Что такое номер ТТН и необходимо ли его наличие в накладной?

Какова разница между ТТН и ТН

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги отправителю натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

Вопрос:

В каких случаях необходимо оформлять ТТН и ТН? Оформление ТТН — это право или обязанность?

2015 Ф07-4560 2015, АС Уральского округа от 17.

Что такое номер ТТН и необходимо ли его наличие в накладной?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учитывая, что покупатель вывозит товар на собственном транспорте, у него также отсутствует необходимость заключать с кем-либо договор перевозки груза и, соответственно, оформлять ТН.

Назначение товарно-транспортной накладной

Товарно-транспортная накладная необходима для сопровождения грузов, при их перевозке наземным транспортом.

Для каждого случая заполняется отдельный бланк. Данные документ составляются при двух условиях:

  • Транспортировка осуществляется наемной организацией;
  • Перевозка на собственном или взятом в аренду транспорте.

Если получатель или покупатель самостоятельно организует вывоз товара, то продавец не должен заниматься оформлением сопроводительного документа.

ТТН нужна при транспортировке по странам Таможенного союза и территории СНГ автомобильным или железнодорожным транспортом.

Для организации перевозок груза с представителями дальнего зарубежья необходима накладная международного класса CMR.

С 2011 года накладная больше не служит основанием для списания продукции с баланса компании, а является документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки. Грузоперевозчик может при необходимости предъявить этот документ сотрудникам ОВД. Бланк ТТН сопровождает груз на протяжении всего маршрута и помогает регулировать отношения между всеми участниками сделки по перевозке груза.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

При необходимости отправитель может оформить несколько дополнительных экземпляров накладных.

Заполнение товарно-транспортной накладной

При отгрузке товара продавец-грузоотправитель составляет товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т в четырех экземплярах.

В таблице товарного раздела отражаются данные о товаре и его стоимости (за единицу и всего), единица измерения, количество мест, вид упаковки и т.д.

Столбец 2 «Номер прейскуранта и дополнения к нему», столбец 3 «Артикул или номер по прейскуранту» заполняется, если организация-продавец утверждает цены на товары в специальном прейскуранте и присваивает товарам определенный артикул. Однако заполнение этих граф не является обязательным.

В столбце 5 «Цена, руб. коп.» указывается цена товара с учетом акциза, НДС (если товары этими налогами облагаются).

В Столбце 10 “Масса, т” указывается брутто масса груза в тоннах (всех товаров в сумме в данной строке).

Столбец 11 “Сумма, руб. коп.” считается как умножение столбца 4 на столбец 5.

В строке «Наценка, % » указывается процент торговой надбавки, установленной организацией-продавцом. Эту графу заполняют только торговые организации.

Со стороны грузоотправителя документ подписывают лица, ответственные за отпуск товара, и главный бухгалтер, ставится печать.

К документу, как правило, прикладываются также счет-фактура и товарная накладная по форме N ТОРГ-12.

В таблице “Погрузо-разгрузочные операции” транспортного раздела грузоотправитель вносит данные о способе погрузки (ручной) и времени прибытия под погрузку и убытия автомобиля.

Время прибытия определяется по времени предъявления водителем-экспедитором на контрольно-пропускном пункте путевого листа.

Время убытия проставляют в момент подписания накладной и передачи ее экспедитору.

При приеме товара к доставке водитель-экспедитор проставляет в первых трех экземплярах накладной свои данные под таблицей транспортного раздела. Первый экземпляр транспортной накладной остается у поставщика. Он служит основанием для списания товара. Остальные экземпляры передаются водителю.

Если при доставке груза грузополучателю никаких расхождений или отклонений по количеству и качеству товара, указанным в документах не было обнаружено, то в соответствующих полях накладной проставлены прочерки.

Далее, грузополучатель ставит подпись и печать в товарном разделе накладной, а также заполняет свою часть таблицы “Погрузо-разгрузочные операции” транспортного раздела: способ разгрузки, время прибытия автомобиля на разгрузку и его убытия со склада грузополучателя после разгрузки.

Второй экземпляр товарно-транспортной накладной (и прилагаемые документы) остается у покупателя и служит основанием для оприходования товара.

Третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной водитель доставляет в свою автотранспортную компанию.

При этом столбцы 20-44 заполняют водитель и бухгалтер транспортной организации. Здесь указывается километраж пробега автомобиля, время простоя, расценки на транспортные услуги и т. д.

Исходя из данных, указанных в этих столбцах, рассчитывается стоимость транспортных услуг и заработная плата водителя.

В Столбце 26 «За транспортные услуги с клиента» указывается общая стоимость транспортных услуг.

В Столбце 27 «За транспортные услуги причитается водителю» указывается сумма заработной платы, начисленной водителю за перевозку груза.

Автотранспортная компания после указания в ТТН данных, необходимых для расчетов за транспортные услуги (расстояние перевозки, стоимость услуг, время простоя под погрузкой и разгрузкой и т.д.), направляет заказчику транспортных услуг один (третий) экземпляр ТТН и счет на оплату услуг перевозки.

На основании оставшегося (четвертого) экземпляра ТТН и путевого листа автотранспортная компания начисляет заработную плату водителю.

Автотранспортная компания после указания в ТТН данных, необходимых для расчетов за транспортные услуги расстояние перевозки, стоимость услуг, время простоя под погрузкой и разгрузкой и т.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

ТТН или ТрН – что использовать? Консультация эксперта

Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «Генеральный директор» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.

Читатель: Наша компания занимается поставкой оборудования. Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования.

Читайте также:  Лишение и ограничение родительских прав: основания, отличия

Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя. Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?

Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).

Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания.

Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором). Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.

ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением.

В статье «Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи» вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения.

Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно. Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.

Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно.

Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки. Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.

Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании. Какие здесь необходимы документы?

Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10. Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы. К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует.

Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10).

С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания. Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять.

С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны. Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам. Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно.

Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца. Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.
Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её?

Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы. Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы? ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату?

Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст. 785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП).

Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма». Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой.

Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется. Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.

Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками. Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом.

Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры.

Что такое товарно-транспортная накладная (ТТН), когда и кем применяется

  • Понятие ТТН и ее применение в бухгалтерии
  • Разновидности товарно-транспортной накладной
  • Последствия отсутствия транспортной накладной

На основе ТТН происходят расчеты за перевозку между заказчиком и перевозчиком, поэтому этот документ подтверждает расходы заказчика для целей налогового учета.

Транспортная накладная: кто должен выписывать?

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика не нужна ни ТТН, ни ТН.

Оформление товарных и транспортных накладных

Правила заполнения ТН и ТТН нового образца

Закон «О бухгалтерском учете» обязует всех юридических лиц отражать каждую хозяйственную операцию посредством первичного документа.

Такой документ предусмотрен и для процедуры перемещения товарно-материальных ценностей от поставщика к покупателю. Им является товарно-транспортная накладная (ТТН) – унифицированная межотраслевая форма №1-Т (Постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78).

Образцом заполнения Транспортной накладной нового образца (лицевая сторона) как и для остальных первичных документов, для нее предусмотрен регламентированный бланк заполнения – это товарно-транспортная накладная форма 1-Т.

Оформление этого документа при перевозке товаров от покупателя к поставщику выполняет сразу несколько полезных функций:

1. Как первичный документ он подтверждает факт перемещения ТМЦ.

2. На его основании продавец имеет право списать, а покупатель оприходовать перевезенный товар.

3. Он служит для начисления зарплаты водителя как документ, учитывающий объем выполненной работы.

4. Его наличие дает возможность подтвердить право на налоговый вычет по НДС.

5. Подтверждает расходы на транспортировку груза, что дает возможность уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

6. Товарно-транспортная накладная дает возможность просто идентифицировать купленный товар.

Таким образом, использование товарно-транспортной накладной необходимо во всех случаях перевозки материальных ценностей от одного юридического лица к другому.

Нововведения в правилах ведения документа

Отдельно необходимо упомянуть изменения от 03.12.2015, внесенные в Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011, вызывающие множество разночтений при применении на практике, поскольку вносят изменения в форму транспортной накладной.

Но здесь необходимо обратить внимание, что изменения вносятся именно в транспортную накладную, а не в товарно-транспортную накладную формы 1-Т . При этом указанная транспортная накладная , в отличие от товарно-транспортной накладной формы 1-Т , не является первичным документом, поскольку в ней отсутствуют поля для отражения, оприходования и списания, а также нет товарной части. А законодательное регулирование бухгалтерского учета обязывает при грузоперевозке отражать этот факт в обязательном порядке и именно в первичных документах. Таким образом, новая форма ни в коем случае не заменяет товарно-транспортную накладную форму 1-Т , а служит дополнением к ней.

Выписываются товарно-транспортные накладные отправителем груза, а заполняется совместно грузоотправителем и перевозчиком. Бланк оформляется в четырех экземплярах, каждый из которых является оригиналом.

При доставке груза (в том числе скоропортящегося, опасного) от отправителя до получателя с привлечением третьего лица – перевозчика. Обратите внимание, что транспорт должен быть автомобильным, оформляется транспортная накладная. Для каждого участника (грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик) требуется оригинальный экземпляр.

Поставщик вписывает номер документа и дату перевозки, реквизиты сторон и сведения о товаре во всех экземплярах. Заверяет все необходимыми подписями и печатями, после чего один из них оставляет у себя, а три других передает перевозчику. Тот привозит все три экземпляра получателю вместе с грузом, после разгрузки и учета поставленного товара руководитель организации-получателя и материально ответственное лицо ставят свои подписи в получении и заверяют печатью организации, после чего один из оставшихся трех экземпляров оставляют себе, остальные два возвращаются перевозчику.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Борисоглебске: особенности деятельности, режим работы, адрес

Транспортная компания на основании полностью заполненных товарно-транспортных накладных составляет акт выполненных работ, прикладывает его к одному из своих двух экземпляров вместе со счетом на оплату и пересылает той из сторон сделки, которая будет оплачивать перевозку. К оставшемуся у перевозчика последнему экземпляру прикладывается путевой лист и на основании этих документов производится расчет зарплаты водителя. Хранятся они в отчетности транспортной компании.

В тех случаях, когда за одну грузоперевозку машина перевозит несколько партий товара для разных грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую из них и для каждого получателя.

Когда при разгрузке ценностей выявляется несоответствие качества или количества товара указанному в накладной, по факту расхождения составляется акт, о чем делается отметка в бланке накладной.

Т оварно-транспортная накладная ф ормы 1-Т состоит из двух частей – товарной и транспортной. Соответственно, товарную часть заполняет поставщик, а транспортную перевозчик.

К прибытию грузового транспорта грузоотправитель должен занести в накладную следующие сведения:

  • Дата составления;
  • Номер документа;
  • Реквизиты сторон сделки;
  • Адреса погрузки и разгрузки товара;
  • Сведения о перевозимом грузе: коды, номенклатура, наименование, единицы измерения, количество, цена и т.д;
  • Должностные лица, которые дали разрешение на отгрузку (как правило, руководитель и главный бухгалтер)

· После прибытия транспортного средства, в накладную включаются сведения о перевозчике:

• Номер путевого листа;

• Наименование транспортной компании;

• Ее государственный номер;

• Фамилия и инициалы водителя;

Помимо этого требуется занести сведения о виде упаковки товара. Если он не упакован, в этом поле проставляется «н/у». Если упаковка груза подразумевает опечатывание или опломбирование, в документе нужно проставить образец оттиска пломбы, чтобы получатель имел возможность сличить соответствие.

Также необходимо внести в специально отведенные поля такие характеристики, как тип погрузки и разгрузки, масса нетто и брутто, количество мест, занятых товаром в транспортном средстве. Если товар не может быть пересчитан на количество мест, поскольку является насыпным, этот факт также необходимо отразить.

После взвешивания груза требуется указать способ определения его веса и тип весов, которые были при этом использованы.

В тех случаях, когда вместе с товаром требуется отправить какую-либо сопроводительную документацию, водитель обязан ее принять и доставить получателю вместе с грузом. О вручении таких документов, также делается отметка в товарных накладных с перечислением приложенных документов.

Часто в качестве приложения может выступать товарная накладная по форме ТОРГ-12. Это требуется в тех случаях, когда товарная часть транспортной накладной не отражает полностью всех сведений о товаре и требуется более расширенный вариант документа. Однако поскольку товарная накладная формы ТОРГ-12 содержит исключительно товарную часть и не отражает факта перемещения ценностей, в случаях их транспортировки она не может выступать самостоятельным документом, а является только дополнительным приложением, которое стороны могут составить, а могут и не составлять, если все необходимые сведения уже содержатся в товарно-транспортных накладных .

Исключением является способ перевозки путем самовывоза, когда для осуществления условий сделки не привлекается третья сторона в виде транспортной компании. Тогда грузоперевозчиком выступает сам получатель и сторонам необходимо подтвердить только факт отгрузки и получения. В этом случае товарной накладной по форме ТОРГ-12 будет достаточно для подтверждения этой хозяйственной операции.

Следует иметь ввиду, что помимо товарно-транспортной накладной формы 1-Т , действующей для стандартных грузоперевозок , существуют также частные случаи, при которых для отдельных категорий грузов предусмотрены специальные формы бланков.

Например, если перевозка осуществляется на территорию другого государства, накладная оформляется по форме 1-ТМ.

Для транспортировки продукции, в которой имеется содержание алкоголя, понадобится к товарно-транспортной накладной формы 1-Т оформить специальную справку, предусмотренную разъяснением Росалкогольрегулирования от 08.07.2011.

Зерновая продукция, которая доставляется в хлебоприемные пункты, элеваторы и другие пункты назначения, должна сопровождаться накладной по форме СП-31.

Перевозка животных должна оформляться руководителем животноводческого хозяйства при обязательном участии ветеринарного врача по форме СП-32.

Поскольку доставка молока и молочной продукции на заводы и в магазины от производителей должна производиться только при обязательной проверке характеристик продукта, таких как жирность, кислотность и т.д., все эти процедуры проводятся перед отправкой и результаты заносятся в накладную по форме СП-33.

Отдельная форма бланка № СП-34 предусмотрена и для отгрузки продуктов сельского хозяйства, таких как фрукты, овощи, ягоды и т.д.

Продукция птицеводства в виде яиц должна сопровождаться актом их сортировки в цехе по форме СП-26, приложенным к накладной.

Шерсть, как специфический вид продукции, при транспортировке также описывается в специальной форме СП-35, которая содержит в себе все необходимые поля для указания индивидуальных характеристик этого вида товара. Такая накладная подразумевает полей, содержащихся на обороте бланка.

Бланк оформляется в четырех экземплярах, каждый из которых является оригиналом.

Раздел ТТН «Погрузочно-разгрузочные работы», заполняется представителем ООО «Сухие смеси» — грузоотправителем.

  1. Графа 11 «Исполнитель» содержит сведения о том, кто конкретно производил погрузку (грузоперевозчик своими силами, представители грузоотправителя или сторонняя организация).
  2. Графа 14 «Способ» — сведения о способе погрузки: автоматизированный (с использованием погрузчиков), ручной, наливной или насыпной.
  3. Графа 13 отражает данные о том, какая техника или оборудование были использованы при том или ином способе погрузки.
  4. В графах 16 и 17 ставится время (часы и минуты) прибытия машины под погрузку и убытия после окончания погрузочных работ. Графа 18 включает в себя сведения о дополнительных видах работ.

Прибытие под погрузку определяется временем предъявления путевого листа лицу, ответственному за отпуск ТМЦ. Время убытия – с момента проставления в товарно-транспортной накладной подписей о приемке товара к транспортировке. Графа 19 «Подпись ответственного лица» заполняется представителем грузоотправителя (ООО «Сухие смеси»).

Графа 18 включает в себя сведения о дополнительных видах работ.

ТТН или ТОРГ–12?

На вопрос отвечает Ларина С.Н., юрист, налоговый консультант

Из вопроса не ясно, кто осуществляет доставку товара: поставщик самостоятельно или с участием перевозчика. Рассмотрим оба варианта.

Доставку товара организация осуществляет, привлекая перевозчика.

Товарная накладная (форма № ТОРГ–12) (образец заполнения смотри в Примере № 2), в соответствии с альбомом унифицированных форм по учету торговых операций, утвержденному постановлением Госкомстата от 25.12.1998 г. № 132, применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Таким образом, ТОРГ–12 является первичным документом, ­удостоверяющим переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Что же касается ТТН, то, в соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарной накладной. К тому же, как было отмечено выше, ТТН является перевозочным документом и на ее основании производится списание груза грузоотправителем и оприходование грузополучателем.

Таким образом, и ТОРГ–12, и ТТН подтверждают совершение одной и той же хозяйственной операции — передачу товара продавцом покупателю. Однако факт перевозки грузов следует оформлять именно товарно-транспорт­ной накладной, а ТОРГ–12 выступает как приложение к ТТН. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов составляются сводные учтенные документы. Поэтому один из документов будет первичным, а второй — сводным.

На наш взгляд, первичной в рассматриваемой ситуации будет именно транспортная накладная, так как она подтверждает факт отгрузки и доставки товара покупателю. Так, на первой странице ТОРГ–12 есть раздел «Транспортная накладная», в который заносится информация о ТТН.

Но имейте в виду, что без ТОРГ–12 в указанной ситуации также не обойтись. Отметим, что, в отличие от торговой накладной, в ТТН отсутствует колонка, в которую необходимо заносить информацию об НДС отдельной строкой. А ведь в соответствии с пунктом 4 статьи 168 Налогового кодекса в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах суммы НДС должны выделяться отдельной строкой. Именно по этому формальному основанию налоговые работники могут отказать в вычете НДС.

Что касается рисков по отсутствию ТТН, то они могут возникнуть у покупателя либо у грузоотправителя. В первом случае из-за не подтверждения факта транспортировки товара, во втором — в связи с отсутствием товаросопроводительных документов. В любом случае, даже при наличии должным образом оформленной товарной накладной и несмотря на положительную судебную практику, во избежание споров с налоговой рекомендуем оформить и ТТН.

Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара.

В этом случае первичным учетным документом будет являться товарная накладная. Первый экземпляр ТОРГ–12 остается у продавца, который сдает материальные ценности и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю, и на его основании он приходует товары. Второй экземпляр в момент передачи груза передает экспедитор продавца, сопровождающий транспортировку товара. Таким образом, формально в рассматриваемой ситуации достаточно составления ТОРГ–12.

Однако не стоит забывать о требовании пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, согласно которым водитель обязан при себе иметь и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в том числе товарно-транспортные документы. А ведь при их отсутствии груз могут арестовать.

ТОРГ–12, как первичный документ бухгалтерского учета, имеет строго определенное назначение — оформление продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации и не является сопроводительным транспортным документом. А вот ТТН выступает не только первичным документом, на основании которого продавец списывает товарно-материальные ценности, а получатель приходует, но и сопроводительным перевозочным документом.

Поэтому и в этой ситуации, аналогично предыдущей, рекомендуем ­оформлять и ТТН, и ТОРГ–12.

Последствия отсутствия ТТН или неправильно составленных ТТН

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление № 78).

Налоговые органы нередко отказывают в вычете НДС при отсутствии ТТН. Суды нередко становятся на сторону налогоплательщика и указывают, что для вычета НДС вполне достаточно иметь надлежаще оформленную товарную накладную и счет-фактуру. Рассмотрим противоположные ситуации, когда отсутствие или неправильное заполнение ТТН приводит к негативным последствиям для организации.

Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.08.2004 г. по делу № А19–5570/04–24-Ф02–3221/04-С1 принял сторону налогового органа, аргументировав свою позицию тем, что наличие товаросопроводительных документов для обоснованности принятия к вычету НДС является обязательным. При подаче налоговой декларации на возмещение налога на добавленную стоимость предприятие не представило товарно-транспортные накладные, которые, по мнению суда, являются первичными документами, ­подтверждающими принятие товара на учет.

По делу от 23.05.2006 г. № А56–44240/2005 ФАС Северо-западного округа также принял решение об отказе в вычете НДС в связи с тем, что представленные ТТН были неправильно оформлены. Они не могли быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств перевозки (транспортировки) и оприходования товара.

По делу от 02.02.2006 г. № А13–1712/2005–28 ФАС Северо-западного округа суд также не принял неправильно оформленные ТТН в качестве ­доказательств приобретения товара и произведенных затрат.

В постановлении ФАС СЗО от 20.03.2006 г. по делу № А56–37882/2005 отсутствие у организации товарно-транспортных накладных, по мнению суда, явилось одним из доказательств его недобросовестности, на основании которых организации было отказано в налоговых вычетах по НДС.

В постановлении ФАС СЗО от 17.11.2004 г. № А05–6133/04–11 отсутствие ТТН суд расценил как отсутствие первичных документов. На этом основании представители Фемиды приняли решение о привлечении организации к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса за отсутствие первичных документов и доначислении налога на прибыль и НДС.

Таким образом, формально в рассматриваемой ситуации достаточно составления ТОРГ 12.

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ, ЗАМЕНЯЕТ ЛИ ЕЕ ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ

Сравнительно недавно на территории РФ введены в действие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которыми была утверждена форма транспортной накладной. Между тем ТТН, применяемая организациями ранее, не отменена.

Читайте также:  Заявление о предоставлении земельного участка в аренду - бланк 2020

Заметим, что грузоотправитель составляет ТТН на перевозку груза автотранспортом для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Причем она выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах:
первый ― остается у самого грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй ― передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации ― владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация ― владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику ― заказчику автотранспорта, а четвертый ― прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
В случае если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что по грузам нетоварного характера ТТН выписывается в трех экземплярах.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что унифицированная форма товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте, можно сделать вывод, что ТТН вообще не может выступать предметом спора о том, является ли она основанием для принятия товара к учету, как таковая. Если речь идет о торговой организации, то в качестве основания для отражения приобретенного товара на балансе организации выступает товарная накладная N ТОРГ-12, хотя по большому счету и это не совсем верно. Ведь из Постановления Госкомстата N 132 следует, что для оформления приемки товаров по качеству количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора применяется Акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1) и именно он является у торговой фирмы основанием для принятия товара на учет. Хотя сложившаяся практика свидетельствует о том, что большинство торговых организаций игнорирует составление Акта N ТОРГ-1, видимо полагая, что информация, указываемая в нем, практически дублирует сведения, содержащиеся в товарной накладной, в связи с чем, и принятие на учет производится на основании N ТОРГ-12. Заметим, что в большинстве своем налоговики против этого и не возражают.
Для производственных организаций документом, служащим основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, выступает приходный ордер, унифицированная форма которого N М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. N 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”.
Другой вопрос, когда речь идет о подтверждении транспортных расходов для целей налогообложения прибыли!
В Письме Минфина России от 26.05.2008г. N 03-03-06/1/333 указывал, что отсутствие ТТН приведет к тому, что фирма ― покупатель товара, осуществившая доставку товара с помощью специализированной автотранспортной организации, не сможет учесть данные затраты в целях налогообложения прибыли. Также чиновники напоминали о том, что в соответствии с пунктом 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 г. “О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом” перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН. Более того, указанным документом определено, что в данном случае не имеет значения, кто перевозит груз ― специализированный перевозчик или сама организация на собственном или арендованном транспорте. Требования едины для всех: перевозка осуществляется только на основании ТТН.
В целях же НДС рассматривать ТТН как документ, позволяющий судить о том, принят товар к учету или нет нельзя, если у организации имеются иные первичные учетные документы, например, N ТОРГ-12, N ТОРГ-1, N М-4 и так далее. В первую очередь, это противоречит нормам самой главы 21 НК РФ, в которой не указано конкретно, на основании каких документов товар должен быть принят налогоплательщиком к учету.
В самом начале статьи мы упомянули о транспортной накладной. Статьей 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” установлено, что этим документом подтверждается заключение договора перевозки груза.
Форма и порядок заполнения транспортной накладной утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” (далее ― Правила N 272).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех оригинальных экземплярах для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, и подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил N 272).
Составляется транспортная накладная грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, причем грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Иными словами, грузоотправителем может быть как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
В связи с принятием в июле 2011 года новой формы транспортной накладной возникла неясность, следует ли оформлять оба документа ― ТТН по форме 1-Т и транспортную накладную ― или можно оформлять при перевозке грузов лишь один из этих документов.
Минфин России в Письме от 25.11.2011 г. N 03-03-06/1/780 отметил следующее: так как ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов. Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее назначение отличается от назначения формы 1-Т. Аналогичные разъяснения были даны в Письмах Минфина России от 27.02.2012г. N 03-03-06/1/105, от 27.02.2012г. N 03-03-06/1/99. Таким образом, по мнению Минфина, составлять следовало два документа, поскольку назначение у них разное.
Так как форма ТТН в настоящее время не является обязательной к применению, но не отменена, то естественно возникает вопрос о том, какой все же документ оформляется при доставке товаров автомобильным транспортом.
Надеемся, что все точки над “и” расставило Письмо ФНС России от 21.03.2012г. NЕД-4-3/4681@, в котором рассмотрен вопрос о возможности документального подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом одним из названных выше документов. В письме сказано, что в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме N 1-Т.
Налоговики указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговое законодательство не содержит специальных положений о перечне и необходимом порядке оформления документов для учета их в целях налогообложения прибыли.
Однако утвержденная во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” транспортная накладная также может признаваться оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, если налогоплательщиком соблюден установленный порядок ее заполнения.
При этом следует иметь в виду, что НК РФ для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух вышеперечисленных документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, если руководствоваться названным выше Письмом ФНС России от 21.03.2012г. NЕД-4-3/4681@, транспортная накладная, утвержденная Постановлением Правительства N 272, заполненная в установленном порядке, вполне может заменить товарно-транспортную накладную формы N 1-Т.
Однако в 2013 году Минфин России по данному вопросу высказался иначе. В Письме от 23.04.2013г. N 03-03-06/1/14014, финансисты отдали предпочтение все-таки форме транспортной накладной, установленной Правилами N 272. Видимо при этом сотрудники финансового ведомства исходили из обязательности применения указанных форм первичных документов. Ведь в отличие от формы N 1-Т, форма транспортной накладной остается обязательной к применению.
На то, что формы некоторых документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, продолжают оставаться обязательными, Минфин России указал в Информации N ПЗ-10/2012 “О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Составляется транспортная накладная грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, причем грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Заполнение ТТН

Согласно нормативным документам оформление товарно-транспортной накладной не требуется в таких случаях:

  • на грузы, по которым не ведут складской учет;
  • если транспорт используется для киносъемок, сервиса линий связи, электропередач и другого;
  • при перевозке корреспонденции или почты;
  • во время сборки вторичного сырья;
  • при проведении научных или геологических работ.

ТТН должна иметь подписи и печати грузоотправителя и перевозчика, наличие которых проверяет получатель товара. Последний проверяет качество перевозки своего товара, фиксирует время прибытия груза, и потом ставит свою подпись и печать на всех экземплярах для отчетности.

Товарный раздел накладной заполняют продавец и покупатель, а транспортный – фирма-перевозчик. В первом разделе обязательно указывают все данные сторон с адресами, номерами телефонов и кодами по ОКУД и ОКПО. Образец ТТН по ссылке: http://forms-blanks.ru/15-tovarno-transportnaya-nakladnaya-forma-1-t.html

Образец заполнения ТТН

Как отличить товарную накладную от товарно-транспортной.

Кто заполняет ТТН?

Товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем и перевозчиком.

Основные правила заполнения следующие:

  • Грузоотправитель заполняет следующие пункты — информация о грузоотправителе, информация о грузополучателе, название товаров, сопроводительные документы, фактическое время и дата подачи транспорта. Также грузоотправитель указывает дату составления ТТН и ставит свою подпись.
  • Перевозчик заполняет следующие пункты — фактическое время и дата подачи транспорта, условия перевозки, информация о перевозчике, данные о ТС, стоимость услуг, дата составления, а также некоторая другая информация.
  • В случае нарушения условий договора грузоотправитель и перевозчик могут составить акт о нарушении, а в ТТН делается соответствующая пометка. Также нужно помнить, что составить акт может не только грузоотправитель и перевозчик, но и получатель груза.

Существуют специальные правила исправления ошибок в ТТН.

Ссылка на основную публикацию