Федеральный закон о страховых взносах в Пенсионный фонд: основные положения, полномочия ПФ РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ
“О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Последние изменения Закона «О страховых взносах»

Последние изменения в ФЗ 212 направлены на приведение формулировок в актуальное состояние. Для наглядности следует рассмотреть поправки по отдельным статьям.

Статья 7 ФЗ 212 регулирует объекты обложения страховыми взносами. Последние поправки были введены в 2015 году, определив дополнительный перечень соответствующих объектов.

Ст 8 Закона 212 указывает на базу для начисления страховых взносов. Последние изменения в формулировку отдельных положений были внесены в 2014 году.

Статья 9 ФЗ 212 регулирует суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Последние изменения были внесены в ноябре 2016 и изменили редакцию отдельных частей.

Статья 11 Закона о страховых взносах определяет даты осуществления выплат и иных вознаграждений. С момента публикации ФЗ 212 изменений не вносилось.

Ст 14 ФЗ 212 регулирует размер отчислений. Последние поправки были внесены в 2014 году. Коснулись они редакции отдельных частей.

В статье 15 Федерального закона 212 о порядке исчисления последние изменения были внесены в 2015 году. Отредактирована редакция об обособленных подразделениях юридического лица.

Ст 19 ФЗ 212 предписывает порядок взыскания недоимок по страховым взносам. Ряд изменений был введен в 2013 — статья дополнилась несколькими частями. Однако последние поправки были внесены в 2014 году в редакцию одного из документов.

Статья 44 Закона о страховых взносах с 1 января 2015 года утратила силу. Упразднение основано на решении Конституционного Суда РФ, признавшего данное положение не соответствующим основному закону страны.

Статья 58 ФЗ 212 предписывает перечень категорий плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы по страховым взносам. Последние поправки в данное положение были введены в 2015 году. Коснулись они формулировки одной из частей.

Отдельно в последних изменениях следует рассмотреть признание Закона о страховых взносах устаревшим и введение на его место 34 главы НК РФ. Она была введена 3 июля 2016 года, вступила в силу 1 января 2017. Ее положения определяют плательщиков страховых взносов, особенности уплаты и взыскания, тарифы и иные организационные аспекты.

В перспективе ожидается, что новое правовое регулирование страховых взносов будет активно дорабатываться. Во внимание будут приниматься не только актуальные нормы законодательства, но и утративший силу ФЗ 212, принимаемый за основу для регулирования системы отчислений.

Статья 44 Закона о страховых взносах с 1 января 2015 года утратила силу.

Последняя редакция 212 ФЗ

Страховые взносы выплачивались в Пенсионный Фонд и Фонд соц. и мед. страхования по правилам и условиям, прописанным в федеральном законе 212. Первого января 2017 года закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд утратил свою силу и эта сфера стала регламентироваться 34 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Но некоторые положения ФЗ 212 все еще используются и являются для граждан актуальными.

страхования по правилам и условиям, прописанным в федеральном законе 212.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений;

абзац восьмой утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.10.2018 г. №350-ФЗ

солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;

индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 03.12.2011 г. №379-ФЗ, 03.12.2012 г. №243-ФЗ, 21.07.2014 г. №216-ФЗ, 03.07.2016 г. №250-ФЗ, 03.10.2018 г. №350-ФЗ)

средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;.

Тарифы страховых взносов

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 28.11.2015 № 347-ФЗ «О внесении изменений в ст. 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на 2016 – 2018 годы сохранены ранее действовавшие тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для плательщиков основных категорий. Напомним, что в настоящее время тарифы страховых взносов утверждены в размере 30% (ПФР – 22%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, с 01.01.2016 действует Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года», которым предусмотрено, что:

  • предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, с 01.01.2016 подлежит индексации в 1,072 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ. Для плательщиков страховых взносов она составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 руб. нарастающим итогом с названной даты;
  • для плательщиков страховых взносов предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, определяется с учетом размера средней зарплаты в РФ на 2016 год, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента на 2016 год, установленного в размере 1,8, и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 796 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2016.

В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.

Глава 2: Участники правоотношений

В статьях с 4 по 11 второй главы подробно раскрывается роль всех субъектов, участвующих в процессе пенсионного страхования:

  1. Страховщиком при этом выступает пенсионный фонд Российской Федерации, а также в порядке, установленном законом, в роли страховщика может выступать негосударственная организация пенсионного страхования.
  2. Страхователями принято называть работодателей, а также предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, таких как фермеры, адвокаты и другие.
  3. Застрахованные лица – это граждане, на которых распространяется действие закона об ОПС. К ним относятся все граждане, проживающие на территории РФ временно или постоянно, и осуществляющие трудовую деятельность.

Помимо прочего в данной главе раскрываются значения понятий страховой случай и страховой риск, говорится об обязательном страховом обеспечении, а также все о страховых взносах в ПФ РФ.

В это понятие входят формирование и расходование средств бюджета ПФ РФ, понятие индивидуального пенсионного коэффициента, а также его стоимость и дана информация о контроле за использованием средств бюджета ПФ.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;
обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009))
средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009))
стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009))

Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

Полномочия пенсионного фонда России: правовой аспект

Ерохина Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО “Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”, кандидат юридических наук.

Читайте также:  Княгинино - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

В настоящей работе проводится анализ нормативного материала, закрепляющего полномочия Пенсионного фонда России. Особое внимание уделяется контрольным полномочиям ПФР, в ходе исследования которых формулируется вывод об их недостаточности и аргументируется предложение о необходимости расширения таких полномочий по отдельным направлениям.

Ключевые слова: Пенсионный фонд России, полномочия, правовой статус, права и обязанности, контрольные полномочия.

Powers of the pension fund of Russia: Legal aspect

Yerokhina Tatyana V., Assistant Professor of the Public Law Department at the Saratov Social and Economic Institute (Branch of FSBEI HPE “G.V. Plekhanov Russian Economic University”) Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

In the present work the analysis of regulatory material, establishing the authority of the Pension Fund of Russia. Special attention is paid to control the powers of the FIU, in the course of the research which is formulated conclusion about their failure and the rationale behind the proposal about the need for their expansion in certain areas.

Key words: pension fund of Russia, powers, legal status, rights and duties, control power.

Общественные отношения, складывающиеся в связи с пенсионным обеспечением населения, крайне важны, поскольку являются залогом уверенности граждан в завтрашнем дне, с одной стороны, и социальной стабильности в государстве – с другой . В силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным.

Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 33.

Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса. Толковый словарь русского языка определяет “полномочия” как официально предоставленные кому-нибудь права какой-нибудь деятельности, ведения дел . Юридическая наука использует термин “полномочия” для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности .

См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: Азъ, 1993. С. 571.
См.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982. С. 35; Старовойтов Н.Г., Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 22.

Таким образом, закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.

Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности – это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.

Элементы правового статуса ПФР и его территориальных органов обладают некоторой особенностью, которая состоит в том, что закреплены они во многих нормативных правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ , согласно которому фонд обеспечивает:

Постановление Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 “Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)” (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности.

Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” . Обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” . Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” .

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время ПФР, не ограничиваются пенсионным страхованием.

Сегодня Пенсионный фонд РФ осуществляет ряд социально-значимых функций. Так, ПФР ведет учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи (почти 63 млн. россиян). Фонд занимается назначением и выплатой пенсий, в том числе трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсий госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров. ПФР назначает и реализует социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. При осуществлении своих функций ПФР осуществляет взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц. К функциям ПФ РФ также относятся выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, управление средствами пенсионной системы и реализация Программы государственного софинансирования пенсии .

О Пенсионном фонде // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/about/.

Пенсионный фонд наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, хотя в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 координацию деятельности Пенсионного фонда России осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако Пенсионный фонд близок к органам исполнительной власти по своему правовому положению. Например, важным полномочием Пенсионного фонда является принятие нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. В 2001 г. была введена обязательная государственная регистрация и официальное опубликование документов Пенсионного фонда, имеющих нормативный характер и затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Регистрация таких документов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Более того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия. относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов .

Читайте также:  Стоимость государственной пошлины за снятие авто с учета в ГИБДД

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 “Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации” // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П “По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы” // СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2804.

Для характеристики полномочий ПФР, реализуемых в сфере административно-правового регулирования, особый интерес представляют контрольные полномочия рассматриваемого государственного учреждения. Обращение к исследованию контрольных полномочий ПФР обусловлено особой значимостью контроля в системе управления обязательным пенсионным страхованием. Можно сказать, что контрольные полномочия ПФР являются частью государственного контроля (надзора), который в соответствии с ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

По справедливому замечанию Т.В. Зыряновой и Е.М. Кот “организация контроля. является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль. является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования. ” .

Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2008 г. N 10-П указал, что “контрольная функция государства по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения. ” и что “. государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию. ” . Контрольная функция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П , присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П “По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова” // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” // СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.

Изначально Пенсионный фонд РФ был наделен полномочиями по контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств. Позднее Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” на Пенсионный фонд России были возложены дополнительные контрольные полномочия. В частности, названный Закон закрепил за ПФР статус органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. В связи с принятием данного Закона были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, – она была дополнена обязанностью страховщика (ПФР) по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.

Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.

Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;.

Закон о пенсионных взносах

Сегодня каждый работодатель обязан осуществлять на особый счет взносы ранее в Пенсионный фонд РФ , которые в будущем и будут являться пенсионным обеспечением данного сотрудника.

Сравнительный анализ главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”

С 1 января 2017 года функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам. В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую), а регулировавший ранее уплату страховых взносов Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратит силу. Что будет нового и что останется прежним при уплате страховых взносов, рассмотрено в Сравнительном анализе главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ.

Ранее действовавший НПА

Новый НПА

Примечание эксперта

Администрирование страховых взносов

Основное изменение, вступающее в силу с 01.01.2017, заключается в том, что функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам.

В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую).

Тем самым создана универсальная система нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов и страховых взносов.

Ранее, до 01.01.2017, НК РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не имели унифицированного подхода к принципам взимания налогов и страховых взносов.

Например, и НК РФ, и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ содержали свой собственный понятийный аппарат, и нормы одного закона не могли по аналогии быть применены при толковании другого закона.

В целом, можно утверждать, что изменение позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, позволит более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок (вместо ПФР+ФСС РФ+ФНС в России остаются только налоговые органы), а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Установление правил администрирования страховых взносов в НК РФ позволит реализовать применение мер государственного принуждения (штрафы, взыскание недоимки) государственным органом в соответствии с конституционными принципами.

Так, например, ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не закреплял основополагающий принцип, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о страховых взносах толкуются в пользу плательщика страховых взносов.

НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров.

Данный порядок распространен на страховые взносы, что позволит быстро и эффективно разрешать разногласия в отношении страховых взносов, не прибегая к судебной процедуре, что также поможет плательщику избежать затрат.

Еще одним благоприятным последствием передачи функций администрирования страховых взносов налоговым органам является то, что проверки исчисления страховых взносов и соответствующие доначисления будут осуществляться в рамках одного контрольного мероприятия, а не нескольких проверок.

Плательщики страховых взносов

Данное изменение призвано исключить сомнения в толковании такого понятия, как лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Ранее существовала судебная практика, согласно которой в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 N Ф07-1264/2016 по делу N А56-33700/2015).

Оценщики, медиаторы и патентные поверенные впервые станут плательщиками страховых взносов.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в статье 422 НК РФ, в нескольких местах отличается от того перечня, что был закреплен в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Читайте также:  Если есть разница между датами дохода в не денежной форме и удержания НДФЛ

В частности, в новом перечне не упомянуты взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников.

Согласно подпункту “в” пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежали обложению “страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50000 рублей на каждого ребенка”.

В Письме ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 разъяснялось, что поскольку в данном подпункте работники-опекуны поименованы в числе лиц, которым может быть оказана единовременная материальная помощь, то размер и период выплаты такой материальной помощи для неначисления на нее страховых взносов применяется и в отношении выплат работникам, оформившим опеку над несовершеннолетними детьми.

Теперь данный подход закреплен законодательно.

Изменения будут иметь место в ситуациях создания организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

В новом перечне отсутствуют сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, организации народных художественных промыслов и семейные (родовых) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, плательщики страховых взносов – российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, а также организации, оказывающие инжиниринговые услуги.

Для всех данных плательщиков теперь специальных тарифов страховых взносов не будет.

Как в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так и НК РФ, установлено правило, по которому если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется ими пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Изменился порядок определения данного момента – он более не связан с датой получения соответствующих полномочий, а привязан к дате постановке на учет в налоговом органе.

Ранее действовало правило о представлении отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Начиная с отчетности за первый отчетный период 2017 года, сроки представления отчетности будут иными.

Расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Зависимость от способа представления отчетности не установлена.

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

Обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное статьей 11 НК РФ, – “любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места”. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Ранее действовало правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Начиная с отчетности за 2017 год срок будет иной – до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

Ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривал следующие составы правонарушений:

  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (статья 46);
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (статья 47);
  • отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (статья 48);
  • несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов (статья 49) ;
  • непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов (статья 49.1);
  • нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 50);
  • неисполнение банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 51).

С 01.01.2017 все виды правонарушений в части страховых взносов объединены с аналогичными нарушениями применительно к исчислению и уплате налогов и сборов и содержатся в главах 16 и 18 НК РФ.

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

2009 N 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам родителям, усыновителям, опекунам при рождении усыновлении удочерении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения усыновления удочерения , но не более 50000 рублей на каждого ребенка.

ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:

Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 О страховых взносах продолжат действовать.

О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемssros.ru

12 Дополнительные тарифы страховых взносов в 2013 г г.

ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, …”

Доставка и оплата.

Федеральный закон о страховых взносах в Пенсионный фонд: основные положения, полномочия ПФ РФ

ФЗ №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» (от 24 июля 2009 г.) до 2017 года являлся профильным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования физических лиц, порядка выплат пенсий, а также порядка осуществления платежей в фонд.

до 2017 года являлся профильным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования физических лиц, порядка выплат пенсий, а также порядка осуществления платежей в фонд.

Закон 56-ФЗ о дополнительных страховых взносах

Федеральный закон о дополнительных страховых взносах 56-ФЗ на накопительную часть пенсии регулирует возможность вносить платежи в Пенсионный фонд. Законоположение было принято на несколько месяцев ранее законодательного акта 212-ФЗ.

По своей структуре документ не разделен на главы и представляет собой лишь 17 статей. Именно их содержание отвечает на все поставленные вопросы, начиная с предмета регулирования данным актом и заканчивая всеми возможными вариантами инвестирования в накопительную часть пенсий.

Скачать документ 56-ФЗ в последней редакции

14 статей данной главы показывают, что плательщиками остаются те же лица.

Ссылка на основную публикацию