Как налажено материально-техническое обеспечение ВС РФ

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности с целью поддержания войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Руководство общими видами обеспечения возложено на центральные органы военного управления, подчиненные заместителю Министра обороны Российской Федерации генералу армии Булгакову Д.В.

Булгаков Дмитрий Витальевич

Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии

Если у Вас возник вопрос, связанный с деятельностью системы МТО ВС РФ, напишите обращение в электронной приемной, и в кратчайший срок Вы получите исчерпывающий ответ квалифицированного специалиста по указанному Вами адресу.

К сфере деятельности служб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации относятся следующие вопросы:

  • обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением и военной техникой для выполнения задач военнослужащими по защите Отечества;
  • заправка военной техники горючим;
  • как одет, обут и накормлен военнослужащий, как организован его быт;
  • какие материальные средства (форма одежды, экипировка, предметы быта и т.д.) выдаются в пользование военнослужащим и в соответствии с какими нормативами;
  • помывка военнослужащих, смена, стирка и ремонт белья в стационарных и полевых условиях;
  • ремонт и восстановление автомобильных и железнодорожных подъездных путей необщего пользования к объектам Министерства обороны Российской Федерации;
  • организация перевозок воинских грузов, а также проезда военнослужащих по личным обстоятельствам и по служебной деятельности, в том числе в период проведения призывных компаний;
  • прием, хранение, учет и выдача материальных средств со складов;
  • организация эксплуатации и ремонта вооружения, военной техники и материальных средств;
  • поддержание исправного состояния казарм, зданий, сооружений, находящихся на территории военных городков, их уборка, обеспечение коммунальными услугами;
  • обеспечение точности и достоверности измерений;
  • подготовка военных кадров и младших специалистов для дальнейшего прохождения ими службы в соединениях, воинских частях и подразделениях материально-технического обеспечения;
  • ветеринарно-санитарный контроль продовольствия, мероприятия по защите окружающей среды и противопожарная охрана на объектах Министерства обороны Российской Федерации.
На сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил в структуру Центрального аппарата МТО включены:
Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации
Департамент транспортного обеспечения Минобороны России
Продовольственное управление Минобороны России
Вещевое управление Минобороны России
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России
Главное автобронетанковое управление Минобороны России
Главное ракетно-артиллерийское управление Минобороны России
Главное управление начальника Железнодорожных войск Минобороны России
Управление метрологии ВС РФ
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших
при защите Отечества
Управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации

Основными направлениями их деятельности являются:

  • планирование обеспечения в рамках государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • организация по закрепленной номенклатуре поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами;
  • контроль обеспеченности войск (сил) вооружением, военной техникой и другими материальными средствами;
  • контроль полноты и качества доведения норм довольствия до военнослужащих;
  • правовое регулирование обеспечивающих процессов;
  • развитие и техническое оснащение служб материально-технического обеспечения;
  • организация подготовки офицерских кадров и младших специалистов по специальностям служб материально-технического обеспечения.

Анализ системы материально-технического обеспечения ВС РФ на условиях аутсорсинга

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Дата публикации: 14.03.2015

Статья просмотрена: 4219 раз

Библиографическое описание:

Уразбахтин Ю. Г., Базаров Ю. А. Анализ системы материально-технического обеспечения ВС РФ на условиях аутсорсинга [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 44-48. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7387/ (дата обращения: 15.02.2020).

Своевременное и качественное материально-техническое обеспечение войск (сил) является важным фактором поддержания их боевой готовности.

В настоящее время система материально-технического обеспечения (МТО) Вооруженных сил Российской Федерации находится в процессе трансформации. Ее деятельность осуществляется на фоне реформ в экономической, военной и социальной сферах, глубокого системного кризиса оборонно-промышленного комплекса страны, негативных процессов в легкой промышленности, затянувшегося глобального финансового кризиса, динамичных инфляционных процессов, отсутствия необходимой государственной поддержки в решении проблем обеспечения ВС РФ необходимыми материальными и техническими средствами, до сих пор концептуально не закрепленных, преобразовательных процессов в оборонной сфере, суть которых на сегодняшнем этапе сведена к сокращению десятилетиями создававшегося боевого потенциала государства.

Одним из основных направлений создания системы МТО ВС РФ является совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования, в том числе путем расширения участия гражданского сектора национальной экономики в материально-техническом обеспечении войск (сил).

Данное направление, именуемое аутсорсингом, получило широкое распространения за рубежом как в военной, так и в гражданской сфере. Однако недостаток научных исследований, посвященных анализу и оценке использования аутсорсинга, а также малый опыт практической деятельности на базе аутсорсингового контракта в России приводят к тому, что совершенствование организации управления с внедрением аутсорсинга в военной организации осуществляется зачастую без необходимого научного обоснования, что не позволяет дать комплексную характеристику имеющихся резервов улучшения различных показателей деятельности ВС РФ, а также не может не ограничивать эффект от взаимовыгодного партнерского сотрудничества в рамках аутсорсинга. [2, с. 5] Данный вопрос представляет собой актуальную, имеющую важное народнохозяйственное и оборонное значение научную проблему. Её решение требует научного подхода к вопросам совершенствования управления материально-техническим обеспечением войск. Для анализа содержания аутсорсинга и особенностей, характеризующих его современное состояние, необходимо рассмотреть соответствующие основные понятия и категории, получившие распространение в практике менеджмента и используемые как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

«Аутсорсинг» (outsourcing) — буквально трактуется как «использование внешних ресурсов» или «внешних источников». Необходимо отметить, что это искусственное слово, которого до начала 90-х гг. XX в. не было ни в одном языке мира. В современных экономических словарях аутсорсинг трактуется как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия с целью повышения производительности труда и снижения себестоимость продукции преимущественно за счет более дешевой рабочей силы привлекаемой со стороны. В аутсорсинге принято выделять двух участников: заказчика (аутсорси), передающего некую функцию на исполнение сторонней организации, и аутсорсера (подрядчика, оператора, провайдера) — организацию, берущую на себя исполнение данной функции, причем роли в сделке остаются неизменными: заказчик всегда является заказчиком, а аутсорсер — аутсорсером. [1.с5]

Особый интерес представляет механизм оплаты услуг аутсорсинга, который абсолютно прозрачен — аутсорсер устанавливает цену на свои услуги исходя из ожидаемой рентабельности деятельности, причем уровень рентабельности определяется в ряде случаев не самим аутсорсером в одностороннем порядке, а совместно с заказчиком путем переговоров. Не исключено, что влиятельный заказчик потребует от аутсорсера раскрыть структуру себестоимости его деятельности, а затем определит приемлемый для него уровень наценки. Заказчик также может задать аутсорсеру максимальный уровень цены на его услуги.

Решение о введении аутсорсинга для материально-технического обеспечения, видимо, было продиктовано стремлением реформаторов скопировать эту систему из армии входящих в блок НАТО.

Военное руководство армии ВОЙСК НАТО не стремится (как это сделано у нас) заменить гражданских служащих, занятых в воинских структурах, представителями частного сектора, поскольку опыт, уровень квалификации таких служащих в целом выше, чем персонала из структур возможных подрядчиков. [2, c.12], Стратегическая значимость аутсорсинга заключается в возможности развития объектов, организаций и предприятий сферы услуг двойного назначения, подготовку кадров (за счет естественной ротации) сторонних организаций, в результате чего достигается повышение уровня специальной подготовки мобилизационных людских ресурсов использование (привлечение) которых возможно не только в мирное, но и в военное время.

С экономической точки зрения аутсорсинг позволяет оптимизировать расходы финансовых средств, выделяемых Министерству обороны, на организацию материально-технического обеспечения, проведение закупок материальных средств, продукции, работ (услуг) и др. Расширение степени участия гражданских организаций при оказании услуг по материально-техническому обеспечению ВС РФ приведет к изменению структуры соответствующих затрат, а в долгосрочной перспективе можно ожидать их существенного сокращения.

В социальном аспекте использование аутсорсинга в определенной степени будет способствовать повышению престижа военной службы, поскольку он предполагает полное высвобождение военнослужащих от хозяйственных функций не связанных с боевой подготовкой.

В соответствии с федеральным законом от 21 июня205года№ 94-ФЗ«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было определено, что для организации и проведения аутсорсинга должен проводиться на конкурсной основе. При реализации указа президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Министерством обороны, несмотря на наличие сложившихся и функционирующих открытых рынков, было инициировано принятие ряда распоряжений правительства РФ об определении субхолдингов данного ОАО единственными поставщиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в интересах военного ведомства. [6]

В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2032-р ОАО «Агропром» определено единственным исполнителем на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Распоряжением правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1947-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России.

Для выполнения указанных работ и услуг субхолдинги формально проводили конкурсный отбор и тендер. Выигрывала нужная компания или нужные люди. Принятие «нужных» способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и в итоге привело к существенному повышению цен на оказываемые Министерству обороны услуги.

Проведенный анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны показал неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил, основными недостатками являются:

– резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск, рост расходов бюджетных средств более чем на 49 млрд руб. за 2013 год;

– для исполнения заказов субхолдинги отбирают подрядчиков на открытых конкурсах, но конкурсы проводятся формально, выигрывают нужные люди или давшие большой «откат»;

– при отборе работников работодателями нарушаются основные положения КЗОТ. С работниками не заключаются контракты, заработную плату получают в конвертах, положенные налоги не платят;

– ухудшилось качество выполняемых работ и услуг при росте расходов, текущий ремонт, содержание зданий и территорий, коммунальное обеспечение во многих случаях находятся в запущенном состоянии;

– по-прежнему отвлекаются военнослужащие для выполнения работ по различным видам обслуживания и обеспечения;

– наносился значительный вред социальной защите личного состава. Цены практически на все услуги, оказываемые коммерческими предприятиями военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала, повысились;

– непрозрачность деятельности компаний аутсорсинга, возникновение «цепочек» посредников между заказчиком и реальным исполнителем работ, отсутствие эффективной системы контроля со стороны Минобороны России как заказчика и собственника имущества, коррупционная составляющая.

Читайте также:  Через сколько дней после призыва принимается присяга

– руководителям ОАО и «нужным» людям из числа их подчиненных устанавливается высокая, несоразмерная достигнутым результатам заработная плата, премии выплачиваются по принципу «своя рука владыка». ОАО стремятся выполнять наиболее дорогостоящие виды работ — взять «жирные куски», а малооплачиваемые работы их вообще не интересуют;

– надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами отсутствует. Командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества соответствующими специалистами. В результате возможности приписок неограниченны, в чем, как правило, есть очевидный интерес коммерческих организаций, что, естественно, ведет не просто к росту расходов Минобороны, а их коррумпированной составляющей;

– возникновение «цепочек» посредников между заказчиком и реальным исполнителем работ. Сложное логистическое обслуживание — более 5–8 посредников, более 400 контрагентов;

– затруднено или невозможно использование аутсорсинга вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях, в которых отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Одной из важных проблем в организации и осуществлении системы аутсорсинга, является то, что все коммерческие структуры не заинтересованы в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях, организациях и учреждениях и, конечно, в обеспечении боевой готовности войск (сил). Главная их задача — извлечение прибыли и снижение своих затрат путем поставки продукции для потребителей услуг, купленных по самым низким (зачастую бросовым) ценам. Привлекая, как правило, к выполнению работ неподготовленную профессионально иностранную рабочую силу, они неспособны обеспечить их качество, Все это приводит к неэкономным, нередко бесцельным расходам бюджетных средств, в том числе и злоупотреблениям, которые составили огромные суммы, чем нанесен значительный материальный ущерб государству. [6]

Приведенный перечень проблемных вопросов внедрения аутсорсинга далеко неполный. Практика передачи ряда функций гражданским или коммерческим организациям должна тщательно и всесторонне исследоваться. В целом аутсорсинг был правильным решением. Освободить армию от несвойственных функций, дать военнослужащим возможность заниматься только боевой подготовкой, а не хозяйственными работами логично и обоснованно.

В соответствии с решением министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу с 1 декабря на базе преобразуемого АО «Оборонсервис» (с сохранением холдинговой структуры) создана новая управляющая компания — АО «Гарнизон». Она обеспечит мониторинг всех экономических процессов субхолдингов и дочерних акционерных обществ, а также будет выступать в качестве единого координационного центра.

1. Аникин Б,А, Рудая И.Л Аутсорсинг и аутлифтинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. Пособие. 2-е изд –М.;ИНФА-М, 2009.

2. Антипов Е. Ф., Васильев Н. И., Курбанов А. Х. Организация взаимодействия должностных лиц воинских частей и учреждений при оказании услуг сторонними специализированными организациями: Учебно-методическое пособие (ВАТТ 2012.г).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1919 «Временное положение об основах организации сервисного обслуживания ВВТ в ВС РФ».

4. «Рекомендации по организации питания и банно-прачечного обслуживания военнослужащих в полевых условиях и в пути следования в составе воинских эшелонов» от 28 марта 2012 года.

5. «Рекомендации о порядке деятельности органов военного управления и должностных лиц ВС РФ при аутсорсинге отдельных видов материального обеспечения» от 19 июля 2010 года.

6. Воробьев О. Журнал ВПК № 46 (463) за 21 ноября 2012 года.

7. Цаликов Р. «Об эффективности и перспективах аутсорсинга в ВС РФ». Доклад зам.МО.

Похожие статьи

Материальнотехническое обеспечение ВС РФ сторонними.

Библиографическое описание: Уразбахтин Ю. Г., Базаров Ю. А. Материальнотехническое обеспечение ВС РФ сторонними

В настоящее время ОАО «Оборонсервис» занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Минобороны РФ.

Особенности обеспечения денежным довольствием.

Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества осуществляет Минобороны России в соответствии с.

Аутсорсинг в армии России | Статья в журнале «Молодой ученый»

«Система аутсорсинга министра обороны РФ в Сирии приказала долго жить. Аутсорсинг может быть только в мирное время, а в военное время он вреден. Надо восстанавливать ту систему материального, технического, боевого, медицинского обеспечения.

Применение методики прогнозирования и оценки вероятности.

Анализ системы материальнотехнического обеспечения ВС РФ. Своевременное и качественное материальнотехническое обеспечение войск (сил) является важным фактором поддержания их боевой

Аутсорсинг в армии России | Статья в журнале «Молодой ученый».

Реформирование системы финансового обеспечения.

В соответствии с положением, утвержденным указом президента России от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», военное ведомство является федеральным

в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

воинская часть, Российская Федерация, боевая подготовка, хозяйственная деятельность, специальная техника, РФ, боевая готовность, материальнотехническая база, часть, войсковое хозяйство.

Войсковое хозяйство Российской Армии XIX века и Вооружённых.

воинская часть, Российская Федерация, боевая подготовка, хозяйственная деятельность, специальная техника, РФ, боевая готовность, материальнотехническая база, часть, войсковое хозяйство.

Организация и планирование боевой подготовки

Боевая подготовка — это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, который представляет

Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями министерства обороны в качественной подготовки.

Основы службы войск | Статья в журнале «Молодой ученый»

Учебно-материальная база боевой подготовки — это совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов

Караул — это вооруженное подразделение, предназначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен.

Что такое войска МТО и какие задачи они решают

Тому, кто не особо задумывался о структуре ВС РФ, армия может казаться банальным набором служащих, которые распределены по разным войскам, однако, это далеко не так. Армия представляет собой отдельное формирование, способное работать в различных условиях, исходя из сложившегося внешнеполитического положения.

Иногда ВС помогают решать дела внутригосударственного значения. Для исправной работы в любых ситуациях должна быть служба, занимающаяся вопросами материально-технического обеспечения (коротко, МТО). Она признана организовывать поступление и трату денег, которые выделяются для пребывания в боевой готовности подразделений.

В рамках своей деятельности МТО войска решают следующие задачи:

  • планируют расход денег на государственный оборонный заказ, функционирование госпрограмм и назначения иного целевого характера;
  • проверяют оснащенность вооружением, техникой, экипировкой и другими средствами;
  • контролируют получение солдатами довольствия, организуют его поставку;
  • решают вопросы касательно снабжения;
  • обеспечивают работу своих служб;
  • готовят резервистов.

Состав службы материально-технического обеспечения

Еще во времена Петра I был организован интендантский управленческий орган, который вел военное хозяйство, и стал некой моделью сегодняшнего материально-технического обеспечения. В настоящее время эта структура охватывает каждую деятельность в ВС РФ.

Организация управления осуществляется в штабе. Здесь выполняется мобилизационная и тыловая подготовка, сбор данных, обеспечение войск, охрана и оборона. Сюда относится и отделение по обеспечению транспорта, регулирование ж/д войск, услуг ЖКХ, обеспечения продовольствием и координирование метрологии.

При этих ведомствах закрепляются определенные войска, которые реализуют разноплановые задачи. Автомобильные войска являются самостоятельными подразделениями, они занимаются транспортировкой, как материалов, так и служащих, раненых и тому подобное. В армии существуют бригады и батальоны, которые подчиняются начальнику отдела обеспечения транспортом.

Если бы ни дорожные войска, такого транспортного сообщения, известного сегодня, не существовало бы. Они занимаются строительством, техобслуживанием и восстановлением военных дорог. Эти войска имеют сложную структуру, но находятся в подчинении Минобороны РФ.

Цели и задачи ж/д войск заключаются в строительстве и восстановлении путей сообщения на железной дороге, в ее прикрытии и эксплуатации. Немногие знают о том, что существуют еще и трубопроводные войска. Они перевозят ГСМ на склады или в ВЧ. Помимо личного состава за ведомством числится строительная техника и вооружение.

Вещевая служба занимается вещимуществом служащего, при этом выполняются ремонтные работы и химчистка, предоставляются бани, закупаются средства гигиены. Бывают армии без наличия своего хозяйства, тогда этим занимаются крупные части.

В задачу службы продовольственного снабжения входит обеспечение личного состава питанием. Она имеет соответствующее техническое оснащение, так как при организации питания нужно поставлять его в части.

Важное значение отводится и вопросам медицинского обслуживания, решаемым Медслужбой ВС РФ. Здесь не только оказывают необходимую помощь, но и проводят профилактику.

Назначение войск МТО

Учитывая цели и задачи формирования, становится понятно, зачем нужно столь сложное подразделение, как МТО.

К главным задачам службы ВС РФ относятся следующие:

  • поставка вооружения для поддержания оборонной способности страны;
  • доставка ГСМ для сохранения боевой готовности и военной техники;
  • обеспечение служащего всей необходимой экипировкой;
  • питание;
  • прачечные и гигиенические процедуры;
  • строительство, техобслуживание авто и ж/д дорог, трубопроводов;
  • техническое обслуживание, ремонт, обеспечение услугами ЖКХ зданий и помещений;
  • подготовка кадрового состава.

В управлении МТО, как и в целом, в армии действует принцип единоначалия, поэтому в управлении центральным органом является Минобороны РФ, а непосредственное руководство возлагается на одного из заместителей Министра. Далее полномочия передаются главнокомандующим, начальникам управлений и департаментов.

Мто в армии

МТО Вооруженных Сил Российской Федерации


МТО ВС РФ подразделяется: по масштaбу и характеру выполняемых задач — на стратегический, оперативный (оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических объединений) и войсковой (соединений, воинских частей и подразделений); по принадлежности — на тыл Центра, видов и родов войск ВС РФ, окружной (фронтовой), флотский, армейский, корпусной, ВВС (ВВС и ПВО) флота, тыл флотилий, военно-морских баз, эскадр, дивизионный (бригадный), полковой, батальонный (дивизионов). Общее руководство МТО ВС осуществляет Министр обороны через начальника МТО ВС РФ — заместителя Министра обороны РФ, главнокомандующих видами ВС, командующих родами войск ВС РФ, начальников главных и центральных управлений МО РФ.

Материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации

69-я отдельная бригада МТО, в/ч 11385 (г.

, Амурская область) 104-я отдельная бригада МТО, в/ч 11387 (г. , Забайкальский край) 105-я отдельная бригада МТО, в/ч 11386 (п.

, Самарская область) 106-я отдельная бригада МТО, в/ч 72154 (г. , Кемеровская область) 133-я отдельная бригада МТО, в/ч 73998 (г.

, Республика Крым) 152-я отдельная бригада МТО, в/ч н/д (г.

Что такое войска МТО и какие задачи они решают

В настоящее время эта структура охватывает каждую деятельность в ВС РФ.Организация управления осуществляется в штабе.

Здесь выполняется мобилизационная и тыловая подготовка, сбор данных, обеспечение войск, охрана и оборона.

В армии существуют бригады и батальоны, которые подчиняются начальнику отдела обеспечения транспортом.Если бы ни дорожные войска, такого транспортного сообщения, известного сегодня, не существовало бы. Они занимаются строительством, техобслуживанием и восстановлением военных дорог.

Читайте также:  Что такое альтернативная гражданская служба в армии, АГС

Замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков открыл учебный год в Военной академии МТО

Так, представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана в течение двух лет пройдут подготовку в магистратуре. В День знаний на строевом плацу также состоялась торжественная церемония вручения академии флага Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Верительной Грамоты.

В церемонии приняли участие заместитель Министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков и начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров. Академия получила статус учебно-методической и научно-исследовательской организации по подготовке военных кадров для государств — членов ОДКБ по специальностям МТО (тылового и технического) обеспечения.

Военная академия МТО стала третьим высшим военным учебным заведением Министерства обороны РФ, имеющим статус принадлежности к учебно-методической и научно-исследовательской организации ОДКБ. Поделиться Версия

Система МТО российской армии доказала свою надежность в Сирии


Органы военного управления, силы и средства МТО с поставленными задачами по всем видам материально-технического обеспечения справляются в полном объеме», — сказал он в преддверии Дня Тыла Вооруженных сил, который отмечается 1 августа. «Своевременный подвоз необходимых материальных средств обеспечивает успешное проведение операции группировкой наших ВКС (Воздушно-космических сил — прим.

ТАСС)», — подчеркнул замминистра. С начала операции в Сирии военные и выездные бригады предприятий «оборонки» выполнили «свыше 3 тыс.

текущих ремонтов и 25 тыс. технических обслуживаний российского вооружения и военной техники», сообщил генерал.

Анализ системы материально-технического обеспечения ВС РФ на условиях аутсорсинга

Одним из основных направлений создания системы МТО ВС РФ является совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования, в том числе путем расширения участия гражданского сектора национальной экономики в материально-техническом обеспечении войск (сил). Данное направление, именуемое аутсорсингом, получило широкое распространения за рубежом как в военной, так и в гражданской сфере.

Однако недостаток научных исследований, посвященных анализу и оценке использования аутсорсинга, а также малый опыт практической деятельности на базе аутсорсингового контракта в России приводят к тому, что совершенствование организации управления с внедрением аутсорсинга в военной организации осуществляется зачастую без необходимого научного обоснования, что не позволяет дать комплексную характеристику имеющихся резервов улучшения различных показателей деятельности ВС РФ, а также не может не ограничивать эффект от взаимовыгодного партнерского сотрудничества в рамках аутсорсинга.

Основные принципы управления тылом

Материальные средства — военная продукция, продукция двойного назначения, используемая для обеспечения потребностей войск в мирное и военное время · вооружение, военная техника, ракеты, боеприпасы, ВТИ · бронетанковое, автомобильное имущество · средства инженерных вооружения · средства связи · средства защиты Виды МТО: · материальное · транспортное · ракетно-техническое · танкотехническое · инеженерно-техническое · техническое обеспечение РХБ защиты · техническое обеспечение связи, АСУ · техническое обеспечение по службам материального обеспечения · ветеренарно-санитарное обеспечение · метрологическое обеспечение · финансовое обеспечение · квартирно — эксплутационное обеспечение Специальные виды МТО: · ракетно-артиллерийское · инженерно-ракетное · инженерно-аэродромное · аэродромно-техническое · инженерно-авиационное · электронно-механическое · инженерно-космическое · ж/д техническое · инженерно-радиоэлектронное 5.

Как налажено материально-техническое обеспечение ВС РФ

Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция.

В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых.

Войска технического обеспечения (технические войска)

восстановление (ремонт) и утилизация (ликвидация) ВВТ; подготовка органов технического обеспечения; профессиональная подготовка инженерно-технического состава и младших специалистов.

Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации

Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации
(МТО ВС России)


Эмблема тыла ВС РФ Флаг тыла ВС РФ
Годы существования2010 — н. в.
Страна Россия
Подчинение Министерство обороны Российской Федерации
Входит в Вооружённые силы Российской Федерации
Типединая система материально-технического обеспечения
Функциятехническое и тыловое обеспечение
Покровительпреподобный Иосиф Волоцкий
Участие вВоенная операция России в Сирии
ПредшественникТыл Вооружённых сил Российской Федерации
Командиры
Действующий командиргенерал армии Дмитрий Булгаков
Сайтfunction.mil.ru/function…

Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации (МТО ВС России) — составная часть Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России): единая система органов управления, специальных войск, учреждений и других военных организаций, осуществляющих техническое и тыловое обеспечение всех видов вооружённых сил и отдельных родов войск ВС России.

Единая система МТО ВС России объединяет в себе 2 ранее самостоятельных вида всестороннего обеспечения вооружённых сил — технический и тыловой, существовавших в структуре Тыла Вооружённых сил Российской Федерации [1] .

Материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности, с целью поддержания войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Руководство общими видами обеспечения возложено на центральные органы военного управления, подчиненные заместителю министра обороны Российской Федерации генералу армии Д. В. Булгакову [2] .

Задачи

К сфере деятельности служб материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации относятся следующие вопросы [2] :

  • обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации вооружением и военной техникой для выполнения задач военнослужащими по защите Отечества;
  • заправка военной техники горючим;
  • обеспечение военнослужащих обмундированием, питанием; организация бытовых условий;
  • какие материальные средства (форма одежды, экипировка, предметы быта и т. д.) выдаются в пользование военнослужащим и в соответствии с какими нормативами;
  • помывка военнослужащих, смена, стирка и ремонт белья в стационарных и полевых условиях;
  • ремонт и восстановление автомобильных и железнодорожных подъездных путей не общего пользования к объектам Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • организация перевозок воинских грузов, а также проезда военнослужащих по личным обстоятельствам и по служебной деятельности, в том числе в период проведения призывных компаний;
  • приём, хранение, учет и выдача материальных средств со складов;
  • организация эксплуатации и ремонта вооружения, военной техники и материальных средств;
  • поддержание исправного состояния казарм, зданий, сооружений, находящихся на территории воинских частей, военных городков, их уборка, обеспечение коммунальными услугами;
  • обеспечение точности и достоверности измерений;
  • подготовка военных кадров и младших специалистов для дальнейшего прохождения ими службы в соединениях, воинских частях и подразделениях материально-технического обеспечения;
  • ветеринарно-санитарный контроль продовольствия, мероприятия по защите окружающей среды и противопожарная охрана на объектах Министерства обороны РФ.

Состав

Структура Центрального аппарата МТО ВС России [2] :

  • Штаб материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации;
  • Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны;
  • Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны;
  • Продовольственное управление Министерства обороны;
  • Главное автобронетанковое управление Министерства обороны;
  • Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны;
  • Главное управление начальника Железнодорожных войск;
  • Управление метрологии ВС России.

Основными направлениями их деятельности являются [2] :

  • планирование обеспечения в рамках государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • организация по закрепленной номенклатуре поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами;
  • контроль обеспеченности войск (сил) вооружением, военной техникой и другими материальными средствами;
  • контроль полноты и качества доведения норм довольствия до военнослужащих;
  • правовое регулирование обеспечивающих процессов;
  • развитие и техническое оснащение служб материально-технического обеспечения;
  • организация подготовки офицерских кадров и младших специалистов по специальностям служб материально-технического обеспечения.

Учебные заведения

Обучением специалистов МТО занимается Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (ВА МТО) Министерства обороны Российской Федерации [3] .

Формирования МТО

Подвижная компонента системы МТО включает отдельные бригады МТО, железнодорожные бригады, технические ракетные базы, отдельный полк обеспечения, ремонтно-эвакуационные полки, отдельные автомобильные, дорожно-комендантские, ремонтно-эвакуационные батальоны. [4]

  • 51-я отдельная бригада МТО, в/ч 72152 (г. Санкт-Петербург)
  • 69-я отдельная бригада МТО, в/ч 11385 (г. Дзержинск, Нижегородская область).
  • 78-я отдельная бригада МТО, в/ч 11384 (г. Будённовск, Ставропольский край)
  • 99-я отдельная бригада МТО, в/ч 72153 (г. Майкоп, Республика Адыгея)
  • 101-я отдельная бригада МТО, в/ч 11388 (г. Уссурийск, Приморский край)
  • 102-я отдельная бригада МТО, в/ч 72155 (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)
  • 103-я отдельная бригада МТО, в/ч 72157 (г. Белогорск, Амурская область)
  • 104-я отдельная бригада МТО, в/ч 11387 (г. Чита, Забайкальский край)
  • 105-я отдельная бригада МТО, в/ч 11386 (п. Рощинский, Самарская область)
  • 106-я отдельная бригада МТО, в/ч 72154 (г. Юрга, Кемеровская область)
  • 133-я отдельная бригада МТО, в/ч 73998 (г. Бахчисарай, Республика Крым)
  • 152-я отдельная бригада МТО, в/ч н/д (г. Лиски, Воронежская область) [5]
  • 100-й отдельный полк обеспечения (Московская область)
  • 5-й отдельный ремонтно-эвакуационный полк, в/ч 63661 (г. Можайск, Московская область)
  • 10-й отдельный ремонтно-эвакуационный полк, в/ч 25356 (г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край)
  • 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознамённая бригада, в/ч 01662 (г. Абакан, Хакасия)
  • 7-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 45505 (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край)
  • 29-я отдельная железнодорожная Варшавская орденов Кутузова и Красной Звезды бригада, в/ч 33149 (п. Красный Бор, Смоленская область)
  • 34-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 01855 (г. Рыбное, Рязанская область)
  • 37-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 51473 (г. Волгоград, Волгоградская область)
  • 38-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 83497 (г. Ярославль, Ярославская область)
  • 39-я отдельная железнодорожная ордена Жукова бригада, в/ч 01228 (г. Керчь, Крым и г. Тимашёвск, Краснодарский край)
  • 43-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 61207 (г. Екатеринбург, Свердловская область)
  • 48-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 55026 (г. Омск, Омская область)
  • 50-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 03415 (г. Свободный, Амурская область)
  • 118-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 29420 (г. Хабаровск, Хабаровский край)
  • 333-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 21483 (г. Волгоград)

Военная техника МТО

Начальники

  • Булгаков Дмитрий Витальевич, генерал армии (2010 — н. в. ) [2] .

День тыла

1 августа в Вооружённых силах России ежегодно отмечается День Тыла Вооружённых сил Российской Федерации — профессиональный праздник военнослужащих, гражданского персонала и ветеранов, имеющих отношение к тылу Вооружённых сил России. [6]

Анализ проблем военной логистики вооруженных сил России

экономические науки

  • Николов Илья Ильич , студент
  • Государственный Университет Управления
  • Похожие материалы

    Армия – основа оборонной функции любой, даже самой маленькой, страны. От состояния армии зависит многое: имидж страны на международной арене, уверенность граждан в собственной безопасности, возможность противостоять внешним угрозам и даже способность предупреждать войны и конфликты. И именно поэтому затраты на армию у подавляющего числа стран являются самой большой статьей расходов.

    Современная армия – это очень большая и сложная система, состоящая из множества формирований, каждое из которых выполняют свою функцию. К примеру, Вооружённые Силы Российской федерации, состоят из множества родов войск, таких как сухопутные войска, военно-морские и т.п., и служб, обеспечивающих их деятельность. Все службы, занимающиеся обеспечением армии необходимыми материалами и снаряжением объединяются в так называемую систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

    Военная логистика имеет огромное значение в современной армии. Без должного, а главное – эффективного материально-технического обеспечения, армия будет парализована и обескровлена. И наоборот, грамотно наложенная система обеспечения армии может стать одним из основополагающих факторов в победе над противником. Так, например, Норман Шварцкопф, главнокомандующий Многонациональных сил во время войны в Персидском заливе, называл операцию «Буря в пустыне» не иначе как «войной логистов», отдельно отмечая, что именно благодаря удачно налаженной логистике коалиция смогла так молниеносно победить в этой войне. (1)

    Цель данной статьи – рассмотрение основных проблем материально-технического обеспечения ВС РФ, а также поиск решений, которые бы позволили сделать логистику в ВС РФ более эффективной и надежной, причем и в военное, и в мирное время.

    Эта тема на данный момент является очень актуальной. Нестабильная ситуация на Ближнем востоке и охлаждение отношений с США и ЕС, смена руководства ВС РФ, пристальное внимание СМИ из-за дела «Оборонсервиса», реорганизация и ребрендинг Армии – все это обуславливает повышенный интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны простых граждан. Кроме того, действует Государственная программа вооружения (ГПВ-2020), которая предполагает затраты в размере 23 трлн. руб на модернизацию вооружения и технических средств (2).

    Прежде всего, хотелось бы рассмотреть проблемы, которые возникли при внедрении аутсорсинга в ВС РФ: потеря административного контроля за обеспечением войск по закрепленной номенклатуре ВВТ, снижение уровня квалификации персонала, занимающегося ремонтом ВВТ, дублирование функций и задач и неспособность гражданских подрядчиков выполнять на должном уровне запланированные работы по восстановлению, в случае необходимости, той или иной техники.

    На данный момент органы военного управления лишены возможности непосредственно влиять на процессы создания, испытания и поставки вооружения, техники и оборудования. Все это приводит к большим проблемам на местах: например, требование министра обороны РФ Сергея Шойгу о возвращение в войска функции отдельных видов ремонта и текущего обслуживания ВВТ невозможно было выполнить, так как отсутствовали нужные специалисты и делать это было попросту некому.

    В ходе реформы проходили массовые сокращения, которые непосредственно коснулись должностей инженерного и технического состава, которые вкупе со специалистами-ремонтниками составляли основу системы войскового ремонта. Это, в совокупности с сокращением числа учебных заведений, которые готовили специалистов для ремонта ВВТ, привело к тому, что в среднем формирования, отвечающие за МТО, были укомплектованы лишь на 80%. При этом лишь 5% личного состава имеют опыт работы с бронетехникой, и лишь 1% способны выполнить сложный ремонт.

    При этом передача на аутсорсинг ремонтно-восстановительных работ не решает проблему: если до реформы ремонтно-восстановительные органы гарантировали восстановление порядка 80% от нужд в ВВТ, то сейчас подрядчики способны всего на 10% только плановых работ и лишь при наличии достаточного количества запчастей. И при всем этом следует учитывать, что соединения и части, которые в ходе боевых действий будут переброшены на значительные расстояния от мест постоянной дислокации, лишаться и этого, не говоря уже об оперативном ремонте на месте боевых действий или по пути следования. Причин этого может быть много: гражданские специалисты могут просто не успеть или отказать от участия в военных действиях. (3)

    Еще одна серьезная проблема – это вопрос эффективного использования финансовых средств для обеспечения армии всем необходимым. Здесь сложности возникают из-за двух явлений: злоупотреблений с целью незаконного обогащения и специфики производства некоторой крупной военной техники, которая производится небольшими партиями. Из-за неполной загрузки производства простаивают дорогостоящее оборудование и специалисты, что в свою очередь повышает стоимость конечных изделий. Это может быть оправдано лишь в том случае, когда несколько единиц такой техники могут обеспечить безопасность всей страны.

    Следующая проблема – это проблема технологического устаревания некоторых видов ВВТ. По заявлениям Минобороны РФ и непосредственно самих производителей, в России существует множество разработок и образцов техники, уже принятой на вооружение, которые не имеют аналогов в мире. Однако при этом существует множество видов ВВТ, которые на данный момент устарели и уже не отвечают современным требованиям, предъявляемых военными. Ярким примером является принятый на вооружение Ак-74, который к 2015 году уступает западным аналогам по множеству показателей.

    С позиции логистики в этом четко просматривается конфликт на уровне системы: удобно и выгодно работать в долгосрочной перспективе по одному стандарту, однако, несмотря на все удачные инженерные и технологические решения, модернизационный потенциал множества видов ВВТ уже исчерпан. В связи с этим и с постоянно изменяющимися условиями, которые продиктованы боевыми условиями, возникает потребность в разработке новых стандартов и создание новых образцов ВВТ, что в свою очередь повышает стоимость изделий и общие затраты на них.

    Из этого вытекает следующая проблема: как уже говорилось, в ВС РФ имеется ряд ВВТ, которые на данный момент сильно устарели и отстают от зарубежных аналогов. Для того, чтобы окончательно не отстать от остальных стран, России необходимо наладить новую систему разработки и производства новых современных видов ВВТ, иначе придется закупать стратегически важное оборудование у потенциальных противников. В условиях кризиса в отношениях с Западом, разрыва военно-технических контрактов и недоверия со стороны западных партнёров – это уже стало затруднительно, а в будущем вообще может сложиться ситуация, при которой Россия окажется в полной изоляции.

    Также серьезной проблемой является способ формирования государственного оборонного заказа. Дело в том, что все оборудование, которое производится оборонно-промышленным комплексом (ОПК) должно соответствовать жестким стандартам, устанавливаемым армией. В идеале ВВТ должны создаваться и проектироваться по этим требованиям, т.е. изготавливаться на заказ. Однако если речь не касается массовых и стандартизированных вещей (таких как военная форма и стандартное обмундирование), зачастую все происходит в обратно порядке: предприятия ОПК сами представляют военным новые виды вооружения и техники, которые затем оцениваются и только после этого подгоняются под нужные стандарты и спецификации. Все это несет за собой дополнительные риски и возрастание расходов из-за последующей модификации и модернизации ВВТ, которое не было принято из-за каких-либо несоответствий с тех. стандартами Армии.

    Все это усугубляется проблемами с управлением в крупных предприятиях ОПК. Такие крупные предприятия как ОАО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“, ОАО НПО «Ижмаш» и прочие имеют очень сложную иерархическую систему, сложившуюся еще в советское время. Это вкупе с многозадачностью предприятий усложняет контроль за выполнением процессов и эффективным использованием производственных мощностей. При этом нужно понимать, что для исправления ситуации необходимо проводить серьезные изменения в работе предприятий, вплоть до полного изменения производственного процесса и переделки существующих на сегодняшний день норм и регламентов, которыми регулируются работа и производство. А главное использовать достижения в технологиях и методах современной логистики . (4), (5)

    Решение проблем, возникающих при аутсорсинге, может заключаться, например, в возврате части функций по обеспечению МТО специализированным частям при каждом воинском формировании, в возврате административного контроля командирами тех или иных формирований над материально-техническим обеспечением или же в принятии законов, которые бы регулировали уровень выполняемой работы и закрепляли бы перевод организаций в непосредственное подчинение командирам частей в военное время. Это позволило бы увеличить непосредственное участие командующих в сфере МТО и контроль над сторонними организациями. (6)

    Все остальные проблемы могут быть решены путем оптимизации предприятий ОПК и методов взаимодействия с ними. Также необходимо помнить, что типичную логистическую задачу MOB в сфере военной логистики необходимо решать с точки зрения собственного производства и максимально возможной его оптимизации, дабы не попадать в зависимость от покупок ВВТ заграницей. Иначе такая фатальная зависимость может привести к вполне ощутимым стратегическим потерям из-за, например, введенного эмбарго на поставки вооружения.

    Отказываться от закупок у иностранных партнеров тоже не стоит – следует соблюдать баланс, учитывая альтернативные издержки в каждом конкретном случае. Поиск оптимального решения задачи MOB и есть самая актуальная задача для военной логистики. Для решения этой задачи и, соответственно, решения проблем, которые на сегодняшний день есть в сфере МТО необходимо применять комплексный подход к снабжению ВС РФ на всех уровнях воинских формирований (от рот до армий) и с учетом всех возможных факторов.

    Большинство рассмотренных проблем касаются производственной логистики, так как в этой сфере, в отличие от транспортной, сосредоточены наибольшие различия военной логистики от гражданской, поэтому именно сферу производства необходимо оптимизировать, внедрять современные концепции управления, включая также такие концепции, как бережное производство и использование унифицированных компонентов, что отражено в Военной доктрине РФ. (4), (5), (7), (8)

    Комплексное использование всех вышеперечисленных решений в совокупности с постоянным анализом изменений в сфере МТО как ВС РФ, так и армий зарубежных стран, позволит достичь стабильной и эффективной работы предприятий ОПК. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российского ВВТ и, в конечном итоге, усилит боеспособность Армии.

    Список литературы

    1. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / авт. Дэймон Шехтер Гордон Сандер. – [б.м.] : Претекст, 2008.
    2. Утверждение госпрограммы вооружения перенесли на три года – : Интерфакс, 2015 г..
    3. Материально-техническое недоразумение / авт. Щербаков Владимир // Независимое военное обозрение. – 2013 г..
    4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы Логистики / авт. Б.А. Аникин [и др.]. – Москва : Учебное пособие, 2014.
    5. Логистика: тренинг и практикум / авт. Аникин Б.А. Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С.. – Москва : Учебное пособие, 2014.
    6. Основные аспекты формирования аутсорсинга / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Маркетинг. – 2005 г.. – 4. – стр. 107-116.
    7. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Транспорт: наука, техника, управление. – 2006 г.. – 4. – стр. 7-14.
    8. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. – 2014 г.. – 6570.
    9. Актуальные проблемы военной логистики в России / авт. Щербинин В. О. Кузин Д. А. // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции социально-гуманитарных наук: материалы XI научно-практической конференции студентов и преподавателей НИУ ВШЭ – Нижний Новгород / ред. Асланян Е. А.. – Нижний Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2013.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также:  Входит ли служба в армии в стаж для расчета больничного
Ссылка на основную публикацию