Имеет ли банк право задерживать с оплатой по исполнительному листу взыскателя, для проверки его на…

Аналитика Публикации

При этом существует и иная судебная практика, по смыслу которой недопустим формальный подход кредитных организаций к проверке заявления и исполнительного документа.

Как узнать информацию, в каких банках у должника открыты счета

Узнать реквизиты банковских счетов должника можно в налоговой самостоятельно взыскателю на основании ст.69 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве».

Сведения о счетах составляют конфиденциальные данные и предоставляются только взыскателю и судебному приставу при предъявлении решения суда и исполнительного документа, это указано в ст. 102 Налогового кодекса РФ, при предъявлении копии исполнительного листа, документ должен заверяться в нотариальной конторе или судом, который его выдал.

На иностранную валюту взыскание обращается при отсутствии достаточного объема средств на счетах в российских денежных знаках. Учитываются также права на ценные бумаги.

Налоговые органы и кредитные организации предоставляют ответы на запросы о счетах должников в течение 7 дней с момента получения запроса на основании п.9 ст.69 ФЗ № 229.

При наложении мер взыскания судебным приставом, с найденных средств также удерживается исполнительный сбор в размере 7 % от взысканной суммы.

Взыскание самостоятельно по исполнительному листу через банк также можно осуществить при получении информации из других производств. Для этого нужно зайти на сайт ФССП РФ и ввести запрос с именем и регионом регистрации должника. В результате появится список производств с контрактами приставов-исполнителей. Возможно по другим делам у должностных лиц в делах есть информация о действующих банковских счетах, что облегчит процедуру взыскания долга.

В практике встречаются ситуации с коллизиями при взыскании средств по нескольким исполнительным листам с разными категориями требований.

Ответственность банка за неисполнение требований исполдокумента, предъявленного к счету должника

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В судебной практике выработан подход, согласно которому в рамках исполнения требований исполнительного документа о взыскании денежных средств, предъявленного взыскателем непосредственно в кредитную организацию, банк наделен властными полномочиями по принудительному списанию денежных средств со счета должника. Следовательно, в указанных правоотношениях банк выступает как агент государственной власти[1].

Банк, обслуживающий счета должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня их исполнения уведомить взыскателя. В ч. 2 ст. 114 ФЗ «Об исполнительном производстве» отмечено, что в случае неисполнения в установленный законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ. В ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ указано, что сумма штрафа должна равняться половине денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб.

К ответственности привлечь банк может не только пристав. Но и сам взыскатель, который вправе подать заявление в арбитражный суд о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта по ч. 1 ст. 332 АПК РФ[2]. В соответствии с ч. 1 ст. 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц – пять тысяч рублей, на организации – сто тысяч рублей.

Неисполнение банком содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств со счета должника (при условии наличия на этом счете достаточной суммы денежных средств) является основанием для привлечения банка не только к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ и судебному штрафу по ч. 1 ст. 332 АПК РФ. Кроме того, взыскатель вправе предъявить требования о возмещении убытков, вызванных неисполнением исполнительного документа.

Несмотря на то, что банк выступает в качестве агента государственной власти, деликтную ответственность за нарушение властных полномочий по принудительному списанию денежных средств со счета должника несет не казна РФ, но кредитная организация как гражданско-правовой субъект за счет собственного имущества.

В отношении ответственности банков суды не применяют те иммунитеты (ограничения), которые традиционного действуют при взыскании вреда с казны за незаконные действия судебных приставов-исполнителей.

Во-первых, потерпевшему не надо признавать незаконными в судебном порядке по правилам АПК РФ действия кредитной организаций. Невключение банка в список субъектов, действия которых могут быть признаны незаконными по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в защите лицу, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями (бездействием) банка[3].

Во-вторых, банк одновременно может быть привлечён как к ответственности в виде уплаты значительного по размеру штрафа государству, так и к имущественной ответственности в пользу потерпевшего. В то время как пристав, чьи незаконные действия причинили вред, как правило, отвечает в размере среднемесячного заработка[4]. И то только в том случае, если убытки казны будут взысканы с него в регрессном порядке.

В-третьих, банк, не исполнивший требования исполнительного листа не вправе ссылаться на то, что взыскателем не утрачена возможность взыскания убытков с должника. Например, Верховный Суд РФ в определении от 31.10.2014 N 306-ЭС14-3737 указал, что если в период, когда исполнительный документ подлежал исполнению, денежные средства на счете должника имелись и банк, действуя добросовестно и в соответствии с законом, имел обязанность и располагал возможностью перечислить спорную задолженность взыскателю, то для удовлетворения требования о возмещении убытков, причиненных банком, не имеет значения то обстоятельство, что у взыскателя остается формальная возможность получить присужденную сумму непосредственно с должника. Факт необоснованного уклонения от исполнения инкассового поручения является достаточным основанием для квалификации наличия у истца убытков в этой связи. В данном деле была доказана противоправность действий банка.

Автор настоящей статьи полагает, что кредитные организации не должны отвечать собственным имуществом перед потерпевшим за ненадлежащее исполнение требований исполнительных документов. Деликтную ответственность перед потерпевшим должна нести казна РФ с применением тех стандартов доказывания, которые действуют в отношении судебных приставов-исполнителей.

На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда кредитные организации не только несут имущественную ответственность при реализации властных полномочий. Но в отношении банков суды не применяют ограничения, которые традиционно защищают казну РФ от необоснованного смещения баланса общественных интересов. Когда вред компенсируется только тем потерпевшим, которые продемонстрировали исключительно добросовестное поведение и приложили максимальные профессиональные усилия для достижения положительного результата, а не рассчитывали в качестве цели деятельности на гарантированные выплаты со стороны делинквента.

Обращаем внимание, что государство возложило на кредитные организации публично правовые обязанности, но не установило ясный порядок их реализации.

Первая проблема, возникающая у банков в рамках исполнения ст. 8 Закона об исполнительном производстве, связана с недостаточностью правового регулирования, которое позволяло бы кредитной организации надлежащим образом идентифицировать и устанавливать полномочия взыскателя, не являющегося клиентом банка[5]. Вторая проблема связана с неоднозначностью судебной практики по поводу перечисления долга на счет представителя взыскателя[6]. Неоднозначным является вопрос о возможности кредитования счета должника в целях исполнения требований исполнительных документов, предъявленных к счету последнего[7]. Не всегда ясно, может ли банк в целях ПОД/ФТ не исполнить исполнительный документ[8]. Как быть, если взыскатель предъявил исполнительный лист не в то структурное подразделение кредитной организации, в котором открыт счет должника[9]. Может ли банк принять к исполнению исполнительный лист о взыскании денежных сумм в иностранной валюте (доллары), предъявленный к рублевому счету должника непосредственно взыскателем, при отсутствии у должника в этом банке банковских счетов в указанной иностранной валюте[10]? Правомерна ли позиция банка, согласно которой срок исполнения исполнительного документа начинает течь с момента его получения филиалом, в котором у должника открыт счет[11]? Должен ли банк исполнить исполнительный лист, если должник исключен из ЕГРЮЛ, но на его счете есть денежные средства[12]? Вправе ли банк вернуть исполнительный лист взыскателю по причине того, что организация-должник находится в процессе ликвидации? Может ли банк исполнить исполнительный документ, предъявленный к счету должника, путем выдачи взыскателю наличных денег[13]? Список сложностей, с которыми сталкиваются кредитные организации можно продолжать достаточно долго. Часть вышеописанных проблем были проанализированы автором настоящей статьи в многочисленных статьях и экспертных консультациях для ведущих справочно-правовых систем.

Другие проблемы приходится анализировать, что называется в бою. Например, недавно вышла статься автора в специализированном банковском журнале «Юридическая работа в кредитной организации» по теме «Должно ли ВСП банка принимать исполнительный лист в порядке ст. 8 Закона № 229-ФЗ?[14]. Автор описывает спор, в котором он представлял интересы клиента по иску к банку, который отказался принимать исполнительный лист, поскольку офис банка не имел статуса филиала.

Итак, взыскатель, у которого на руках был исполнительный лист, обратился в кредитную организацию (в операционный офис) с заявлением в порядке ст. 8 Закона об исполнительном производстве, поскольку у должника был открыт банковский счет. Однако банк отказался принять документы, сославшись на то, что головным подразделением установлен запрет на принятие почтовой корреспонденции внутренними структурными подразделениями. Этим правом наделены филиалы и головной банк. Поскольку в городе, в котором находился взыскатель банковские филиалы отсутствовали, то это означало, что взыскатель должен был выезжать в другой населенный пункт для предъявления исполлиста либо направлять его по почте. Ни тот ни другой вариант взыскателя не устроил, поэтому он предъявил в суд иск о признании неправомерным бездействия кредитной организации, выразившиеся в непринятии исполнительного листа и заявления, оформленного в соответствии с ст. 8 закона об исполнительном производстве, к исполнению.

Интересы взыскателя представляла адвокат (автор настоящей статьи), который привел следующие доводы в пользу неправомерности действий кредитной организации. Истец, действуя в порядке ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве», предъявила в банк, в котором открыт счет должника (ответчика), исполнительный лист и заявление. Данные документы не могут рассматриваться в качестве обычной почтовой корреспонденции, поскольку являются исполнительными документами. Порядок исполнения исполнительных документов регулируется исключительно такими нормативно-правовыми актами как закон «Об исполнительном производстве» и Положение Банка России 10.04.2006 N 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями». Банк не вправе изменить порядок исполнения исполнительных документов, установленный законодателем в вышеназванным правовых актах.

В ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве» законодатель указал, что исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В рамках настоящего спора исполнительный лист был предъявлен в операционный офис «Волгоградский» южного филиала банка.

Согласно пп. 9.5.1.-9.5.2. Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением:

– операций (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;

– операций (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее пяти процентов собственных средств (капитала) кредитной организации.;

– предоставления займов (кредитов) кредитным организациям, а также размещения депозитов и иных средств в кредитных организациях;

– получения займов (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;

– открытия и ведения корреспондентских счетов кредитных организаций (филиалов);

– открытия корреспондентских счетов в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;

– выдачи банковские гарантии;

– осуществления акцептование и (или) авалирование векселей.

Принятие и исполнение исполнительных документов не названо в перечне операций, которые не вправе осуществлять операционный банковский офис. Таким образом, операционный офис является полноценным банковским подразделением, который осуществляет все операции, предусмотренные лицензий, в том числе операции по исполнению исполнительных документов, предъявленных к счету должника.

В соответствии с официальной позицией Ассоциации российских банков нормы закона «Об исполнительном производстве» даже, если счет должника открыт в другом структурном подразделении банка, это не обязывают взыскателя направлять исполнительный документ именно в то структурное подразделение банка, в котором открыт счет должника. Исполнительный лист может быть предъявлен в любое структурное подразделение кредитной организации (Заключение Ассоциации российских банков о порядке исполнения исполнительного документа, направленного взыскателем не в то структурное подразделение кредитной организации, в котором открыт счет должника № а-02/5-302 от 11.05.2012).

В письме Банка России от 27.03.2013 N 52-Т «Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств» отмечено, что в целях обеспечения незамедлительного исполнения содержащихся в исполнительных документах требований о взыскании денежных средств кредитным организациям следует совершать меры, направленные на:

– первоочередные выявление и регистрацию распоряжений взыскателей средств, а также на организацию оперативного взаимодействия между подразделениями, участвующими в приеме к исполнению распоряжений взыскателей средств;

– оперативное информирование руководства подразделений, участвующих в приеме к исполнению распоряжений взыскателей средств, при возникновении обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению процедур приема к исполнению распоряжений взыскателей средств.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что банковский операционный офис обязан в силу ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве» принимать и исполнять исполнительные документы, предъявленные к счету должника. Центральный районный суд г. Волгограда согласился с позицией истца и удовлетворил его исковые требования[15]. Решение вступило в законную силу

Таким образом, можно сделать вывод, что кредитные организации оказались заложниками статуса агента государственной власти. По мнению автора настоящей статьи, именно казна должна нести деликтную ответственность за неправомерное неисполнение банками исполнительных документов, предъявленных к счету должника в порядке ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве». До тех пор пока такое правило не будет установлено, основания привлечения банков к имущественной ответственности перед потерпевшим должны содержать в себе те же самые иммунитеты (ограничения), что и основания деликтной ответственности казны РФ за вред, причиненный незаконными действиями приставов. Если же неисполнение судебного акта было вызвано пробелами действующего правового регулирования, то это должно быть основанием для снижения размера имущественной ответственности кредитной организации.

Читайте также:  Список отделов ПФР Бежецкий район, Тверская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

[1] Определение ВАС РФ от 06.02.2012 N ВАС-15725/11

[2] Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2018 N Ф09-2290/14 по делу N А60-6768/2013

[3] Определение ВАС РФ от 06.02.2012 N ВАС-15725/11 по делу N А43-26926/2010

[4] Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2018 N 18-КГ17-236

[5] Севастьянова Ю.В. Банк как агент государственной власти // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. N 2. С. 38 – 42.

[6] Севастьянова Ю.В. Списание банком денежных средств со счета должника: кто получатель// Расчеты и операционная работа в кредитной организации, №6, 20; Севастьянова Ю.В. Перечисление долга на счет представителя взыскателя: история с продолжением// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014, №6; Севастьянова Ю.В. Долг хочет получить представитель кредитора. Когда доверенность не поможет// Арбитражная практика, 2018, №4

[7] Севастьянова Ю.В. Могут ли банки кредитовать счет клиента для исполнения исполнительного документа// Банковское кредитование, 2017 , №4, С. 31-35

[8] Севастьянова Ю.В. Может ли банк в целях ПОД/ФТ не исполнить исполнительный документ? Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, № 6 (148), 2018, C.8-13

[9] Севастьянова Ю.В. Консультация для СПС «Консультант Плюс» № 168054 от 19.05.2017

[10] Севастьянова Ю.В. Консультация для СПС «Консультант Плюс» № 166495 от 29.03.2017

[11] Севастьянова Ю.В. Консультация для СПС «Консультант Плюс» №165944 от 03.03.2017

[12] Севастьянова Ю.В. Консультация для СПС «Консультант Плюс» №55007 от 21.12.2016

[13] Севастьянова Ю.В. Консультация для СПС «Консультант Плюс» №164864 от 13.12.2016

[14] Севастьянова Ю.В. Должно ли ВСП банка принимать исполнительный лист в порядке ст. 8 Закона № 229-ФЗ?// Юридическая работа в кредитной организации, 2018, №4 (58) , С.4-10

[15] Заочное решение Центрального райсуда г. Волгограда от 18.09.2018 года по делу № 2-5331/2018

4 Определение Верховного Суда РФ от 22.

Предъявление исполнительного листа в банк

Исполнительный лист – это документ, дающий право взыскателю на принудительное осуществление действий, указанных в решении суда. Если предметом иска были материальные требования к ответчику об обязании уплатить денежную сумму, то в исполнительном документе должен быть указан размер, причитающихся передаче или перечислению средств.

Функции по реализации судебного акта возложены на службу судебных приставов, которая обладает определенными полномочиями, направленными на понуждение должника выплатить задолженность или посредством мер, указанных в законе, изъять деньги из кассы или списать с его расчетного счета.

Процесс предъявления исполнительного листа и дальнейшие действия пристава, изложены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», в соответствии с положениями которого, на возбуждение процедуры отводится 3 дня и 5 дней дается должнику для добровольного перечисления или передачи денег.

Если же должник не намерен рассчитываться, то пристав будет вынужден предпринимать следующие действия:

  • направлять запросы в регистрирующие органы о наличии у него недвижимости или транспортных средств;
  • получать информацию в налоговом органе об открытых расчетных счетах в банках;
  • отправлять требования в банк о предоставлении сведений о наличии денежных средств на счетах и вкладах у должника;
  • выезжать на дом или в организацию, что бы наложить арест на наличные денежные средства.

Законом исполнителю отведен срок в 2 месяца, что бы он исполнил требование взыскателя, но в реальной жизни все получается далеко не так, как прописано в нормативных актах.

Пристав бывает загружен донельзя, у него огромное количество производств, он работает по 12-14 часов в сутки и все равно не успевает.

Не все кредиторы по исполнительному производству знают, что можно получить причитающиеся деньги гораздо быстрее и без лишней нервотрепки и бесконечных походов с прошением к приставу.

отправлять требования в банк о предоставлении сведений о наличии денежных средств на счетах и вкладах у должника;.

Банка России от 02.10.2014 N 167-Т «О мерах по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 октября 2014 г. N 167-Т

ПО СНИЖЕНИЮ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ ПРИНЯТИИ К ИСПОЛНЕНИЮ

Согласно части 5 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней.

В целях снижения операционных рисков кредитных организаций Банк России рекомендует кредитным организациям тщательно проверять подлинность предъявляемых исполнительных документов перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов.

Согласно статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации банк несет ответственность в случае необоснованного списания денежных средств со счетов клиентов.

Информация о принятых к производству арбитражными судами делах и судебных решениях содержится на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в онлайн-сервисе «Электронное правосудие».

Информация о принятых к производству делах судами общей юрисдикции и судебных решениях содержится на официальном сайте Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и официальных сайтах судов общей юрисдикции.

На официальном сайте Федеральной миграционной службы функционирует информационный сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов», где заинтересованным лицам предоставляются сведения о нахождении запрашиваемого паспорта гражданина Российской Федерации среди недействительных.

В случае отсутствия информации в указанных электронных сервисах и необходимости дополнительной проверки подлинности исполнительного документа кредитным организациям рекомендуется обращаться в суд, выдавший исполнительный лист, и (или) к клиенту за ее подтверждением.

Кроме того, предлагается при принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей проверять информацию об исполнительном производстве с помощью сервиса «Банк данных исполнительных производств», общий доступ к которому обеспечен Федеральной службой судебных приставов на своем официальном сайте.

Территориальным учреждениям Банка России предлагается довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России».

Председателя Центрального банка

Судебная практика и законодательство Банка России от 02.

Можно ли избежать приезда приставов по адресу прописки

Судебные приставы обязаны искать имущество должника по адресу его регистрации, адресу принадлежащей должнику квартиры или по адресу, который должник сам назовет в качестве места своего проживания.

В занятости пристава-исполнителя есть плюс для должника: можно действовать на опережение, самостоятельно приезжать к приставу в отдел и предлагать варианты погашения долга. Можно договориться, что раз в месяц должник будет сам приносить конкретную денежную сумму, существенную относительно общей суммы взыскания. В этом случае пристав займется более проблемными должниками и на дом поедет к ним. Такие договоренности обычно подкрепляются расписками, которые должник пишет приставу: нужно соблюдать их, иначе придется ждать гостей.

Чтобы пристав быстрее исполнил решение суда, в интересах взыскателя сообщить приставу, где в действительности живет должник, где можно найти его самого и его имущество.

Точное время пристав определяет на свое усмотрение, но прислушивается к мнению должника и взыскателя приставу важно застать должника дома, а не ждать под дверью возвращения того с работы.

Как исполнительный документ предъявляется в банк

Согласно статье 8 ФЗ №229 взыскатель или его представитель может самостоятельно представить в банк исполнительный лист, не прибегая к помощи судебных приставов. В таком случае порядок предъявления ИД предельно прост, в банк подается несколько документов:

  • паспорт заявителя и доверенность (если обращается представитель);
  • ИД (исполнительный лист, судебный приказ, нотариальное соглашение о взыскании алиментов, решение трудовой инспекции);
  • заявление с указанием банковских реквизитов для перечисления взысканных средств, данные взыскателя (Ф. И. О., паспортные данные, адрес или наименование, ИНН, адрес, ЕГРН).

ИД исполнительный лист, судебный приказ, нотариальное соглашение о взыскании алиментов, решение трудовой инспекции ;.

звонок по номеру 8 800 100 84 90 (бесплатный),

Если ваш должник клиент Сбербанка, можно обратиться в банк напрямую, минуя ФССП.

Имеет ли банк право задерживать с оплатой по исполнительному листу взыскателя, для проверки его на…

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Вопрос: Взыскатель предъявил в банк, обслуживающий расчетный счет должника, исполнительный лист, который был принят кредитной организацией к исполнению и частично исполнен. В рамках уголовного дела оригинал исполнительного листа был изъят у банка сотрудниками правоохранительных органов в процессе выемки. Банк продолжил исполнение в пользу взыскателя по данному исполнительному листу. Должник предъявил требование к банку о возмещении убытков в размере списанной со счета суммы, мотивировав тем, что изъятие оригинала исполнительного листа делает невозможным его исполнение банком. Правомерна ли позиция должника при условии, что сам исполнительный лист является подлинным, а решение суда, во исполнение которого он выдан, никем не отменено?

Ответ: Требование должника по исполнительному листу к банку о возмещении убытков в связи с тем, что банк продолжил исполнение в пользу взыскателя после изъятия оригинала исполнительного листа правоохранительными органами, неправомерно.

Обоснование: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон N 229-ФЗ) исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк непосредственно взыскателем. Согласно ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк, обслуживающий счета должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня их исполнения должен уведомить взыскателя. Закон N 229-ФЗ, Положение о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями (утв. Банком России 10.04.2006 N 285-П) (далее – Положение N 285-П), не содержат прямого ответа на вопрос о том, как должен поступать банк, если оригинал исполнительного листа изъят правоохранительными органами в процессе выемки.
В связи с этим необходимо провести системный анализ законодательства и судебной практики.
Согласно ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Случай с изъятием исполнительного листа из банка в процессе выемки ни в одном из законов не назван в качестве основания неисполнения требований взыскателя по списанию денег со счета должника. Более того, в правоприменительной практике имеются судебные акты, в которых указано на обязанность банка продолжить исполнение по исполнительному листу даже при отсутствии его подлинника. Верховный Суд РФ в Определении от 24.10.2014 N 307-ЭС14-3593 рассмотрел спор, суть которого сводится к вопросу о правомерности списания денежных средств со счета должника при условии, что подлинник исполнительного листа изъят (отсутствовал) у банка, а предусмотренные ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ основания для неисполнения исполнительного документа отсутствовали. Рассмотрев представленные сторонами доказательства по отдельности и в их совокупности, суды с учетом фактических обстоятельств дела пришли к выводу о правомерности действий банка и, как следствие, отсутствии убытков на стороне должника. Суды указали, что к моменту выемки исполнительного листа банк уже начал исполнение исполнительного документа, произвел действия, установленные Положением N 285-П, – сформировал инкассовое поручение и принял его к исполнению, разместив в картотеку к счету должника.
Основания не осуществлять взыскание по исполнительному листу у банка отсутствовали. На момент списания денежных средств со счета должника задолженность общества перед взыскателем объективно существовала. Решение суда, на основании которого выдан исполнительный лист, не было в законном порядке отменено.
При отсутствии в действиях банка такого элемента состава правонарушения, как противоправность, суд не имел возможности взыскать с банка убытки на основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 21.11.2014 по делу N А44-6039/2013 также указал, что согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом. В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента установлена ст. 866 ГК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи в случае неисполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гл. 25 ГК РФ.
В силу ст. 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном названным Законом и иными федеральными законами. В соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя. Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). В силу ч. 10 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа: после перечисления денежных средств в полном объеме; по заявлению взыскателя; по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
Следовательно, у банка отсутствуют основания для неисполнения решения суда на момент списания денежных средств. К моменту изъятия правоохранительными органами исполнительного листа банком уже было начато его исполнение. Основания прекращать такое исполнение отсутствовали. Исполнительный документ недействительным признан не был.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный лист, не было в законном порядке отменено.

Объявление

  • Сообщений
  • Последняя активность
  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 27901

01 решение суда первой и постановление апелляционной инстанций оставил без изменения.

Судебная практика говорит: «Перечислять»

Стоит отметить, что раньше мнения на этот счет расходились не так сильно, как сейчас. Возможность перечисления денежных средств на счет представителя взыскателя была предусмотрена решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.08.2011 № ВАС-10522/11 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Читайте также:  Что говорит закон о принудительном выселении? Каковы основания и порядок для выселения из квартиры собственника?

Подобных правовых ситуаций возникает великое множество. Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.07.2011 № КГ-А40/5775-11, подтвержденному Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.08.2011 №ВАС-10522/11, перечисление денежных средств по предъявленным в банк исполнительным листам на счет представителя взыскателя допускается при соблюдении следующих условий в совокупности:

  1. Заявление о перечислении взысканных денежных средств подписано взыскателем, либо имеется иное распоряжение взыскателя на перечисление денежных средств на счет его представителя;
  2. Доверенность на представителя взыскателя допускает получение материальных ценностей, в том числе денежных средств;
  3. В заявлении на перечисление денежных средств указаны счета взыскателя и представителя взыскателя в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

2002 2-П О безналичных расчетах в Российской Федерации.

Какие права имеет исполнитель

Судебные приставы имеют не только обязанности, но и права.

Осуществление этих действий направлено на исполнение требований исполнительных документов:

  1. в процессе работы, пристав может запрашивать необходимые документы, сведения, не только общего характера, но и персональные, отбирать объяснения;
  2. производить проверки у работодателя, если у него трудоустроен должник. Чтобы выяснить, насколько выполняются требования исполнительного листа;
  3. задействовать отдельными поручениями стороны производства в проведении определенных исполнительных мероприятий;
  4. если исполнитель требует доступ в помещение для осмотра, должник или другие лица не вправе отказать ему. В противном случае служащий может вскрыть его;
  5. накладывать арест на имущество, а также изымать его. В дальнейшем эти блага могут быть реализованы на торгах с целью возвращения задолженности взыскателю;
  6. арестовывать деньги и материальные ценности в размерах, указанных в исполнительных документах. В данном случае денежные средства подразумеваются не только наличные, но и те, что находятся на банковских счетах;
  7. если собственник нежилого помещения даст согласие, пристав может там оставить на хранение изъятое имущество, а так же определить круг лиц, которые будут отвечать за его сохранность;
  8. исполнителю разрешено обратиться в инстанцию, издавшую исполнительный акт за разъяснениями, в случае непонятных ему пунктов;
  9. осуществлять проверку документов, у граждан, причастных к производству;
  10. при проведении исполнительно-розыскных мероприятий делать всевозможные запросы в учреждения, проводить опросы граждан, при необходимости обследовать помещения, выяснять необходимую информацию, которая имеет отношение к делу и может способствовать выявлению должников или имуществе;
  11. привлекать к содействию сотрудников МВД, ФСБ, миграционной службы и других государственных органов;
  12. действовать другими способами, которые не противоречат законодательству России.

Таким образом, основное направление в деятельности судебных исполнителей это исполнение требований по решениям судебных инстанций и актов иных, уполномоченных структур. Основная масса исполнительных производств это взыскание задолженности по кредитам, алиментам, штрафам, налогам, коммунальным платежам.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела

если собственник нежилого помещения даст согласие, пристав может там оставить на хранение изъятое имущество, а так же определить круг лиц, которые будут отвечать за его сохранность;.

Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ);
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (п. 1 ст. 210 НК РФ), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей Налогового кодекса);
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) (определение КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О).

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

в третью требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Проблемы исполнительного документа, предъявленного взыскателем или как минимизировать риски банка и соблюсти интересы взыскателя?

Елена Куличева, независимый эксперт, член Комитета АРБ по банковскому законодательству и правоприменительной практике.

Исполнительный документ подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, то есть с применением мер принудительного исполнения согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей, чьи полномочия определяются Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Законодатель предоставляет взыскателю выбор: обратиться в службу судебных приставов-исполнителей либо самостоятельно направить исполнительный документ о взыскании денежных средств в банк или иную кредитную организацию, обслуживающие счета должника (далее – банк). Получить информацию о банках, обслуживающих счета должника и их реквизитах, взыскатель может в налоговом органе при наличии у него исполнительного документа с неистекшим сроком его предъявления к исполнению.

Согласно закону взыскатель одновременно с исполнительным документом представляет в банк заявление, в котором должен указать:

1) реквизиты своего банковского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.

Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и указанные сведения о взыскателе и о себе. Таким образом, исполнительный документ может поступить в банк, как от службы судебных приставов, так и непосредственно от взыскателя.

В случае предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов в банк для исполнения направляется постановление судебного пристава-исполнителя и денежные средства, взысканные со счета должника, перечисляются банком на депозитный счет подразделения судебных приставов. Исполнительный документ, по которой возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Данный вариант исполнения исполнительного документа для банка предпочтителен, как несущий минимальные риски. Анализу подлежит стандартизированное постановление судебного пристава-исполнителя либо данный документ в установленном формате поступает в банк в электронном виде, что значительно упрощает работу с ним. Ответственность за обоснованность списания по исполнительному документу несет судебный пристав-исполнитель.

При непосредственном обращении взыскателя в банк требуется серьезный оперативный анализ представленных документов.

Банк, обслуживающий счета должника, обязан незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение 3-х дней со дня их исполнения должен информировать взыскателя.

Исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств в этом случае осуществляется путем их перечисления банком непосредственно на счет взыскателя, что увеличивает операционные риски банка.

В целях снижения операционных рисков Банком России кредитным организациям рекомендовано тщательно проверять подлинность предъявляемых исполнительных документов перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов.

За обоснованность списания денежных средств со счета клиента и своевременность исполнения исполнительного документа банк несет административную, уголовную, а также гражданско-правовую ответственность, как перед взыскателем, так и перед клиентом, к счету которого выставлен исполнительный документ о взыскании денежных средств.

Банк обязан проявить достаточную меру заботливости и осмотрительности при списании денежных средств со счета клиента, что требует тщательной проверки поступивших документов: непосредственно самого исполнительного документа и пакета документов, предоставленных взыскателем, на предмет их соответствия требованиям, установленным законом, а так же полноты, достоверности и действительности.

Проверять обоснованность/правомерность принятия уполномоченным органом решения, на основании которого выдан исполнительный документ, банк не вправе.

Минимизация риска необоснованного списания денежных средств со счета клиента на основании исполнительного документа, поступившего непосредственно от взыскателя, зависит от организации в банке работы с данными документами. Активное участие в процессе проверки документов принимают операционное подразделение банка, его юридическая служба и, при необходимости, служба безопасности. Именно от взаимодействия и профессионализма работников данных служб зависит минимизация риска необоснованного списания денежных средств.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Требования к исполнительной надписи нотариуса закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.

В случае несоответствия исполнительного документа установленным законодательством требованиям по его оформлению исполнительный документ к исполнению не принимается и подлежит возврату. Возврат может быть осуществлен как предъявившему дефектный исполнительный документ взыскателю, так и органу, непосредственно выдавшему данный документ, с одновременным уведомлением об этом взыскателя. Последний вариант является предпочтительным, так как исключает повторное предъявление дефектного исполнительного документа.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению только в пределах установленных законодательством сроков. Как правило, исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в силу. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение тех месяцев со дня их выдачи. Исполнительная надпись нотариуса может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, если взыскателем или должником является гражданин; если взыскателем или должником являются предприятия, учреждения, организации – в течение одного года, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки.

Несоблюдение указанных сроков является основанием для отказа в приеме к исполнению исполнительного документа.

Банк России при проверке банками подлинности исполнительного документа в случае отсутствия информации в специализированных электронных сервисах рекомендует кредитным организациям обращаться в суд, выдавший исполнительный лист, или к клиенту за ее подтверждением. При принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей проверить информацию об исполнительном производстве (если в банке не организован электронный документооборот с ФССП России) возможно с помощью сервиса “Банк данных исполнительных производств”, общий доступ к которому обеспечен ФССП России на своем официальном сайте.

Оперативно проверить подлинность предъявленной в банк исполнительной надписи нотариуса возможно путем подтверждения даты и номера в реестре регистрации нотариальных действий о регистрации совершения нотариусом исполнительной надписи. Данную информацию банк может получить непосредственно у нотариуса, совершившего исполнительную надпись. База данных о нотариальных палатах, нотариусах находится на официальном интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты (notariat.ru). Организация оперативного информационного обмена данными на уровне взаимодействия в электронном виде между Федеральной нотариальной палатой и банками по аналогии взаимодействия между Федеральной нотариальной палатой и Федеральной службой судебных приставов существенно снизит операционные риски банка и обеспечит своевременность исполнения исполнительной надписи в установленном порядке.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Юрье: особенности деятельности, режим работы, адрес

Информация о принятых к производству делах судами общей юрисдикции и судебных решениях содержится на официальном сайте Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Правосудие” и официальных сайтах судов общей юрисдикции. Информационный сервис Федеральной миграционной службы на официальном сайте “Проверка по списку недействительных российских паспортов” предоставляет возможность проверить действительность паспорта гражданина Российской Федерации.

Отсутствие защищенных бланков судебных приказов, несвоевременное пополнение базы судебных решений, отсутствие данных о реквизитах выданного исполнительного документа (за исключением постановлений ФССП России) увеличивает операционные риски банков при исполнении ими полученных непосредственно от взыскателя исполнительных документов. Бремя ответственности за причиненный клиенту ущерб в результате мошеннических действий с фальсифицированными исполнительными документами, с использованием утраченных оригинальных бланков исполнительных листов, как правило, возлагается на банк, обслуживающий счет должника.

Банк в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию, приостанавливаются.

Судебная практика в большинстве случаев ответственность за списание денежных средств со счета клиента на основании фальсифицированного либо дефектного исполнительного документа возлагает на банк, обслуживающий счет должника. Соответственно, банк должен не только проверить поступивший на исполнение исполнительный документ, но и проявить достаточную меру заботливости и осмотрительности при списании денежных средств со счета клиента.

При наличии на счете должника денежных средств в сумме, достаточной для исполнения требований исполнительного документа, и отсутствия иных расчетных документов к счету должника указанная сумма блокируется на счете. При положительном результате проверки подлинности исполнительного документа и достоверности сведений, представленных взыскателем, денежные средства со счета должника в пределах суммы, подлежащей взысканию, списываются банком со счета во исполнение исполнительного документа.

Однако зачастую денежные средства на счете должника либо отсутствуют, либо их недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок, банк руководствуется очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом законодатель не указывает, как в случае приостановления операций по счету должника на период проверки предъявленного исполнительного документа банк должен обеспечить работу по счету с учетом необходимости соблюдения очередности списания денежных средств при их отсутствии или недостаточности для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок.

В период проверки исполнительного документа к счету могут быть выставлены расчетные документы с предшествующей очередностью списания.

Действующая норма части 6 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в этой ситуации из определенной гарантии прав взыскателя на получение причитающихся денежных средств при проведении указанной проверки предоставляет законные основания для перечисления денежных средств со счета должника по иным его обязательствам, предшествующим платежу по проверяемому исполнительному документу и предъявленных к счету позднее проверяемого банком исполнительного документа.

Как правило, о поступлении в банк исполнительного документа должник осведомлен. Зачастую выставление расчетных документов предшествующей очередности в период проверки исполнительного документа инициируется именно должником в целях противодействия либо создания затруднений для оперативного исполнения исполнительного документа. Списание же имеющихся денежных средств со счета должника по исполнительным документам без надлежащей проверки существенно увеличивает риски исполняющего банка, несущего ответственность за обоснованность списания средств и не имеющего возможности по не зависящим от него причинам оперативно проверить достоверность поступившего непосредственно от взыскателя исполнительного документа.

Установленная законом возможность банка блокировать денежные средства на период проверки не позволяет должнику использовать данные денежные средства на свои нужды (5-ая очередь) преимущественно перед исполнением своих обязательств перед взыскателем. Однако механизм блокировки не гарантирует направление «заблокированных» средств по проверяемому банком исполнительному документу (например, 4-ой очереди) именно на его исполнение. За период проверки к счету могут быть выставлены расчетные документы предшествующей очереди (например, Удостоверение комиссии по трудовым спорам по выплате заработной платы (2-ая очередь), на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, поручения налоговых органов на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (3-ая очередь)). При этом при оперативной проверке исполнительного документа (в день его поступления) очередность списания денежных средств полностью бы соответствовала требованиям статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и денежные средства в имеющемся размере на счете должника были бы списаны именно по исполнительному документу в пользу взыскателя.

Представляется, что законодатель, устанавливая срок для проверки исполнительного документа, ставил своей целью предоставление банку возможности перед исполнением проверить его подлинность и/или достоверность предоставленных взыскателем сведений, но никак не целью изменить очередность исполнения требований по исполнительному документу из-за необходимости осуществления такой проверки.

Подход, при котором исполнительный документ не может быть исполнен в свою очередь (согласно дате его поступления) из-за необходимости его проверки, сам по себе ошибочен, как противоречащий цели проверки исполнительных документов. Очередность исполнения исполнительного документа не может ставиться в зависимость от необходимости (и тем более противопоставляться необходимости) проверки исполнительного документа.

Не исполнить исполнительный документ полностью банк может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет(а) должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме.

Банк заканчивает исполнение исполнительного документа:

1) после перечисления денежных средств в полном объеме;

2) по заявлению взыскателя;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Как минимизировать риски банка и соблюсти интересы взыскателя? Для решения данного вопроса необходимо предпринять ряд мер.

1. Совершенствование действующего законодательства. Внесение изменений в часть 6 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих направление заблокированных на период проверки подлинности исполнительного документа и/или достоверности предоставленных взыскателем сведений денежных средств именно на исполнение требований данного исполнительного документа, независимо от поступления в период проверки к счету должника иных расчетных документов.

Подобные изменения будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны, как должников, так и взыскателей, позволят исключить совершение действий по неисполнению исполнительного документа путем перечисления имеющихся денежных средств по иным обязательствам должника, а также минимизируют риски исполняющего банка и будут способствовать сокращению латентной преступности. Перечисление заблокированной на период проверки суммы денежных средств во исполнение требований проверяемого исполнительного документа эффективно скажется на времени и качестве исполнения исполнительного документа, позволит взыскателю адекватно оценивать необходимость проверки банком подлинности исполнительного документа.

2. Оперативное размещение информации о принятых к производству делах судами общей юрисдикции, мировыми судьями и судебных решениях, а так же указание информации о выданных исполнительных документах (серия, номер) и полных данных взыскателей – физических лиц.

3. Усиление ответственности за утрату и несвоевременное выявление либо информирование об утрате оригинальных бланков исполнительных листов.

4. Обеспечение оперативного информирования Банка России либо размещения на информационном ресурсе судебных органов данных об утраченных бланках исполнительных листов.

5. Введение защищенных бланков судебных приказов.

Реализация указанных мероприятий позволит оперативно исполнять исполнительные документы с минимальными операционными рисками.

Получить информацию о банках, обслуживающих счета должника и их реквизитах, взыскатель может в налоговом органе при наличии у него исполнительного документа с неистекшим сроком его предъявления к исполнению.

Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб.

Новая Адвокатская Газета

Законопроект создает возможность более оперативного взыскания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Таким образом, на сегодняшний день взыскатель по своему желанию может обратиться напрямую к лицам, перечисленным в ст. 9 Закона об исполнительном производстве, минуя службу судебных приставов, только если размер взыскания по исполнительному документу не превышает обозначенного законом предела.

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”” (далее – законопроект), предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс. руб. Основной причиной предложенных изменений в Закон об исполнительном производстве, согласно пояснительной записке к законопроекту, является необходимость снижения нагрузки службы судебных приставов, поскольку по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее 100 тыс. руб. трудозатраты госслужащих представляются неоправданными. Таким образом, законопроект призван снизить нагрузку судебных приставов, а также сэкономить бюджетные средства.

Для взыскателей плюсы направления исполнительного документа напрямую по месту работы должника, в учебное заведение или Пенсионный фонд РФ очевидны – данный способ представляется наиболее оперативным.

Законопроект Министерства юстиции РФ 27 июля 2018 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу и зарегистрирован под номером 519890-7.

Представляется, что с повышением взыскиваемой суммы до 100 тыс. руб. круг вопросов, рассматриваемых судами, кардинальным образом не изменится, так как диспозиция правовой нормы не меняется, увеличивается лишь пороговое денежное значение. Суть споров останется прежней, только в решениях судов будут фигурировать совершенно другие числа.

На сегодняшний день судебные споры, связанные с осуществлением взыскания посредством направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, можно разбить на следующие группы:

1. Оспаривание должником принятия исполнительного документа организацией, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи.

2. Оспаривание должником взыскания посредством удержания денежных средств из заработной платы или иных платежей без обращения взыскателя в службу судебных приставов.

3. Оспаривание должником взыскания задолженности в размере, превышающем предельно возможные процентные удержания.

4. Оспаривание должником процента удержания в связи с ухудшением материального положения.

Анализ имеющейся правоприменительной практики позволяет сформулировать следующие правила.

Исполнительный документ должен быть принят организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, только в случае, если сумма взыскания не превышает порогового значения.

Взыскателю было отказано в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в принятии исполнительного документа, так как сумма взыскания, указанная в исполнительном документе, превышала 25 тыс. руб. Самостоятельно определять сумму, подлежащую взысканию посредством ее произвольного уменьшения до 25 тыс. руб., если общая сумма задолженности превышает это значение, запрещается (решение Ленинского районного суда г. Кирова от 3 августа 2015 г. по делу № 2-4664/2015).

Отсутствие исполнительного производства при списании кредитной организацией денежных средств с зарплатной карты должника на основании исполнительного документа, поданного в кредитную организацию взыскателем, не нарушает права должника.

Списание денежных средств банком без распоряжения должника – владельца счета и при отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении такого должника, не нарушает его права как потребителя и не дает ему право на возмещение убытков вследствие оказания услуг ненадлежащего качества только на том основании, что кредитная организация на основании ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве приняла к исполнению исполнительный документ напрямую от взыскателя. Возбуждение исполнительного производства в отношении должника в данном случае не требуется. Взыскатель не лишается права обратиться в службу судебных приставов при невозможности исполнения требований исполнительного документа должником при содействии кредитной организации (решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 января 2015 г. по делу № 11-1/2015).

При наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей на практике возможно взыскание всей заработной платы должника.

В отношении должника были поданы два исполнительных документа, на основании которых из заработной платы должника, поступающей на его счет в кредитной организации, взыскивалось в пользу каждого из взыскателей по 50%. Размер удержаний из заработной платы должника превысил установленные законом 50%, однако суд отказал должнику в возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с тем, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для прекращения исполнения исполнительного документа. Должник мог обратиться к взыскателям с требованием направить исполнительные листы в службу судебных приставов для ведения сводного исполнительного производства (решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 мая 2017 г. по делу № 2-276/2017).

По заявлению должника суд может снизить размер удержаний из пенсии при наличии задолженности в пользу Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ “О страховых пенсиях” удержание на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии. В случае ухудшения материального положения должника размер удержаний может быть снижен судом (решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 мая 2014 г. № М-2245/2014).

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона О внесении изменений в статью 9 Федерального закона Об исполнительном производстве далее – законопроект , предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс.

Ссылка на основную публикацию