Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ККТ

Ответственность за нарушение порядка применения ККТ

За нарушение порядка применения ККТ установлена административная ответственность. Как правило, это наложение штрафа на организацию и должностное лицо (ИП) или вынесение предупреждения. Конкретная мера ответственности зависит от вида правонарушения. Наказания можно избежать. Для этого нужно добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении.

Неприменение ККТ;.

Мнимый и притворный расчет

Под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Т.е. по сути это расчеты по мнимым и притворным сделкам.

Максимальный срок проведения проверки 20 рабочих дней.

Ужесточение контроля за применением ККТ: штрафы в размере выручки и проверки любой жалобы

В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет.

Ответ недели: ответственность за неприменение ККТ

Вопрос: Подскажите,пожалуйста, размер штрафа за не применение онлайн кассы и срок давности

Сообщаю Вам следующее:

За неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год, который исчисляется:

(или) с момента совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);

(или) с момента обнаружения нарушения, если оно относится к длящимся (например, отсутствие кассового аппарата у фирмы, обязанной его применять).

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В ситуации, если при наличии ККТ организация не выдала чек в случае, когда она должна была его выдать, правонарушение не считается длящимся. Каждый акт приема наличных денежных средств считается отдельным правонарушением. Срок давности исчисляется с момента невыдачи чека.

В ситуации, когда организация не имеет КТТ, при наличии обязанности осуществлять расчеты с применением КТТ, правонарушения будет длящимся. Срок давности исчисляется с момента обнаружения налоговыми органами.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.

За неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения, если при этом сумма расчетов без применения ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).

При этом под неприменением ККТ следует понимать не только фактическое неиспользование ККТ, но и использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах, также использование ККТ, не включенной в Государственный реестр (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»).

При этом ведение Государственного реестра ККТ отменяется. ФНС России уполномочена вести свой реестр ККТ и реестр фискальных накопителей (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

Таким образом, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием обычной (не онлайн) ККТ без фискального накопителя является неприменением ККТ и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Какие штрафы установлены за нарушение порядка применения ККТ

Штраф могут наложить за следующие правонарушения:

  • неприменение ККТ;
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
  • непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
  • ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.

Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

1.1. Штрафы за неприменение ККТ (работу без кассового аппарата)

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • на должностных лиц (ИП) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Важно! Использование после 1 июля 2017 г. ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

В то же время, если организация (ИП) приняла все необходимые меры для перехода на работу с ККТ с фискальным накопителем, но после 1 июля 2017 г. по вине поставщика продолжает использовать ККТ старого образца (с ЭКЛЗ), то она не должна быть привлечена к административной ответственности. В такой ситуации необходимо выдавать покупателям (клиентам) документы на бумажных носителях, подтверждающие факт расчетов (Письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392).

Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.

Законом, утвердившим порядок перехода на кассовые аппараты с функцией передачи данных в ИФНС в электронном виде, также были внесены поправки в КоАП РФ. Они направлены прежде всего на ужесточение санкций за неприменение кассовой техники.

Срок давности за ККТ-нарушения увеличился

Раньше он составлял 2 месяца от момента совершения правонарушения до момента вынесения «штрафного» постановления . И если, к примеру, с момента невыдачи кассового чека покупателю проходило больше времени, то наказать за это вас уже не могли.

Конечно же, 2-месячный срок был слишком мал, налоговики часто просто не успевали завершить процедуру, необходимую для наложения санкции. И вот законодатели исправились.

(!) Теперь срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составляет 1 год , который исчисляется:

(или) с момента совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);

(или) с момента обнаружения нарушения , если оно относится к длящимся (например, отсутствие кассового аппарата у фирмы, обязанной его применять).

Административное расследование проводится тогда, когда после выявления правонарушения назначаются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат .

Кроме того, налоговые органы получили возможность проводить административное расследование по ККТ-нарушениям . Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях — 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении .

Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ (ред., действ. до 15.07.2016).

Пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.

Какова теперь цена ККТ-нарушений

Раньше все ККТ-нарушения охватывались ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, соответственно, и штрафы за них были одинаковые :

— для фирмы — от 30 000 до 40 000 руб.;

— для ее руководителя (предпринимателя) — от 3000 до 4000 руб.

Сейчас ст. 14.5 Кодекса сильно «поправилась»: в ней уже 15 частей, пять из которых так или иначе связаны с неприменением кассовых аппаратов.


Также в КоАП появилось следующее новшество. Лица, совершившие нарушения освобождаются от ответственности, если они добровольно :

— письменно заявят в ИФНС о допущенном нарушении;

— исправятся, то есть исполнят соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

Причем освобождение сработает при одновременном соблюдении следующих условий:

— на момент обращения нарушителя с «признательным» заявлением в налоговую инспекцию она не располагала сведениями и документами о совершенном нарушении;

— представленные в налоговый орган сведения и документы ясно указывают на то, что правонарушение имело место.

В отношении этого новшества больше вопросов, чем ответов. Например, зачем мне идти «сдаваться» в ИФНС, если о моем нарушении налоговики пока ничего не знают и у меня есть возможность его исправить? Видимо, жизнь покажет, в каких конкретно ситуациях освобождение будет действовать.

Читайте также:  Согласование перепланировки по эскизу – где получить, как

Скажите, а можно ли каким-либо образом избежать ответственности за неприменение ККТ?

В примечании к ст. 14.5 КоАП сказано, что лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения, может быть освобождено от «кассовой» ответственности. Однако, во-первых, для этого следует:

— добровольно в письменной форме заявить в налоговый орган о допущенном нарушении;

— добровольно, до вынесения постановления по делу исполнить обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой возникла административная ответственность.

При этом от ответственности заявитель будет освобожден при одновременном выполнении двух условий:

— если на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

— если представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Их истечение является императивным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Часть 2 рассматриваемой нормы регламентирует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В связи с этим следует отметить, что согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 5), при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Заметим при этом, что сам КоАП РФ понятия длящегося правонарушения не приводит.

Внимание! Неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов не считается длящимся правонарушением, поскольку оно является оконченным в момент неприменения названной техники при осуществлении денежных расчетов.

Давность привлечения к административной ответственности — это срок, по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, не относится к длящимся, оно считается совершенным в момент приема наличных денежных средств без применения ККТ.

В статье 4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Выполнение работ без применения ККТ не является длящимся правонарушением.

На основании пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, срок давности по делам о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой машины нельзя считать длящимся сроком и определять с момента обнаружения правонарушения.

Поскольку нет оснований считать неприменение ККТ длящимся правонарушением , каждый акт приема наличных денежных средств считается отдельным правонарушением.

Постановления ФАС ДВО от 21.12.2005 N Ф03-А73/05-2/4542, ФАС СКО от 07.11.2006 N Ф08-5429/2006-2291А, ФАС ЦО от 11.09.2006 N А64-433/06-22.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

для ее руководителя предпринимателя от 3000 до 4000 руб.

Применение онлайн-кассы, не соответствующей требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4, 4.2, 4.3 Закона о ККТ.

Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды административного наказания:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

При этом указанная ответственность за использование онлайн-ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды административного наказания.

Как проводится проверка кассовой дисциплины

Проверка кассовой дисциплины в 2019–2020 годах проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
  • Отчеты фискальной памяти.
  • Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
  • Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО.
  • Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
  • Приказ на лимит кассового остатка.
  • Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

и более, это повлечет.

Как можно избежать штрафа за нарушение порядка применения ККТ

Вероятность поломки контрольно-кассовой техники исключать совсем нельзя. Ведь это – техника! Но за неисправность такой техники могут наказать штрафом, поскольку применение онлайн-кассы при расчетах с покупателями обязательно для всех предпринимателей и организаций на территории РФ, за отдельными исключениями, прописанными в законе №54-ФЗ.

Однако избежать штрафа в случае ведения расчетов без ККТ тогда, когда кассовый аппарат должен применяться, все-таки можно! Как это правильно сделать и какие условия при этом должны быть выполнены читайте далее в статье.

1 статьи 4 закона 54-ФЗ.

Штрафы за нарушение правил применения ККТ могут измениться

9 января 2016 года на рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 968690-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Автором инициативы является Правительство России. Проект направлен на усовершенствование нормативно-правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Кроме поэтапного перехода на применение кассовой техники, способной передавать информацию обо всех расчетах с клиентами непосредственно в адрес налоговых органов, через оператора электронной связи, вплоть до 1 января 2018 года, законопроектом предусмотрено уточнение и дифференцирование административных штрафов. Соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и статью 14.5 КоАП РФ.

Чиновники предлагают установить для тех лиц, которые не применяют ККТ, размер административного штрафа от 75 до 100% от суммы платежа, полученного без выдачи чека. При этом, юридические лица заплатят минимальный штраф, вне зависимости от суммы покупки, в размере 30 тысяч рублей, должностные лица – 10 тысяч рублей, а гражданине (включая индивидуальных предпринимателей) – 1,5 тысячи рублей. За использование ККТ, не соответствующей установленным законодательством требованиям, торгующая организация получит предупреждение или штраф в размере 7 тысяч рублей. Штраф для предпринимателей за такое нарушение составит 1,5 тысячи рублей.

В настоящее время санкции статьи 14.5 КоАП РФ предполагают вынесение предупреждения за первоначальное нарушение, либо наложение штрафа на организацию в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, для должностных лиц – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей, для граждан – от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей и не зависят от суммы покупки. Поэтому введение привязки штрафа к таким суммам сделает их максимальный размер неограниченным, при сохранении фиксированного минимума.

Если депутаты одобрят правительственный законопроект у всех организаций и предпринимателей, работающих с населением появится обязанность формировать кассовый чек не только в бумажном, но и в электронном виде (а с 1 января 2018 года – только в электронном виде) или использовать в работе автоматизированные системы, осуществляющие формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом определять и утверждать перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, будет
Правительство РФ.

Кроме того, после вступления в силу новых требований будет отменено ведение Государственного
реестра ККТ. Производителям ККТ и фискальных накопителей вместо этого вменят в обязанность представлять в Федеральную налоговую службу России данные о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.

Чиновники уверены, что принятие закона позволит снизить финансовую и административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ. Будут полностью исключены необоснованные проверки налоговой службой, с выходом на место установки ККТ и сокращены ежегодные издержки налогоплательщиков,
связанные с использованием ККТ. Вместе с этим, ожидается, что объем
“теневого” оборота наличных денежных средств существенно сократится, а налоговые
поступления в бюджет увеличатся. Такие надежды чиновников основаны на результатах экспериментального использования “умных касс”, которое проводила ФНС на протяжении 2014-2015 годов.

Законопроект передан в профильный комитет Госдумы РФ и дата его рассмотрения в первом чтении пока не определена.

Кроме поэтапного перехода на применение кассовой техники, способной передавать информацию обо всех расчетах с клиентами непосредственно в адрес налоговых органов, через оператора электронной связи, вплоть до 1 января 2018 года, законопроектом предусмотрено уточнение и дифференцирование административных штрафов.

Контакты

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Для ИП

КоАП устанавливает и другие виды санкций – например, в случае использования онлайн-ККМ, не соответствующих требованиям закона (ненадлежащая регистрация или использование неподходящего фискального накопителя). В случае выявления нарушений ИФНС может вынести предпринимателю устное предупреждение или же выписать штраф – от 1 500 до 3 000 руб. Если электронный или бумажный чек не буде выдан покупателю, ИП грозит предупреждение или санкции в размере 2 000 руб.

компании, занимающиеся покраской и ремонтом обуви, ключей и иной металлической галантереи;.

ККТ: нормативная база и ответственность

Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ, наподобие тех, которые еще в советское время были разработаны Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ в актах и решениях, принятых в период с 1994 по 2004 год, в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены.

Читайте также:  Как оплачивается больничный лист, открытый во время учебного отпуска

Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ он может применяться максимум до 7 лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию. В настоящее время ведется работа по дальнейшему нормативно-правовому обеспечению реализации положений законодательства о ККТ.

На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ индивидуальный предприниматель будет привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.

Порядок ведения кассовых операций с денежной наличностью на территории РФ установлен Центральным банком Российской Федерации — Указанием от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404) и Указанием от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 года.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц ― от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц ― от 40 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, административные штрафы за неприменение ККТ, за нарушения в порядке ее эксплуатации предусмотрены ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно этой норме неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц ― в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • на юридических лиц ― от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Виды нарушений в сфере кассовых операций и применения ККТ, за которые могут привлечь к административной ответственности, указаны в ст. 14.5, 15.1 КоАП РФ.

Несмотря на то что законодатель четко прописал порядок действий налогового инспектора в случае выявления факта неприменения ККТ и меры воздействия на предпринимателя, на практике налоговые органы нередко расширяют свои компетенции и допускают нарушения, в результате которых возможно оспорить наложение штрафа за неприменение ККТ. Какие доводы помогут индивидуальным предпринимателям оспорить наложение штрафа за нарушение в работе с ККТ, расскажу на примере конкретного гражданского дела.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании неполном оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов ч.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Освобождение от штрафов

Должностное лицо может быть освобождено от административной ответственности по следующим нарушениям:

  • не применение ККТ (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • применение немодернизированного кассового аппарата (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • не направление покупателю электронного кассового чека, а также не выдача по требованию бумажного чека (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Для этого необходимо о произошедшем нарушении письменно заявить в ИФНС.

Для этого необходимо о произошедшем нарушении письменно заявить в ИФНС.

Отсутствие ККТ (контрольно- кассовой техники): как защитить свои права и избежать штрафа?

В июле 2018 года Президент РФ подписал закон № 192ФЗ, который внес существенные изменения в Закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Был урегулирован вопрос о необходимости использовать кассу, если деньги от покупателя (физического лица) поступают на банковский счет продавца; появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. Значительная часть предпринимателей на патентной системе получили полное освобождение от ККТ, некоторым была предоставлена отсрочка.

ККТ: нормативная база и ответственность

Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены. Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ применима максимум до 7 (семи) лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию.

На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ предприниматель должен быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.

Фабула дела

Индивидуальный предприниматель владеет пилорамой в Омской области, отпускает пиломатериал за наличный расчет и по банковским картам. Онлайн – кассу должен был установить с 1 июля 2018 года, но своевременно этого не сделал.

Через год, 2 июля 2019 года, на пилораму приехал налоговый инспектор, составил административный протокол, а начальник ФНС утвердил постановление, в котором назначил штраф за год работы индивидуального предпринимателя в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ (ст.14.5 КоАП РФ).

Факт продажи товара за наличный расчет предприниматель не отрицал. Отсутствие ККТ объяснил незнанием законодательства. Цифра штрафа составила несколько сотен тысяч рублей. Проблема состояла в том, что оспорить постановление ФНС возможно обжаловать только в суде при наличии веских оснований, так как ККТ фактически отсутствовала. Предприниматель не согласился с наказанием и попросил меня понизить штраф до разумной цифры в суде

Обжалование постановления ФНС в суде

Как избежать штрафа? Конечно, лучше не нарушать закон. Но в ситуации, когда протокол составлен, найти решение тоже возможно. Я изучил документы, законодательство, судебную практику, переговорил с налоговым инспектором.

Решение было следующим: обжаловать постановление путем подачи иска в суд, но к судебному заседанию ККТ в виде онлайн – кассы уже должна быть установлена в административном помещении на пилораме, зарегистрирована в ФНС, а чеки отправлены клиентам на мобильный телефон. Рассуждал так: установка и регистрация онлайн – кассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде. Мы согласовали позицию, и я обжаловал постановление ФНС путем подачи иска в суд.

На первом судебном заседании сторона истца ходатайствовала о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Свои требования истец аргументировал тем, что: ИП относится к субъектам малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, вред здоровью и жизни людей, окружающей среде не причинен, материальный ущерб отсутствует, онлайн – касса зарегистрирована в ФНС, персонал обучен, работает, чеки направлены покупателям, что подтвердил документами и свидетельскими показаниями.

Читайте также:  Как доказать в суде факт трудовых отношений при отсутствии трудового договора

Ответчик просил в иске отказать в полном объеме. Суд выслушал стороны, установил, что пилорама занимается распилом и перемещением древесины и относится к субъектам малого бизнеса. ИП законодательство о ККТ ранее не нарушал, вся сумма дохода за отчетный год оприходована и отражена в отчетности, онлайн – касса на дату судебного заседания зарегистрирована и чеки направлены покупателям по абонентским номерам или посредством электронной почты.

Решение суда

В итоге суд признал истца виновным в совершении административного правонарушения, но заменил административный штраф предупреждением, руководствуясь ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Налоговый орган судебное решение в апелляционном порядке не обжаловал. Таким образом, удалось добиться наказания в виде предупреждения вместо штрафа в несколько сотен тысяч рублей.

Пример из практики показывает, что возможны два варианта обжалования постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в случае неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ). Это снижение штрафа или признание незаконным привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

В каких случаях возможно ли снизить сумму штрафа?

Если налоговый инспектор выявил нарушение, штрафа не избежать. Выявив факт нарушения законодательства о применении ККТ, контролеры составят протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). Назначение административного наказания оформляют вынесением постановления. Протокол об административном правонарушении направляется в налоговый орган. Срок рассмотрения дела ― 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ).

Однако можно попытаться снизить размер штрафа без обращения в суд и без составления административного протокола. Уменьшить до одной трети возможно даже сумму минимального штрафа. Законные способы снижения суммы штрафа указаны в ч. 3.4 статьи 4.1; ч. 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2, 4, 6 ст.14.5 настоящего Кодекса (ч. 3,4 ст.4.1 КоАП РФ).

Таким образом, возможность снизить штраф имеется в следующих случаях:

  1. наказание назначено за одно из трех нарушений:

― неприменение ККТ (кроме повторного неиспользования контрольно-кассовой машины (ККМ), если сумма расчетов (непробитых чеков), осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млнрублей и более (ч.3 ст. 14.5 КоАП);

― применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением законодательства РФ о применении ККТ (ч.4 ст. 14.5 КоАП);

― не направление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (ч.6 ст.14.5 КоАП);

2) указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления ФНС по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса (ч.4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Порядок обжалования протокола налогового инспектора начальнику ФНС

Для понижения административного наказания в виде одной трети минимального размера административного штрафа в соответствии с ч. 3,4 ст.4.1, ч.4 ст.28.6 КоАП РФ нужно в течение 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ) обратиться к руководителю налогового органа с мотивированным заявлением об уменьшении размера административного штрафа , ссылаясь на п. 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ, в соответствии с которой «судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. А также, сослаться на п.3.4. ст.4.1. КоАП РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных ч.4 статьи 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Признание незаконным привлечение к административной ответственности в суде

Решение ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ может быть признано неправомерным в судебном порядке в следующих случаях.

  1. Проведение налоговым органом контрольной закупки.

В соответствии со ст. 13 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.

  1. Недоказанность ФНС по поводу факта продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В том случае, если административным органом не представлены сведения о проданной продукции и оказанных услугах, их стоимости, датах продажи (оказания) с применением ККТ, не зарегистрированной в ФНС, а также в отсутствия данных о денежных расчетах за проданный товар или оказанную услугу.

  1. Истечение сроков давности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).

  1. Если штраф наложен за те нарушения в работе с наличными, которые не перечисленые в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

На практике налоговые инспекторы расширяют свои компетенции и штрафуют предпринимателя, например за то, что он выдал деньги под отчет работнику, который не отчитался по ранее полученному авансу. В этом случае имеется факт нарушения порядка выдачи наличных денежных средств под отчет, а не порядка ведения кассовых операций. А за нарушения, допущенные при выдаче денег под отчет, административный штраф не предусмотрен. Можно привести другой пример: не своевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

  1. По причине приостановления санкции за неприменение ККТ в ряде случаев

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ» внесены изменения в статью 14.5 КоАП РФ. Согласно которых приостановлены до 1 июля 2020 года действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Вывод

Нарушение налоговым органом процедуры оформления указанных документов, ошибки, а также нарушение сроков рассмотрения протокола является основанием для признания неправомерным постановления ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ.

Рассуждал так установка и регистрация онлайн – кассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде.

Штрафы за неприменение ККТ в 2018 году

Применение кассы, которая не выполняет требования законодательства, грозит штрафом в размере от 1500 до 3000 рублей для предпринимателя, от 5000 до 10000 рублей для юрлица. За продажу без отправки электронного чека клиенту ИП могут оштрафовать на 2000 рублей, юрлицо – на 10000 рублей.

Если ИП обязан использовать онлайн-кассу, но работает без нее, он отдает в качестве штрафа от 25% до 50% суммы расчета. Минимальный штраф для ИП за неприменение ККТ нового образца в 2018 году в таком случае составит 10 тысяч рублей, а для организаций — от 75% до 100% суммы расчета, но не меньше 30 тысяч рублей.

Повторные случаи работы без ККТ тоже ведут к штрафу — ИП и организации могут быть наказаны административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Штрафы за неиспользование ККТ должны побудить многих предпринимателей быть осторожнее и оперативно приобрести, зарегистрировать онлайн-кассы.

  • Если налоговая пришла к вам второй раз, а вы продолжаете работать без кассы, и сумма выручки достигла 1 миллиона рублей, по закону руководителя отстранят от должности на 1–2 года, а бизнес приостановят на срок до 90 дней. Довольно ощутимо, согласитесь.
  • За что штраф Штраф для организации Штраф для должностного лица Штраф для ИП
    Не направили клиенту электронный кассовый чек и не выдали бумажный чек (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)

    10 000 руб.2000 руб.10 000 руб.
    Применяли в 2018 году ККТ, не подходящий под требования (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)5000 руб. – 10 000 руб.1500 – 3500 руб.5000 руб. – 10 000 руб.
    Не предоставили информацию и документы по запросу ИФНС или подали их с опозданием (п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ)5000 руб. – 10 000 руб.1500 руб. – 3000 руб.10 000 руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб.
    Не применяли ККТ (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)От 75% до 100% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 30 000 руб.25% – 50% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 10 000 руб.25% – 50% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 10 000 руб.
    Повторно не применяли ККТ при сумме расчетов без пробития чека больше 1 млн. руб. (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ)Административная приостановка деятельности — до 90 днейДисквалификация — от одного года до двух летАдминистративное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    Отсутствие или неиспользование ККТАдминистративная приостановка деятельности — до 90 днейАдминистративная приостановка деятельности — до 90 днейПриостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Минимальный штраф для ИП за неприменение ККТ нового образца в 2018 году в таком случае составит 10 тысяч рублей, а для организаций от 75 до 100 суммы расчета, но не меньше 30 тысяч рублей.

    Ссылка на основную публикацию