявленной недостачи осуществляется по фактическим потерям и исходя из данных учета имущества воинской части на день обнаружения ущерба.

Ущерб возмещен посредством удержания из денежного довольствия военнослужащего. Учреждение является получателем бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

Воинская часть при проведении инвентаризации имущества руководствуется нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365.

Результаты инвентаризации оформляются документами, установленными Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 139, в частности инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). На основании указанной ведомости оформляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н сделаны следующие записи:

Отражена сумма недостачи по текущей восстановительной стоимости

О ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

Собственность, принадлежащая армии, относится к государственному имуществу и охраняется соответствующими нормативными актами, предусматривающими возмещение нанесенного вреда. В предлагаемом материале рассматриваются основные положения Федерального закона №161-ФЗ, принятого в июле 1999 года и учитывающего вопросы материальной ответственности военнослужащих.

Скачать необходимые документы

Основные моменты, указанные в ФЗ, определяющем материальную ответственность военнослужащих

Говоря о ФЗ, определяющем основные положения о материальной ответственности военнослужащих, необходимо отметить, что данный норматив включает статьи с описанием следующих вопросов:

  • какие моменты регулируются настоящим законодательным актом;
  • использующихся терминов и определений;
  • на каких условиях военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в случае причинения ущерба;
  • видов материальной ответственности;
  • особенностей определения суммы понесенных убытков и способов их компенсации.

В заключение норматива, он приводится в соответствие с другими законодательными актами. Также определяется порядок принятия закона.

Какие вопросы регулируются Федеральным законом, и сфера его применения

Данный законопроект определяет, на каких условиях и в каком размере подлежит возмещению военнослужащими и лицами, участвующими в армейских сборах, убытки собственности, состоящей на балансе военных частей, порядок оценки ущерба. Также рассматривается, как будут возмещаться понесенные убытки.

Норматив применяется в отношении солдат и военных других званий, служащих в результате призыва или по контракту в Вооруженных силах или других воинских формированиях.

При каких условиях наступает МО

Важно понимать, какие условия определяют требования к материальной ответственности и устанавливают порядок возмещения нанесенного вреда. Эти положения четко изложены в законе о материальной ответственности военнослужащих.

Как определить степень причиненного военнослужащими вреда

Сумма убытков устанавливается, в зависимости от стоимости поврежденной собственности, исходя из расценок, действующих в регионе расположения воинского подразделения. Если часть находится на территории другого государства, применяются цены данной страны. Расчет ведется, исходя из даты нанесения убытков.

При подсчете размера ущерба необходимо учитывать степень изношенности собственности в соответствии с действующими нормами на момент данного события. Но итоговая сумма не может быть меньше цены указанной собственности, сданной в утиль.

Если военный или гражданский специалист, служащий в армии, назначен на должность, не предусмотренную штатом подразделения и в нарушение законодательства, сумма убытков состоит в полученной материально-ответственным лицом заработной плате. Если же в такой ситуации лицу выплачивается больше, чем положено на месте, фактически им занимаемом, возмещению подлежит разница между указанными суммами материального довольствия.

Если лицо пострадало в результате агрессии со стороны другого военного, возмещаться должны расходы на лечение пострадавшего в медицинских учреждениях.

Величина заработка и надбавок к нему устанавливается на момент выхода распорядительного документа начальника воинского подразделения о взыскании ущерба или соответствующего судебного постановления.

Однако в некоторых случаях военный не подлежит привлечению к материальной ответственности. Это распространяется на ситуации, связанные со следующими обстоятельствами:

  • если действия военнослужащего осуществлялись в рамках прямого приказа вышестоящих руководителей;
  • в случае причинения вреда в результате форс-мажорных обстоятельств – наводнений, пожаров, горных обвалов, военных действий и других аналогичных происшествий;
  • если служебный риск был оправдан в разумных пределах.

В случае применения одного из перечисленных положений компенсация нанесения материального ущерба не подлежит удержанию с виновного.

Как проводится административное расследование при выявлении ущерба

Чтобы определить сумму понесенных убытков, установить, чем вызвано нанесение вреда, руководителем воинского подразделения должно инициироваться административное расследование данных обстоятельств. Законодательство предусматривает месячный срок с момента указанного события, в течение которого расследование необходимо завершить. Вышестоящее руководство имеет полномочия продления срока проведения следственных мероприятий на аналогичный период, но это – предельное время, выделенное на работу комиссии.

По итогам расследования необходимо достоверно установить следующие обстоятельства:

  • в чем выражается нанесение материального ущерба, как он оценивается в денежном выражении;
  • что привело к образованию данного убытка – действия или бездействие, вызвавшее порчу или расхищение собственности;
  • перечень государственных норм и правил, нарушенных виновным;
  • форму причинения вреда;
  • в какой степени виноват нарушитель;
  • исполнял ли военнослужащий должностные обязанности при выявлении факта ущерба;
  • что способствовало совершению правонарушения.

Проведение расследования не относится к обязательным условиям, если все обстоятельства причинения вреда, включая сумму убытков, определены постановлением судебной инстанции, ревизией, аудитом, следственными мероприятиями или дознанием. Одновременно назначается должностное лицо, ответственное за письменное оформление результатов расследования.

Порядок возмещения вреда военными

Если сумма, подлежащая возмещению, не превышает размеров заработной платы виновного, включая положенные надбавки, вопрос находится в сфере ответственности командира подразделения, своим приказом назначающего удержание убытков из средств, выделяемых на содержание военнослужащего.

В случае необходимости возмещения ущерба руководителем части, распорядительный документ издается вышестоящим должностным лицом по отношению к начальнику виновного.

Дата выхода приказа должна быть не позднее истечения четырнадцати дней после официального установления обстоятельств нанесения ущерба проведенным расследованием или официальными документами судебной инстанции, либо других органов. В течение недели с распорядительным документом должен быть ознакомлен нарушитель (лично расписавшись в документе), и произведено возмещение вреда.

Для воинских частей, размещенных в других странах, расчет ведется в денежных единицах данного государства. Если это не представляется возможным, валюта пересчитывается в российский рубль, исходя из курса Центробанка РФ на дату выявления нанесения вреда.

Предусмотрена возможность обжалования изданного приказа вышестоящим руководством или в судебном порядке. Позитивный результат обжалования не отменяет необходимости удержания назначенной суммы убытков, но она впоследствии возвращается незаслуженно наказанному.

Вне зависимости от размера возмещенных убытков, виновный привлекается к различным видам ответственности, предусмотренных законодательством за пренебрежение должностными обязанностями, вызвавшими нанесение ущерба. Материальная ответственность не исключает положений, по которым военные привлекаются к другим видам воздействия в рамках уголовного, административного законодательства и прочих нормативов.

Необходимо учесть, что величина временного периода, в течение которого сохраняется срок давности применительно к материальной ответственности военнослужащих, составляет трехлетний период с момента нанесения вреда.

В случае окончания срока службы военного, возмещение ущерба исполняется в рамках судебного исполнительного производства.

Военному разрешается вернуть деньги за нанесенный вред в добровольном порядке.

Денежные удержания, назначенные судом, осуществляются согласно изданному судебной инстанцией исполнительному листу.

При наличии разницы между стоимостью ущерба и суммой, указанной в приказном документе начальника воинского подразделения или постановлении судебной инстанции, она включается в государственные бюджетные средства, выделенные властной структуре, которой подчиняется данное армейское формирование, по решению руководителя в сфере его полномочий.

Особенности привлечения военнослужащих к материальной ответственности

Процедура возмещения нанесенного вреда зависит от вида материальной ответственности военного.

Необходимость удержания суммы нанесенного вреда определяется следующими обстоятельствами:

  • государство получило реальные убытки в связи с порчей, расхищением собственности, неправомерными выплатами;
  • наличием доказательств, подтверждающих, что вред вызван неправомерными действиями или нарушением служебных обязанностей конкретного военнослужащего;
  • присутствием в действиях виновного признаков нарушения законодательных актов и других документов, регламентирующих его должностные функции; вина может совершаться умышленно или в связи с неосторожностью, должны присутствовать аргументированные доказательства, подтверждающие виновность лица;
  • ущерб нанесен во время исполнения служебного долга, что особенно важно для начальников подразделений.

Ниже – о порядке удержания ущерба, который производится в зависимости от степени материальной ответственности лица.

Назначение полной ответственности

Убытки подлежат возмещению в полном размере в следующих ситуациях:

  • при повреждении подотчетной собственности, полученной для транспортировки, использования, раздачи и прочих надобностей;
  • в случае преступления или преступного бездействия, квалифицированного решением судебной инстанции;
  • если собственность похищена, уничтожена, повреждена, испорчена, незаконно израсходована, вне зависимости от наличия преступных признаков, соответствующих нормам уголовного законодательства;
  • при умышленном нанесении физического вреда другим лицам, повлекшим лечение в медицинских учреждениях;
  • если неправомерные действия осуществлялись в нетрезвом виде.

Стоимость поврежденной техники или другой военной собственности определяется соответствующими службами, имеющими полномочия по оценке данного имущества.

Случаи ограниченной ответственности

Но полная материальная ответственность назначается далеко не всегда. В некоторых ситуациях допускается назначение ограниченной ответственности. Это предусмотрено для следующих случаев:

  • для контрактников, участников армейских сборов или работающих в армии гражданских специалистов, при нанесении вреда предусмотрена возможность удержания в размере не более одного заработка с надбавками; для призывников – не более двух; но это не относится к случаям, описываемым отдельно настоящим законом или другими нормативами;
  • контрактникам, при нанесенном вреде, повлекшем уплату штрафных санкций за превышенное время простоя средств перевозки грузов, необоснованное указание завышенных показателей при выполнении работ, ошибки при формировании платежных поручений, удерживаемая сумма ограничивается двумя заработками, включая предусмотренные надбавки;
  • в случае нарушения руководителями подразделений должностных обязанностей в сфере хозяйственной деятельности, недобросовестности, повлекшей расхищение или повреждение имущества, чрезмерно выплаченные размеры материального содержания, наказываются удержанием месячного оклада;
  • три оклада с надбавками по выслуге взыскиваются с руководителей частей, допустивших неправомерный перевод или назначение подчиненного персонала на должность с выплатой средств в сумме, превышающей предусмотренную штатным распорядком.

В перечисленных ситуациях нанесенный вред компенсируется не в полном размере, а в границах указанного количества заработков, в зависимости от характера правонарушения.

Как обжаловать приказ о возмещении убытков

Необходимо учесть, что в некоторых случаях удержанная сумма может быть оспорена в порядке, предусмотренном законом.

На каких условиях сумма ущерба, подлежащего возмещению, может быть уменьшена

Подобное решение принимается вышестоящим должностным лицом или постановлением судебной инстанции. При рассмотрении вопроса детально учитываются сопутствующие обстоятельства дела, принимаются во внимание смягчающие и оправдывающие виновного моменты. Однако уменьшение суммы, подлежащей удержанию, не предусмотрено при возмещении расходов на лечение в результате нанесения физического вреда умышленными действиями одного лица в отношении другого.

Образец договора о материальной ответственности военнослужащего

Если военный назначается на должность, предполагающую получение доступа к ресурсам, администрация подразделения заключает с ним договор, определяющий материальную ответственность за нанесение вреда, вызвавшего утерю или порчу порученной собственности.

Оформляется два экземпляра данного документа – по одному для каждой из сторон. В условиях договора должна четко определяться дата, после наступления которой устанавливается материальная ответственность.

Договор материальной ответственности военнослужащего предусматривает полную конфиденциальность изложенных в нем положений и соответствие требованиям законодательства. Примерный образец документа ниже:

Приказ о привлечении к мат. ответственности военнослужащего

Особенности издания приказа также определяются данным Федеральным законом. После того, как вина установлена результатами проведенного расследования, постановлением судебного органа или решением другой правомерной инстанции, приказ должен издаваться руководителем подразделения в течение четырнадцати дней. Выполнение удержания средств в счет возмещения убытков производится в семидневный срок, при условии ознакомления виновного с приказом под роспись. Образец приказа ниже:

Как следует из изложенного, назначение материальной ответственности предусматривает частичное или полное возмещение убытков, нанесенных военнослужащими собственности воинского подразделения, с учетом соблюдения требований указанного законодательного акта и других государственных нормативов.

Материальная ответственность военнослужащих

Гражданам, проходящим военную службу, рекомендуется изучить Федеральный закон РФ 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» ( далее – Закон № 161-ФЗ). Именно он регулирует все вопросы, связанные с компенсацией военнослужащим причиненного ущерба в самых разных ситуациях. Разберемся в этих вопросах более детально.

Понятие материальной ответственности военнослужащего

Согласно Закону № 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность, но только в определенных случаях. В частности, ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что для них предусматривается компенсация только реального ущерба, причиненного по их вине.

Ущерб, причиненный военнослужащим вследствие исполнения приказа командира (начальника), не может быть основанием для привлечения исполнившего приказ к материальной ответственности. То же правило распространяется на ущерб, причиненный в результате оправданного служебного риска, а также обстоятельств непреодолимой силы.

Закон № 161-ФЗ регулирует вопросы компенсации материального ущерба, причиненного военнослужащими при исполнении своих обязанностей. Если при причинении ущерба военнослужащий находился в отпуске или другом месте, т.е. не исполнял свои прямые обязанности, он будет нести гражданско-правовую ответственность за ущерб.

Читайте также:  Генеральный штаб вооруженных сил Российской Федерации

Виды материальной ответственности военнослужащих

В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Закона № 161-ФЗ, материальная ответственность военнослужащего может быть:

Обстоятельства для наступления полной материальной ответственности должны быть следующими (должно присутствовать хотя бы одно из перечисленных обстоятельств):

  • имущество было передано военнослужащему под отчет для перевозки, хранения, выдачи, пользования либо иных целей, но в результате было повреждено;
  • повреждение либо уничтожение имущества было умышленным (включая хищение, незаконное расходование или использование);
  • имущество было повреждено либо уничтожено в результате действий (бездействия) военнослужащего, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления (в этом случае предусмотрена уголовная и материальная ответственность военнослужащих);
  • ущерб был нанесен военнослужащим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (добровольно);
  • ущерб был нанесен лицам в результате умышленных действий военнослужащего, которые повлекли затраты на лечение пострадавших военнослужащих в медицинских организациях.

Материальный ущерб подлежит возмещению вне зависимости от того, будет ли военнослужащий привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия, которые повлекли такой ущерб.

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо имуществу, которое не было передано под отчет, военнослужащий несет ограниченную материальную ответственность.

На практике очень часто военнослужащих пытаются привлечь к полной материальной ответственности в нарушение положений Закона № 161-ФЗ. Особенно распространена данная практика в отношении военнослужащих по призыву.

Данные правила возмещения касаются материального ущерба, причиненного как непосредственно воинской части, так и третьим лицам. Во втором случае воинская часть имеет право регресса, т.е. при самостоятельной компенсации ущерба третьим лицам может подать в суд исковое заявление о взыскании суммы компенсации с виновного в причинении ущерба военнослужащего.

Законодательное регулирование материальной ответственности военнослужащих

В случае ограниченной материальной ответственности важно понимать, что размер компенсации будет разным для военнослужащих по призыву и по контракту. Так, в п. 1 ст. 4 Закона № 161-ФЗ установлено, что:

  • ограниченная материальная ответственность военнослужащих по контракту равна размеру причиненного им ущерба, однако не может быть более одного оклада месячного денежного довольствия и одной месячной надбавки за выслугу лет (в среднем, максимальный размер такой компенсации будет составлять порядка 50-60 тыс. рублей, в зависимости от величины оклада и надбавок);
  • для военнослужащих по призыву максимальный размер компенсации не может превышать двух окладов месячного содержания.

Требование материальной компенсации в случае повреждения или утраты предметов вещевого имущества личного пользования (военной формы и т.п.) с военнослужащих по призыву является незаконным. При этом не важно, произошла ли такая утрата или повреждение по вине военнослужащего или нет.

Согласно п. 30 Постановления № 390 от 22.06.2006 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» в случае, если утрата или повреждение полученных предметов вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать точно такие же новые предметы. Если же утрата или повреждение произошли по вине военнослужащего, то ему выдаются не новые предметы вещевого имущества, а просто годные к носке. Какие-либо сборы денег с военнослужащих по призыву на закупку формы являются вымогательством, которое согласно ст. 163 Уголовного кодекса РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет.

Определение размера ущерба

Для того, чтобы определить размер ущерба, командир воинской части вправе назначить административное расследование. Это требование установлено ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

При определении размера ущерба принимаются во внимание фактические потери, а расчет осуществляется на основании цен, которые действуют в день обнаружения ущерба в данном территориальном субъекте.

Цены на военную технику, боеприпасы, вооружение определяются уполномоченными на то органами государственной власти.

Степень износа имущества принимается во внимание, однако размер компенсации не может быть ниже, чем стоимость утиля (лома) данного имущества. Если материальный ущерб был причинен сразу несколькими военнослужащими, то при определении размера компенсации во внимание принимается степень вины каждого из них.

Порядок возмещения ущерба военнослужащими

В случае ограниченной материальной ответственности возмещение ущерба производится по приказу командира воинской части, который удерживает требуемую сумму из денежного довольствия военнослужащего. Такой приказ издается в течение двух недель после завершения административного расследования по делу (или расследования о дисциплинарном проступке военнослужащего).

В случае полной материальной ответственности, когда размер ущерба превышает один месячный оклад и одну месячную надбавку по выслуге лет, привлечение к возмещению ущерба осуществляется через суд. Иск может быть подан командиром части.

В случае несогласия с приказом командира о возмещении ущерба, военнослужащий может воспользоваться правом на обжалование такого приказа вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке.

После вынесения решения судом из денежного довольствия военнослужащего будет удерживаться определенный размер суммы согласно исполнительному листу, но согласно ст. 12 Закона № 161-ФЗ не более 50% ежемесячного довольствия. При этом у военнослужащего есть право добровольно компенсировать причиненный ущерб (полностью либо частично).

Если военнослужащий уволился, не возместив причиненный ущерб, к нему также будут применяться правила исполнительного производства по взысканию задолженности.

Таким образом, вопрос материальной ответственности военнослужащих достаточно детально изложен в законодательстве Российской Федерации. Однако в процессе привлечения к ответственности и возмещения ущерба могут возникнуть некоторые нюансы, с которыми трудно разобраться самостоятельно. Особенно это касается ситуации с возмещением ущерба в полном объеме, когда сумма ущерба превышает один оклад месячного довольствия. В этом случае в процессе разбирательства в суде важен учет множества деталей, которые могут повлиять на результат. Вот почему при привлечении к материальной ответственности лучше сразу обратиться к опытным юристам, которые детально проанализируют ситуацию и найдут оптимальное решение проблемы. Просто заполните форму обратной связи или позвоните по указанным на сайте телефонам, и наши специалисты окажут вам всестороннюю правовую помощь.

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Ссылка на основную публикацию