Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг в 2018 году?

В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

За непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) за представление недостоверных сведений об указанных предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.

Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.

К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.

Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.

И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?

До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”, перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Статья 6 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Операции с денежными средствами или иным имуществом сумма которых равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Операции по банковским счетам (вкладам):

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).

Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?

За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.

Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.

Читайте также:  Что обозначает в правах категория М в 2020 году (значение)

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

зачисление денежных средств на счет вклад или списание денежных средств со счета вклада юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет вклад или списание денежных средств со счета вклада юридического лица в случае, если операции по указанному счету вкладу не производились с момента его открытия.

Появились новые льготы по налогу на прибыль

Больше не нужно облагать налогом доходы в виде интеллектуальных прав, которые компания выявила при инвентаризации (ст. 251 НК РФ).

Юлия Майфет
Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Селютин и партнеры», Москва

В чем суть изменений. За годы работы предприятие создало научно-технические результаты — исследования или наработки по техническим новинкам. Теперь директор хочет оформить права на них, например патент на изобретение, и использовать в предпринимательской деятельности. Ему понадобится провести инвентаризацию и перечислить налог на прибыль с рыночной стоимости этих результатов. Однако теперь государство решило объявить налоговую амнистию: за объекты интеллектуальной собственности, выявленные в период с 1 января 2017 по 1 января 2019 года, платить не придется.

Насколько это выгодно. Поправки в статьи 251 и 262 Налогового кодекса РФ предоставляют дополнительные налоговые льготы предприятиям, которые ведут научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

Помните, что льгота выражается не только в отсутствии налогообложения, но и в возможности включить дополнительные расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом. К таким затратам относятся, в частности, страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные с выплат сотрудникам, выполняющим эти работы. Расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 можно включить либо в прочие расходы в период завершения этих работ, либо в первоначальную стоимость нематериальных активов. Иначе они будут учитываться в размере фактических затрат.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №166 ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

3 млн руб. — максимальная сумма сделки с недвижимостью, которая не привлечет внимание Росфинмониторинга

Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ. Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

Что изменилось.

Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

  • Получить коммерческое предложение
  • Компания

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

  • Главная forward arrow

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом.

Аудиторов тоже заставили сообщать о подозрительных клиентах

4 мая заработали поправки в уже наш любимый 115- ФЗ об отмывании грязных бандитских денег. Это тот эпический закон, из-за которого банки блокируют счета, а ЦБ ведет так называемый черный список.

Теперь сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах должны еще и все аудиторы. Раньше они в законе в таком контексте не упоминались. Сообщать должны были бухгалтеры, юристы, адвокаты и нотариусы, а аудиторы нет. Теперь и они тоже. АХАХАХА, как говорится.

Раньше они в законе в таком контексте не упоминались.

Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

23 апреля 2018 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ).

Текст Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №112-ФЗ

Данным Федеральным законом внесены следующие изменения, касающиеся обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе дополнена следующими положениями:

«личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7 1 и 7 1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»

Статья 7.1. Права и обязанности иных лицдополнена следующими положениями:

«2 1 . Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг , информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг , не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1. настоящей статьи. »

Статья 8. Уполномоченный орган дополнена следующим положением:

«Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации , необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Часть 2 дополнена следующими обязанностями аудиторской организации, индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг

«3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3 2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

«3 2 ) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

На основании изложенного, все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, независимо от факта осуществления ими от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом в предусмотренных законом случаях:

1) являются пользователями и обязаны зарегистрироваться в личном кабинете Росфинмониторинга;

2) обязаны обеспечить выполнение требований по уведомлению уполномоченных органов о сомнительных сделках и финансовых операциях посредством использования личного кабинета Росфинмониторинга

Дополнительно информируем, что решением Правления СРО ААС от 06 апреля 2018 года (протокол №352) утверждена новая редакция Положения о членстве СРО ААС, согласно п. 7.3. (2) которого аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг, обязаны соблюдать требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также обязаны уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Контроль за соблюдением членом СРО ААС указанных требований будет осуществляться в ходе проведения проверки внешнего контроля качества работы.

В случаях выявления нарушений член СРО ААС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аудиторов обязали сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных сделках

вчера, 14 22 В Петербурге задержали актеров массовки в полицейской форме.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов

Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторские организации, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.

Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

В России действуют свыше 4 тыс. аудиторских организаций и 19,5 тыс. индивидуальных аудиторов. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В статистике Росфинмониторинга (есть у РБК), в декабре предоставленной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), нет данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов. При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс. Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д. В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

Контроль за чиновниками

Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.

При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.

«Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.

Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов свыше 277 тыс.

Аудиторов берут в финразведку. Их обяжут сообщать о подозрительных сделках клиентов

Аудиторов все-таки обяжут стучать на своих клиентов, но не в Центральный банк, как это неоднократно предлагалось сделать, а в Росфинмониторинг.

Вчера были обнародованы поправки, закрепляющие их обязанность следить за подозрительными сделками клиентов и информировать о рисках профильное ведомство. Впрочем, сначала их предстоит принять, а затем разработать к ним соответствующую нормативную базу. Да и после этого всегда найдутся игроки, готовые за плату помочь обойти закон, так что спрос на услуги черных аудиторов может только вырасти, опасаются участники рынка.

Проект поправок к законам “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и “Об аудиторской деятельности” вчера был размещен на сайте Regulation.gov.ru. Изменения крайне важны для аудиторов. Ими вводится обязанность сообщать в Росфинмониторинг о сомнительной или кажущейся таковой активности клиентов. Делать это надо, согласно тексту поправок, “при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма”. Как следует из пояснительной записки к проекту, он разработан с целью приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В Минфине, который курирует аудиторский рынок, сообщили, что документ поступал к ним на согласование и был одобрен министерством.

На сегодняшний день обязанности оперативно сообщать о чем-либо напрямую в Росфинмониторинг для аудиторов нет. “Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг”, одобренные советом по аудиторской деятельности при Минфине, не содержат упоминания антиотмывочного законодательства. Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6/2010 и 5/2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании “Аудит Бизнес Платформа” Татьяна Михайлович. По ее словам, о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства аудитор должен сообщать учредителям (участникам) проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции — в уполномоченный орган. При этом Росфинмониторинг сейчас не указан в качестве такового.

Интересно, что идея заставить аудиторов, по сути, стучать на своих клиентов появляется далеко не первый раз. Однако во всех предыдущих случаях (ни одна из идей реализована так и не была) получателем этой информации предлагалось сделать Центральный банк. При этом акцента именно на сомнительных с точки зрения антиотмывочного законодательства операциях ранее не делалось.

Впрочем, в текущем виде законопроект будет не слишком эффективен в практическом применении, указывают эксперты. Хотя, по сути, норма закона является обязательной для исполнения, необходимы дополнительные нормотворческие усилия, чтобы она заработала. Дело в том, что ответственность за неисполнение закона есть. “Например, по ст. 15.27 КоАП за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен штраф для должностных лиц до 30 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб.”, — указывает собеседник “Ъ”, близкий к Росфинмониторингу. Однако, прежде чем штрафовать кого-либо за новую норму, необходимо установить детальный порядок ее действия, что конкретно, кому именно и по каким каналам передавать, в настоящее время таких правил для аудиторов нет, утверждать их должен надзорный орган, в данном случае — Минфин, резюмировал собеседник “Ъ”. “Для реализации закона необходимо также установить четкие сроки для этих сообщений”, — считает генеральный директор МКПЦ Дмитрий Винокуров.

Минфин уверяет, что подобный нормативный акт будет. “Мы постоянно совершенствуем нормативную базу и, как только поправки будут приняты, разработаем необходимые правила внутреннего контроля”, — заверили в Минфине.

Однако пока нет правил — и нет ответственности. В такой ситуации аудиторы опасаются, что подготовка к принятию закона может обернуться негативными последствиями для рынка. “Например, может вырасти спрос на услуги тех аудиторов, которые не только не собираются сообщать в Росфинмониторинг о возможном невыполнении клиентом антиотмывочного законодательства, но еще и окажут консультации по надлежащему оформлению сомнительных операций”, — отмечает Татьяна Михайлович.

Делать это надо, согласно тексту поправок, при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Действующее законодательство

В настоящее время аудиторские компании избавлены от необходимости оперативно сообщать о чем-либо в Росфинмониторинг. В их “Методических рекомендациях по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг”, одобренных советом по аудиторской деятельности при Минфине, нет указаний на законодательство против отмывания денег.

В Федеральных аудиторских стандартах ФСАД 6/2010 и 5/2010 регламентировано требование к аудиторам изучать риски искажения отчетности организаций из-за несоблюдения антиотмывочных требований, но также нет обязанности информировать об этом уполномоченные государственные органы. Обо всех выявленных нарушениях аудитор обязан сообщить учредителям проверяемой организации. Если нарушения оказались существенными, а владельцы компании не предприняли действий к их устранению, аудитор должен обратится в уполномоченный орган. При этом в качестве такого органа фигурирует налоговая служба, а не Росфинмониторинг. Кстати, информировать налоговую службу о результатах проведенного аудита проверяющих также собираются обязать.
Минфин намерен внести соответствующие изменения в статью 82 и статью 93.1 НК РФ, которые касаются налоговых проверок.

Однако, штрафовать никого за новую норму не получится, поскольку в законопроекте Минфина нет четких указаний как именно аудиторы должны передавать информацию.

Как упростить проверку клиентов по 115‑ФЗ: требования и инструменты

ЦБ РФ и Росфинмониторинг ужесточают контроль за исполнением требований по идентификации и оценке клиентов и отправке отчетов в надзорные органы субъектами 115-ФЗ. Чтобы избежать наказаний за нарушение требований закона, нужно своевременно собирать необходимые данные, присваивать им уровень риска и отправлять информацию в надзорные органы.

Вслед за активными проверками банков все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2019-2020 годах. Как показывают данные Росфинмониторинга, к самым распространенным нарушениям в рамках 115-ФЗ относятся нескачивание перечня террористов и экстремистов или нескачивание и неотправка сообщений по этим перечням. За такие нарушения налагается штраф в 200 000 руб. Неоднократные нарушения грозят приостановлением деятельности или отзывом лицензии компании. Согласно судебной практике, только 10 % от оштрафованных субъектов могут обжаловать постановления такого типа в суде.

Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

В перспективе писать доносы должны будут и адвокаты.

В зоне повышенного внимания находятся лица, имеющие контрагентов в офшорах и странах, не выполняющих рекомендации ФАТФ

Минфин России рекомендует аудиторам при проверке того, выполняет ли клиент требования Закона N 115-ФЗ, особое внимание уделять тем из них, которые осуществляют операции с контрагентами из государств и территорий (п. 2 Письма):

  • предоставляющих льготный режим налогообложения (офшорные территории) или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств и территорий утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. В него, в частности, включены Британские Виргинские острова, Мальта, Княжество Монако, Объединенные Арабские Эмираты, Сейшельские острова. Отметим, что Кипр исключен из этого Перечня с 1 января 2013 г. (Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н);
  • не выполняющих или частично выполняющих рекомендации ФАТФ по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким государствам отнесены всего лишь два: Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361).

Клиент, работающий с контрагентами из указанных государств или территорий, подлежит особому контролю со стороны аудиторов, только если он совершает с этими контрагентами следующие операции (п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ):

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Приказ Минфина России от 21.

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

N 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

Аудиторов обяжут уведомлять Росфинмониторинг о сомнительных операциях

Дата публикации: 31.07.2018

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 30 июля 2018 г. № 55

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ) В ЧАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА «РЕАБИЛИТАЦИИ» КЛИЕНТОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ОБСЛУЖИВАНИИ

1. Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях?

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ[1], Указа № 808[2], постановления Правительства Российской Федерации № 804[3] Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

Включение в Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2. Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания (ДБО)?

Действующим законодательством Российской Федерации Росфинмониторинг не наделен полномочиями выдать распоряжения кредитным организациям о блокировке счетов, об ограничении или запрете на выдачу и/или замену банковских карт, об установлении запрета на открытие банковских счетов (вкладов), введении ограничения на использование ДБО тех или иных клиентов.

3. Почему банк заблокировал или приостановил операцию?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ[4] (далее – субъекты), обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества[5], за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
  • приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

– юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

– физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ;

Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномочен ли Росфинмониторинг приостанавливать операции (сделки)?

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

5. На каком основании субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, расторгают договор банковского счета или отказывают в совершении операции?

Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.

Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.

6. Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ Банк России доводит полученную от Росфинмониторинга информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций[6]в порядке, установленном положением Банка России 30.03.2018 № 639-П[7].

7. Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее – решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации (далее – межведомственная комиссия).

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации».

Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

8. Какой порядок обжалования действий организации или индивидуального предпринимателя (за исключением кредитной организации или некредитной финансовой организации) при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия организацией или индивидуальным предпринимателем (за исключением кредитной организации или некредитной финансовой организации), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация (ИП)), решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент, руководствуясь пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, с учетом полученной от указанной организации (ИП) информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию (ИП) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции.

Организация (ИП) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

В случае получения от организации (ИП) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом, клиент указанной организации (ИП) вправе обжаловать принятое организацией (ИП) решение об отказе от проведения операции в судебном порядке.

8. Вправе ли Росфинмониторинг информировать о причинах отказа в обслуживании клиенту?

Федеральная служба по финансовому мониторингу не уполномочена информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.

Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

[1] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

[2] Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (далее – Указ № 808).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

[4] Кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, а также индивидуальные предприниматели, являющихся страховыми брокерами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

[5] Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень,

Блокирование (замораживание) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

[6] Профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды;

[7] Положение Банка России 30.03.2018 № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием Банка России от 30.

Ссылка на основную публикацию