Государство окажет малому бизнесу поддержку после реформы ЕСН

Малый бизнес: в ожидании реформы ЕСН

— Приближается запланированное увеличение ЕСН, которое вызывает серьезные опасения бизнес-сообщества. Чем оно грозит малому и среднему бизнесу? Как предприниматели намерены выходить из ситуации?

— Данная реформа ни к чему хорошему не приведет! Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД или находящихся на общей системе, совокупный тариф страховых взносов с 1 января следующего года составит 34 процента. Точечные исключения из этого правила не распространяются на подавляющее большинство малых и средних предприятий.

Реализуемая на фоне продолжающегося экономического спада реформа социальных платежей вызывает волну протестов у предпринимательского сообщества: тарифы страховых взносов значительно превышают существовавшую ставку единого социального налога, кроме того, теперь полномочия по контролю за обязательными страховыми платежами переданы органам внебюджетных фондов. Таким образом, существенно увеличивается и административная нагрузка на бизнес. Органы внебюджетных фондов получили широкие полномочия по контролю (камеральные и выездные проверки), правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, которые не обеспечены возможностью привлечения к административной или уголовной ответственности за злоупотребления.

В мае 2010 года в 60 субъектах Федерации региональными отделениями ОПОРЫ РОССИИ были проведены конференции, посвященные возможным социально-экономическим последствиям замены ЕСН страховыми взносами. Мнение участников всех региональных конференций — субъектов малого и среднего предпринимательства и представителей экспертного сообщества — совпадает. Они единодушны в том, что реализация положений Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. Этот вопрос приобретает особую актуальность в современных условиях, когда в экономике России продолжают доминировать посткризисные явления.

По результатам опросов, проведенных отраслевыми союзами, предприниматели ожидают снижения доходов вследствие увеличения фискальной нагрузки на 15–20 процентов, а плательщики ЕНВД прогнозируют снижение доходов более чем на 20 процентов. Предприниматели, оценивая свои перспективы на следующий год, говорят о сокращении работников. Многие заявляют, что, если работать по закону и выплачивать все налоги и сборы, они будут вынуждены закрыть свой бизнес.

— Почти полтора года действует Закон № 294-ФЗ, предусматривающий обязательное согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры. Ощущает ли предпринимательское сообщество положительный эффект от принятия данного закона? Как предприниматели оценивают роль прокуратуры: помогает ли она избежать необоснованных проверок?

— Конечно! Этот акт позволил сократить количество необоснованных проверок. Теперь прокуратура отсекает незаконные проверки. Это большое подспорье для предпринимателей. В соответствии с докладом Минэкономразвития России в 2009 году прокурорами всех уровней было отклонено более 18,7 тысячи заявлений, что составляет около 50 процентов! При этом в 54 прокуратурах субъектов Федерации приняты решения об отказе от 50 до 86 процентов внеплановых проверок.

Это замечательные показатели, и можно утверждать, что мы снизили административное давление на бизнес минимум в два раза! Но тут же мы задаемся вопросом: а чем обусловлено такое количество отклоненных заявлений на проверки? Что это, некомпетентность чиновников или все же целенаправленные действия сотрудников контролирующих органов?

— Летом текущего года было принято решение продлить так называемую малую приватизацию до 2013 года. Удается ли предпринимателям воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых помещений? Какие для этого существуют препятствия?

— Льготная приватизация для малых и средних предпринимателей идет уже с августа 2008 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. ». Но результаты нас совершенно не устраивают: по состоянию на август 2010 года выкупили арендуемые помещения не более 13 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Тогда как в настоящий момент, по разным оценкам, объекты недвижимости регионов и муниципалитетов арендуют от 300 тысяч до 1 миллиона субъектов МСП.

Процесс тормозится не только из-за нежелания местных властей исполнять закон, но и по причине несовершенства предоставленных малому бизнесу инструментов реализации права выкупа. В свою очередь те малые и средние предприятия, на которые не распространяется действие Закона № 159-ФЗ, не имеют финансовых возможностей для выкупа имущества по общим правилам, установленным Законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для устранения сложившихся проблем необходимо продолжить дальнейшее совершенствование законодательной базы в этой сфере, в том числе:

ускорить реализацию уже принятых решений: наделить субъекты МСП, арендующих недвижимое имущество, включенное в перечни государственного и муниципального имущества, правом выкупа таких помещений в заявительном порядке;

доработать Закон № 159-ФЗ, распространив его действие на имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности ГУПов (МУПов), военные объекты; предоставить Федеральной регистрационной службе право регистрировать договоры купли-продажи объектов в отсутствие государственной регистрации договоров аренды помещений;

ввести механизм специальных торгов исключительно среди субъектов малого и среднего бизнеса по отдельным категориям федерального и муниципального имущества.

— В целом наблюдаются ли подвижки в решении проблемы нехватки офисных и производственных площадей?

— На данный момент офисных и складских помещений катастрофически не хватает. Про современные производственные помещения говорить не приходится. Подвижки есть, однако усилия в этом направлении прилагает только Минэкономразвития, реализующее государственную программу финансовой поддержки МСП, предусматривающую выделение средств на строительство бизнес-инкубаторов, технопарков и других объектов инфраструктуры. Необходимо увеличение темпов и объемов строительства производственных и офисных помещений для нужд предпринимателей.

— Отмечаете ли вы в последнее время расширение участия субъектов малого и среднего бизнеса в размещении госзаказа? Какие здесь есть проблемы?

— В прошлом году при самом активном участии Минэкономразвития, ФАС и бизнеса в законодательство был внесен целый ряд комплексных изменений, направленных на расширение участия малого и среднего бизнеса в торгах. Эксперты Федеральной антимонопольной службы и ОПОРЫ РОССИИ общими усилиями подготовили Методическое пособие для предпринимателей, содержащее подробные разъяснения и рекомендации по наиболее острым вопросам участия в системе государственного заказа. Была введена электронная процедура торгов, что расширило возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Это привело к увеличению доли субъектов МСП, участвующих в госзаказе, а также к усилению конкуренции и, как следствие, экономии бюджетов всех уровней.

Но это не значит, что тема потеряла прежнюю актуальность: пока остаются нерешенные вопросы. Во-первых, речь идет о возможности дополнительного увеличения доступа малого и среднего бизнеса к выполнению заказов государства и муниципалитетов на поставку товаров (работ, услуг) за счет распространения действия закона о госзакупках на деятельность естественных монополий и госкорпораций. Эта инициатива обсуждается не первый год, но пока она не нашла отражения в тексте закона — несмотря на прямое поручение правительства (п. 52 Плана антикризисных действий от 6 ноября 2008 г.).

Во-вторых, необходимо упростить доступ субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем снижения с пяти до двух процентов требования об обеспечении заявки на участие МСП в конкурсах и аукционах при размещении государственного и муниципального заказа. Соответствующее поручение было дано Председателем Правительства РФ по итогам Всероссийского форума по малому и среднему предпринимательству 22 апреля 2009 года, аналогичное решение было принято и на заседании Правительственной комиссии по развитию МСП в июле 2009 года. Сегодня этот вопрос не утратил своей актуальности, ведь финансовая составляющая участия бизнеса в госзаказе является существенным фактором, определяющим доступность госзаказа для субъектов МСП.

В-третьих, мы рассчитываем на поддержку других инициатив ОПОРЫ и бизнес-сообщества, призванных стимулировать участие малых и средних компаний в закупках для государственных и муниципальных нужд. В первую очередь это касается:

снятия ограничений по участию МСП в оборонном заказе. Для этого необходимо устранить предквалификацию, которая «отсекает» малый бизнес еще до госзаказа, внеся изменения в закон о государственном оборонном заказе;

включения в государственные (муниципальные) контракты, заключаемые с крупным бизнесом, условий об обязательном размещении части заказа у малых и средних предприятий (до 20 процентов) по результатам открытых торгов («правило второй руки»), а также предоставления преференций для крупных компаний, реализующих открытую политику госзакупок;

дальнейшего расширения существующего Перечня товаров, работ, услуг, заказы на которые размещаются только у субъектов МСП.

— Как вы оцениваете эффективность инфраструктурной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, фонды микрофинансирования, венчурные фонды)?

— Эффективность любого из институтов нужно оценивать отдельно. Что касается в принципе инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, то уже хорошо, что она существует, а ее сеть постоянно развивается. Каждое направление поддержки необходимо и важно. Микрофинансовые организации предоставляют небольшие кредиты на короткий срок, что выгодно отличает их от банковского кредитования. Бизнес-инкубаторы предоставляют целый комплекс услуг, сопутствующих аренде: консультационные, юридические, в области налогообложения и бухгалтерского учёта, почтово-секретарские, маркетинговые и рекламные, образовательные и так далее. Такой комплексный «пакет» серьезным образом облегчает жизнь только что созданным компаниям. Венчурное финансирование направлено на поддержку и коммерциализацию научных знаний, на построение инновационной экономики. Финансирование отдельных проектов позволяет предпринимателям реализовывать на практике свои идеи и продвигать их в повседневную жизнь.

Читайте также:  Специфика и существенные условия договора поставки согласно ГК РФ

ОПОРА РОССИИ также вносит свой вклад в этот процесс. Мы являемся участником многостороннего Соглашения о взаимодействии институтов развития РФ в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий. В его рамках стороны координируют свои усилия с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить максимально благоприятные условия для реализации перспективных инновационных проектов, реализовать так называемый инновационный лифт, а с другой стороны — сделать информацию о наличии и статусе таких проектов доступной для всех институтов развития, что позволит экономить ресурсы и исключить дублирование одних и тех же этапов их рассмотрения.

Участники Соглашения также совместно определяют потребности инновационных компаний и степень их обеспеченности инструментами, сервисами и условиями для эффективной деятельности на территории России и глобальном рынке. Механизм обмена информацией между сторонами обеспечивает постоянное взаимодействие участников соглашения при сопровождении и реализации инновационных проектов и при необходимости позволяет передавать проекты профильным организациям для их последовательного развития.

Среди основных направлений взаимодействия институтов развития — оказание финансовой поддержки малым и средним предприятиям для реализации инвестиционных проектов на разных стадиях осуществления; поиск перспективных для реализации инновационных проектов и представление их на рассмотрение другим участникам соглашения; привлечение частных инвестиций в проекты, поддержанные финансовыми институтами развития; выработка единых подходов к отбору, экспертизе, структурированию и реализации инновационных проектов.

В целом наблюдаются ли подвижки в решении проблемы нехватки офисных и производственных площадей.

Отсрочку по налогам могут получить все

Есть отдельные правила отсрочки и рассрочки по налогам и взносам для крупного бизнеса: стратегического, системообразующего и пострадавшего от коронавируса. А также для МСП не из пострадавших отраслей. В этих правилах — свои критерии и условия.

Например, должно быть снижение доходов более чем на 10% или убыток в 2020 году. Отсрочку дадут, если компания не уволила много работников и подала заявление до 1 декабря. При снижении выручки более чем на 50% налоги можно не платить целый год. А рассрочку дадут на три года или пять лет. Подробности этих правил разберем в отдельной статье.

Получается, что есть отсрочка, которая автоматически работает для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. А есть еще заявительная. Если отрасли нет в списке правительства, все равно будет шанс не платить налоги — даже без банковской гарантии.

Подпишитесь: скоро расскажем, как это сделать.

Кого касается.

Плательщики страховых взносов

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования также могут быть установлены иные категории страхователей.

Важно! Плательщики, подпадающие под несколько категорий плательщиков страховых взносов, обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию. Т.е. если, например, плательщик является индивидуальным предпринимателем, а также плательщиком как организация, в таком случае он отчитывается по каждому из оснований отдельно. Подобная ситуация, тогда возникает когда лицо является работником одной организации и помимо этого является индивидуальным предпринимателем, то есть фактически взносы уплачиваются два раза.

Выплаты в отношении таких лиц производятся по тем видам обязательного социального страхования, по которым данные лица являются застрахованными.

1. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов

Касается налогов, авансовых платежей и страховых взносов, которые должны быть выплачены в 2020 году. Отсрочка будет действовать, если ваши обстоятельства соответствуют хотя бы одному из перечисленных условий:

  • Доход компании снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 % (общая доля более 50%), снизился более чем на 10 %.
  • Есть убыток за отчётные периоды 2020 года по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, при условии, что за 2019 год убытка не было.

Чтобы получить отсрочку, подайте заявление в налоговый орган по месту нахождения до 1 декабря 2020 года.

Сроки уплаты зависят от вида налога. Отсрочка на 6 месяцев распространяется на следующие налоги:

  • на прибыль;
  • на УСН;
  • на ЕСХН за 2019 год;
  • авансовые платежи по налогу за исключением НДС;
  • на профессиональный доход и налоги, уплачиваемые в качестве налогового агента (на 6 месяцев — за отчётные периоды, приходящиеся на март и на I квартал 2020 года, на 4 месяца — за II квартал и апрель-июнь 2020 года).

На 3 месяца продлён срок уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями за 2019 год. На 4 месяца — налога по патентной системе налогообложения, если дата уплаты приходится на II квартал 2020 года.

Есть конкретные даты для оплаты транспортного налога, земельного и на имущество организаций: 30 октября 2020 года — за I квартал 2020 года, 30 декабря 2020 года — за II квартал 2020 года.

кинопрокатчики и кинотеатры 59.

Власти придумали схему помощи малому бизнесу во время пандемии

Минэкономразвития разработало проект механизма отсрочки по выплате кредитных платежей для малого и среднего бизнеса, пострадавшего из-за пандемии коронавирусной инфекции. Оплату процентных платежей за полгода планируется разделить поровну между государством, банками и самими предпринимателями, сообщил РБК один из представителей бизнеса, участвовавший в обсуждении вопроса с Минэкономразвития и банковским сектором.

В министерстве РБК сообщили, что тема прорабатывается. «Детали еще предстоит согласовать», — сказал представитель Минэкономразвития, подтвердив предварительный механизм субсидирования кредитов.

Источник, знакомый с обсуждением предложений Минэкономразвития, пояснил, что меры поддержки будут касаться не всего сектора МСП, а только предприятий наиболее пострадавших отраслей.

Как будут субсидировать платежи

Минэкономразвития предлагает отложить срок уплаты процентов по кредиту и платежей по основному долгу на шесть месяцев — на период с 1 апреля по 1 октября.

Оплату процентных платежей за этот период предлагается разделить следующим образом:

  • треть субсидируется за счет средств федерального бюджета;
  • треть принимают на себя кредитные организации — получатели субсидии;
  • треть погашает сам заемщик.

При этом заемщикам предполагается предоставить два варианта выплат. Они смогут в течение полугода платить только одну треть платежа по процентам, без платежей по основному долгу, или не осуществлять платежей вообще, после чего треть платежей по процентам за этот период включается в основной долг.

При этом, по словам собеседника РБК, знакомого с ходом обсуждения механизма, по замыслу министерства, после завершения периода отсрочки условия по кредитному договору — прежде всего процентная ставка — для заемщика не должны ухудшиться.

Участвовавший в обсуждении президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что банк, чтобы пролонгировать кредит, сам не должен попасть под штрафные санкции со стороны ЦБ. «Это так называемое требование по резервированию. ЦБ нас услышал и установил, что банки не должны формировать дополнительные резервы в течение полугода, если состояние заемщика существенным образом ухудшилось», — сказал он РБК.

По словам Калинина, предприниматель, оказавшийся в сложной ситуации, сможет легко отсрочить на полгода кредит без повышения процентной ставки, «а, возможно, даже со снижением процентной ставки». Он также сообщил, что Центробанк снизил ставку фондирования для банков до 4%.

Ранее министр экономического развития Максим Решетников анонсировал подготовку нового пакета мер для поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, общепита и гостиниц. По его словам, в сложившейся ситуации спрос со стороны бизнеса будет не на новые кредиты, а на реструктуризацию взятых ранее. Глава Минэкономразвития пообещал «внести изменения в действующую программу, которая предполагает изменения правил», а также выработать новые предложения по поддержке предпринимателей.

Читайте также:  Виза в Мексику для россиян: какие есть виды виз и порядок их оформления для въезда

Центробанк в свою очередь рекомендовал банкам, микрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам реструктуризовать кредиты и займы, выданные малому и среднему бизнесу, а также самозанятым гражданам, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Что предлагают банки

О том, что власти прорабатывают с банковским сектором механизм предоставления бизнесу отсрочки по кредитам, говорил 24 марта замминистра финансов Андрей Иванов. По его словам, это будет «отложенный частично субсидированный платеж»: «Пока мы видим некие трехсторонние отношения: заемщик — Банк России — бюджет. В каких объемах, на какие сроки — в текущий момент как раз рассматривается, решается», — сказал он на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике (цитата по ТАСС).

Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов вечером 24 марта заявил, что банк ведет активный диалог с правительством и ЦБ по мерам поддержки бизнеса в текущей ситуации. «По малому и среднему предпринимательству в ближайшее время будет представлен целый комплекс таких мер. Решения для поддержки крупного бизнеса еще прорабатываются», — приводит пресс-служба Сбербанка его слова.

Банк «Открытие» заявил, что с 25 марта начинает принимать заявки предпринимателей на получение отсрочки кредитных платежей. «Кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса будут действовать на всей территории России с апреля по июнь 2020 года. Первый пакет мер поддержки банка распространяется на кафе и гостиницы, фитнес-клубы, кинотеатры, детские развивающие центры и другие компании сегментов спорта, отдыха и развлечений, а также заведения дополнительного образования и туристические агентства», — говорится в релизе банка.

Банк предлагает клиентам отсрочку платежей по основному долгу и процентам на три месяца без проведения финансового анализа деятельности.

Предложенная схема — только одно из предложений, сказал РБК глава дирекции продуктов и технологий Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. «Сейчас консолидируется ряд мер, предложенных участниками, для выработки оптимальных решений. Также формируется перечень отраслей, наиболее пострадавших от ситуации на фоне пандемии, к ним относятся сектор общественного питания, транспортных услуг и перевозок, бытовые услуги», — рассказал он.

В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк «принимает активное участие в разработке необходимых мер государственной поддержки».

РБК направил запросы в ЦБ и ряд крупных банков.

Какие меры поддержки уже обещаны

Правительство объявило, что для борьбы с пандемией и ее последствиями сформирован антикризисный фонд в размере 300 млрд руб. В число антикризисных мер вошло также предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.

Также кабмин распорядился ввести налоговые каникулы для туристической отрасли и авиакомпаний. Отсрочка коснется тех сборов, которые бизнес должен был выплатить до 1 мая. Также власти временно не будут инициировать процедуры банкротства из-за возникающих перед бюджетом задолженностей. Аналогичные меры поддержки позже были утверждены и для организаций, работающих в сфере культуры и спорта.

Малый и средний бизнес получит отсрочки по выплатам аренды за государственное имущество.

Минэкономразвития также подготовило проект распоряжения правительства, которым рекомендуется до 1 мая отказаться от всех внеплановых проверок бизнеса, за исключением тех мероприятий, которые проводятся из-за случаев причинения вреда жизни и здоровью людей и в интересах бизнеса для возобновления разрешительных документов. После 1 мая органы власти должны будут исключить из своих планов проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса и сократить число плановых проверок всего бизнеса на 70%, с 380 тыс. плановых проверок до 116 тыс.

Также власти временно не будут инициировать процедуры банкротства из-за возникающих перед бюджетом задолженностей.

Какую помощь малому бизнесу оказывает государство

Государство оказывает разностороннюю поддержку малому бизнесу – от финансовой помощи до бизнес-образования. Предприниматели могут получить бесплатные консультации бухгалтеров и юристов, льготные помещения для работы или помощь в выставочно-ярмарочной деятельности. Все сделано для того, чтобы облегчить начинающему предпринимателю первые шаги в бизнесе.
Давайте рассмотрим каждый тип поддержки подробнее.

Программы поддержки бывают федеральными и региональными.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

, поэтому и размер субсидии может увеличиться.

Реформа ЕСН уничтожит малый бизнес

страховые взносы будут увеличены до 34.

Реформа ЕСН будет иметь негативные последствия для бизнеса

В «ОПОРу России», по данным этой организации , поступает множество обращений , в которых предприниматели выражают обеспокоенность последствиями реформы ЕСН.

В «ОПОРу России», по данным этой организации , поступает множество обращений , в которых предприниматели выражают обеспокоенность последствиями реформы ЕСН. Сформулировав консолидированную позицию своих региональных отделений , «ОПОРа России» подготовила документ , который сегодня публикует «ВД».

В своих обращениях предприниматели указывают , что принятый 24 июля 2009 года № 212-ФЗ существенно увеличивает совокупную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес. Речь идет о предприятиях , применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих ЕНВД.

По ожиданиям малого и среднего бизнеса , с 2011 года для предпринимателей , применяющих УСН и ЕНВД , финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Малые предприятия окажутся в крайне тяжелом положении , что привет к существенному ухудшению условий их деятельности. Сократится количество рабочих мест , неизбежен рост социальной напряженности , а также снизится доходная часть бюджета.

Возможным решением проблемы , позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий принятия № 212-ФЗ , по мнению большинства предпринимателей , может стать перенос срока вступления в действие этого закона на 2013−2014 годы с одновременным введением компенсационных мер.

Реформа ЕСН в сегодняшнем варианте содержит ряд дополнительных негативных последствий.

1.Наряду с налоговыми органами к финансовому контролю над деятельностью налогоплательщиков подключатся внебюджетные фонды. Это неизбежно приведет к дополнительной административной нагрузке на бизнес: помимо налоговой инспекции , предпринимательскую деятельность будут контролировать также органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Они будут проверять налогоплательщиков и в случае необходимости взыскивать с них суммы страховых платежей. Таким образом , пообещав бизнесу сократить количество финансовых контролеров , государство увеличивает их в три раза.

2. Крайне сомнительной ( с точки зрения права) выглядит идея наделения органов , не являющихся государственными , правами по контролю над хозяйствующими субъектами и правом применения к ним принудительных мер. Только государство в лице уполномоченных государственных органов вправе использовать принудительные меры , вправе использовать силу. Наделение внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов возможно только при одном условии: их включении в состав федерального органа власти , например , в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Но в этом случае утрачиваются самостоятельность и независимость этих фондов.

3. Для эффективного контроля за уплатой страховых платежей во внебюджетных фондах должны быть созданы собственные контрольные подразделения по образу и подобию налоговых органов. Их функционирование возможно либо за счет увеличения бюджетов данных фондов , то есть за счет увеличения фискальной нагрузки на бизнес , либо за счет перераспределения расходов внутри существующих бюджетов. То есть за счет сокращения той части расходов , которая предназначена для выполнения социальных выплат. И тот , и другой вариант финансирования новых контролеров недопустим.

Отдельного внимания заслуживает тот факт , что колоссальные полномочия должностных лиц налоговых органов не обеспечены мерами ответственности за их злоупотребления. В связи с переходом в 2010 году на обязательные страховые платежи органы внебюджетных фондов получают полномочия по контролю и взиманию обязательных платежей. Фактически должностные лица органов внебюджетных фондов получают полномочия налоговых структур. В то же время эти полномочия не обеспечены ответственностью за злоупотребления. Причем сегодня даже «общие» составы должностных преступлений не могут распространяться на должностных лиц внебюджетных фондов , поскольку последние не являются государственными служащими.

Без введения уголовной и административной ответственности органов внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и за злоупотребление правом приостанавливать операции по счетам в банке риск злоупотребления внебюджетными фондами своими полномочиями остается очень высоким.

Они будут проверять налогоплательщиков и в случае необходимости взыскивать с них суммы страховых платежей.

Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.

Оказывается по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.

Возмещение части затрат по договору лизинга

Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства – компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если вы берете в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у вас есть возможность вернуть часть средств.

Максимальный размер отличается в зависимости от региона: например, в Москве он составляет до 5 млн. рублей.

Узнать все подробности вы можете в департаменте по развитию малого бизнеса или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства – компенсация части платежей по лизинговым договорам.

Реформа ЕСН

Срок уплаты страховых взносов остался прежним, но необходимо отметить, что для каждого из четырех фондов ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС нужно оформлять отдельное платёжное поручение.

Имущественная помощь МСП и ИП

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.

Читайте также:  Виза в Гонконг для россиян в 2020 году: правила оформления и необходимые документы

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.

Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;.

Павел Сигал: “От реформы ЕСН бюджет мало что получит”

Утро 1 декабря у татарстанских предпринимателей началось с пикета у здания Госсовета РТ, где как раз в это время шло обсуждение бюджета республики. У здания парламента ОПОРА РОССИИ выставила плакат, гласящий: “Нет реформе ЕСН!” Главной задачей немногочисленных пикетчиков было привлечь внимание к проблеме спешащих на заседание депутатов. Однако мало кто уделил плакату должное внимание, народные избранники ограничивались мимолетными взглядами. Несмотря на трескучий мороз, “опоровцы” продержались час. Уже позже, члены объединения и приглашенные предприниматели на экстренном заседании в Гранд Отеле обсудили проблему и подписали открытое письмо Рустаму Минниханову.

Акцию поддержали предприниматели 83 регионов России. В нашей республике подобные акции прошли в Казани, Набережных Челнах, а также в Зеленодольском и Черемшанском районах. В этот же день в офисных центрах начался сбор подписей в поддержку акции. Свои подписи могли поставить не только владельцы бизнеса и руководители, но и работники компаний, и даже их родственники, поскольку последствия резкого увеличения налоговой нагрузки скажутся на всех сферах экономики. Мероприятия продлятся четыре дня.

Напомним, что федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, отменяющий ЕСН в пользу страховых взносов и увеличивающий с 1 января 2011 года их ставку с 14% до 34%, внес также изменения в администрирование сдачи отчетности по пенсионным отчислениям. Причем это коснется всех режимов налогообложения, включая льготные. Несмотря на все усилия лоббистов от бизнеса, добиться моратория на рост ставок по взносам так и не удалось.

Азат Газизов, председатель ТРООпора России, эксперт портала TatCenter.ru по вопросам малого и среднего предпринимательства:

– В прошлом году предпринимателям удалось добиться годичного моратория на введение этой меры, предполагалось, что взносы увеличатся уже с 1 января 2011 года. Однако, как подчеркнул вчера в послании Дмитрий Медведев, не все последствия кризиса еще преодолены. Однако мера, предложенная президентом – двухгодичный мораторий на повышение страховых взносов для предприятий социальной и производственной отраслей – не сможет компенсировать потери экономики, поскольку эти сферы не являются преобладающими.

В рядах предпринимателей еще несколько дней назад был слышан ропот: есть ли смысл в акциях, кто поможет… Но вчера из послания президента стало понятно – движение на встречу предпринимателям началось.

Поддержать акцию на экстренное совещание пришли представители отраслевых ассоциаций, за спинами которых – десятки и сотни предпринимателей. При этом 90% бизнесменов в республике находятся на упрощенной системе налогообложения, для них повышение составит с 14% до 26%. 70% бизнеса – это торговля и сфера услуг, вот ей то и достанется больше всего – ставка увеличится в 2,5 раза!

Следующий год и без того обещает быть сложным, грядут всевозможные повышения: на акцизы, на бензин, электроэнергию. Если голос предпринимателей не будет услышан, бизнес можно будет похоронить.

Танзиля Удод, директор ОООЭкспо-центрОценщик:

– Я пришла поддержать акцию. Повышение ЕСН повлечет за собой стоимость услуг. Оценочный бизнес и так находится в плачевном состоянии. Демпинг привел к тому, что до нижнего предела снизилась рентабельность. Повышение налога приведет к тому, что бизнес перейдет к теневой оплате труда.

Зарплата в конвертах ” – эта мера звучала откровенно и часто. Иного пути предприниматели просто не видят. Как сообщил Павел Сигал , вице-президент Опоры России, правительство страны уверено – кризис закончился и бизнес способен платить налоги:

– Все мы понимаем, какая дыра образовалась в бюджете Пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования, и что ее необходимо латать. Упрощенная система была введена 9 лет назад. До 2001 года 80% предпринимателей платили зарплату в конвертах. Столько сил было приложено за эти годы, чтобы к 2010 году 80% работодателей стали платить “белую зарплату”. Оказалось, одним росчерком пера можно увеличить налог в 2,4 раза. Для нас, предпринимателей, это будет серьезный удар, но и бюджет от этого мало что получит.

Как пояснил Владимир Жуйков , заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ, главным негативным последствием реформы станет увеличение себестоимости товаров и услуг. Бизнес начнет процесс самоликвидации, а в результате сокращения рабочих мест – возрастет безработица. Развитие предпринимательства в стране под угрозой. Если бизнес перейдет на теневую форму оплаты труда – снизится сумма отчислений все в тот же пенсионный фонд, возрастет недоверие со стороны банков.

– Мы видим, что правительство республики старается помочь бизнесу, но всех предпринимаемых мер недостаточно для того, чтобы малый и средний бизнес занял 70% экономики. Для того, чтобы залатать образовавшиеся дыры в бюджетах, необходимо в первую очередь разрушить коррупционную систему. В Китае взяточников, например, расстреливают.

По завершению совещания предприниматели подписали открытое письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

О последствиях повышения размера страховых взносов в 2011 год

1 января 2011 станет “черным днем” в календаре для малого бизнеса России. С этого момента фискальная нагрузка на фонд оплаты труда для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД – а это 90% всего малого бизнеса, – увеличится в 2,4 раза.

Такая ситуация приведет к вполне логичным действиям бизнеса – радикальному увеличению “теневой” составляющей экономики, снижению уровня заработной платы, введению “серых” схем оплаты труда, массовым увольнениям работников в секторе малого и среднего бизнеса. Но нужно понимать, что такие действия предпринимателей – своего рода крайняя мера, так как для многих из них реформа ЕСН в нынешнем виде будет означать конец бизнеса.

Между тем контролирующие органы (Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС) уже пугают предпринимателей трудовыми инспекциями.

Мы уверены, что повышение размера страховых взносов приведет к уменьшению объемов производящихся и реализуемых товаров и услуг, и как следствие, к существенному сокращению доходной части бюджета. Возросшая себестоимость производимых и реализуемых товаров, работ и услуг повлечет за собой и рост цен. Все эти экономические последствия вызовут усиление социальной напряженности.

Позиция бизнеса является консолидированной. ОПОРА РОССИИ провела более чем в 60 субъектах Российской Федерации региональные конференции, на которых обсуждался вопрос социально-экономических последствий повышения страховых взносов. Мнение бизнеса единогласно: проводимая реформа “душит” предпринимателей. Обсуждение проблемы с представителями региональных властей показало, что они понимают всю сложность ситуации и необходимо принимать решения, причём решения быстрые, но взвешенные и продуманные. Предприниматели понимают необходимость выполнения социальных обязательств со стороны государства, Однако несправедливо, что бремя по выполнению социальных гарантий ложится на малый бизнес

Единственный выход из ситуации в данных условиях – отсрочка введения повышенной ставки системы страховых платежей до 2013-2014 гг. с постепенным введением компенсационных мер (введение добровольности ЕНВД, снижение налоговых ставок по УСН и НДС, расширение видов деятельности на патентной системе).

Мы призываем руководство страны еще раз задуматься о последствиях принятого решения и встать на сторону малых предпринимателей”.

Павел Сигал От реформы ЕСН бюджет мало что получит.

Займ на развитие

В рамках господдержки существует микрофинансирование. Деньги выделяются на небольшой срок — 24 месяца, а сумма — до 1 млн руб. Если предоставить залог, то большая вероятность получить положительное решение. Этот вид помощи доступен как ООО, так и ИП.

реализовано льготное кредитование более чем на 200 млрд рублей.

Ссылка на основную публикацию