Когда постановление об административном правонарушении вступает в законную силу

Когда постановление об административном правонарушении вступает в законную силу

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 31.1 КоАП РФ. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 31.1 КоАП РФ. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

2013 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся следующие разъяснения.

Когда постановление об административном правонарушении вступает в законную силу

Принятие решения об обращении в суд

Всегда можно договориться

Правила написания искового заявления.

В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

За правосудие тоже надо платить

Подать заявление тоже нужно правильно!

Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

Основное судебное заседание.

Решение еще надо получить

Работа с судебными приставами-исполнителями

  • Исковые заявления
  • Решения судов
  • Прочие процессульаные документы

Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

3 минуты от м.”Южная”, 15 минут от м.”Пражская”

Постановление должно вступать в законную силу по истечении срока на обжалование со дня его вынесения.

Когда постановление об административном правонарушении вступает в законную силу

Большинство из нас, так или иначе, сталкиваются с правонарушениями, носящими все признаки административного. Самые распространенные из них это, пожалуй, нарушение правил безопасности движения на дороге.

Основное, что необходимо знать: для того, чтобы привлечь физическое или юридическое лицо к административной ответственности, в обязательном порядке должно быть вынесено постановление и применение к лицу административного наказания. Вынесенное постановление имеет свой срок для приведения в исполнение, то есть его не нужно моментально приводить в исполнение.

Если опротестование подано позже, то следует указать причину, уважительную для пропуска сроков и составить заявление о восстановлении этого срока, составленное заявление нужно подать вместе с жалобой.

Статья 31.1 КоАП РФ. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

Новая редакция Ст. 31.1 КоАП РФ

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.

Комментарий к КоАП

Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

Дата вступление постановления по делу об адм правонарушении в законную силу

И снова вопрос знатокам Постановление об адм правонарушение было обжаловано в суде, однако суд возвратил жалобу ЛВОКу.

#1 Legal Person Legal Person –>

Борцы с беззаконием 🙂

  • Старожил
  • 1306 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    “Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года”
    (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
    (Извлечение)

    Вопрос 19. С какого момента вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в случае, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу?
    Ответ. Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
    Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного Постановления.
    При направлении органом (должностным лицом) копии постановления о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 (далее – Правила). В частности, в соответствии с п. 22 Правил на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата.
    Выполнение требований указанных Правил будет свидетельствовать о том, что органом (должностным лицом), вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, органом почтовой связи были приняты необходимые меры по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.
    Пункт 36 Правил устанавливает, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в частности, при отказе адресата (его законного представителя) от его получения, а также при отсутствии адресата по указанному адресу.
    В связи с вышеизложенным днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будет являться дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления.

    копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу.

    Кодекс об административных правонарушениях КоАП РФ

    Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

    Глава 31. Общие положения

    Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу

    Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

    2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

    3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

    Статья 31.2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении

    1. Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

    2. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

    Статья 31.3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению

    1. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

    2. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

    3. В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста – со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

    4. Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

    5. Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

    Статья 31.4. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении

    1. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

    2. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

    3. В случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.

    Статья 31.5. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания

    1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

    2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

    Статья 31.6. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания

    1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

    2. Принесение протеста на постановление об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления.

    Статья 31.7. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания

    Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

    1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

    3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

    4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса;

    5) отмены постановления;

    6) вынесения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Статья 31.8. Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания

    1. Вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

    2. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

    3. Решение по вопросам о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.

    4. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

    Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

    1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

    2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

    3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

    Читайте также:  Лаурилсульфат натрия (sodium lauryl/laureth sulfate, ТУ 2481 023 50199225 2002) и его виды: аммониум, содиум, а также обзор товаров без SLS

    4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

    Статья 31.10. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания

    1. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

    2. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае:

    1) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;

    2) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;

    3) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 настоящего Кодекса.

    3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление о назначении административного наказания, составляет соответствующий акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом.

    4. Возвращение постановления о назначении административного наказания по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока, предусмотренного статьей 31.9 настоящего Кодекса.

    Статья 31.11. Исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на территории Российской Федерации имущества

    Исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на территории Российской Федерации имущества, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлеченного к административной ответственности.

    Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Комментарий к статье 31.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

    1. С момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении возникают правовые последствия в виде начала его исполнения.

    В соответствии с положениями комментируемой статьи постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, в случае если оно не было обжаловано.

    2. В случае если постановление было обжаловано в порядке первого пересмотра, оно вступает в законную силу с момента истечения срока обжалования решения по жалобе или протесту при условии, что оно не обжаловано.

    В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе в порядке надзора постановление по делу вступает в законную силу немедленно после вынесения решения по жалобе или протесту, которое не подлежит обжалованию.

    Следует отметить, что указанные положения не применяются в случаях, когда вынесенным решением отменяется обжалованное или опротестованное постановление.

    Свойство законной силы решения означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Проблемы реализации положений КоАП РФ о вступлении в законную силу постановления о назначении административного наказания

    Емшанов Игорь Сергеевич, помощник судьи Амурского областного суда, ассистент кафедры гражданского права Амурского государственного университета.

    В статье рассматриваются проблемы вступления постановлений по делам об административных правонарушениях в законную силу. Автор выявляет имеющиеся в законодательстве пробелы и предлагает варианты их решения.

    Ключевые слова: производство по делам об административных правонарушениях, постановление, вступление в законную силу.

    The problems of realization of norms of Code of Administrative Violations about coming decree on the case of administrative violation into legal force

    The article considers the issues of coming decrees on the cases of administrative violations into legal force. The author reveals the existing lacunas in the legislation and proposes the variants of solution thereof.

    Key words: proceeding on the cases of administrative legal violations, decree, coming into legal force.

    Принцип неотвратимости назначенного по делу об административном правонарушении наказания достигается путем исполнения постановления о его назначении. Несмотря на многообразие видов и способов исполнения административных наказаний, объединяет их, за некоторым исключением , одно – исполнение наказания осуществляется с момента вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности.

    Такие исключения, в частности, касаются постановлений об административном аресте либо административном приостановлении деятельности, которые приводятся в исполнение немедленно после их вынесения. См.: ч. 1 ст. 32.8 и ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ.

    В части определения момента вступления выносимого по делу об административном правонарушении постановления в законную силу КоАП РФ не столь однозначен и предлагает три возможных варианта:

    • после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
    • после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
    • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ст. 31.1 КоАП РФ).

    Несложный анализ данной нормы дает основания для вывода о том, что момент приобретения постановлением юридической силы зависит от активности лица, привлекаемого к административной ответственности, в реализации им права на обжалование этого постановления в установленном порядке.

    Причем такая зависимость осложнена применяемыми в КоАП РФ правилами об отсчете срока обжалования постановления по делу. В силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Связывая начало течения срока обжалования с фактом вручения или получения копии постановления, законодатель, судя по всему, заботился о предоставлении дополнительных гарантий права привлекаемого к административной ответственности лица на защиту. Это обстоятельство в свете конституционной нормы о гарантии каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и корреспондирующих с ней положений международно-правовых актов (в частности, ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) следует оценивать положительно.

    Однако фактическая привязка момента вступления постановления в законную силу к моменту получения его копии на практике порождает неопределенность в дате начала исполнения назначенного наказания, что можно продемонстрировать следующим примером.

    Старшим государственным инспектором Управления лесного хозяйства Амурской области гражданин С. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ с наложением административного штрафа. Постановление, вынесенное 2 апреля 2009 г. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, направлялось ему по почте, однако адресату вручено не было.

    В связи с неуплатой наложенного административного штрафа в тридцатидневный срок Управлением лесного хозяйства области в отношении гражданина С. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Протокол о данном правонарушении был составлен органом 11 августа 2009 г.

    В ходе рассмотрения административного материала мировой судья по Зейскому районному судебному участку пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу об административном правонарушении. По этому поводу судья указал, что постановление о наложении административного штрафа от 2 апреля 2009 г. вступило в законную силу 12 апреля 2009 г. Поскольку штраф должен быть уплачен С. до 12 мая 2009 г., то двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек 12 июля 2009 г., т.е. еще до составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса.

    Возражения Управления лесного хозяйства относительно прекращения производства по делу касались сроков вступления постановления о назначении штрафа в законную силу . По мнению юрисдикционного органа, вынесенное им постановление вступило в законную силу только после истечения десятидневного срока его обжалования, отсчет которого следует производить с 20 июня 2009 г. – даты получения копии постановления лицом, направленной ему повторно. Соответственно, штраф должен был быть уплачен до 30 июля 2009 г., а значит, на момент составления протокола об административном правонарушении (11 августа 2009 г.) срок давности привлечения к ответственности не истек.

    Позиция юрисдикционного органа по рассматриваемому вопросу была изложена в обращении, поступившем на имя председателя Амурского областного суда. Обращение поступило во внепроцессуальном порядке, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”). Место хранения обращения и ответа на него – наряд Амурского областного суда N 03-01 за 2009 г. Т. 7.

    Иными словами, административный орган, основываясь на буквальном понимании положений ч. 1 ст. 30.3 и п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, предполагал вступление постановления в силу только после истечения срока для его обжалования, течение которого началось с момент получения лицом копии постановления. Действительно, именно это и следует из совместного прочтения этих норм.

    Однако если согласиться с позицией юрисдикционного органа, то при буквальном толковании перечисленных положений закона невручение копии постановления, во-первых, может затянуть исполнение постановления на неопределенный срок, а во-вторых, поставит его вступление в законную силу в зависимость от субъективного усмотрения привлеченного к ответственности лица, который в принципе может избегать получения такой копии. Такая ситуация недопустима, поскольку в противном случае привлечение к ответственности приобретет формальный характер и не будет способно обеспечить решение задач законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).

    При этом вполне очевидно, что четкое определение даты вступления в силу постановления о назначении наказания в условиях неполучения привлекаемым к административной ответственности лицом копии постановления или уклонения от ее получения имеет важное практическое значение, поскольку, по существу, речь идет о наличии либо отсутствии законного повода к возбуждению производства по делу об административном правонарушении (помимо приведенного выше примера, эта ситуация может коснуться случаев привлечения к ответственности по так называемым квалифицированным составам, когда поводом к возбуждению дела является повторное совершение административного правонарушения) .

    Такие составы в КоАП РФ предусмотрены ч. 3 и 4 ст. 12.8, ч. 2 ст. 5.27 Кодекса и др.

    Ответ на поставленный вопрос был дан Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. .

    Документ опубликован не был. См.: вопрос 19 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г.) // СПС “Консультант”.

    Отвечая на вопрос о моменте вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в случае, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу, Президиум Верховного Суда Российской Федерации проанализировал положения КоАП РФ, Правила оказания услуг почтовой связи и пришел к выводу, что днем приобретения постановлением юридической силы будет дата поступления его копии в орган, должностным лицам, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия адресата или его уклонения от получения постановления.

    Исходя из этих разъяснений высшей судебной инстанции и следовало решать вопрос о вступлении постановления в силу в описанной выше ситуации.

    Но, к сожалению, указанная правовая позиция не смогла снять все трудности, возникающие на практике в связи с применением положений КоАП РФ о начале исполнения постановления о назначении административного наказания. Иллюстрацией одной из них является следующая ситуация.

    Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому районному судебному участку от 8 августа 2008 г. гражданин Т. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством . Дело было рассмотрено мировым судьей в отсутствие Т., копия постановления, высланная по почте, им получена не была.

    Дело об административном правонарушении N 5-580/08 // Архив мирового судьи Амурской области по Благовещенскому районному судебному участку.

    Получив копию постановления самостоятельно уже значительно позже (30 марта 2009 г.), Т. решил воспользоваться правом на обжалование, предусмотренным ст. 30.1 КоАП РФ, и обратился в вышестоящий суд. Однако доводы Т. не были признаны обоснованными, ввиду чего решением судьи Благовещенского районного суда от 15 апреля 2009 г. постановление мирового судьи было оставлено без изменения.

    На обращение в органы ГИБДД с просьбой о возврате водительского удостоверения по окончании срока лишения специального права, который он отсчитывал с момента возврата копии постановления мировому судье, Т. был получен отказ. В качестве мотива отказа в возврате удостоверения было указано, что срок наказания не вышел, поскольку постановление было обжаловано в вышестоящем суде и, следовательно, согласно положениям ст. 31.1 КоАП РФ вступило в законную силу только после вынесения судьей решения по жалобе.

    Видно, что в приведенной ситуации обнаруживается неопределенность в дате вступления в законную силу постановления в условиях, когда привлеченное к ответственности лицо воспользовалось правом на обжалование постановления после возврата его копии судье. Следует ли считать такое постановление вступившим в законную силу после вынесения по делу решения, не подлежащего дальнейшему обжалованию, как того требует п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ?

    Читайте также:  Как происходит проверка по заявлению по ст 327 УК в номенклатуру?

    Положительный ответ на этот вопрос приведет нас к тому, что начало исполнения наказания не просто будет поставлено в зависимость от реализации лицом права на обжалование постановления по делу, но и сделает невыгодным для лица этим правом пользоваться.

    В этой связи уместна аналогия с правилом о запрете поворота к худшему при принятии решения по жалобе на судебное постановление, разработка которого принадлежит представителям науки гражданского процесса. “Сторона, оценивая возможности ухудшения своего положения в связи с предполагаемой подачей жалобы на решение суда первой инстанции, могла бы не идти на такой риск и на этом основании отказаться от обжалования решения, которое могло быть незаконным. Последствия этого заключались бы в том, что был бы нанесен ущерб, во-первых, субъективному праву стороны и, во-вторых, интересам правосудия” .

    Проверка судебных постановлений в социалистическом гражданском процессе. М., 1989. С. 12. Цит. по: Борисова Е.А. Правило о запрете поворота к худшему в гражданском процессе // Российская юстиция. 2007. N 1. С. 42 – 44.

    То же мы можем усмотреть и в нашем случае – лицо, не будучи уверенным в том, что его положение после рассмотрения дела вышестоящей инстанцией не ухудшится (а в нашем случае такое ухудшение связано с отложением начала исполнения постановления до окончания процедуры пересмотра акта об административной ответственности), на необоснованное, с его точки зрения, постановление судьи просто не будет подавать жалобу. Негативные последствия такого развития событий очевидны.

    Не менее важным с точки зрения практической реализации положений КоАП РФ является вопрос о необходимости восстановления срока обжалования постановления, когда постановление вступило в законную силу в соответствии с приведенной выше правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации.

    В судебной практике нередко встречаются случаи, когда судьи вышестоящих судов отказывают в принятии жалобы к рассмотрению со ссылкой на злоупотребление заявителями своими процессуальными правами, своевременно не получившими направленную им по почте копию постановления. Заявителям жалоб предлагают восстановить пропущенный срок, доказав уважительный характер его пропуска.

    По нашему мнению, на вопрос о необходимости предъявления заявителям подобного требования следует ответить отрицательно, поскольку в силу ст. 30.3 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении возникает с момента вручения или получения его копии. Иного в Кодексе просто не имеется.

    Однако и в этой ситуации наблюдается несогласованность положений ст. 30.3 КоАП РФ с нормой ст. 31.1 этого же Кодекса о вступлении постановления в законную силу после вынесения решения по жалобе, не подлежащего дальнейшему обжалованию.

    Для разрешения этой правовой коллизии, как нам представляется, следует исходить из следующего. В целях надлежащего исполнения постановления о назначении административного наказания под его вступлением следует понимать различные моменты применительно к двум ситуациям: обычному варианту, когда копия постановления была вручена присутствовавшему в судебном заседании правонарушителю либо получена им по почте (постановление вступает в силу по правилам ст. 31.1 Кодекса), и экстраординарному с несвоевременным получением копии акта (постановление вступает в силу в соответствии с правовой позицией ВС РФ). В последнем случае будет иметь место обжалование вступившего в законную силу постановления, но по правилам об обжаловании постановлений, не вступивших в законную силу (ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ).

    Подводя итог изложенному, следует отметить, что, несмотря на безусловную ценность для практики разъяснений высшей судебной инстанции, окончательно снять все трудности правоприменения могло бы законодательное совершенствование положений закона о вступлении постановлений по делам об административных правонарушениях в законную силу.

    Приемлемым вариантом приведения положений закона в соответствие с принципом неотвратимости назначенного административного наказания видится изменение положений ст. 31.1 КоАП РФ. В диспозицию этой нормы могло бы быть добавлено правило о том, что постановление считается вступившим в законную силу по истечении десяти дней с момента его вынесения при условии получения судьей, органом, должностным лицом сведений о невручении лицом копии постановления, высланной ему по почте. В этой ситуации также было бы целесообразно предоставить лицу возможность ходатайствовать перед судьей о приостановлении исполнения наказания до рассмотрения жалобы в случае, если копия не была получена по обстоятельствам, за которые лицо не отвечает.

    Однако и в этой ситуации наблюдается несогласованность положений ст.

    Как проходит процедура

    Первый шаг – это составить административный протокол на основании выявленного сотрудником ГИБДД нарушения, совершенного водителем автомобиля, за которое закон предусматривает данный вид наказания. Данный протокол составляется сотрудником ГИБДД прямо на месте, где был остановлен автомобиль, в присутствии правонарушителя, что соответствует требованиям Приказа Министерства Внутренних дел Российской Федерации N 185 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В данном документе обязательно должна содержаться информация о дате, времени и месте совершения нарушения, кроме того, здесь содержится персональная информация о сотруднике ГИБДД и водителе, а также свидетелях при их наличии. В протоколе полностью описываются все обстоятельства правонарушения, перечислены положения Правил дорожного движения, которые были нарушены водителем, а также нормы и положения КоАП РФ, закрепляющие этот конкретный вид наказания за совершение такого нарушения.

    Сотрудник ГИБДД должен четко разъяснить автовладельцу его гражданские права согласно закону, а также внести в документ все пояснения и возражения автовладельца, касающиеся нарушения.

    Гражданин, нарушивший ПДД, вправе ходатайствовать о рассмотрении дела об административном правонарушении в месте его регистрации, и эта информация должна отражаться в протоколе, основываясь на требовании КоАП и Административного регламента. В случае положительного решения и удовлетворения ходатайства, дело передадут в судебный орган, осуществляющий деятельность по месту жительства виновного.

    Сам протокол обязательно заверяется инспектором ГИБДД, автовладельцем и свидетелями при их наличии. По правилам КоАп, данный документ должен быть передан водителю.

    Важно знать, что инспектор не уполномочен законодательством Российской Федерации самостоятельно изымать ваши права.

    В случае положительного решения и удовлетворения ходатайства, дело передадут в судебный орган, осуществляющий деятельность по месту жительства виновного.

    Содержание:

    Завершающим этапом производства по делам об административных правонарушениях становится их исполнение. По факту вступления в силу начинается исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

    Нормами КОАП РФ предусмотрены определенные ограничения по времени, за которое решение по административному нарушению вступает в силу:

    • когда закончится срок, который установлен для обжалования, в случае если обозначенное распоряжение не было обжаловано или же опротестовано. После вручения или получения копии постановления, по КоАП РФ имеется 10 суток на подачу жалобы об административном правонарушении. В случае если в этот срок апелляция не подавалась, а протест прокурора не вынесен, тогда постановление вступит в законную силу;
    • когда закончится срок, данный на обжалование заключения по жалобе, протесту, в случае когда указанное решение не было обжаловано или опротестовано, не считая исключений, случаев, когда решением отменяется постановление. Имеется 10 дней на обжалование решения по жалобе или подаче протеста, так же, одни сутки со дня поступления, для жалоб на постановление об административном аресте. Спустя 10 суток после вынесения решения по первичной жалобе, в случае если решение не было обжаловано, в силу вступает постановление, касаемое административного правонарушения;
    • если решение не может быть обжаловано или опротестовано, то оно вступает в силу. Исключение – в случае отмены решения постановлением.

    Далее наступает время организационных мер – реализация уполномоченными лицами и инстанциями постановления в соответствии с принятым решением.

    Если назначение административного наказания делится на два или более постановлений, и все они относятся к одному лицу, то каждое постановление обладает самостоятельной силой.

    Далее наступает время организационных мер реализация уполномоченными лицами и инстанциями постановления в соответствии с принятым решением.

    Исполнение постановлений об административных правонарушениях (по материалам судебной практики)

    Обзоры КонсультантПлюс

    Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

    В соответствии с пунктом 36 Постановления при приведении принятого судебного акта в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9 постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было при” ведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

    С учетом данной нормы, а также положений статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные документы предъявляются к исполнению в законодательно установленный срок, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению. Таким образом, даже если срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания необходимо иметь в виду, что частями второй – четвертой статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

    Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.7 подлежит прекращению по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью первой статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение еще не производилось либо было произведено не полностью.

    Данное толкование Высокого Суда привело к неоднозначному пониманию Постановления со стороны подразделений судебных приставов-исполнителей и органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Суды также по разному понимают данное разъяснение высшей судебной инстанции при рассмотрении конкретных споров.

    Рассмотрим проблему на примере осуществления исполнительных действий по делам, связанным с исполнением постановлений о привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц таможенными органами Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 403 Таможенного кодекса РФ ( Статья 403) (далее – ТК России) одной из функций таможенных органов Российской Федерации является борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

    Таможенными органами являются:

    федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

    региональные таможенные управления; таможни Российской Федерации; таможенные посты.

    Таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений.

    Приказом ФТС России от 12.01.05 № 7 утверждено «Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне»

    К полномочиям таможни РФ относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обращение к исполнению постановлений таможни о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то российским законодательством, и организация деятельности подчиненных таможенных постов, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении указанных постановлений.

    21.07.97 принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ (далее – Закон).

    Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения актов органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества (статья 1 Закона).

    Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (статья 2 Закона).

    Статьей 14 Закона установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.

    Так, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению

    в течение трех месяцев. При этом данный срок предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления.

    В соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9 постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

    Таким образом, исчисление срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания начинается не с момента его вы” несения, а с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

    Кроме того, срок давности исполнения составляет не три месяца, а один год с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

    Установленный в пункте 1 статьи 14 Закона трехмесячный срок предъявления к исполнению исполнительных документов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, соответствовал сроку, ранее предусмотренному статьей 282 КоАП РСФСР Исполнение постановлений по делам об административных правоотношениях в силу статьи 24.1 КоАП РФ Налоговый кодекс Статья 24.1 является составной частью производства по делам об административном правоотношении.

    Следовательно, постановления по делам об административном правонарушении должны исполняться с учетом положений КоАП РФ.

    Условия и порядок принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях регулируются нормами главы 31 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.1 .
    С учетом части первой статьи 39.1 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.1 давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением.

    Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Именно в течение срока обращения постановления к исполнению уполномоченные органы должны предпринять все меры, чтобы обеспечить неотвратимость административного наказания. Если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжить на необходимое время, поскольку предельный срок исполнительного производства законом не предусмотрен.

    Таким образом, если постановление было приведено в исполнение до истечения года со дня вступления его в законную силу, на него уже не распространяется названный выше срок давности, а значит, исполнение может быть продолжено по истечении года.

    Статья 31.3 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.3 регулирует ряд отношений, возникающих на первом этапе – стадии исполнения – этапе обращения постановления к исполнению. Исходя из содержания данной нормы процессуальное действие «обращение постановления к исполнению» представляет собой факт передачи постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим его, органу или должностному лицу, непосредственно исполняющим постановление по делу об административном правонарушении.

    Читайте также:  Как делится ИП при разводе: раздел бизнеса супругов при расторжении брака

    Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике, в частности в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.03 по делу № КА-А40/5055-03, постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.04 по делу № А05-543/04-2 .

    Вместе с тем судами Российской Федерации были вынесены также совершенно иные решения, полностью противоречащие вышеуказанным судебным актам.

    Так, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа в своем постановлении от 16.10.03 по арбитражному делу № А28-3570/2003-111/27 по заявлению ООО «Производственно-коммерческой фирмы «Каир» к Кировской таможне пришла к следующему выводу: «Таким образом, срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то при отсутствии сведений об уклонении лица, привлекаемого к ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания данное постановление исполнению не подлежит».

    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.08.05 г. по делу № А19-31235/04-27-Ф02-3901/05-С2 (иск Иркутской таможни о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Усольского подразделения Службы судебных приставов Иркутской области о возвращении исполнительного документа) пошел еще дальше, фактически проигнорировав положения КоАП РФ. Так, суд пришел к выводу об идентичности понятий «дата вынесения постановления о привлечения лица к ответственности» и «дата вступления постановления в законную силу».

    Анализ судебной практики показывает, что имеет место различное толкование понятий «момент вступления постановления о привлечении лица к ответственности в законную силу» и «приведение постановления в исполнение».

    Пункт 36 Постановления не содержит прямого указания на невозможность возбуждения исполнительного производства в случае предъявления исполнительного документа (постановления о наложении взыскания) в сроки, превышающие три месяца со дня вступления его в законную силу.

    Таким образом, статья 31.9 КоАП Российской Федерации предусматривает срок, равный одному году, для исполнения постановления о назначении административного наказания и, соответственно, для предъявления указанного исполнительного документа.

    В связи с этим полагаю, что в указанных выше делах суд ошибочно принял срок обращения постановления к исполнению за собственно срок исполнения постановления.

    В месте с тем статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрен иной срок для исполнения постановления о назначении административного наказания, нежели срок, установленный статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях» Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено привести до 01.07.02 нормативные правовые акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.

    Однако до настоящего времени положения статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не приведены в соответствие с КоАП РФ.

    При коллизии правовых норм используются принципы приоритетности: как приоритет позднее изданного акта, так и отраслевой приоритет.

    КоАП РФ был принят гораздо позже (введен в действие с 01.07.02) Федерального закона «Об исполнительном производстве». Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрен специальный порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Следовательно, статья 39.1 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 39.1) подлежит применению как специальная норма позднее принятого закона.

    Следовательно, орган, наделенный полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности, вправе предъявлять постановления о наложении административного взыскания в службу судебных приставов в течение года со дня вступления их в законную силу, и исполнительное производство должно быть возбуждено в пределах данного срока.

    При рассмотрении вопроса о необходимости возбуждения исполнительного производства по акту органа о привлечении лица к ответственности необходимо учитывать, что отправной точкой для расчета указанных выше процессуальных сроков является момент вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу.

    Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

    после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;

    немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статья 31.1 КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.3 ).

    Свою точку зрения по данному вопросу высказал ГТК России письмом от 20.03.03 года № 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» .

    Возможность исполнения Постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления

    При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений (пункт 4 статьи 31.7 Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.7 , статья 31.9 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9 ) необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу. По истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается (части вторая – четвертая статьи 31.9 КоАП РФ), исполнение постановления подлежит прекращению.

    Таким образом, возможность исполнения постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления. Если копия постановления по делу направляется почтой и уведомление о вручении в административный орган по каким-либо причинам не возвращается, либо если адресат намеренно уклоняется от ее получения, исполнение по делу невозможно.

    Однако в данном случае любой орган, и не только таможенный, практически сталкивается с фактом отсутствия неотвратимости наказания правонарушителя.

    Между тем само наказание является не только мерой защиты общественных интересов и безопасности, но и носит воспитательный аспект, призванный

    стать побудительным мотивом для правонарушителя в несовершении им в дальнейшем нарушений действующего законодательства Российской Федерации.

    Окончательное разрешение проблемы, на наш взгляд, видится во внесении изменений в КоАП РФ, в частности установлением нормы, согласно которой срок обжалования постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении и, следовательно, срок его исполнения должны будут исчисляться с фиксированного дня (например, со дня вынесения постановления), и в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» – нормы, предусматривающей возможность предъявления к исполнению постановления о привлечении к ответственности в течение 1 года с момента вступления его в законную силу.

    7 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.

    Статья 47.32. Вступление в законную силу решения суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

    1. Решение вышестоящего суда (судьи) по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которое было первоначально вынесено судьей суда общей юрисдикции или судьей арбитражного суда, вступает в законную силу со дня вынесения.

    2. Решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, должностным лицом, вступает в законную силу по истечении срока для его обжалования, предусмотренного частью 2 статьи 47.9 настоящего Кодекса.

    3. Решение суда (судьи) по жалобе на не вступившее в законную силу решение судьи суда общей юрисдикции или судьи арбитражного суда, вынесенное по жалобе на постановление административного органа, должностного лица по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу со дня его вынесения.

    Статья 47.33. Выдача и направление копий решения суда по делу об административном правонарушении, вынесенного по жалобе на не вступившее в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении

    1. Копия решения по жалобе на постановление (решения) по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

    2. Копия вынесенного судом решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которое было первоначально рассмотрено судьей, в срок до трех суток после его вынесения направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

    3. Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которое первоначально было рассмотрено органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностное лицо которого вынесло постановление.

    4. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

    § 3. Рассмотрение судьей жалоб (протестов) на вступившие в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении

    Статья 47.34. Обжалование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб (протестов)

    1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 39.2 – 39.5 настоящего Кодекса.

    2. Не подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном настоящим параграфом, вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.

    Статья 47.35. Принесение протеста на вступившие в законную силу постановление и (или) решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов)

    1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

    2. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам и их заместителям (кроме военных прокуроров и их заместителей), Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, – прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

    Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которое первоначально было рассмотрено органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностное лицо которого вынесло постановление.

    Порядок вступления в силу вынесенного постановления. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

    Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Порядок и сроки обжалования. Виды принимаемых решений по жалобе

    (см. предыдущий вопрос)

    При обращении к исполнению вступившего в законную силу постановления (решения) о наложении административного взыскания возможны варианты.

    Приведение постановления в исполнение осуществляется должностными лицами того органа, должностное лицо которого приняло постановление. Как правило, между этими должностными лицами существуют отношения типа «начальник-подчиненный». И начальник, принявший постановление, поручает своему подчиненному его исполнить.

    Постановление направляется судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, принявшим его, субъекту, уполномоченному привести его в исполнение (ОВД, службу судебных приставов-исполнителей, в организацию, в которой работает виновный, и т. д.).

    Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполномочены на это КоАП РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Законом РФ «О милиции», иными федеральными законами и подзаконными актами.

    Возложение правовыми нормами на определенных субъектов обязанности исполнять постановления об административных наказаниях — это правовое регулирование подведомственности при исполнении постановлений. Законами прежде всего определяется видовая подведомственность: какой вид (виды) исполнительных органов государственной власти исполняет постановления о наложении определенного административного наказания (ареста, конфискации, штрафа и др.). Затем законами и подзаконными актами регулируется территориальная подведомственность: какой конкретно орган данного вида обязан привести в исполнение наказание (по месту принятия постановления, по месту работы виновного, по месту нахождения имущества, по месту проживания виновного).

    КоАП РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

    а) когда исполнение произведено в полном размере;

    б) когда исполнение не производилось или произведено неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе.

    Если постановление исполнено в полном размере (штраф взыскан, конфискованные вещи изъяты, виновный отбыл арест и т. д.), орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести два формальных (технических) действия:

    а) сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате исполненного наказания;

    б) направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье, который его вынес.

    В ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ названы основания, при наличии которых полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшему его.

    Во-первых, называется такое обстоятельство, что по указанному в деле адресу виновное лицо не проживает, не работает, не учится или не находится юридическое лицо, на имущество которого может быть обращено взыскание.

    Во-вторых, полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено субъекту, его вынесшему, если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствует имущество, доходы, на которые может быть обращено взыскание. В этом случае к постановлению должны быть приложены: акт о несостоятельности гражданина или об отсутствии имущества; справка банка об отсутствии денег на счете юридического лица, частного предпринимателя; документ о мерах, принятых для отыскания имущества, доходов у лица, подвергнутого административному наказанию.

    В-третьих, полностью неисполненное постановление должно быть возвращено, если истек годичный срок давности приведения его к исполнению.

    При рассмотрении вопроса о прекращении исполнения полностью или частично неисполненного постановления следует также иметь в виду, что исполнение должно быть прекращено также в случаях: смерти лица, привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.

    Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 444 ; Нарушение авторских прав?

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    И начальник, принявший постановление, поручает своему подчиненному его исполнить.

    Ссылка на основную публикацию