Новый закон о государственной регистрации прав на недвижимость ФЗ №218 2020 год

Правила подачи заявления

Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

Информационная выписка выдается в течение 3-х дней. Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

  • Собственник объекта или иной правообладатель;
  • Орган государственной или муниципальной власти, а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

Заявление в Росреестр подается:

  1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
  2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
  3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

Порядок подачи заявления

ФЗ № 218 подробно разъясняет продолжительность осуществления обработки поданной документации. В частности они будут сужены:

До 7 календарных днейВ случае регистрации прав
До 5 календарных днейВ случае необходимости внесения изменений в кадастр и фиксации приобретения жилплощади на основании договора об ипотечном кредитовании
Не больше 10 днейВ случае одновременной регистрации и постановки на учет

При необходимости в оформлении информационной выписки, срок не превышает 3 календарных дней.
Документы, которые были предоставлены через единый центр документов, должны быть обработаны в течении 2 дней.

К сведению — установленные сроки распространяются только на рабочие дни. В статье 15 рассматриваемого закона ограничен перечень граждан, которые оставляют за собой право вносить сведения относительно имущества в единую базу.

В частности это могут сделать:

Владельцы объектов недвижимостиЛибо же иные правообладатели
Уполномоченный орган государственной либо муниципальной властиВ том числе и корпорация “Росатом”, в случае принятия решения о сдачи конкретного объекта в эксплуатацию

Соответствующее заявление может быть подано по правилам ФЗ № 218:

Самим заявителем (в территориальное представительство Росреестра либо в МФЦ)Заявитель в лице физического либо юридического лица оставляет за собой право выбрать для себя наиболее оптимальное учреждение, причем вне зависимости от своего территориального местонахождения, в том числе и расположения недвижимости (до момента формирования ЕГРН этого невозможно было сделать)
Путем отправки заказного письмаВ территориальное представительство Росреестра
С помощью официального портала ГосуслугА также через специальный сайт Росреестра

Росреестр, выступающий в качестве регистратора, согласно новому законодательству берет на себя обязанность по запросу документов у непосредственных застройщиков.

Более того, оставляет за собой право запросить бумаги в иных юридических лиц, которые обратились с регистрационным заявлением, а также в иных профильных ведомствах.

До недавнего времени обязанность по предоставлению полного пакета документов была возложена полностью на юридических лиц, однако отныне, законодательство дает право таким лицам предоставить учредительную документацию по собственному желанию. В этом и заключается основная особенность такого нововведения.

В статье 15 рассматриваемого закона ограничен перечень граждан, которые оставляют за собой право вносить сведения относительно имущества в единую базу.

Важнейшие изменения в законах о недвижимости 2020 года

2019 год был богат на изменения в законодательстве, регламентирующем сферу долевого строительства. Главное событие – вступление в силу поправок в федеральные законы от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые кардинальным образом изменили процесс покупки жилья на первичном рынке. Что нового приготовили законодатели в 2020 году, и как эти нововведения отразятся на сделках с недвижимостью и собственниках жилья?

Важнейшие изменения в законодательстве о недвижимости в 2020 году

2019 год был богат на изменения в законодательстве, регламентирующем сферу долевого строительства. Главное событие – вступление в силу поправок в федеральные законы от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые кардинальным образом изменили процесс покупки жилья на первичном рынке. Что нового приготовили законодатели в 2020 году, и как эти нововведения отразятся на сделках с недвижимостью и собственниках жилья?

Налоги при продаже: 3 года вместо 5 лет

На основании Федерального закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с начала 2020 года вступают в силу поправки к п. 3 ст. 217.1 НК РФ (введен пп. 4). Нововведение освобождает налогоплательщика от уплаты налога при продаже объекта недвижимости, срок владения которым составляет свыше трех лет. Напомним, ранее этот срок составлял пять лет, что ограничивало сделки и препятствовало улучшению жилищных условий некоторых семей, вынужденных ждать дополнительное время, чтобы не платить налоги с продажи недвижимости.

Важное ограничение, которое предусмотрели законодатели: в собственности у налогоплательщика должен быть только один объект недвижимости (комната, квартира или дом либо доля в них). Исключения составляют объекты недвижимости, приобретенные в течение 90 дней до момента регистрации перехода права собственности на проданное жилье.

Кадастровая стоимость вместо инвентаризационной

Как известно, помимо НДФЛ, который взимается при продаже жилья, собственники обязаны платить налог на имущество.

Исключение составляют льготные категории граждан: пенсионеры, инвалиды и т.д. С 2020 года страна полностью перешла на налогообложение по кадастровой стоимости вместо инвентаризационной. Напомним: для разных объектов недвижимости Налоговый кодекс предусматривает различные ставки налога (ст. 406 НК РФ). Так, для квартир, кадастровая стоимость которых не превышает 10 млн руб., ставка составляет 0,1%, для объектов с кадастровой стоимостью от 10 до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 до 50 млн руб. — 0,2%. При расчете имущественного налога на квартиру из ее общей кадастровой стоимости вычитается кадастровая стоимость 20 кв. м., для жилого дома — 50 кв. м, для комнаты – 10 кв. м.

В течение первых трех лет при расчете налога применяются понижающие коэффициенты: первый год – 0,2, второй – 0,4 и третий – 0,6. После переходного периода налог начисляется по 100%-ной кадастровой стоимости, однако величина налоговой нагрузки не может увеличиваться более чем на 10% ежегодно.

Новости в области оценки недвижимости

Завершается переходный период, предусмотренный Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Отныне только этот документ будет регламентировать процедуру кадастровой оценки и оспаривания кадастровой стоимости. Согласно ст. 19 этого закона местные власти имеют право проводить внеочередную государственную кадастровую оценку недвижимости, если индекс рынка недвижимости в субъекте РФ снизится на 30 и более процентов со дня проведения последней кадастровой оценки. Кроме этого, теперь кадастровые инженеры должны иметь высшее образование по специальности.

Добросовестные приобретатели защищены

С 2020 года вступила в силу гл. 10.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Нововведение определяет порядок выплаты компенсации добросовестному приобретателю недвижимости, полагавшемуся в ходе сделки на сведения из Единого государственного реестра недвижимости. В случае если суд примет решение изъять объект недвижимости, добросовестному приобретателю полагается компенсация в размере реального ущерба (документально подтвержденного) или кадастровой стоимости. Возместить финансовые потери обязано лицо, причинившее убытки.

Если в течение полугода службе судебных приставов не удастся взыскать деньги, потерпевший может рассчитывать на компенсацию от государства. Для этого необходимо подать иск к государству. Механизм правовой защиты также действует в случаях, когда объект недвижимости был получен безвозмездно в порядке дарения или наследования. Напомним: ранее сумма, полагающаяся в качестве компенсации гражданину, потерявшему жилое помещение, не превышала 1 млн руб.

Договор можно будет заключить в электронном виде

27 июня 2019 г. был принят Федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предоставляет возможность застройщикам заключать договор участия в долевом строительстве в электронном виде.

В связи этим продолжается совершенствование Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Статья 4 этого закона дополняется ч. 3.1. Согласно нововведению, которое вступит в силу 28 июня 2020 г., федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должен установить требования к электронной форме договора, соглашения о внесении изменений в ДДУ, соглашения об уступке прав требований по ДДУ.

Советую не пропустить нововведения и в случае дистанционной сделки руководствоваться утвержденными электронными вариантами ДДУ и других документов.

кадастровую стоимость квартиры?”,”float”:”left”>]”>

1 Федерального закона О государственной регистрации недвижимости.

Новые правила о государственной регистрации недвижимости ФЗ №218

Законодательство постоянно обновляется. Таким образом, власти пытаются подстраивать нормативные акты под реалии меняющегося мира. В частности, 218 ФЗ о государственной регистрации недвижимости был принят недавно и заменил два других устаревших вложения. Что именно регламентирует закон, насколько он хорош? Стоит разобраться подробнее.

Вдобавок покупатели, решившие приобрести какую-нибудь недвижимость, смогут проверить через систему Росреестра факт принадлежности объекта продавцу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

13 июля 2015 года.

Изменения в законодательстве о недвижимости в 2020 году

В наступающем году на рынке недвижимости произойдет ряд изменений, которые коснутся следующих федеральных законодательных актов:

Налоговый кодекс РФ в части освобождения от налога при продаже жилых объектов и налогообложения денежной компенсации за государственные земельные участки;

Закон № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”;

Закон № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве”;

Закон № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

Также на обсуждении Госдумы находятся новые законопроекты, которые могут вступить в действие в следующем году:

№ 841216-7 о ликвидации унитарных НКО;

№ 814739-7 о надзоре Росреестра над государственной кадастровой оценкой;

№ 831790-7 о порядке изъятия земли под многоквартирным домом;

№ 785806-7 о гаражных комплексах.

Налоговый кодекс РФ

В настоящее время минимальный срок владения жилой недвижимостью, после которого сумма, вырученная от продажи квартиры, не облагается налогом, составляет 5 лет. Но для отдельных категорий недвижимости минимальный срок снижен до 3 лет.

жилья, полученного в наследство или в подарок от родственников;

квартир, перешедших в собственность по договору пожизненного содержания.

Данная норма распространяется на квартиры, дома, комнаты или отдельные доли в них.

В 2020 году начнет действовать поправка в Налоговом кодексе, которая обязывает уплачивать налог при продаже недвижимости из вышеперечисленных категорий при владении им 3 года и менее при наличии в собственности у продавца другого жилья. Например, человек проживает в собственной квартире и продает дом, полученный от бабушки в наследство, которым владеет 3 года. В этом случае он будет платить налог. Однако если другое жилье было приобретено в течение 3 месяцев до момента продажи наследства, собственник освобождается от уплаты налога. То есть человек купил себе квартиру и через месяц продал бабушкин дом. В этом случае налог он платить не будет. То же правило касается земли, на которой находится этот дом.

Поэтому, если есть другая недвижимость помимо полученной в течение 3 лет в наследство, в подарок, после приватизации квартиры (дома, комнаты, доли), нужно или продать последнюю до конца 2019 года, или отложить сделку на пару лет, или заплатить налог.

Также с января 2020 года от налогообложения освобождается выплата, положенная вместо предоставления земельных участков, принадлежащих государству.

Федеральные законы

С января 2020 года региональные органы государственного управления получают право на внеочередную кадастровую оценку. Основанием для переоценки может стать снижение местного индекса рынка на 30 и более пунктов или оспаривание владельцами 30 и более процентов недвижимости кадастровой стоимости с целью приведения ее к рыночной цене.

Читайте также:  Увеличение пенсионного возраста военнослужащим в 2020 году - проект закона об, последние новости

Эта норма зафиксирована в законе № 237-ФЗ, который с 2020 года будет полностью регулировать процессы, связанные с проведением кадастровой оценки. Регулирующий ранее эти правовые отношения закон № 135-ФЗ перестает действовать.

Еще одно изменение коснется кадастровых инженеров. Теперь они не смогут участвовать в СРО без вузовского диплома по специальности или профессиональной переподготовки.

Изменения в законе № 214-ФЗ касаются электронной формы документов, сопровождающих сделку по долевому участию в строительстве. С июня будущего года будут утверждены единые требования к оформлению договора долевого участия (ДДУ) и других документов в электронном виде.

С нового года вступит в действие гл. 10.1 закона № 218-ФЗ, которая содержит порядок выплаты компенсации добросовестному покупателю в случае судебного решения по изъятию у него жилой недвижимости. Человек, лишившийся жилья, имеет право на возмещение финансовых потерь. Возместить потери по решению суда обязан виновный в причинении вреда. Если служба судебных приставов в течение 6 месяцев не сможет взыскать деньги с виновного, потерпевший имеет право на компенсацию от государства. Суд обязан рассмотреть иск и принять решение о взыскании. Размер выплаты зависит от суммы ущерба или кадастровой стоимости недвижимости и может быть уменьшен на сумму частичной выплаты от причинителя вреда.

То же правило действует, если недвижимость была отчуждена в пользу государства, даже если это произошло до вступления в действие данной законодательной нормы. Человек может подать соответствующий иск в течение 3 лет с момента вступления закона в силу.

Новые проекты

В 2020 году могут начать действовать новые законодательные акты в сфере недвижимости в случае их принятия Государственной думой РФ.

Первый проект касается ликвидации унитарных некоммерческих организаций, занимающихся достройкой проблемных объектов по решению Фонда защиты дольщиков и переходу их обязанностей к Фонду. Также ужесточаются требования к ответственности руководителей ЖСК в случае банкротства, определяются выплаты членам жилищно-строительного кооператива из компенсационного фонда и т. д. Закон может начать действовать в первой половине 2020 года.

Второй проект делает обязательным постоянный надзор Росреестра за осуществлением государственной кадастровой оценки, утверждает ретроспективное применение кадастровой стоимости и вводит другие законодательные нормы.

Третий проект касается получения собственниками справедливого возмещения за недвижимость в случае ее утраты не по своей вине. Предлагаемые законодательные нормы запрещают изъятие земель под многоквартирными домами без образования участка и внесения сведений о нем в Росреестр.

Четвертый проект регулирует права владельцев гаражей и вводит новые понятия, нормы и правила.

Все перечисленные выше изменения начнут действовать в 2020 году. Возможно, в течение следующего года появятся новые инициативы от законодателей.

Третий проект касается получения собственниками справедливого возмещения за недвижимость в случае ее утраты не по своей вине.

Федеральный закон О государственной регистрации недвижимость в РФ в 2020 году

Государственная регистрация недвижимости необходима, чтобы свести в единую базу и узаконить права владения на недвижимость, а также дать возможность распоряжаться своим имуществом владельцам.

Благодаря этому закону обеспечивается учет всей недвижимости в Российской Федерации, а также защищаются приобретатели имущества, поскольку могут проверить собственника и легальность продажи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Закон также регламентирует, что любая недвижимость должна быть зарегистрирована, поскольку в отсутствие хозяев она признается бесхозной, и подлежит передаче в управление властей.

Реестр позволяет также различать временные и постоянные права на недвижимость, регулировать использование имущества и предотвращать спорные ситуации.

Налогообложение недвижимости упрощается благодаря именно госрегистрации, поскольку налоговая инспекция может узнавать о новых вступлениях в право собственности и таким образом минимизировать риск недополучения налогов.

Продажа квартиры, офиса, капитальное строительство жилых и нежилых зданий вся эта деятельность оговаривается в законе, и согласно ему, необходимо обязательно обращаться в государственные структуры, чтобы сделка по смене собственника была юридически верной.

Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости

Насколько масштабными стало обновление действующего законопроекта? Чтобы понять, как выглядит новый закон, нужно подробно изучить нововведения отдельно.

● 3 дня (рабочих) + 2 дня (также рабочих) – на логистику в МФЦ. Актуально подавать бумаги, заверенные нотариусом, когда граждане осуществляют оформление своих прав собственника, также регистрация прав на полученное наследство или разделение долей (совместное имущество, между супругами);

● 5 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ. Действует, если подается документация на осуществление регистрации ипотеки или регистрация собственника после решения суда;

● 7 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ, действует, если осуществляется переход прав (дарение, передача недвижимости);

● за процедуру госрегистрации прав, также обременение прав – 2000 рублей;

● за процедуру госрегистрации прав землевладельца – 350 рублей;

● при осуществлении изменений в данные ЕГРП – 350 рублей;

● госрегистрация ипотеки, согласно 61 статье в НК РФ – 1000 рублей;

● за госрегистрацию нового договора дарения (дарственной) — 350 рублей;

Кстати, в 2020 году ФЗ 122 официально утратит силу.

Основания приостановки кадастрового учета

ФЗ-218 объединил все причины приостановки, согласно положениям ст. 26 218 ФЗ, были уточнены старые и добавлены новые основания. Статья 27 предполагает единственный повод – если причины приостановки не были устранены в установленный срок. Говоря о новых основаниях, можно отметить:

  • ничтожность сделки
  • новый объект не соответствует виду использования, разрешенного законом
  • участок не предназначен для застройки
  • помещение не является обособленным

Прекращение учета и регистрации возможно по заявлению нотариуса, подававшего документы. Также это касается объектов, купленных в кредит, но по согласию двух сторон, и с одобрения кредитора.

Согласно положениям нового закона, при отправке документов по почте теперь требуется нотариальное заверение всего пакета документов, а не только подписи подателя, как это было раньше.

Статья 34 ФЗ о государственной регистрации недвижимости

Эта правовая норма предусматривает порядок действий в едином государственном реестре по получению и регистрации сведений которые были получены по каналам межведомственного взаимодействия.

Все необходимые действия должны быть осуществлены не позднее пяти рабочих дней.

За осуществление юридически значимых действий гражданину придется уплатить государственную пошлину.

Правительство готовит пакет изменений в федеральный закон «о государственной регистрации недвижимости»

Как сообщила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, положения законопроекта сформированы исключительно по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости

Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка – нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью.

Прежде всего, законопроект предусматривает нормы, направленные на дальнейшую «цифровизацию» услуг, что особо актуально в сложившихся условиях новой коронавирусной инфекции. Так, при заключении сделок с органами публичной власти гражданам не потребуется оформление электронной цифровой подписи, поскольку такие органы наделяются правом подготовить скан-образ подписанного гражданином от руки документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации. Кроме того, посредством личного кабинета без использования электронной подписи можно будет подать документы для уточнения границ земельных участков, государственного кадастрового учета жилых и садовых домов, для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Например, если были образованы два и более земельных участков в результате раздела или владелец садового дома хочет самостоятельно зарегистрировать свою постройку – приобретать электронную подпись для проведения учетно-регистрационных действий не потребуется. Законопроект предусматривает нормы, позволяющие обеспечить взаимодействие с Росреестром посредством порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, что позволит в полной мере использовать «цифровой» потенциал регионов.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Теперь, например, наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН.

Существенным нововведением является указание в законопроекте на возможность осуществления выездного приема документов для государственного кадастрового учета и регистрации. При этом предусматривается осуществление такого приема без взимания платы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, людей с ограниченными возможностями.

Одно из новшеств законопроекта – исключение требований к предельным размерам машино-мест. Ранее минимально допустимые размеры одного машино-места как объекта недвижимости были установлены в размере 5,3 х 2,5 м, а максимально допустимые – 6,2 х 3,6 м. Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места. Застройщики смогут самостоятельно устанавливать максимальную площадь машино-мест при планировании паркинга.

«Мы фундаментально подошли к исправлению недостатков законодательства, основываясь, прежде всего, на мнении потребителей государственных услуг – бизнеса, отраслевых специалистов, участников рынка и, конечно, граждан. Поэтому предложенный пакет изменений существенно упростит большинство процедур для участников рынка, и ликвидирует правовые пробелы учетно-регистрационной сферы, сложившиеся за три года с момента вступления в силу закона о регистрации недвижимости», – сказала заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко.

Согласно поправкам, минимальные габариты сохраняются в прежнем виде, но не ограничивается максимальная площадь машино-места.

Особенность осуществления кадастрового учета и госрегистрации в отдельных случаях

Ещё одно изменение касается нюансов регистрации прав на различные строения (а также их постановки на кадастровый учёт), которые относятся к имуществу общего пользования. Речь идёт об объектах, созданных до принятия Градостроительного кодекса РФ. Согласно п. 10 ст. 70 №218 ФЗ:

  1. Технический план, необходимый для постановки таких объектов на кадастровый учёт (и/или регистрации прав на них), разрабатывается на основе декларации и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие строения.
  2. Декларация составляется и заверяется председателем товарищества.
  3. Для подготовки плана не требуется разрешение на строительство или на ввод в эксплуатацию подобных зданий.
  4. Правило действует до 1 января 2024 года.

При этом вопрос о передаче объектов недвижимости, принадлежащих товариществу (СНТ или ОНТ), в общую долевую собственность граждан, владеющих земельными участками на территории кооперативов, в обязательном порядке выносится на рассмотрение общего собрания членов СНТ или ОНТ не позднее 1 января 2024 года. Размер долей в совместной собственности определяется пропорционально площади участков граждан (Письмо Министерства Финансов от 15 января 2019 г. №03-05-06-03/1110).

Иные изменения.

Новое в законодательстве. Актуальные вопросы. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

А.Д.Шут, специалист отдела технической поддержки пользователей Программного центра

1. Закон N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2017 года. Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72, согласно которой:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 настоящего Федерального закона.

Ч асть 4 статьи 66 ( об о тветственности органа регистрации прав ) и статья 68 (о к омпенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости ) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.


2. Предисловие.

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Сведения о едином недвижимом комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Согласно статье 133.1 Гражданского Кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Кугесях: особенности деятельности, режим работы, адрес

Обращаем Ваше внимание на то, что на сегодняшний день технические планы на ЕНК как на машино-места не принимаются Росреестром, так как XML-схема не утверждена.

4. Заявления о ГКУ И ГРП.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона:

Одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

собственника объекта недвижимости

лица, которому выдано разрешение на создание искусственного ЗУ либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости

собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости

кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности

Обратите внимание, что кадастровые инженеры в 2017 году получают приостановки из-за несоответствия отправленных документов данным требованиям.


В соответствии с пунктом 3 статьи 14 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона

образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:

собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства – при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости

собственника объекта недвижимости – при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости

кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией

в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости

в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости

в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир

в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости

в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями для общественных мест (например, для улиц, дорог и детских площадок) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства

в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд

в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона

в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута (п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Такие заявления и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде – лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (с помощью программного модуля “Заявление о ГКУ” платформы “Полигон Про” или через портал Росреестра).

5. Подача заявления.

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра, отправлять заявления или подать документы лично через любой МФЦ.

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав – не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

6. Сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета 5-7 рабочих дней, государственной регистрации прав 7-9 рабочих дней, 10-12 рабочих дней в случае осуществления кадастрового учета и регистрации прав одновременно. Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

7. Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав.

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, а сейчас в данной статье содержится 55 оснований приостановления.

Наиболее частые в 2017 году приостановления связаны с нарушением 2 части, в которой указано “если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо ” и с нарушением 8 части, в которой указано “если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами” пункта 1 статьи 26.

Также, на сайте Консультант Плюс размещен проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и иные законодательные акты Российской Федерации”.

Согласно данному проекту предлагается:

расширить перечень оснований для государственной регистрации прав

расширить перечень лиц, по заявлениям которых государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав и без одновременной государственной регистрации прав

не распространять действие Закона “О государственной регистрации недвижимости” на объекты археологического наследия

включить в Единый государственный реестр недвижимости список координат пунктов геодезической основы

  • включить в кадастр недвижимости сведения об ограничении оборотоспособности земельных участков, предоставленных гражданам на территории субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе
  • 8. Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

    Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

    9. Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

    Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

    Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

    Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

    Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

    Хотелось бы привести пример: В начале 2017 года нам стало известно, что житель Ленинградской области решил проверить сведения, содержащиеся с ЕГРН по многоквартирному дому, в котором живет. Как оказалось, информация о 4 собственниках квартир отсутствует в сведениях, содержащихся в ЕГРН. Но все собственники имеют на руках документы, подтверждающие собственность. Данное дело было передано в суд, но информации о завершении дела, к сожалению, у нас нет. Как мы полагаем, сведения о собственниках квартир была утеряна при объединении баз данных.

    Возобновлены отправки документов для регионов, не перешедших на ФГИС ЕГРН

    Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

    Разъяснения в связи с вступлением в силу Федерального Закона “О государственной регистрации недвижимости”

    C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, теперь осуществляются исключительно Росреестром и его территориальными органами.

    В Законе № 218-ФЗ уточнен перечень объектов, сведения о которых вносятся в ЕГРН. Так, если ранее это были земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, то теперь из этого списка исключаются участки недр и добавляются машино-места как самостоятельный объект недвижимости.

    Основания регистрации прав и кадастрового учета перечислены в ст. 14 Закона № 218-ФЗ. При этом они поделены на следующие группы:

    – основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

    – основания для осуществления одновременного кадастрового учета и гос. регистрации прав;

    – основания для гос. регистрации без одновременного кадастрового учета;

    – основания для кадастрового учета без одновременной регистрации прав.

    Заметим, что в перечне оснований «новинкой» является наступление обстоятельств, которые указаны в Федеральном законе (п. 9 части 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Здесь речь идет о правах на объекты недвижимости, возникающих в силу Закона, а именно вследствие обстоятельств, указанных в Законе, не со дня государственной регистрации прав. Причем такие права признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт их возникновения, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

    Обратите внимание! Если право или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта органа государственной власти, местного самоуправления или на основании сделки с госорганом или органом местного самоуправления, то порядок регистрации упростился по сравнению с ранее действовавшим. Теперь направлять документы на гос. регистрацию должны именно госорганы или органы местного самоуправления, а не лица, в отношении которых были приняты акты. При этом сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда принят акт, по которому возникает право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, либо пяти рабочих дней с даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости.

    Что касается состава лиц, наделенных правом обращаться с заявлением о регистрации недвижимости, то принципиальных отличий в Законе № 218-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ нет. Однако если прежде лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию, были перечислены в разных статьях, то теперь эти сведения собраны в одной статье 15.

    Читайте также:  Ухолово - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

    Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).

    Так, согласно статье 32 Закона орган местного самоуправления обязан направлять в орган государственной регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу в случае принятия ими решений (актов):

    – об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

    – об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

    – об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

    – об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

    – о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

    – об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

    – об утверждении проекта межевания территории;

    – документы для постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

    Кроме того, орган местного самоуправления обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение шести месяцев с даты принятия ими решений (актов):

    – об установлении или изменении границ населенного пункта;

    – об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

    Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с Законом, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

    Пунктом 21 ст. 32 Закона установлено, что за непредставление указанных в ст. 32 Закона документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статьей 19 Закона установлена обязанность органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Предусмотрено, что если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона.

    П. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ И СПОСОБЫ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

    Заявление о кадастровом учете или гос. регистрации и необходимые документы, как и ранее, можно представить:

    – в бумажном виде – лично (в Росреестр, при выездном приеме или в МФЦ) или по почте (в Росреестр);

    – в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, – через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра.

    Важно! Кадастровая палата по субъекту РФ не будет осуществлять прием документов, учет и гос. регистрацию прав на недвижимость.

    В отношении места регистрации в части 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ закреплено важное новшество: при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть обратиться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

    Стоит отметить, что де-юре и в действовавшей до 1 января 2017 года редакции Закона № 122-ФЗ не было требования о подаче документов исключительно по месту нахождения недвижимости. Однако де-факто документы о кадастровом учете принимались по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о гос. регистрации прав – по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.

    Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав. Основания возврата заявления с приложенными документами без рассмотрения

    Согласно части 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о кадастровом учете или гос. регистрации прилагаются:

    1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

    2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

    3. иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятые в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    Как и ранее, квитанция об уплате госпошлины прикладывается к пакету документов по желанию заявителя.

    Что касается изменений, то по сравнению с перечнем необходимых документов по Закону № 122-ФЗ отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица. Теперь Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы организации, обратившейся за учетом объекта и гос. регистрацией прав на него.

    Юрлицо вправе подать такие документы по собственной инициативе (часть 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

    Обратите внимание! Предусмотрено основание для отказа в приеме документов. В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

    Основания возврата заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения закреплены в ст. 25 Закона № 218-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

    – несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

    – наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

    – отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или гос. регистрации прав.

    СРОКИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОС. РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

    По Закону № 218-ФЗ общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и гос. регистрации прав сокращен.
    Так, при подаче документов в Росреестр он составляет:

    – 7 рабочих дней – для гос. регистрации прав;

    – 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

    – 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и гос.

    Если же документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и гос. регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня и составляют, соответственно, 9, 7 и 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления.

    Что касается регистрации ипотеки жилых помещений, то здесь срок не изменился и составляет 5 рабочих дней. А вот гос. регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр.

    В случае необходимости осуществить гос. регистрацию в более сжатые сроки сделка, на основании которой право возникает, должна быть удостоверена нотариально, так как срок регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки составляет 3 рабочих дня, а если направить заявление и документы в электронной форме – один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов.

    Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Отказ в гос. регистрации

    В ст. 26 Закона № 218-ФЗ содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и гос. регистрация могут быть приостановлены.

    Этот перечень включает целых 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем законе.

    В Законе № 122-ФЗ в качестве одной из причин приостановления указывались сомнения гос. регистратора в наличии оснований для проведения гос. регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений. Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или гос. регистрации прав.

    Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) гос. регистрация прав приостановлены быть не могут.

    Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета или гос. регистрации увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Теперь по решению гос. регистратора приостановить учет или регистрацию объекта можно на три месяца (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); а по инициативе заявителя – на шесть месяцев. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
    Установление более продолжительных сроков можно расценивать как преимущество, так и как недостаток нового закона. С одной стороны, заявителю предоставляется больше времени для устранения недочетов, а с другой – процедура гос. регистрации может существенно затянуться.

    Также и с увеличением количества оснований для приостановления: с одной стороны, это свидетельствует об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет к объектам недвижимости и документам, представляемым на регистрацию прав, а с другой – это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку теперь невозможно отказать в регистрации без предварительного приостановления. Таким образом, основание для отказа закреплено только одно – неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).

    В заключение хотелось бы остановиться еще на одном новшестве Закона № 218-ФЗ: с 1 января 2017 года Росреестр обязан уведомлять правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН (часть 20 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

    Порядок соответствующего уведомления утвержден приказом Минэкономразвития России от 15.03.2016 № 127.

    – основания для осуществления государственного кадастрового учета и или государственной регистрации прав;.

    Бесплатная консультация по земельным вопросам

    с 1 по 30 ноября

    ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

    Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

    И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

    Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

    Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

    2016 N 42937.

    Ссылка на основную публикацию