Прием на работу иностранца: административная ответственность за нарушение в КоАП,

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан

Продолжение. Об особенностях привлечения к трудовой деятельности иностранцев читайте в первой части статьи.

Административная ответственность за правонарушения, связанные с привлечением к работе иностранцев, установлена положениями КоАП РФ, приведенными в таблице. Ниже также рассмотрены особенности применения некоторых из указанных норм арбитражными судами при разрешении жалоб на постановления ФМС России о привлечении работодателей к административной ответственности.

Таблица. Административные правонарушения в сфере привлечения иностранных работников

Административный штраф:
на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Административный штраф:
на граждан – от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Административный штраф:
на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Административный штраф:
на должностных лиц в размере от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Административный штраф:
на граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Административный штраф:
на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС России, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом:

Административный штраф:
на граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Административный штраф:
на граждан – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 35 тыс. до 70 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления ФМС России работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов:

  • об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам
  • о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом
  • о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом.

Административный штраф:
на должностных лиц – от 35 тыс. до 70 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн руб.

Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности на торговых объектах, выразившееся в:

Административный штраф:
на должностных лиц – от 40 пяти тыс. до 50 тыс. руб.;
на индивидуальных предпринимателей – от 350 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток; на юридических лиц – от 450 тыс. до 800 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Административный штраф:
на должностных лиц – от 45 тыс. до 70 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 450 тыс. до 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Административный штраф:
на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Рассматривая дела по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ по суды отмечают, что обязанность работодателя направить в ФМС России и органы занятости субъекта РФ уведомления о привлечении “безвизового” работника к трудовой деятельности возникает только при наличии у такого работника разрешения на работу. По их мнению, отсутствие такого условия свидетельствует о нелегальном привлечении работника к трудовой деятельности, обязанность уведомления о котором законом не предусмотрена. Таким образом, фактическое привлечение предпринимателем иностранного гражданина к трудовой деятельности в отсутствие разрешения на работу без уведомления уполномоченных органов о факте такого привлечения не свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А32-40032/2012; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. № 15АП-12364/2013 по делу № А32-40027/2012).

Кроме того, суды также подчеркивают, что заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением его к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает ответственность за неуведомление государственных органов о привлечении работника или отсутствие у него разрешения на работу. При этом суды отмечают, что срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения. Если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось (Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2013 г. по делу № А63-1364/2013; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 г. по делу № А63-1373/2013; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 № 09АП-22477/2013 г. по делу № А40-37587/13). На основании изложенного выше верным является и обратное – отсутствие письменного договора между обществом и иностранным гражданином не является доказательством отсутствия у общества трудовых отношений с ним (Постановление ФАС Московского округа от 28 октября 2013 г. по делу № А40-36153/2013; Постановление Верховного Суда РФ от 12 августа 2010 г. № 25-АД10-12).

Помимо этого внимание заслуживает ситуация, когда иностранные работники привлекаются на основании договора предоставления персонала (аутсорсинга). В таком случае фактически допускающей иностранного гражданина к трудовой деятельности считается организация, которая непосредственно использует труд иностранного работника. В связи с этим она обязана уведомить о привлечении иностранного работника территориальный орган ФМС России, органы занятости субъекта РФ или налоговый орган и несет ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за невыполнение данной обязанности. При этом тот факт, что в договоре аутсорсинга стороны возложили ответственность за нарушение миграционного законодательства на исполнителя, не исключает прямо предусмотренную федеральным законодательством административную ответственность лица, допустившего к трудовой деятельности иностранного гражданина (заказчика), и не уведомившего об этом соответствующие государственные органы. Аналогичный подход применяется и в случае, когда иностранный гражданин привлекается организацией по договору аутсорсинга, но при этом не имеет разрешения на работу (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ) – ответственность возлагается на организацию, непосредственно использующую труд работника (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2013 г. № 09АП-19715/2013-АК по делу № А40-172068/12; Постановление ФАС Поволжского округа от 13 июня 2012 г. по делу № А55-17699/2011; Постановление ФАС Поволжского округа от 12 мая 2012 г. по делу № А55-17697/2011; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 г. № 09АП-28953/2010-АК по делу № А40-106973/10-130-617).

Читайте также:  Пенсионный фонд в Певеке: особенности деятельности, режим работы, адрес

При рассмотрении заявлений об обжаловании административных наказаний по ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ суды подчеркивают, что на работодателя законодательством не возложена обязанность по продлению визы, выданной иностранному работнику. Обычно поводом для рассмотрения таких дел является обращение работодателя в территориальный орган ФМС России для продления действия уже истекшей визы работника. В связи с этим ведомство, как правило, составляет протокол об административном правонарушении, так как работодатель не обеспечил выезд работника с территории России после истечения срока действия визы, и не представил в территориальный орган ФМС России необходимые для ее продления документы не позднее, чем за 20 дней до истечения срока действия визы (нарушение подпункта 5 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115 и п. 74 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 8 ноября 2007 № 430 соответственно).

Практика арбитражных судов по этому вопросу однозначна. Суды отмечают, что обязанность по продлению срока действия визы возложена на иностранного гражданина, а не на принимающую сторону (п. 69 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 335, п. 41 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 8 ноября 2007 г. № 430). При этом отмечается, что доказательств того, что принимающая сторона может без волеизъявления иностранного гражданина самостоятельно обратиться за продлением визы, административным органом в суд не представлено. У судов общей юрисдикции по данному вопросу мнение противоположное (см. Постановление Пензенского областного суда от 29 апреля 2013 г. по делу № 4а-165/2013).

В протоколе или постановлении об административном правонарушении или в постановлении должно быть указано, какие конкретно действия по содействию выезду иностранного работника из России следовало совершить работодателю, которые он не совершил, какими нормативными правовыми актами они предусмотрены.

Рассматривая вопрос о невыполнении работодателем обязанности по содействию выезду иностранного работника из России после истечения срока трудового договора, суды, как правило, замечают, что непосредственно в протоколах ФМС России данное правонарушение работодателям не вменяется (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 г. по делу № А08-3425/2012, Постановление ФАС Центрального округа от 6 декабря 2012 г. по делу № А08-3425/2012; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2013 г. по делу № А56-74345/2012; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2013 г. по делу № А56-74345/2012). Судя по всему, это связано с тем, что в КоАП РФ не предусмотрено наказание за такое правонарушение. Ответственность за непринятие мер по обеспечению своевременного выезда иностранца за пределы России предусмотрена только для граждан, в случае приглашения иностранца для частных целей (ч. 2 ст. 18.9). В то же время во вменяемой работодателям в таких случаях ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ речь идет о нарушении порядка оформления документов на право пребывания, проживания и пр.

Также ряд судов указывают также на то, что в протоколе об административном правонарушении или в постановлении должно быть указано, какие конкретно действия по содействию выезду иностранного работника из России следовало совершить работодателю, и которые он не совершил, какими нормативными правовыми актами предусмотрены действия, которые следовало совершить работодателю, в целях исполнения данной обязанности (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2012 г. № 15АП-13011/2012 по делу № А32-12396/2012; Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2011 г. по делу № А14-7805/2011). В итоге суды в основном приходят к выводу о недоказанности административным органом состава вмененного обществу правонарушения и признают незаконным оспариваемые постановления ФМС России.

Еще одним заслуживающим внимания вопросом является правомерность привлечения работодателя к административной ответственности, в случае, если ФМС России при проверке по базе данных установлено, что иностранный гражданин не значится в списке получивших разрешение на работу (например, в случае, когда оно является поддельным). В таких ситуациях работодатели подвергаются административному штрафу по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Тем не менее, при рассмотрении заявлений о признании соответствующих постановлений ФМС России незаконными, арбитражные суды отмечают, что законом не установлена обязанность работодателя проверять действительность предъявленного разрешения на работу путем направления каких-либо запросов в ФМС России. По их мнению, само наличие разрешения на работу и предъявление его работодателю в день принятия на работу свидетельствует о принятии работодателем всех необходимых мер к недопущению совершения правонарушения (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2012 г. № А41-27020/12; Постановление ФАС Московского округа от 19 декабря 2012 г. по делу № А41-27020/12; Постановления ФАС Московского округа от 28 февраля 2012 г. № А40-70419/11-93-603).

Если говорить о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником, прибывшим в Россию в порядке, не требующем визы, неоднозначным остается вопрос о необходимости уведомления об этом налогового органа по аналогии с “визовыми” работниками. Как отмечалось выше, направление подобного уведомления предусмотрено подпунктом 4 п. 8 ст. 18, которая посвящена приглашению на въезд в Россию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Однако согласно ст. 13.1 приглашение иностранным работникам, прибывающим в Россию в безвизовом порядке, не требуется. Тем не менее, имеют место случаи, когда налоговые органы и ФМС России привлекают работодателей к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в связи с отсутствием уведомления налоговых органов в отношении иностранных работников, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

Позиции высших судов по данному вопросу расходятся. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 отметил, что приглашение на въезд в Россию – это документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Россию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором. При этом особенности регулирования отношений, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, установлены ст. 13.1 Закона и требование об извещении налогового органа в ней не закреплено. Соответственно уведомлять налоговый орган в этом случае не требуется

Противоположного мнения придерживается Верховный Суд РФ. По его мнению, из содержания подпункта 4 п. 8 ст. 18 следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Россию. Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г.).

Новости по теме:

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

15 КоАП РФ в связи с отсутствием уведомления налоговых органов в отношении иностранных работников, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

Порядок приема на работу иностранных граждан

Трудовая деятельность иностранцев регламентируется Законом 115-ФЗ. Их правовой статус в качестве работников зависит от условий их пребывания и въезда в страну. Так иностранные граждане делятся на постоянно или временно проживающих в РФ и временно пребывающих. Порядок въезда может быть визовый и безвизовый. Эти факторы учитывают при оформлении иностранных работников.

прибыли в страну в безвизовом порядке;.

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Читайте также:  Клевета на юридическое лицо: ответственность, статьи ГК и УК РФ

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.

В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.

При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2020 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц – от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 – 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 – 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо – от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Размер штрафа за нелегалов для юрлиц – от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

Трудовая деятельность иностранца

Важный документ для иностранного работника – патент. Если иностранный гражданин работает без разрешения на работу или патента, патент выдан в ином субъекте РФ нежели там, где трудится иностранец, или иностранный работник трудится не в той должности, которая в патенте указана, размер штрафа будет такой:

    от 2 000 до 5 000 рублей – для граждан;

от 25 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц;

от 250 000 до 1 000 000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток – для организаций и ИП.

Кроме того, нарушением является отсутствие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Штраф за данные нарушения составляет:

  • от 2 000 до 5 000 рублей – для граждан;
  • от 25 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
  • от 250 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на 14-90 суток для юридических лиц.

Если иностранный гражданин работает без разрешения на работу или патента, патент выдан в ином субъекте РФ нежели там, где трудится иностранец, или иностранный работник трудится не в той должности, которая в патенте указана, размер штрафа будет такой.

НЕУВЕДОМЛЕНИЕ ФМС О ПРИЕМЕ ИНОСТРАНЦА

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

зная заранее, что отправлять Уведомления, каждый раз не будете, отправьте заранее в эти органы чистый лист бумаги.

О трудоустройстве и увольнении иностранца надо уведомить отдел по вопросам миграции МВД

Постановление Верховного Суда РФ от 12.

Административная ответственность работодателя и иностранных работников за нарушение миграционного законодательства на территории РФ

Юридическая компания LEVINE Bridge

Как известно, незнание правовых обязанностей иностранными работниками и организациями, которые принимают таких граждан на работу, не освобождает нарушителей закона от ответственности и зачастую приводит к неблагоприятным последствиям.

В данной статье рассматриваются меры административной ответственности за наиболее частые правонарушения, совершаемые организациями, а так же иностранными гражданами.

Известно, что административная ответственность – это применение мер административного наказания (штраф, административное приостановление деятельности компании, административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ) судьями и должностными лицами органов исполнительными власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов, предусмотренных административными нормами права.

Согласно российскому законодательству иностранные компании и иностранные работники несут административную ответственность на территории России на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Необходимо понимать, что административная ответственность налагается на юридическое лицо судьей или должностным лицом в отношении каждого иностранного работника в отдельности. А значит, максимальные штрафы могут быть очень высокими. Величина штрафов регулируется Кодексом Административных Правонарушений РФ (КоАП РФ).

Среди частых нарушений фигурирует нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. Допущение иностранного работника к работе в отсутствие у работодателя разрешения на привлечение иностранных работников, если требуется в соответствии с законодательством, а также допущение иностранного работника к работе без разрешения на работу влечет наложение на работодателя штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. В сложных ситуациях возможно административное приостановление деятельности компании до девяноста суток.

С приемом на работу, а также с увольнением иностранных работников связаны обязательные процедуры по уведомлению о том ряда органов государственной власти. При этом законом установлены конкретные временные рамки, в течение которых работодатель должен подать соответствующие уведомления в каждый из государственных органов. К примеру, работодатель обязуется подать уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина либо о расторжении трудового (гражданско-правового) договора в налоговый орган в течение 10 календарных дней. При приеме на работу и увольнении иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, дополнительно необходимо уведомлять орган занятости населения и Федеральную Миграционную Службу (ФМС) в течение 3-х рабочих дней. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, работодатель обязуется ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, который следует за отчетным кварталом, направлять в ФМС уведомление об исполнении обязательства по выплате такому сотруднику заработной платы, о предоставлении сотруднику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного месяца, а также о расторжении трудового (гражданско-правового) договора. Однако, как показывает судебная практика, штрафы налагаются не за превышение сроков, отведенных для указанных процедур, а за неуведомление государственных органов.

Иногда работодатель сталкивается с нарушениями со стороны иностранного работника условий трудового (гражданско-правового) договора. Об этом, равно как и о досрочном расторжении договора, компания должна в обязательном порядке подать сведения в ФМС. Если же иностранец самовольно оставил место работы (или место пребывания), работодатель направляет соответствующие сведения не только в ФМС, но и в Федеральную Службу Безопасности РФ.

По сравнению с неуведомлением государственных органов, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), равно как представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет за собой не столь суровую ответственность. В лучшем случае работодателю и работнику может быть сделано предупреждение. Но также может быть наложен административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех до пяти тысяч рублей.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Панине - адрес, телефон, режим работы отделения

При кажущейся незначительности сумм штрафов их наложение может иметь неприятные последствия как для компании, так и для самого иностранца. Так, при неоднократных административных правонарушениях такому гражданину в дальнейшем может быть отказано в получении российской визы и разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности в РФ. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, их не соответствующее российскому закону поведение может бросить тень на деятельность его работодателя, которому Миграционной Службой может быть отказано в дальнейшем привлечении как данного иностранного работника, так и иных высококвалифицированных специалистов в течение трех лет.

Также среди нарушений часто встречается нарушение правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Необходимо помнить, что, согласно Федеральному закону от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранные граждане при въезде в РФ вправе сами выбрать пребывания и, соответственно, их постановки на миграционный учет по данному адресу. Местом пребывания может являться как адрес приглашающей компании, так и фактический адрес проживания. Если в течение 7-ми рабочих дней иностранец передал необходимые сведения принимающей стороне, она обязана выполнить установленные законом действия по регистрации иностранца по соответствующему месту пребывания. Неисполнение данной обязанности, а также превышение 7-мидневного лимита времени, установленного для данной процедуры, влечет наложение административного штрафа на собственников жилого помещения в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В свою очередь иностранному гражданину за нарушение правил въезда, режима пребывания, как и за нарушение правил осуществления трудовой деятельности, применяются санкции в виде штрафа от двух до пяти тысяч рублей, а за грубые нарушения должностным лицом государственного исполнительного органа может быть подано ходатайство в суд о применении наказания в виде его административного выдворения иностранца за пределы РФ.

Например, иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом режиме, может находиться на территории России с частными целями с действующей регистрацией по месту пребывания непрерывно до девяноста суток. Если в течение указанного периода данный гражданин не оформил разрешение на работу и не встал на миграционный учет по адресу работодателя, до истечения девяноста суток ему необходимо выехать из России. Превышение отведенного срока нахождения иностранца в РФ влечет за собой наложение штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей, а при значительной задержке на территории России без соответствующих оснований может повлечь применение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ с последующими ограничениями в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ.

Также не допускается нахождение прибывших в Россию по визе иностранных граждан после истечения срока действия визы. В противном случае к данному гражданину могут быть применены санкции, как для нарушивших правила пребывания в РФ граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме. Более того, приглашающая компания также несет ответственность за это и может подвергнуться наложению штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подводя итог, обращаем внимание читателя на то, что исполнительные органы государственной власти в сфере миграции ежегодно составляют план проверок компаний, приглашающих иностранцев с деловыми целями. Также осуществляются внеплановые проверки компаний, если государственным органом выявлены какие-либо административные нарушения со стороны иностранного гражданина или принимающей стороны.

Неисполнение данной обязанности, а также превышение 7-мидневного лимита времени, установленного для данной процедуры, влечет наложение административного штрафа на собственников жилого помещения в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.11.2019 2019-11-10

Статья просмотрена: 421 раз

Текст непосредственный Молодой ученый.

Как избежать штрафа за не уведомление о приеме на работу иностранного гражданина?

Принять на работу иностранного гражданина решается далеко не каждый руководитель предприятия, так как данная процедура считается достаточно хлопотной. Как показывает практика, опасаться сотрудничать с представителями других государств не стоит, а потому сегодня они активно привлекаются в большинство сфер жизнеобеспечения на основании официального трудоустройства (как получить разрешение на работу в России по ссылке).

Содержание статьи:

Для того чтобы все мероприятия были выполнены в соответствии с нормами, достаточно просто хорошо знать основы законодательства в данном направлении, так как любые нарушения чреваты штрафами, довольно внушительными даже для представителей крупного бизнеса. Именно поэтому те, кто сотрудничает с представителями других государств, строго соблюдают срок уведомления о приеме на работу иностранного гражданина.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по миграционным вопросам поможет разъяснить, как избежать штрафа за неуведомление при приеме на работу иностранного гражданина. Звоните!

Уведомление о трудоустройстве отправляется различными способами, это может быть использование специального портала госуслуг в режиме онлайн, личное обращение в территориальный орган ГУВМ МВД либо отправка по почте с уведомлением о вручении.

Интервью
и выступления

Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

17 июня 2020, 16:15

17 июня 2020, 16 15.

Статья 2.6 КОАП РФ. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 – 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

31 , а также порядок административного выдворения этих лиц за пределы Российской Федерации ст.

КоАП касается трёх пунктов:
  • Преодоление границы;
  • Учёт в миграционном отделении;
  • Приём на работу иностранцев в российских учреждениях.

А вот временно пребывающие иностранцы могут быть привлечены к санкциям за следующие нарушения.

Привлечение к работе иностранцев: ответственность за нарушения ужесточается

  • Незаконное использование труда иностранных работников
  • Нарушение правил привлечения иностранцев к труду на торговых объектах

Санкции за все правонарушения одинаковые.

Основные типы правонарушений в сфере миграции

Основные категории нарушений миграционного законодательства связаны:

  • с пересечением государственной границы;
  • с пропиской и постановкой на миграционный учет;
  • с трудоустройством;
  • с подтверждением легального пребывания на территории страны.

Административные проступки выражаются в просрочке разрешительных документов, несоблюдении сроков посещения подразделения ГУВМ для постановки на учет, фиктивной прописке, нелегальном трудоустройстве и др.

Некоторые их виды рассмотрим подробнее.

Основные категории нарушений миграционного законодательства связаны.

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Иностранными гражданами признаются любые лица, которые, во-первых, не являются гражданами России, а во-вторых, имеют гражданство иного государства.

Данное определение содержится в ст. 3 закона «О гражданстве…» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ иностранец — любой гражданин Украины, Польши, США, Таджикистана и любой другой страны (за исключением РФ).

Что касается компаний, то иностранными организациями являются любые фирмы, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством одной из зарубежных стран (не в России).

В силу ст. 62 Конституции РФ иностранцы имеют аналогичные права, что и граждане РФ, должны нести те же обязанности (если другое не установлено законами или международными договорами).

Особенности привлечения иностранцев и иностранных компаний к ответственности отражены в ст. 2.6 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной нормы иностранцы, а также иностранные фирмы могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям.

Ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ уточняет, что иностранцы, которые совершили правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, также отвечают перед российским государством по общим правилам.

Особенность установлена лишь в отношении иностранцев, которые имеют иммунитет от административной юрисдикции России. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права. К ним относятся, например, дипломатические агенты (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961), консульские служащие (ч. 1 ст. 43 этой же конвенции).

9 нарушение правил нахождения в РФ;.

Ссылка на основную публикацию