Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2020

Социальная адаптация

В состав ИПР непременно включаются меры по комплексной социальной адаптации инвалида, в особенности детей.

Социально-педагогическая реабилитация — методы воспитания, педагогическая работа, призванные сформировать личностные качества, продемонстрировать спектр возможностей для самореализации, чтобы интегрировать гражданина в социум и помочь овладеть навыками и умениями самообслуживания, получить образование. Процедура состоит из трех этапов:

  • Диагностика — выявление сформированности самосознания инвалида, его роли в социуме, установление профессиональных интересов.
  • Подготовка и практическая реализация ИПР для соцадаптации инвалида, зачисление в учебные заведения, трудоустройство.
  • Постреабилитационная защита — поддержка в налаживании взаимоотношений с родственниками, обществом, предупреждение возможных конфликтов.

Социально-психологическая и социокультурная реабилитация. В состав мероприятий этой части ИПР входят:

  • Психодиагностика.
  • Психотерапия.
  • Психокоррекция.
  • Консультирование.
  • Психопрофилактическая работа.

Социокультурная реабилитация применяет возможности искусства и культуры для развития у инвалида различных жизненно необходимых навыков, улучшению его жизненной позиции. В состав мероприятий могут включаться занятия в разнообразных творческих коллективах и объединениях, участие в организации и проведении массовых культурных мероприятий. Формы социокультурной реабилитации многочисленны: арттерапия, игровая терапия, иппотерапия.

Социально-бытовая адаптация предназначена для того, чтобы инвалид получил жизненно важные навыки и умения. В ее состав входят:

  • Консультации.
  • Правовая поддержка с участием органов соцобслуживания.
  • Организация учебных занятий в «Школах реабилитации».
  • Учебные занятия по самообслуживанию.

Правовая поддержка с участием органов соцобслуживания.

Правовая база

Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:

1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;

2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);

3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;

4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).

Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий.

Сроки

Срок проведения МСЭ и разработки ИПРА – до 30 рабочих дней.

ИПРА оформляется на 1 год, 2 года или бессрочно. Она может быть скорректирована или полностью изменена — для этого необходимо повторно пройти МСЭ.

Выплата компенсации за ТСР и/или услугу, прописанную в ИПРА, производится в течение 1 месяца со дня принятия ФСС решения. Срок принятия такого решения — 30 дней.

  • https://lgoty-vsem.ru/lgoty/reabilitatsiya-i-abilitatsiya-invalidov.html
  • https://invalidu.com/raznoe/ipr-invalida
  • https://doorinworld.ru/stati/abilitatsiya-i-reabilitatsiya-invalidov
  • https://www.03.gbmse.ru/reabilitaciya-i-abilitaciya-invalidov/
  • https://balashiha.gorod.guru/reabilitacia-invalida

организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.

Абилитация и реабилитация: в чем отличия?

Цель абилитации заключается в развитии дополнительных навыков у инвалидов. Абилитационные меры направлены на обучение лиц с ограниченными возможностями, как достигнуть поставленных задач с помощью альтернативных путей, так как традиционные методы недоступны.

Читайте также:  Как можно узнать срок годности косметики и что такое косметический калькулятор

Больше в абилитации нуждаются дети, причём своевременностью ее выполнения обусловлен окончательный результат и эффект от проведенной работы.

Максимальный результат будет достигнут, если начать работать с ребёнком-инвалидом с раннего возраста, т.е. уже по достижении малышом годика. В этот период можно приступить к занятиям по педагогической программе.

Реабилитация должна осуществляться с момента обретения патологии либо травмы. Занятия нужно проводить непрерывно и постепенно. Приступать к программе абилитации можно с наблюдения за формированием малыша в утробе матери и дальнейшего выхаживания новорожденного.

получения навыков по самообслуживанию;.

Принцип составления индивидуальных программ

Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:

  • Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
  • Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Медицинские мероприятия по абилитации:

  • Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
  • Протезирование больных;
  • Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Разница в абилитационных мероприятиях в том, чтобы научить инвалида приспосабливаться к социуму при помощи своих раскрытых способностей.

Ели человек имел профессию, но после перенесенного травмирования, он не может физически выполнять свою работу, тогда проводится переквалификация на ту специальность, которая позволительна его способностям и физическим возможностям.

Реабилитация и абилитация инвалидов: что это, в чем разница, программа 2020

Реабилитация и абилитация инвалидов что это, в чем разница, программа 2020.

Восстановительные медицинские меры

На этом этапе люди могут рассчитывать на такие виды помощи:

  • протезирование — восстановление утраченных возможностей при помощи протезов;
  • реконструктивная хирургия — пересадка органов и тканей, имплантация;
  • санаторно-курортное лечение;
  • наблюдение в стационаре.

Активная физическая деятельность помогает быстрее восстановиться и благоприятно влияет на общее самочувствие.

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Читайте также:  ПФР Владимирская область, Суздальский район, Суздаль, Красная площадь, 4: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др.

Библиографическая ссылка

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Модель, в составе которой присутствуют все выше указанные факторы, можно считать идеальной. Ее без опасений допустимо применять при стратегическом планировании реабилитационного центра для детей и инвалидов.

Что касается 2020 года, то объем денежных средств для этих целей составляет 9,3 млрд рублей, и выделены они будут из фонда соцстрахования.

Программы детской абилитации

Для детей с врожденной или приобретенной инвалидностью проводят специальную программу абилитации, в рамках которой они получают навыки, позволяющие им в полной мере контактировать с окружающей средой и развиваться.

  • Активное приобщение детей с инвалидностью к социальной и культурной жизни. Для них организовывают экскурсии в музеи, посещение театральных выступлений, концертов и т.д.;
  • Предоставление необходимого медицинского обслуживания, лечебных массажей, спортивных занятий и других действий для улучшения физического состояния;
  • Помощь с адаптацией в бытовой среде;
  • Проведение развивающих мероприятий.

Посетить терапевта в районной больнице;.

Реабилитация и абилитация: в чем разница

Согласно результатам проведенной медико-социальной экспертизы, в соответствии со степенью ограничения способности к трудовой деятельности с учетом положений методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений человек может трудоустроиться.

Читайте также:  Нужно ли подавать уточненную декларацию, если в декларации по НДС ошибочно указан код вида операции

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Абилитация и реабилитация — это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь По вопросу коррекции ИПРА, с целью получения дополнительных технических средств реабилитации, необходимо подойти к лечащему врачу, взять направление на МСЭ, собрать полный пакет документов и предоставить в Бюро МСЭ. Что касается трудовой деятельности инвалидов при наличии различных групп, то законодательство не содержит официальных понятий «рабочая группа» и «нерабочая группа». Любой инвалид имеет право работать, какая бы группа ни была ему назначена.

Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

Виды реабилитации инвалидов

Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя несколько основных направлений:

  • Социальную реабилитацию. Подразумевает возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.
  • Профессиональная реабилитация. Нацелена на профессиональную ориентацию, получение общего и профессионального образования, на профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию.
  • Медицинскую реабилитацию. Она включает в себя всевозможные меры восстановлению либо компенсированию тех функций, которые были утрачены из-за болезни или травмы. Это самая важная часть реабилитации, так как без нее не представляется возможным ни социальное, ни профессиональное восстановление.
  • Физкультурнооздоровительныемероприятия, в том числе занятия спортом, специально адаптированные для людей с ограниченными возможностями.

Пользу санаторно-курортного лечения для инвалидов трудно переоценить.

Зачем нужна ИПР?

Программа индивидуальной реабилитации является документом, согласно которому государство предоставляет инвалиду адресную помощь. Это свидетельствует о заинтересованности общества в обеспечении максимально комфортной жизни своего гражданина.

ИПРА создана для оказания помощи инвалидам.

Фактически это документ взаимных обязательств. Без соблюдения со стороны инвалида рекомендаций, зафиксированных в документе, исполнения режима физической нагрузки, своевременного выполнения предписаний, трудно рассчитывать на получение от государства зафиксированных в документе привилегий.

Гарантируемые льготы, фиксируемые в ИПРА:

  • получение технических средств и расходных материалов;
  • компенсации на лечение;
  • получение профессионального образования;
  • выделение рабочих мест;
  • выплаты по социальным программам работодателя.

Важна уверенность в том, что услуги исполнителя вам подходят.

Оздоровительных мероприятий и социальной адаптации

Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье, а спортивные мероприятия, которые проводятся для инвалидов, позволяют улучшать их психологическое состояние.

Социальная адаптация в обществе — это, прежде всего семейные отношения, а также отношения той среды, в которой часто перебывает данный гражданин.

Социальная адаптация бывает 2 типов, которые должны действовать вместе:

Социальная ориентация в среде проживания — это дать возможность инвалиду быстрее адаптироваться в обществе:

  • Помочь инвалиду реализовать себя;
  • Способствовать поступлению его в учебные заведения;
  • Помощь психолога для работы в семье.

Адаптация на бытовом уровне — это процесс налаживания жизнедеятельности больного в семье:

  • Абилитация, или же реабилитации инвалида обслуживания себя в быту;
  • Психологический процесс налаживания контакта в семье;
  • Научить всех членов в семье проживать вместе с инвалидом;
  • Органам соцзащиты помочь в переоборудовании жилища для данной категории граждан.


Социокультурная абилитация — это посещение инвалидом групп по интересам, творческих и спортивных кружков.

Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Ссылка на основную публикацию