Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Допрос – ключевое следственное действие, к которому прибегают правоохранительные органы. Благодаря ему удаётся собрать важные доказательства по уголовному делу и получить необходимую информацию. Однако хоть несовершеннолетний гражданин и имеет идентичные со взрослыми права, допрашивать его необходимо иначе, в строгом соответствии с законами РФ.

Практика расследования уголовных дел показывает, что несовершеннолетних чаще относится к гражданам до 14 лет допрашивают в качестве свидетелей крайне редко.

Допрос несовершеннолетнего: особенности, тактика, участие психолога и педагога

В осуществлении правосудия дознавателям порой не обойтись без допроса несовершеннолетних. Он не запрещен законодательством, но требует особого подхода и соблюдения формальностей, пренебрежение которыми может повлечь серьезные проблемы.

Допрос несовершеннолетнего особенности, тактика, участие психолога и педагога.

Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2019 2019-10-15

Статья просмотрена: 418 раз

Они запоминают фрагментами.

Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался. Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток. Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» [2, с. 263]. Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» [2, с. 263].

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [3, с. 276 — 277].

Читайте также:  ПФР Иркутская область, Киренский район, Киренск, Коммунистическая ул., 40: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» [1, с. 543].

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» [5, с. 48].

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» [5, с. 48].

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» [6, с. 433].

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия.

Кто вправе присутствовать?

Собеседование проводится в присутствии:

  • законных представителей подростка — родителей, опекунов или попечителей, представителей администрации детского дома и пр.;
  • педагога или психолога, обязательных при допросе детей младше четырнадцати. Для более старших подростков этот вопрос отводится на усмотрение следователя.

При определении необходимости присутствия других лиц учитывается совокупное воздействие следующих факторов:

  • подозрения, что родители станут воздействовать на ребенка с целью озвучивания выгодной для них версии событий, искажающей реальную картину;
  • при расследовании преступления, связанного с половым насилием над ребенком, последний может стесняться рассказывать об обстоятельствах дела при родителях;
  • если подозрение о жестокости в отношении к подростку или преступлении сексуального характера падает на одного из родителей.

В таких случаях присутствие родителей на допросе нежелательно.

наличие педагога обязательно, если ребенку не исполнилось четырнадцати;.

Допрос несовершеннолетнего по уголовному делу

Особенности допроса несовершеннолетних имеют свои нюансы. Если свидетель или потерпевший, не достигший совершеннолетия, был допрошен на стадии предварительного следствия, законодательство разрешает огласить эти показания.

Это было сделано для того чтобы суд мог не допрашивать детей в суде повторно и опираться на ту информацию, которая была предоставлена следователю, включая просмотр видео.

При необходимости суд имеет право допросить ребенка опять и обязать представителя явиться на заседание с несовершеннолетним.

Допрос малолетнего свидетеля или потерпевшего в суде должен происходить как можно деликатней. В отличие от допроса у следователя в кабинете здесь присутствует много зрителей и действует на психику официальная обстановка, а также находится подсудимый.

Тактика допроса должна быть спокойной и доброжелательной. Вопросы следует задавать без давления и спокойным тоном.

По длительности допрос не должен проводиться более часа, учитывая тяжелую психологическую нагрузку для ребенка.

Ребенок, которому не исполнилось 14 лет, должен быть только со своим законным представителем. Ему разъясняется важность дачи только правдивых показаний.

Если несовершеннолетнему уже исполнилось 16 лет, то суд должен разъяснить ему ответственность за дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний, иначе против него могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Но обычно в судебной практике таких случаев не бывает.

Суд может по ходатайству участников или по своей инициативе удалить подсудимого из зала суда, пока ведется допрос подростка. Для этого необходимо оформить решение отдельным постановлением.

Также следует привести мотивы удаления, например, возрастные особенности подростка или особые обстоятельства совершения преступления (жестокое насилие к маленькому потерпевшему).

По таким преступлениям, как угон, разбой, кража, вымогательство, убийство, несовершеннолетние становятся подозреваемыми и обвиняемыми уже с 14 лет.

Во всех уголовных делах, всем лицам, не достигшим 18 лет, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого должен участвовать защитник, от этого права отказаться нельзя.

Начиная с первого допроса обвиняемого, должен быть допущен родитель подростка. Он имеет право:

  • знать, в каком конкретно преступлении обвиняется малолетний подозреваемый;
  • находиться рядом с подростком в ходе допроса и знакомиться с протоколом, заявлять о неполноте или неправильности его составления, делать письменные замечания;
  • присутствовать при оглашении обвинения, когда несовершеннолетнего объявят обвиняемым;
  • составлять на действия следователя жалобы, заявлять отвод.

Следователь должен довести до сведения законного представителя суть деяния его ребенка и номер статьи УК РФ. Допуск родителя оформляет следователь, разъясняются права представителя.

Если правоохранительные органы сочтут, что взрослый оказывает отрицательное влияние на ребенка, его могут заменить на другого родителя, оформив замену еще одно постановление.

Также у законного представителя есть право быть защитником обвиняемого, в таком случае он пользуется правами, какие имеет адвокат.

Порядок допроса несовершеннолетнего обвиняемого в 2020 году производится в следующем порядке:

  1. Присутствующим лицам (подросток, его законный представитель, адвокат, педагог и психолог) объявляется, по какому делу их собрали и суть преступления.
  2. Далее идет разъяснение прав и обязанностей. Фиксируется признание или непризнание вины.
  3. Все действия записываются в протокол, который потом должен быть подписан всеми лицами. В документе также могут быть указаны замечания по делу. Подростком и его представителем записывается фраза: «мною прочитано, с моих слов записано верно».

Повторный допрос обвиняемого может состояться только при наличии ходатайства от защитника, самого подростка или его законного представителя.

Иногда встречаются ситуации, когда обвиняемый на момент ведения дела являлся несовершеннолетним, а после рассмотрения дела судом ему уже исполнялось 18 лет.

В таком случае действуют правила, предусмотренные для взрослых – на заседании уже могут не присутствовать педагог, психолог и законный представитель.

Хотя судья может разрешить участие данных граждан, если дело касается низкого уровня развития подростка и других его особенностей.

и других признаков, позволяющих узнать ребенка, так как проинформированные об этом деле подростки и недобропорядочные соседи могут нанести психике ребенка колоссальный вред своими обидными насмешками и обсуждениями.

Статья 226. Особенности допроса малолетнего или несовершеннолетнего лица

1. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица проводится в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости врача.

2. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица не может продолжаться без перерыва более одного часа, а всего более двух часов в день.

3. Лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, разъясняется обязанность о необходимости дачи правдивых показаний, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания.

4. До начала допроса лицам, указанным в части первой настоящей статьи, разъясняется их обязанность присутствовать при допросе, а также право возражать против вопросов и задавать вопросы.

Комментарий:

1. В целом допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица ведется по правилам ст. 224 КПК. Комментируемая статья устанавливает только особенности допроса. Для их применения необходимо учитывать только возраст допрашиваемого, на момент производства следственного действия.

Согласно пп. 11, 12 ч. 1 ст. 3 УПК малолетнее лицо это ребенок до четырнадцати лет. Несовершеннолетний это малолетнее лицо, а также ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Приобретение несовершеннолетним гражданско-правовых дееспособность в полном объеме до 18 лет (в случае регистрации брака ст. 34 ГК Украины, во время работы по трудовому договору, занятие предпринимательской деятельностью, в случае записи матерью или отцом ребенка ст. 35 ГК Украины) не является для применения общих правил допроса.

Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица проводится Обязательно в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости врача. Относительно допроса малолетних понятие «педагог» включает также и детских дошкольных учреждений. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого осуществляется также в присутствии защитника (ст. 490 УПК).

Присутствие врача вместе с законным представителем, педагогом или психологом необходима при наличии данных об умственной отсталости ребенка, ее болезненность и т.п..

Как законные представители к участию в допросе могут быть привлечены родители (усыновит лювачи), а в случае их отсутствия опекуны или попечители лица, другие совершеннолетние близкие родственники или члены семьи й, а также представители органов опеки и попечительства, учреждений и организаций, на попечении или попечительством которых находится несовершеннолетний.

Процессуальный порядок привлечения законного представителя к участию в уголовном производстве предусмотренный ст. 44 УПК.

Родители и другие законные представители, как правило, имеют авторитет и доверие несовершеннолетнего, могут способствовать установлению контакта с ребенком, получению правдивых показаний, а также защиты его прав и законных интересов. Вместе с тем, если есть основания считать, что родители или другие законные представители заинтересованы в ложных показаниях несовершеннолетнего, оказывают на него негативное влияние или их интересы противоречат интересам лица, которое они представляют, по решению следователя или прокурора такой законный представитель заменяется другим.

Читайте также:  Образец договора подряда по проведению комплекса мероприятий для продвижения услуг веб-сервера заказчика в сети Интернет

Уголовный процессуальный закон четко не регламентирует права и обязанности педагога и психолога. Представляется, что они выступают в данном случае как специалисты. Педагог должен заниматься воспитанием и обучением малолетних или несовершеннолетних такого же возраста, что и ребенок, подлежащей допроса. Психолог должен быть специалистом в области детской и юношеской психологии. Задача педагога или психолога помочь следователю установить психологический контакт, выработать правильную тактику допроса, сформулировать вопрос с учетом детской психики или индивидуальных особенностей психики несовершеннолетнего. Для этого педагог или психолог должен быть ознакомлен с некоторыми обстоятельствами уголовного дела, данными о личности несовершеннолетнего, о его отношении подозреваемого, потерпевшего, о событии преступления и т.п..

Педагог может быть вызван через администрацию школы или детского дошкольного учреждения, в порядке, предусмотренном гл. 11 КПК.

В случае необходимости для решения вопроса о наличии у несовершеннолетнего психического заболевания или задержки психического развития и его способности полностью или частично осознавать значение своих действий и руководить ими в конкретной ситуации назначается комплексная психологопсихиатрична экспертиза (ч. 1 ст. 486 УПК).

Лица, имеющие право участвовать в допросе несовершеннолетнего, четко указаны в законе. Поэтому следователь или прокурор вправе отказать участникам процесса в их просьбе присутствовать при проведении допроса, даже в том случае, если это следственное действие проводится по их ходатайству. Этот вывод можно сделать при преодолении с помощью коллизионных правил коллизии, возникающей при толковании ч. 6 ст. 223 и ч. 1 ст. 226 КПК. Поскольку ч. 1 ст. 226 является нормой специальной относительно ч. 6 ст. 223 УПК, применению подлежит именно она.

2. Продолжительность допроса несовершеннолетнего определяется временем, необходимым и достаточным для получения от него в разумном режиме сведений, имеющих значение для уголовного производства. Но поскольку допроса связано с тяжелым психологическим напряжением, дети быстро устают, они становятся невнимательными, статьей предусматривается время допроса, который не может продолжаться без перерыва более одного часа, а всего более двух часов в день.

Закон не устанавливает продолжительности перерыва. Следователь должен определить ее по своему внутреннему убеждению. Помощь в этом могут ему предоставить законные представители, педагог, психолог или врач, которые присутствуют при допросе. В любом случае следует учитывать возраст ребенка, его процессуальный статус, психическое здоровье, психологические особенности, способность быстро уставать, умение концентрировать внимание тому подобное.

3. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Вместе с тем следователь должен в понятных выражениях разъем яснить ребенку, что дача правдивых показаний это ее гражданский долг, о чем в протоколе допроса делается отметка.

4. До начала допроса законному представителю, педагогу, психологу или врачу разъясняется их обязанность явиться по вызову следователя, присутствовать при допросе, задавать вопросы, а также право возражать против вопросов. Следователь, прокурор вправе отвести заданный вопрос, однако отведенный вопрос должен быть занесен в протокол (см. также ч. 2 ст. 491 УПК).

Приобретение несовершеннолетним гражданско-правовых дееспособность в полном объеме до 18 лет в случае регистрации брака ст.

Генеральный прокурор

Научно-методические материалы.

Сколько должен длится допрос несовершеннолетнего?

Поскольку несовершеннолетние подростки еще находится в стадии физического и психологического развития, то и долгие допросы могут негативно повлиять на его психику, да и просто довести до сильного утомления.

Поэтому закон установил временные ограничения для проведения допроса:

  1. Непрерывный допрос несовершеннолетнего – два часа;
  2. Общее количество часов допроса в день – не более четырех часов.

Кроме того, в законе нет прямого указания, но юристы рекомендуют напоминать следователям об окончания времени допроса за 15-20 минут до конца, чтобы подросток успел ознакомиться с протоколом ведения допроса, а также это успел сделать и его педагог.

Кроме того, представитель подростка должен проконтролировать, что подростку понятны.

71. Особенности допроса несовершеннолетнего.

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14—16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

Читайте также:  Автокредит по двум документам - как взять кредит по 2 документам

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их “дружба”, возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может “отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до’14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

юридические науки

  • Асяева Маргарита Викторовна , cтудент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • ДОПРОС
  • СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

191 УПК РФ потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, об этом также упоминается в ч.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.

Особенности допроса несовершеннолетних

Особенности допроса несовершеннолетних.

Как проводится допрос несовершеннолетних свидетелей и какие у них есть права

На допрос к следователю могут попасть не только взрослые, но и подростки. Это особая категория граждан, так как они еще не могут сами нести за себя ответственность. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ регулируется ст. 425 этого кодекса. Здесь мы обсудим в деталях особенности подобной процедуры и то, каким образом она проходит в теории и на практике.

На допрос к следователю могут попасть не только взрослые, но и подростки.

Порядок и особенности допроса несовершеннолетнего

Во время допроса несовершеннолетнего потерпевшего по УПК РФ следователь вправе задавать ему вопросы, касающиеся дела, но не имеет права оскорблять ребенка или пытаться каким-либо способом воздействовать на него с целью получения информации.

Если допрос происходит в зале суда, то любого из участников процесса могут удалить для обеспечения максимального комфорта подростка. Ведь его неокрепшая психика еще не может противостоять различным психологическим приемам взрослых. Это еще одна из особенностей допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Сам допрос должен быть заснят на камеру, но по запросу самого ребенка или его представителя этого можно не делать.

По окончании всей процедуры гражданин и его адвокат вправе прочитать протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

К ним относятся.

Ссылка на основную публикацию