Трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – это занимающий ведущее место в системе социального партнерства постоянно действующий на федеральном уровне орган, созданный в соответствии с ФР от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее – Комиссия).

работники в лице общероссийских объединений профессиональных союзов;

работодатели в лице общероссийских объединений работодателей;

государство в лице Правительства РФ.

представители общероссийских объединений профессиональных союзов;

представители общероссийских объединений работодателей;

представители Правительства РФ.

Принципы формирования Комиссии:

самостоятельность и независимость сторон.

Представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ в Комиссии определяется (сторонами) самостоятельно в соответствии с законодательством РФ. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, направляет своего представителя в состав Комиссии. По согласованию с др. членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству членов профсоюзов.

Утверждение и замена представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений; утверждение и замена представителей Правительства РФ – это в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства РФ.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.

Основные цели Комиссии:

регулирование социально-трудовых отношений (СТО);

согласование социально-экономических интересов сторон.

Основные задачи Комиссии:

ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (ГС) между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

содействие договорному регулированию СТО на федеральном уровне;

проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области СТО, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

рассмотрение (по инициативе сторон) вопросов, возникающих в ходе выполнения ГС;

распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию СТО о деятельности Комиссии;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области СТО и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Комиссия имеет право:

проводить с федеральными органами государственной власти (в согласованном с ними порядке) консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти (в согласованном с ними порядке) предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области СТО;

согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта ГС, реализации ГС, выполнении решений Комиссии;

осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию СТО в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта ГС и иных соглашений, регулирующих СТО, реализации указанных соглашений;

запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих СТО, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования СТО, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию СТО;

осуществлять контроль выполнения своих решений;

получать от федеральных органов исполнительной власти (в установленном Правительством РФ порядке) информацию о социально-экономическом положении в РФ (в субъектах РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта ГС и проектов нормативных правовых актов РФ в области СТО, организации контроля за выполнением ГС;

участвовать (по согласованию с Правительством РФ) в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области СТО и (по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального собрания РФ) – в предварительном рассмотрении законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной думой Федерального собрания РФ;

участвовать (по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти) в их заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием СТО;

приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей др. организаций;

создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

участвовать в проведении общероссийских межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам СТО и социального партнерства.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

Координация работы. Координатор Комиссии, назначаемый Президентом РФ, не является членом Комиссии, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами. Координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством РФ.

Координатор каждой из сторон выполняет следующее:

передает координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей сторон в рабочих группах;

информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны;

организует совещания представителей стороны в целях уточнения их полномочий по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.

проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;.

I. Общие положения

Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям социальных партнеров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации призваны обеспечить согласованные усилия социальных партнеров и социально-экономическую стабильность.

Действия социальных партнеров должны быть скоординированы и направлены на:

предотвращение распространения коронавирусной инфекции;

сохранение конкурентоспособности организаций;

защиту трудовых прав работников;

обеспечение стабильности на рынке труда, поддержание доходов граждан.

В этих целях стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, рекомендуют социальным партнерам осуществлять следующие мероприятия:

содействие занятости и поддержка доходов граждан;

сохранение рабочих мест и обеспечение деятельности организаций;

санитарно-профилактические меры в организациях, на рабочих местах.

Органы государственной власти всех уровней с участием работодателей и профсоюзов реализуют меры экономического характера, предусматривающие поддержку работодателей и граждан, включая проведение адресной помощи, поддержку секторов экономики, меры по сохранению рабочих мест и кадрового потенциала, по поддержанию доходов населения.

Объединения работодателей и профсоюзов совместно подготавливают предложения для органов государственной власти по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в зависимости от оперативной ситуации, складывающейся в экономике и на рынке труда.

Реализация положений коллективных договоров и соглашений, а также внесение в них изменений, дополнений, консультации сторон социального партнерства по приостановке действия отдельных положений коллективных договоров, соглашений осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) и нормами соответствующих коллективных договоров и соглашений.

Роструд осуществляет контрольно-надзорную деятельность в особом порядке, установленном Правительством Российской Федерации: проводит проверки работодателей только в случаях невыплаты работникам заработной платы и незаконных увольнений, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ходе реализации мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции работодатели и работники руководствуются трудовым законодательством Российской Федерации, документами Минздрава России и Роспотребнадзора, рекомендациями Правительства Российской Федерации и Минтруда России, нормативными правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Стороны социального партнерства взаимодействуют по вопросам, возникающим в ходе реализации настоящих рекомендаций, и по мере необходимости вносят в них дополнения.

Введение гибкого режима работы, удалённой работы разделение рабочего дня на части устанавливается локальным актом работодателя.

Протокол комиссии

Проводятся заседания комиссии не реже одного раза каждые 3 месяца согласно утвержденному плану работы, который формируется ее секретариатом на основании предложений, полученных от входящих в состав структуры членов. В перерывах между заседаниями используется такая форма работы, как консультации.

Допускается создание при комиссии рабочих групп, проведение заседаний которых также регламентируется планом работы, и результаты которых оформляются соответствующими протоколами. Данные протоколы подписывают руководители рабочих групп. В состав рабочих групп могут включаться эксперты и консультанты, которые не являются членами комиссии.

Любая сторона имеет полномочия для внесения предложения о проведении внеочередного заседания, результаты которого фиксируются в протоколе, и протокольные решения которого являются обязательными для выполнения.

Ответственным за ведение протоколов является секретарь комиссии. Кроме секретаря протоколы также подписываются координатором, который председательствует на заседаниях. Материалы, которые необходимы секретарю для оформления протокола направляются ему выступающими или членами соответствующей комиссии. Члены также наделены правом вносить коррективы и дополнения в протоколы и протокольные решения, подготовленные секретариатом.

Положения о функционировании комиссии по регулированию социально трудовых отношений являются документацией, определяющей правовое поле для основания комиссии, а также ее функционирования в области урегулирования СТО. Положение содержит следующие разделы:

  • способ и порядок формирования комиссии;
  • права и обязанности структуры и ее членов;
  • ее цели и задачи;
  • порядок, согласно которому принимаются решения по различным вопросам и др.

Положение содержит следующие разделы.

“Регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (утв. Правительством РФ 06.05.2008)

Утверждаю
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации,
Координатор Российской
трехсторонней комиссии
по регулированию
социально-трудовых отношений
А.Д.ЖУКОВ
6 мая 2008 года

РЕГЛАМЕНТ
РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Общие положения

1.1 Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в дальнейшем – Комиссия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

1.2 В соответствии с основными задачами Комиссия содействует договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне, осуществляет коллективные переговоры, подготовку и контроль за реализацией Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и имеет право в согласованном с федеральными органами государственной власти порядке:

проводить консультации, связанные с реализацией социально-экономической политики, разработкой проектов федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, ратификацией и применением международных норм труда;

вносить предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, в предварительном рассмотрении законопроектов, регулирующих социально-трудовые отношения, рассматриваемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

получать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и информацию от федеральных органов исполнительной власти о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации;

проводить переговоры и консультации по другим вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

1.3 Основной формой работы Комиссии являются ее заседания, которые проводятся, как правило, ежемесячно в соответствии с планами работы Комиссии, планами мероприятий по реализации заключаемых Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, предложениями координаторов сторон Комиссии и ее рабочих групп.

II. Подготовка и порядок проведения заседаний Комиссии.
Порядок принятия и контроля за исполнением решений

2.1 На рассмотрение заседаний Комиссии вносятся вопросы, как правило, предварительно рассмотренные в соответствующих рабочих группах Комиссии. Формирование проекта повестки заседаний Комиссии проводится ее секретариатом, исходя из раннее принятых решений Комиссии, предложений сторон и рабочих групп Комиссии на основе представленных в секретариат сторонами и рабочими группами необходимых материалов, проектов решений Комиссии, а также предложений о докладчиках по вносимым на рассмотрение Комиссии вопросам.

2.2 Дата и время проведения заседаний Комиссии определяется координатором Комиссии по согласованию с координаторами сторон, не позднее чем за 7 дней до намеченного заседания. Не менее чем за 5 дней до заседания секретариат информирует членов Комиссии о дате, времени и месте его проведения и направляет им необходимые материалы, в том числе проекты решений по предлагаемым для обсуждения вопросам, подготовленные рабочими группами Комиссии или стороной, по инициативе которой рассматривается вопрос.

Материалы, вносимые на обсуждение Комиссии, представляются в секретариат Комиссии в электронном виде и на бумажном носителе. Указанные материалы в электронном виде направляются секретариатом координаторам сторон Комиссии, а на бумажном носителе – членам Комиссии.

При необходимости оперативного рассмотрения того или иного вопроса на заседании Комиссии материалы по нему могут выдаваться непосредственно перед началом заседания.

2.3 Заседания Комиссии проводятся, как правило, в помещениях, предоставляемых Правительством Российской Федерации.

2.4 Информация о предполагаемом участии членов Комиссии в заседании, списки приглашенных на заседание представляются в секретариат Комиссии сторонами не позднее чем за 2 дня до проведения заседания.

2.5 Заседание Комиссии считается правомочным, а голосование при принятии решений действительным при наличии более половины членов Комиссии каждой из сторон.

2.6 Члены Комиссии в случае невозможности по уважительным причинам присутствовать на заседании Комиссии могут по согласованию с координаторами сторон назначать своих представителей, предоставляя им право на участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Комиссией.

2.7 Для ведения заседания Комиссии формируется рабочий президиум, состоящий из координатора Комиссии, координаторов каждой из сторон Комиссии или их заместителей и ответственного секретаря Комиссии. Решением Комиссии в состав президиума могут вводиться и другие лица.

2.8 Председательствует на заседаниях координатор Комиссии, а в случае его отсутствия один из координаторов сторон по согласованию между ними.

2.9 По итогам проводимой секретариатом Комиссии регистрации участников заседания, ответственный секретарь Комиссии информирует перед началом заседания председательствующего о явке членов Комиссии на заседание, наличии кворума для принятия Комиссией решений.

2.10 Председательствующий на заседании Комиссии:

Читайте также:  Как можно узнать срок годности косметики и что такое косметический калькулятор

вносит на утверждение Комиссии предложения по открытию заседания, повестке заседания, регламенту его работы;

обеспечивает ведение заседания в соответствии с настоящим Регламентом;

предоставляет в порядке поступления предложений слово для выступлений, а в необходимых случаях может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения;

вправе предупредить выступающего или лишить его слова при нарушении утвержденного Комиссией регламента работы ее заседания;

организует голосование по принятию решений Комиссии, сообщает результаты голосования.

2.11 Время, предоставляемое для докладов, сообщений, выступлений в прениях, устанавливается утверждаемым Комиссией регламентом ее заседания.

2.12 Заявления о предоставлении слова могут подаваться на имя председательствующего, как в письменном виде, так и при устном обращении. Члены Комиссии и приглашенные выступают на заседаниях Комиссии после предоставления им слова председательствующим.

2.13 Комиссия принимает свои решения открытым голосованием.

2.14 После принятия Комиссией проекта решения за основу, обсуждаются и ставятся на голосование, в порядке поступления, поправки к нему. Поправки принципиального характера вносятся членами Комиссии, как правило, в письменном виде.

2.15 Комиссия может создать редакционную комиссию из представителей сторон для подготовки проекта решения, внесения в проект поправок и дополнений, его редакционной доработки.

2.16 Каждая сторона Комиссии принимает решения самостоятельно большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. Решение Комиссии считается принятым, если за его принятие проголосовала каждая из трех сторон Комиссии. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

2.17 Контроль за выполнением решений, как правило, возлагается на соответствующие рабочие группы и секретариат Комиссии. Ответственные за выполнение решения в установленные Комиссией сроки направляют письменную информацию о выполнении решений в секретариат Комиссии, который доводит ее до сведения членов Комиссии.

2.18 Решения Комиссии по результатам рассмотрения законопроектов и других нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Комиссии федеральными органами исполнительной и законодательной власти, направляются в их адрес для учета мнения Комиссии.

2.19 Секретариатом Комиссии в пятидневный срок после заседания Комиссии оформляется протокол заседания, который в рабочем порядке согласовывается с координаторами сторон Комиссии и представляется для подписания председательствовавшему на заседании Комиссии. Протокол подписывается председательствовавшим на заседании и ответственным секретарем Комиссии. Выписки из протокола в трехдневный срок после его подписания направляются секретариатом членам Комиссии, ответственным за выполнение решений.

III. Рабочие группы Комиссии

3.1 По предложениям сторон для организации контроля за выполнением Генерального соглашения и решений Комиссии, подготовки вопросов, вносимых на ее рассмотрение, обсуждения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, проведения консультаций по другим вопросам, решением Комиссии, из числа ее членов, образуются постоянно-действующие и временные трехсторонние рабочие группы Комиссии (в дальнейшем – рабочие группы).

3.2 Состав постоянно-действующих рабочих групп формируется из членов Комиссии и экспертов на основе предложений сторон и утверждается координатором Комиссии. Эксперты – представители федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, ученые и специалисты, не являющиеся членами Комиссии, вводятся в состав рабочих групп с правом совещательного голоса. Временные трехсторонние рабочие группы могут создаваться по решению Комиссии.

3.3 Сторонами назначаются сопредседатели рабочих групп, один из которых по согласованию между координаторами сторон утверждается ее руководителем.

3.4 Заседания рабочих групп проводятся в соответствии с планами их работы, формируемыми на основе планов мероприятий по реализации Генерального соглашения, поручений и решений Комиссии, предложений сторон Комиссии. Секретариат Комиссии по согласованию с руководителем рабочей группы формирует повестку заседания рабочей группы, определяет сроки, время и место проведения заседания.

3.5 На рассмотрение рабочих групп вносятся материалы, поступившие в секретариат Комиссии, включающие, как правило, проекты решений по рассматриваемым вопросам. Материалы, вносимые на обсуждение рабочей группы, представляются в секретариат Комиссии в электронном виде и на бумажном носителе. Указанные материалы в электронном виде направляются секретариатом координаторам сторон Комиссии, а на бумажном носителе – членам рабочей группы не менее чем за пять дней до заседания.

3.6 Решение рабочей группы считается принятым, если за него проголосовали все три стороны рабочей группы. Особые мнения членов рабочей группы, не согласных с принятым решением, могут по их письменной просьбе отражаться в протоколе заседания и в случае рассмотрения вопроса на заседании Комиссии доводиться руководителем рабочей группы (председательствующим на заседании) до членов Комиссии.

3.7 Протокол заседания рабочей группы в трехдневный срок оформляется секретариатом Комиссии и подписывается руководителем (сопредседателем) рабочей группы или членами Комиссии, председательствовавшими на ее заседании и представителем секретариата Комиссии.

IV. Секретариат Комиссии

4.1 Секретариат Комиссии:

обеспечивает подготовку заседаний Комиссии и ее рабочих групп;

организует работу по согласованию позиций сторон Комиссии по основным направлениям социально-экономической политики;

обеспечивает взаимосвязь Комиссии с федеральными органами государственной власти, подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей, территориальными, отраслевыми и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;

получает в установленном порядке федеральные законы, решения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты и их проекты для ознакомления членов Комиссии;

по поручению Комиссии или ее координатора направляет соответствующие решения, предложения и рекомендации Комиссии, информацию о ее деятельности в федеральные органы государственной власти, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, региональные и отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

обеспечивает освещение работы Комиссии в средствах массовой информации, а также размещение информации о деятельности Комиссии на правительственном сайте в Интернете;

обобщает материалы заседаний Комиссии и рабочих групп, подготавливает информацию об участии членов Комиссии в ее работе, о ходе выполнения планов работы и решений Комиссии и доводит до членов Комиссии;

ведет делопроизводство Комиссии.

4.2 Секретариат Комиссии в установленном порядке подготавливает предложения о выдаче удостоверений установленного образца членам Комиссии и временных пропусков для прохода в здание Правительства Российской Федерации экспертам для участия в заседаниях Комиссии и рабочих групп.

4.3 Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии и ее секретариата осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

V. Права и обязанности члена Комиссии

5.1 Член Комиссии имеет право:

вносить предложения для рассмотрения на заседаниях Комиссии и рабочих групп;

в соответствии с решениями Комиссии, планами работы Комиссии и ее рабочих групп в согласованном с Правительством Российской Федерации порядке принимать участие в подготовке разрабатываемых проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями Федерального Собрания – в предварительном рассмотрении законопроектов;

участвовать по поручению Комиссии в согласованном с федеральными органами государственной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей порядке в проводимых ими заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений, общероссийских мероприятиях по этим вопросам;

знакомиться в установленном порядке с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с их проектами, международными договорами Российской Федерации, информационными и справочными материалами;

присутствовать на всех заседаниях постоянно-действующих и временных рабочих групп Комиссии;

пользоваться в установленном порядке в период своих полномочий правительственной связью.

Члены Комиссии, являющиеся координаторами сторон, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в согласованном с Правительством Российской Федерации порядке участвуют в его заседаниях, получают материалы по рассматриваемым вопросам.

5.2 Член Комиссии обязан:

лично участвовать в заседаниях Комиссии и рабочей группы, членом которой он утвержден;

содействовать реализации решений Комиссии;

регулярно информировать представляемые им общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации о деятельности Комиссии, ходе выполнения мероприятий Генерального соглашения.

5.3 Члены Комиссии несут ответственность перед соответствующей стороной Комиссии и непосредственно перед организациями и органами, уполномочившими членов Комиссии представлять их интересы в Комиссии.

Порядок принятия и контроля за исполнением решений.

РТК (Российская трёхсторонняя комиссия)

Фото: Николай Федоров/”Солидарность”

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (абр. РТК)

Регулярный государственный орган федерального уровня, стоящий во главе системы социального партнерства, т.е. взаимоотношений трех сторон: правительства, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей. Действует на основании федерального закона от 01.05.99 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

На заседаниях данной комиссии рассматриваются, обсуждаются и утверждаются все федеральные законопроекты имеющие социальное значение.

Участники

Все стороны РТК представлены равными группами по 30 человек в каждой. В данные группы, соответственно входят представители каждой из сторон-партнеров: правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

Принципы формирования

Главными принципами формирования РТК являются:

– добровольность участия сторон в деятельности Комиссии

– самостоятельность и независимость сторон при определении состава представительств;

Представительства общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и правительства страны формируются ими самостоятельно в соответствии с законодательством РФ, регулирующим их деятельность, настоящим Федеральным законом и уставами соответствующих объединений.

При этом, каждое общероссийское объединение профсоюзов или работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного или более (по согласованию с другими членами своей стороны) представителя в состав представительства. Профсоюзы, так же, могут увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза, но, опять же, не выходя за пределы установленной численности представителей.

Утверждение и замена представителей сторон профсоюзов и работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов этих объединений, а утверждение и замена представителей правительства происходит в соответствии с его распоряжениями.

Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии могут быть решены на совещаниях или в суде.

Основные цели работы:

– регулирование социально-трудовых отношений

– согласование интересов всех сторон данной комиссии

Основные задачи:

1.Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между сторонами социального партнерства;

2.Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

3.Консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения, трудовых мигрантов, социального обеспечения и.т.п.;

4.Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5.Рассмотрение (по инициативе сторон) вопросов, возникающих в ходе выполнения генерального соглашения;

6.Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;

7. Изучение международного опыта, участие в зарубежных мероприятиях по теме социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам ратификации и применения международных трудовых норм.

РТК имеет право:

– Проводить с федеральными органами государственной власти (в согласованном порядке) консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

– Разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти (в согласованном порядке) предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области социально-трудовых отношений;

– Согласовывать интересы общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации генерального соглашения, а так же при выполнении решений данной комиссией;

– Осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными и прочими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же иных документов, регулирующих социально-трудовые отношения и реализацию указанных соглашений;

– Запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

– Осуществлять контроль за выполнением своих решений;

– Получать от федеральных органов исполнительной власти (в установленном Правительством РФ порядке) информацию о социально-экономическом положении в РФ (в субъектах РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же проектов нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, организации контроля за выполнением генерального соглашения и актов;

– Участвовать (по согласованию с Правительством РФ) в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, (по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального собрания РФ) в предварительном рассмотрении законопроектов и подготовке их к рассмотрению в Государственной думе Федерального собрания РФ;

– Участвовать, по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти, в их заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся социально-трудовых отношений;

– Приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами данной комиссии, а также ученых и специалистов, представителей прочих организаций;

– Создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

– Участвовать в проведении общероссийских межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Принятие решений

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. При этом, члены комиссии, не согласные с данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания РТК.

данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания комиссии.

Координаторы

Существует должность координатора РТК, назначение на которую производится Президентом РФ. Координатор не является членом РТК, не имеет права вмешиваться в деятельность сторон комиссии и не принимает участия в голосовании.

Существуют, так же, должности координаторов сторон, организующих деятельность каждой из них. Координаторы со стороны профсоюзов и работодателей избираются или своими сторонами, а координатор от правительства, назначается правительством РФ.

На данный момент координатором сторон являются: от правительства вице-премьер РФ Ольга Голодец, от профсоюзов председатель ФНПР Михаил Шмаков, от работодателей – президент РСПП Александр Шохин.

Рабочие группы

№1 Рабочая группа в области экономической политики;

№2 Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

№3 Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

№4 Рабочая группа по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

№5 Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

Читайте также:  ПФР Владимирская область, Суздальский район, Суздаль, Красная площадь, 4: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

№6 Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

№7 Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

6 Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;.

Назначение комиссий

Начнем с того, что данные органы создаются с целью (ст. 35 ТК РФ):

  • оптимизации и регулирования взаимоотношений социального характера между участниками трудового процесса;
  • организации и проведения переговоров;
  • подготовки черновых вариантов коллективных соглашений;
  • контроля выполнения положений колдоговоров всеми участниками трудовых взаимоотношений.

Процедура создания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, осуществляется на условиях равноправного участия в процедуре всех заинтересованных сторон. В комиссию могут включаться представители:

  • трудового коллектива;
  • работодателя;
  • властных структур.

Участники от разных сторон наделяются равными полномочиями по обсуждению локальных регламентирующих актов. Различия в правах заключаются в возможности для работодателя самостоятельно принимать окончательное решение по характеру содержания коллективного договора. Представители от наемного персонала вправе только ознакомиться с проектом документа, озвучить свои замечания и рекомендации по внесению правок.

Различия в правах заключаются в возможности для работодателя самостоятельно принимать окончательное решение по характеру содержания коллективного договора.

Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

08 октября 2012

8 октября состоится очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На нем будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональный заболеваний»
  3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  4. О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  5. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  6. О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  7. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  8. Об основных направлениях бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
  9. О проекте федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах»
  10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации»
  11. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год»
  12. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О порядке разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда»
  13. О подготовке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы
  14. О ситуации на рынке труда.

Справочно:

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ. Основными задачами комиссии являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В компетенцию комиссии также входит проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов государства в этой области, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения и другие задачи, связанные с регулированием социально-трудовых отношений.

  • Картина дня
  • Мероприятия
  • Конкурс «Лучший по профессии» по годам
  • Медиафайлы

О проекте федерального закона О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах.

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Часть шестая утратила силу – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (часть седьмая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

96 ; – возможность оплаты времени, в течение которого они не участвуют в создании и или исполнении экспонировании произведений или не выступают ст.

Администрация Выгоничского района

Основные права комиссии.

Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 05.05.2009 N П27-14932-РТК

РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПИСЬМО
от 5 мая 2009 г. N П27-14932-РТК

В соответствии с решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 апреля 2009 года, протокол N 4, направляются Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса.

Ответственный секретарь Комиссии
В.Т.ПОНИЗОВ

Координатор стороны Комиссии,
представляющей Правительство
Российской Федерации,
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Т.А.ГОЛИКОВА

Координатор стороны Комиссии,
представляющей общероссийские
объединения работодателей,
президент Общероссийского
объединения работодателей
“Российский союз промышленников
и предпринимателей”
А.Н.ШОХИН

Координатор стороны Комиссии,
представляющей общероссийские
объединения профсоюзов,
председатель Федерации
независимых профсоюзов России
М.В.ШМАКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования социально- трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.

Цель взаимодействия социальных партнеров в этот период – согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

Взаимодействие социальных партнеров в этих условиях должно строиться на основе ряда принципов, прежде всего открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнеров на территориальном (региональном), отраслевом и федеральном уровнях социального диалога.

I. Общие положения

1. Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса предназначены для использования сторонами социального партнерства на уровне конкретной организации для разработки антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

2. Под сторонами социального партнерства в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации понимаются работники и работодатели в лице своих полномочных представителей.

3. Антикризисные мероприятия в сфере социально-трудовых отношений разрабатываются социальными партнерами и могут являться составной частью общего антикризисного плана, вырабатываемого руководством организации в той или иной форме.

4. Реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников.

5. Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть различны в зависимости от особенностей конкретной организации. Прежде всего, следует использовать такие институты и процедуры согласования интересов работников и работодателя, как комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров.

При необходимости возможно формирование специальных органов взаимодействия (специальных антикризисных комиссий). Могут использоваться и иные согласованные работодателем и работниками формы выработки антикризисных мер.

II. Основные механизмы сотрудничества социальных
партнеров в период экономического кризиса

6. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

7. При наличии в организации коллективного договора, институтов представительства интересов работников (профсоюзной организации и (или) иных представительных органов) для подготовки и реализации комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений целесообразно использовать имеющиеся органы, осуществляющие согласование интересов сторон (комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров и т.п.). При согласии сторон может быть создан иной орган (антикризисная комиссия, совет и т.п.). В этом случае сторонами социального диалога должны быть определены круг задач, порядок формирования, состав и полномочия создаваемого органа, процедура подготовки предложений и порядок их утверждения.

8. Антикризисным органом (комиссией) может разрабатываться и согласовываться комплекс антикризисных мер в сфере социально- трудовых отношений (либо отдельный, либо как часть общей антикризисной программы организации).

В случае невозможности временного выполнения отдельных положений коллективного договора стороны могут вступить в переговоры по временной приостановке действия данных положений и внести соответствующие изменения в коллективный договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

9. Для эффективного взаимодействия социальным партнерам необходимо обеспечить:

своевременное и объективное информирование сторон о социально-экономическом положении в организации и в регионе;

привлечение к решению проблем в организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов;

проведение работы по разъяснению работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищенности работников.

10. Социальные партнеры в пределах своей компетенции содействуют предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

III. Разработка и реализация антикризисных мер

11. В антикризисной программе могут применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации.

12. Подготовка мероприятий, касающихся содействия занятости и сохранения кадрового потенциала организации, должна основываться на нормах трудового законодательства Российской Федерации.

13. Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнеров. Среди возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:

а) отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;

б) временный отказ от введения совмещения профессий;

в) временное ограничение приема работников и сокращение вакансий;

г) перевод в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;

д) перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации на работу в другие подразделения и организации;

е) совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;

ж) установление для отдельных категорий работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы локальными нормативными актами организации, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации;

з) предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;

и) передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными организациями.

В антикризисную программу могут быть также включены мероприятия, предусматривающие:

а) осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

б) переобучение, повышение квалификации работников с учетом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;

в) оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая организации, расположенные в других регионах, при содействии органов государственной службы занятости;

г) направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства;

д) установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы.

14. Стороны социального партнерства разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой региональной программы содействия занятости.

15. Проект комплекса (программы) антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании (конференции) работников, а также при необходимости с органами местного самоуправления.

В организации могут предусматриваться и другие процедуры обсуждения программы антикризисных мер, согласованные работодателем и работниками.

16. Вне зависимости от форм и методов подготовки и организации антикризисных мер в комплекс планируемых мероприятий рекомендуется включать механизмы по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность сторон.

17. Программа антикризисных мер в организации может содержать иные мероприятия, в том числе в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу из кризиса, не противоречащие законодательству.

IV. Заключительные положения

18. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

на федеральном уровне – путем проведения консультаций в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на двусторонней основе;

Читайте также:  Нужно ли подавать уточненную декларацию, если в декларации по НДС ошибочно указан код вида операции

на региональном и территориальном уровнях – путем участия социальных партнеров в разработке планов антикризисных мер регионов и муниципальных образований.

19. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках проведения консультаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.

Общие положения.

Что такое трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Под трехсторонней комиссией в большинстве случаев подразумевается коллективный орган, который занимается решением различных споров, возникающих в рамках осуществления трудовой деятельности. Формирование и функционирование таких органов призвано эффективно защищать интересы каждого участника отношений трудового характера и обеспечивать наиболее всестороннее и беспристрастное расследование. Как можно понять из наименования таких комиссий, в них всегда участвуют три стороны:

  • Сторона работодателя. Работодатели в обязательном порядке активно участвуют в деятельности большинстве комиссий и всегда являются одной из сторон трудового спора. При этом участвовать может как работодатель лично, так и его доверенный представитель – в том числе как из числа работников предприятия, так и не являющийся его сотрудником.
  • Сторона работника. Интересы сотрудников в рамках спорных и конфликтных ситуаций могут защищать они сами, а также профсоюзные организации. При этом право работника на защиту своих интересов является неприкасаемым – если он хочет его осуществлять самостоятельно, то профсоюз не может делать это вместо него, сотрудник всегда имеет право быть участником любых касающихся его процессов.
  • Сторона государства. Так как и сторона работника, и сторона работодателя в первую очередь стремятся защитить свои собственные интересы, часто вне зависимости от фактических обстоятельств, то присутствие представителей исполнительной власти и контролирующих органов в составе комиссии призвано обеспечить беспристрастное рассмотрение ситуации в соответствии с требованиями законодательства.

Её положения являются основополагающими в определении деятельности трехсторонних комиссий в целом, и обеспечивают полноценное регулирование деятельности различных видов подобных органов для реализации социального партнерства.

§ 7. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности

Регулирование отношений в сфере труда может происходить на различных уровнях. Для этой цели создаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном уровне могут быть созданы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, они в своей деятельности также должны руководствоваться федеральным и региональным законодательством.

На уровне субъектов Российской Федерации могут быть образованы региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 3 ст. 35 ТК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать законы, регламентирующие деятельность такой комиссии. При осуществлении своей деятельности комиссия должна соблюдать и правила, установленные федеральным законодательством.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, (далее по тексту – РТК). Деятельность РТК регламентируется ТК РФ, ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” от 2 апреля 1999 года, Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Членами РТК являются полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Основные принципы формирования РТК закреплены в п. 1 ст. 2 ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. К их числу отнесены: 1) добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК; 2) полномочность представителей сторон; 3) самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в РТК.

Таким образом, полномочиями для работы в РТК могут наделить полномочные органы и должностные лица общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Замена представителей в РТК также производится по решению перечисленных органов и должностных лиц.

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” каждое общероссийское объединение работодателей, каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, которые зарегистрированы в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны РТК. Следовательно, гарантией для получения места в составе стороны РТК является регистрация в Минюсте РФ в качестве общероссийского объединения профсоюзов или общероссийского объединения работодателей. Количество представителей каждой из сторон в составе РТК в соответствии с п. 4 ст. 2 названного Федерального закона не должно превышать 30 человек. Поэтому при формировании стороны работников и работодателей в РТК вначале обеспечивается одно место каждому объединению профсоюзов или работодателей, получившим в соответствии с действующим законодательством статус общероссийских. Если после получения места каждым объединением остаются незанятые места стороны РТК, общероссийские объединения профсоюзов вправе увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Возникающие по поводу представительства в РТК споры разрешаются представителями соответствующей стороны в РТК или судом. При разрешении подобных споров обстоятельством, имеющим правовое значение, является количество объединяемых общероссийским профсоюзом членов. Исходя из установленной в ходе такого спора численности членов объединения профсоюза, сторона профсоюзов в РТК или суд могут определить количество членов профсоюза, гарантирующих получение дополнительного места в составе стороны РТК. После чего пропорционально численности членов общероссийского профсоюза и может быть определено количество дополнительных мест в составе РТК. Общероссийские объединения работодателей могут увеличить свое представительство в РТК по согласованию с другими членами стороны работодателей в РТК. В качестве критерия для такого увеличения указанный Федеральный закон не устанавливает количество входящих в объединение работодателей членов. В связи с чем дополнительные места стороны работодателей в РТК могут быть получены общероссийским объединением работодателей на основании решения большинства членов РТК со стороны работодателей.

Аналогичным образом могут быть сформированы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном и местном уровне.

Полномочия РТК связаны с осуществлением деятельности в нескольких направлениях. В ст. 4 ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” можно выделить несколько видов полномочий, связанных с основными направлениями деятельности РТК.

Во-первых, необходимо выделить информационные полномочия РТК, которые заключаются в том, что члены РТК вправе получать от компетентных органов информацию, которая необходима для ведения коллективных переговоров. Данные полномочия связаны с ведением коллективных переговоров и разработкой проекта генерального соглашения.

Во-вторых, следует выделить совещательные полномочия РТК. Данная группа полномочий связана с участием РТК в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере труда. Данные полномочия позволяют РТК высказать свое мнение по поводу указанных актов. Однако эти полномочия РТК носят совещательный характер. В силу чего учет мнения РТК органом, полномочным принимать названные нормативные акты, не является обязательным. Члены РТК могут обжаловать такие акты, если считают, что содержащиеся в них положения противоречат вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актам.

В-третьих, необходимо выделить правотворческие полномочия РТК. Данные полномочия связаны с непосредственным участием РТК в разработке нормативных правовых актов в сфере труда. Например в ч. 3 ст. 265 ТК РФ сказано о том, что перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, определяется Правительством РФ с учетом мнения РТК. Такие полномочия РТК являются правотворческими. Поэтому РТК вправе требовать от органа, принимающего акт, который должен быть разработан с учетом мнения РТК, признания необоснованным отказа от учета мнения РТК. В этом случае проверяется не только соответствие принятого акта вышестоящему по юридической силе законодательству, но и обоснованность отказа полномочного государственного органа от учета мнения РТК по поводу нормативного правового акта, который в соответствии с законодательством принимается с учетом мнения РТК.

В-четвертых, можно выделить контрольные полномочия РТК, которые связаны с деятельностью по контролю за исполнением принимаемых РТК решений. Реализация этих полномочий происходит путем принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решений РТК.

Деятельность РТК в соответствии с Постановлением Правительства РФ “Об обеспечении деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” от 5 ноября 1999 года обеспечивается Аппаратом Правительства РФ.

Со стороны Правительства РФ указом Президента РФ назначается координатор, который не является членом РТК, но ведет ее заседания.

Каждая из сторон РТК определяет своего координатора, который призван координировать деятельность стороны.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” решение РТК считается принятым, если за него проголосовала каждая из сторон РТК. То есть для принятия решения РТК необходимо, чтобы большинство представителей стороны работников, большинство представителей стороны работодателей, большинство членов РТК от Правительства РФ проголосовали за ее решение. Только после этого решение считается принятым. Члены РТК, которые не согласны с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания РТК.

Принятые РТК решения могут быть обжалованы в установленном порядке. В частности, решения по реализации правотворческих полномочий могут быть обжалованы заинтересованными лицами в Верховный Суд РФ, если они считают, что мнение РТК является необоснованным и (или) противоречит действующему законодательству. Признание судом мнения РТК необоснованным или незаконным позволяет полномочному органу принять нормативный правовой акт без учета данного мнения. Другие решения РТК могут быть обжалованы в том случае, если они нарушают права и свободы конкретных лиц.

В работе региональных и местных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений также могут быть использованы принципы деятельности РТК.

Данная группа полномочий связана с участием РТК в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере труда.

Порядок работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Деятельность областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) осуществляется на основе закона Еврейской автономной области от 27.04.2005 № 485-ОЗ «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» в форме заседаний представителей областной Федерации профсоюзов, областных объединений работодателей, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, заседаний рабочих групп Комиссии, консультаций с органами государственной власти области, коллективных переговоров, согласования позиций сторон по основным направлениям социально-экономической политики.

Комиссия формируется на основе следующих принципов:

1) добровольности участия в системе социального партнерства;

2) паритетности представительства сторон;

3) полномочности представителей сторон;

4) равноправия представителей сторон:

5) самостоятельности и независимости каждой стороны при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Основными целями Комиссии являются обеспечение регулирования социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

1) ведение коллективных переговоров по подготовке проекта областного Соглашения, заключаемого между полномочными представителями работников и работодателей (далее – Соглашение);

2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на областном уровне;

3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов областных законов, иных нормативных правовых актов, принимаемых в сфере социально-трудовых отношений, государственных программ области в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5) принятие по вопросам, входящим в ее компетенцию, решений, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти области, профсоюзами, работодателями и их объединениями на территории области;

6) организация контроля за ходом выполнения Соглашения;

7) изучение и распространение опыта социального партнерства.

Также Комиссия выполняет иные задачи, связанные с ее деятельностью.

По решению Комиссии для организации ее работы может быть образован президиум Комиссии.

Для подготовки материалов, предложений, проектов решений к рассмотрению на заседаниях Комиссии, подготовки экспертных заключений по проектам законов и других нормативных актов, относящихся к сфере трудовых отношений и социально-экономической политики, обсуждения информации о ходе и итогах выполнения мер, выработанных сторонами по реализации регионального (областного) соглашения, могут создаваться постоянные и временные рабочие группы из представителей сторон.

Руководители и состав рабочих групп утверждаются Комиссией.

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Комиссии, формируемым на основе предложений сторон. План работы Комиссии на следующий год рассматривается и утверждается на первом заседании Комиссии в текущем году.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.

Дата проведения очередного заседания Комиссии определяется координатором по согласованию с координаторами сторон. По письменному заявлению одной из сторон могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов членов Комиссии от каждой из сторон.

Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется управлением трудовой занятости населения правительства области.

Дата обновления информации: 24.06.2019

Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области.

Статус интернет-портала определен постановлением правительства ЕАО от 14.04.10 № 107-nn ‘О статусе Официального интернет-портала органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки’

Адрес правительства ЕАО: 679016, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18

10 107-nn О статусе Официального интернет-портала органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки.

Полезные ссылки





отсутствие адреса почтового или электронного для ответа;.

26 Декабрь 2012 года, среда

Областная трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений вчера подводила итоги деятельности за год. В заседании принял участие вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов.

Помимо традиционных в эти предпраздничные дни поздравлений, премьер поблагодарил членов комиссии за активную работу в деле соблюдения и защиты прав работников. Он отметил, что без консультаций с ними Правительство Астраханской области не выносит в Думу Астраханской области ни один законопроект в сфере труда.

Он отметил, что без консультаций с ними Правительство Астраханской области не выносит в Думу Астраханской области ни один законопроект в сфере труда.

Ссылка на основную публикацию