Принципы ведения ГКН: цели и задачи, порядок ведения, состав сведений, основы ГКН

Статья 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Статья 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее – кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа кадастрового учета и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом сведения, указанные в пунктах 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, если в соответствии с частью 10 настоящей статьи иное не установлено Правительством Российской Федерации.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее – орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений). Особенности ведения государственного кадастра недвижимости на электронных носителях в составе единой федеральной информационной системы, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

>
Кадастровый номер объекта недвижимости и кадастровое деление территории РФ
Содержание
Проект федерального закона N 322152-4 “О государственном кадастре недвижимости” (внесен Правительством РФ) (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Принципы ведения ГКН: цели и задачи, порядок ведения, состав сведений, основы ГКН

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует

· отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; охарактеризованы объекты и субъекты земельных отношений, ранжированы полномочия субъектов права на разных уровнях государственного управления;

  • установлены правила и порядок передачи земель гражданам и юридическим лицам в собственность и в аренду, а юридическим лицам и в постоянное пользование (без права распоряжения);
  • оговорены условия предоставления участков под строительство, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и огородничества, для дачного строительства и иных, не запрещенных законом целей.

Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует

отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства.

Жилищным кодексом Российской Федерации регулируется:

  • возникновение, осуществление, изменение, прекращение права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  • пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  • пользование общим имуществом собственников помещений;
  • отнесение помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  • учет жилищного фонда;
  • контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации определяет:

· правовые основы регулирования оценочной деятельности в

отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей;

  • обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки.

Цели, задачи и принципы ведения Государственного кадастра недвижимости

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом, отсюда основной задачейгосударственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета.

Целями государственного кадастра недвижимости являются:

– Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

– Совершенствование системы налогообложения недвижимости;

– Обеспечение информационной поддержки субъектов земельно-имущественных отношений и повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет использования юридически значимой, актуальной информации об объектах недвижимости как объектах кадастрового учета, их правовом статусе и режимах использования.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе следующих принципов:

принципа единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации;

принципа обеспечения общедоступности и непрерывностиак­туализации содержащихся в нем кадастровых сведений. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. По­стоянное обновление кадастровых сведений, отражает ценность го­сударственного кадастра недвижимости как основного источника, со­держащего актуальные сведения об объектах недвижимости;

принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведения­ми, содержащимися в других государственных информационных ре­сурсах.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведе­ниями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Основным источником инфор­мации при ведении государственного кадастра недвижимости зако­нодательно признаются бумажные носители. Это, обос­новано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадаст­ра недвижимости (2006 – 2011 годы)» Федеральной целевой про­граммы «Создание автоматизированной системы ведения государст­венного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2007 годы)» предусматривается проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в элек­тронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, ор­ганов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной доку­ментации.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости», является вариантом ведения государственного кадастра недви­жимости на уровне Федеральной информационной системы и исклю­чает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспе­чивает более полный контроль за деятельностью органов кадастро­вого учета, упрощает процедуры межведомственного информаци­онного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предо­ставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Основанием для внесения информации в государственный ка­дастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее – орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда;.

Цель, задачи создания и функции государственного кадастра недвижимости. Место ГКН в системе регулирования недвижимости. Принципы ведения ГКН.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.

Задачами создания ГКН служат:

– обеспечение гарантий прав собственников;

– обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

– эффективное и рациональное использование недвижимости.

Основные функции ГКН:

– учетная (государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них);

– фискальная (формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения);

– информационная (информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости).

ГКН связан с регистрацией прав на объекты недвижимости:

– единая государственная регистрация прав формируется наоснове сведений ГКН;

– ответственность между органами регистрации прав и ведениякадастра недвижимости разграничена;

– в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы;

– для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется, в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

ГКН связан с налогообложением:

– ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

– кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

– кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки, фиксируется в кадастре недвижимости;

Рисунок 2.1 – Место ГКН в системе регулирования недвижимости

– публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

– на основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода в перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

ГКН связан с отраслевыми учетами природных ресурсов:

– кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

– иерархическая схема кадастра недвижимости позволяетполучать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;

– информационная связь кадастра недвижимости с инымиотраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

– в перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

ГКН связан с государственным прогнозированием и планированием:

– информационное обеспечение органов власти;

– оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

– кадастр недвижимости позволит контролироватьстратегически важные элементы инфраструктуры страны (энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс) и защищать их в правовом отношении.

Принципы ведения ГКН:

1. Единство технологии на всей территории РФ.

2. Общедоступность сведений ГКН.

3. Непрерывность актуализации сведений, содержащихся в ГКН.

4. Сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

5. Приоритет бумажных носителей ГКН над электронными при несоответствии между ними сведений.

6. Постоянство хранения документов ГКН, ранее внесенных кадастровых сведений, изменившихся сведений.

7. Заявительный принцип внесения в ГКН сведений на основании поступающих в ОКУ документов.

8. Наличие сведений, имеющих временный характер и использующихся только в целях государственной регистрации прав.

9. Постоянство актуальности сведений, содержащихся в ГКН, до внесения в них изменений или снятия объекта с кадастрового учета.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.

Принципы ведения ГКН

Ст . 4 Закона содержит исчерпывающий перечень, в соответствие с которым для ведения ГКН установлены три основополагающих принципа :

  1. 1) требование к единству технологии ведения ГКН вне зависимости от места совершения юридически значимого действия ;
  2. 2) требование к обеспечению общедоступности и непрерывности актуализации данных ГКН ;
  3. 3) требование к сопоставимости сведений ГКН с данными, содержащимися в других государственных информационно-справочных ресурсах.

Соблюдение указанных трех принципов позволят систематизировать единый процесс учета данных об объектах недвижимости, вести его параллельно и в совокупности с другими государственными кадастрами, в том числе земельным, водным, лесным и другими, а также различными государственными реестрами и регистрами.

Содержание этого принципа позволяет использовать единую технологию работы со сведениями, содержащихся в кадастре, вне зависимости от территориального расположения и вида объекта недвижимости, а также иных факторов.

Государственный кадастр недвижимости (понятие, принципы, содержание).

ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иных сведений.

Читайте также:  Образец доверенности на ведение административных дел в суде от ИП

Кадастровый учет – действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровая деятельность – выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

На территории Красноярского края государственный кадастровый учет объектов недвижимости, ведение государственного кадастра недвижимости и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляет “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” по Красноярскому краю (“ФКП Росреестра” по Красноярскому краю).

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости:

1. единства – единые технологии ведения ГКН на всей территории РФ.

2. обеспечение общедоступности сведений – Кадастровые сведения (за исключением связанных с государственной тайной) являются открытыми для всех заинтересованных лиц – по запросу или по Интернету. Персональные данные (Ф.И.О., адрес и т.п.) предоставляются с согласия владельца объекта.

3. непрерывности актуализации кадастровых сведений – Изменения сведений об объектах недвижимости (уникальных или дополнительных) оперативно (в срок до 20 дней) вносятся в кадастр.

4. сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах путем взаимообмена информацией с Росреестром, ФНС России и органами, которые ведут другие кадастры – градостроительный, лесной, водный и др. (их около 20).

5. Стабильности – Сведения об объекте недвижимости не считаются неактуальными и (или) подлежащими уточнению, если даже: – изменены требования к точности или способам определения сведений об объектах недвижимости;

– изменены геодезические или картографические основы государственного кадастра, в том числе системы координат;

– истек определенный период со дня завершения кадастрового учета объекта (п. 6 ст. 4 Закона о ГКН)

– ранее внесенные в кадастр сведения сохраняются при их изменении

6. Дублирования – o Ведение кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. Приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Кадастр на электронных носителях – часть единой федеральной информационной системы, объединяющей кадастр недвижимости и ЕГРП (единый гос. реестр прав на недвиж. имущ.).

7. Постоянства – Документы кадастра недвижимости хранятся постоянно: уничтожение их и изъятие каких-либо частей запрещено.

СОДЕРЖАНИЕ: состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

20. Земельно-кадастровая документация и порядок еѐ ведения.

Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Результатом кадастровых работ являются документы, которые кадастровый инженер должен передать Заказчику, а именно: межевой план; технический план; акт обследования – на основании этих документов в Росреестре выдают кадастровый паспорт.

Учет кадастровых паспортов осуществляется филиалами Росреестра в кадастровых книгах.

1) Межевой план –это документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

2) Технический план –этодокумент, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.

Технический план состоит из графической и текстовой частей.

2) Акт обследования – этодокумент, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой акт.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 992 ;

Кадастр на электронных носителях – часть единой федеральной информационной системы, объединяющей кадастр недвижимости и ЕГРП единый гос.

Порядок ведения системы учета

При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Каждое действие с участками земли и другим недвижимым имуществом должно быть зарегистрировано в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). В противном случае сделка не будет признана действительной.

Законом единые принципы кадастрового учета объектов недвижимости введены для всех регионов России. Их исполнение обязательно для всех участников сделок с недвижимостью и сотрудников госорганов.

Справки из госкадастра могут потребоваться владельцам недвижимости по самым разным причинам.

Таким образом, практически все владельцы подобного имущества периодически имеют дело с госкадастром.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-74-50 . Это быстро и бесплатно !

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости.

Конспекты юриста

На всей территории РФ кадастр ведется по единой технологии на основе утвержденных форм и положений.

Основные принципы и проблемы ведения государственного кадастра недвижимости

Каждый человек в нашей стране, который становился собственником той или иной категории недвижимого имущества, наверняка знаком с понятием государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Некоторые хорошо знакомы с системой работы данных органов, а другие, напротив, даже не предполагают, чем занимается данный государственный аппарат, но обращаются в него по мере необходимости, когда этого требует закон.

Но все же, любой образованный гражданин нашей страны обязан знать, что осуществляет государственный кадастр недвижимости, потому что хотя бы раз в жизни, вам придется столкнуться со спецификой работы данного органа.

О понятии кадастра и содержании его разделов вы можете узнать на нашем сайт. Читайте также о порядке предоставления сведений из ГКН.

Итак, под ГКН понимают узаконенный, четко сформированный и систематизированный перечень или свод сведений , которые были предоставлены гражданами и характеризуют состояние их имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости

Основы государственного кадастра недвижимости. Виды кадастра.

Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости.

Исторический аспект развития кадастра в Россия и за рубежом.

Обьекты кадастрового учета. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Органы исполнительной власти ведения государственного кадастра недвижимости.

Нормативно- правовая основа ведения государственного кадастра недвижимости.

Основные положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

Основные положения Земельного кодекса РФ

Кадастр как система налогообложения.

Субьекты и объекты земельных отношений.

Структура земельного фонда РФ

Отношения собственности на землю

Единый кадастр учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество.

Основные этапы проведения межевания и получения кадастрового паспорта( кадастровой выписки).

15.Назначние и содержание учета земель

Количественный и качественный учет объектов недвижимости. Учетные единицы

Принципы и единицы кадастрового деления. Особенности присвоения кадастровых номеров.

Сведения и документы необходимые для кадастрового учета.

Организация и порядок выполнения работ по инвентаризации земель

Нормативная документация по инвентаризации земель населенных пунктов.

Содержание работ по инвентаризации земель

Зонирование городского пространства.

23.Понятие и содержание оценки земель

Виды и методы оценки земель

Бонитировка почв

Методы бонитировки почв

Качественная оценка земель.

Методика кадастровой оценки земель населенных пунктов в России

Экономическая оценка земель

Основные положения мониторинга земель.

Цели и задачи мониторинга земель.

Функции, источники и средства получения информации о земельных участков.

Геоинформационные технологии и их использование о земельных участках государственного кадастра недвижимости

Геоинформационные системы (ГИС), ГИС на трех уровнях управления.

Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН): цель, основные задачи, структура.

Кадастровый инженер

1.Основы государственного кадастра недвижимости. Виды кадастра.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — это установ­ленная государством система учета, регистрации и оценки земель, которая направлена на регулирование земельных отношений и включает сведения о правовом, хозяйственном и природном состо­янии земель (техническое, экономическое и правовое описание зе­мель).

Полномочия по ведению государственного кадастра недвижи­мости, государственному учету недвижимого имущества, предо­ставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недви­жимости, переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъ­ектам Российской Федерации.

В Российской Федерации ведутся три реестра земель, в кото­рых отражаются сведения о субъекте и объекте прав на объекты недвижимого имущества (индивидуальные номера и описание объ­екта и субъекта прав), включая земельные участки (рис. 2.1).

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) ведут феде­ральные государственные учреждения и Земельные кадастровые палаты Федеральной службы государственной регистрации, када­стра и картографии. Данный реестр предназначен для учета сведе­ний о земельных участках. В ЕГРЗ отражают кадастровый номер земельного участка и описание земельного участка.

Читайте также:  Когда оглашается завещание после смерти умершего: сроки оглашения

Единый государственный реестр прав (ЕГРП) ведут территори­альные органы юстиции (Регистрационные палаты). Данный ре­естр предназначен для регистрации прав на объекты недвижимо­сти и сделок с ними. В ЕГРП отражаются сведения об объекте, субъ­екте прав и вид права.

Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) ведут территориальные органы налоговой службы. В ЕГРН отра­жаются сведения о субъекте прав, включая его индивидуальный.

Сведения о правах на земельные участки, а также об обремене­ниях этих прав вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Эти доку­менты сложные, они состоят из целого ряда документов.

Документы Государственного кадастра недвижимости кадаст­рового района подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

В состав основных документов ГКН входят:—государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР),

который предназначен для проведения государственного ка­дастрового учета земельных участков;

—дежурная кадастровая карта (план) (ДКК), предназначенная для документирования актуальных сведений о границах зе­мельных участков, учтенных в ГРЗ КР;

Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости

Основные функции ГКН
1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Можно выделить следующий комплекс задач, связанных с ве­дением ГКН:

—учет землепользователей;—формирование правоустанавливающих документов на землю

(свидетельство, государственный акт, договор аренды);—расчет земельных платежей;—зонирование земель с разделением их по категории, целевому

назначению, правовому режиму, наличию и состоянию угодий (рис. 2.2; 2.3);

—мониторинг использования земельного фонда региона;—установление и регистрация ограничений и сервитутов;—формирование государственной статистической отчетности;—состав графической информации, заносимой в базу данных;—экономические и функциональные зоны;—учетные и кадастровые единицы (город, массив, квартал, зе­мельные участки, угодья); —зоны ограниченного пользования и сервитуты;—объекты обзорного характера.

Качественная оценка земель.

Размещено на реф.рф
Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

9. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее – орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Объектом государственного земельного кадастра является еди­ный земельный фонд Российской Федерации, а предметом- со­здание и функционирование государственной многоцелœевой сис­темы крайне важно й и достоверной информации о характеристиках и состоянии земельного фонда.

Государственный земельный кадастр ведется для информационного обеспечения следующих процессов:

регулирования земельных отношений и процессов землепользования;

формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

планирования инвестиционной и налоговой политики;

осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель (землеустройство, планировка и т.д.);

ведения государственного Данные государственного земельного кадастра позволяют ре­шить такие проблемы, как:

передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;

оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;

совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;

контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;

формирование рынка ценных бумаг;

определœение месторасположения объекта недвижимости и др.

Исходя из целœей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения:

Основные задачи ведения государственного земельного кадастра, сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещению на них недвижимости.

Данные государственного земельного кадастра позволяют ре­шить такие проблемы, как:

передача земельных участков и иной недвижимости в собствен­ность;

оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;

совершение сделок с недвижимостью и формирование земель­ного оборота;

контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;

формирование рынка ценных бумаг;

определœение месторасположения объекта недвижимости и др.

Исходя из целœей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения:

Многоцелœевой и многоуровневый характер.

На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо вс ех объектах кадастрового учета расположенных на территории муниципального образования, о территориальных зонах и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом, отсюда основной задачейгосударственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета.

Целями государственного кадастра недвижимости являются:

– Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

– Совершенствование системы налогообложения недвижимости;

– Обеспечение информационной поддержки субъектов земельно-имущественных отношений и повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет использования юридически значимой, актуальной информации об объектах недвижимости как объектах кадастрового учета, их правовом статусе и режимах использования.

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости сформулированы в ст.4 Федерального закона «О госу­дарственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе:

принципа единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Он выражается в том, что во всех регионах страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ве­дется с применением единых механизмов и систем;

принципа обеспечения общедоступности и непрерывностиак­туализации содержащихся в нем кадастровых сведений. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. По­стоянное обновление кадастровых сведений, отражает ценность го­сударственного кадастра недвижимости как основного источника, со­держащего актуальные сведения об объектах недвижимости;

принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведения­ми, содержащимися в других государственных информационных ре­сурсах. Государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресур­сом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряже­нии государственных органов сведения и документы. Это указано в п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин­формации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ «Об информации»). При этом государственные информационные системы – это феде­ральные информационные системы и региональные информацион­ные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов госу­дарственных органов.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведе­ниями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Основным источником инфор­мации при ведении государственного кадастра недвижимости зако­нодательно признаются бумажные носители. Это, обос­новано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадаст­ра недвижимости (2006 – 2011 годы)» Федеральной целевой про­граммы «Создание автоматизированной системы ведения государст­венного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2007 годы)» предусматривается проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в элек­тронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, ор­ганов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной доку­ментации. Таким образом, в данной ситуации первичными, конечно, являются именно те сведения, которые изначально содержались на бумажном носителе, а затем были преобразованы в электронный вид. Поэтому в случае возникновения противоречия между инфор­мацией, содержащейся на бумажном носителе (первоисточник) и на электронном, приоритетными будут являться именно сведения, ука­занные на бумажном носителе.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости», является вариантом ведения государственного кадастра недви­жимости на уровне Федеральной информационной системы и исклю­чает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспе­чивает более полный контроль за деятельностью органов кадастро­вого учета, упрощает процедуры межведомственного информаци­онного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предо­ставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Основанием для внесения информации в государственный ка­дастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета.

Особый порядок установлен для следующих видов сведений:

-сведения о вещных правах на объект недвижимости и об облада­телях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином госу­дарственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержат­ся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущест­во и сделок с ним.

Эти сведения должны вноситься органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, но Правительства РФ в праве установить иной порядок действия органа кадастрового учета.

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости по результатам кадастрового учета не должны изменяться в случае, если истек некоторый промежуток времени со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости.

Документы, содержащиеся в го­сударственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хра­нению. Аналогичное положение рас­пространяется также и на кадастровые сведения, которые были изме­нены в процессе ведения государственного кадастра. Таким образом, законодательно установлено, что в результате ведения кадастра не­движимости можно будет проследить в полном объеме всю «цепоч­ку» изменений, связанных с тем или иным объектом недвижимости.

В состав государственного кадастра недвижимости входят сведения, которые можно сгруппировать по следующим признакам:

– кадастровые сведения;

-сведения, имеющие временный характер.

Информация, которая отнесена ко второй группе, хранится в го­сударственном кадастре недвижимости, исключительно для даль­нейшего осуществления государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним. Она может утратить времен­ный характер после того, как соответствующие кадастровые сведе­ния будут внесены в государственный кадастр недвижимости.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее – орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 10030 | Нарушение авторского права страницы

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

Подходы ведения

Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:

  1. Накопление информационных данных;
  2. Их классификация, кодирование и шифровка;
  3. Хранение полученных сведений;
  4. Трансляция информации.

После надлежащего их оформления и регистрации, проходят работы по внесению проведённой операции в учётные записи.

Вопрос 3. Государственный кадастр недвижимости, понятие, состав, принципы ведения. Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

ГКН является систематизированным сводом сведений об учтенном в недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муницип-х образований, границах населенных пунктов, об особых эконом-х зонах (промышленно-производственные ОЭЗ;технико-внедренческие ОЭЗ;туристско-рекреационные ОЭЗ;портовые ОЭЗ.), о территор-х зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

Состав ГКН (пункт 1 ст13 ФЗ -221):1) реестр объектов недвижимости;2) кадастровые дела;3) кадастровые карты.

Порядок ведения ЕГРП регулируется :ФЗ -221, Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42″Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости”

Ст.7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрен следующий состав сведений ГКН об объекте недвижимости: В ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН, если объектом недвижимости является земельный участок; 2) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

2. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости (пункт 2 статьи 7 ФЗ 221“О государственном кадастре недвижимости”)

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости (статья 4 ФЗ 221)

БИЛЕТ № 76

Вопрос 1. Понятие и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, органы, уполномоченные выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию как основание для государственного кадастрового учета созданного (реконструированного) объекта капитального строительства, основание для государственной регистрации права на созданный объект капитального строительства.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Кардымове - адрес, телефон, режим работы отделения

Ст.55 ГК РФ 1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Форма разрешения на ввод установлена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 №698. Следует отметить, что данная форма документа применительна для объектов, законченных строительством после 30.12.2004г. (после введения в действие Градостроительного кодекса, а до этого таким документом был акт приемки объекта в эксплуатацию.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос”, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию..

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие настоящего Кодекса

Разрешение на ввод выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (федеральным органом исполнительной власти, органом исполнит. власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), и является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет, а также для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Этот документ должен содержать сведения об объекте недвижимости, необходимые для постановки построенного объекта на государственный учет, а для реконструированных объектов – для внесения изменений в документы государственного учета. Форма разрешения на ввод установлена Пост Правительства РФ от 24.11.2005 №698. Следует отметить, что данная форма документа применительна для объектов, законченных строительством после 30.12.2004г.(после введения в действие Градостроительного кодекса, а до этого таким документом был акт приемки объекта в эксплуатацию.

122-ФЗ от 21.07.1997 г. ст.25 Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

Вопрос 2. Особенности осуществления государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав нотариусами.

(п.3,5 ст.8.1, абз.3 п.3 ст.13, п. 1 ст.13, п. 1 ст.17 № 122-ФЗ, ст.66 № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве»)

С 1 февраля 2014 года в России действует новый порядок осуществления государственной регистрации прав на основании сделок, заверенных нотариусом. Обновлённые правила установлены Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 379-ФЗ)

Согласно пункту 3 статьи 8.1 ГК в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена; запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации“ в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса. Из буквального содержания пункта 3 статьи 8.1 ГК следует, что с 01.03.2013 нотариус также может выступать не заявителем (как сейчас указано в статье 16 Закона о регистрации), то есть не представлять от своего имени заявление, а через него могут представляться заявления сторон (любой стороны) сделки. Таким образом, нотариус может передавать заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в регистрирующий орган (по аналогии с представлением заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов заявителем лично через многофункциональный центр).

При государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки заявление может быть подано помощником нотариуса. В данной ситуации нотариус выступает заявителем (уполномоченным законом представителем сторон сделки); при государственной регистрации заявление может быть подано любой стороной сделки, в том числе через нотариуса. То есть нотариус также может выступать не заявителем (не представлять от своего имени заявление), а через него могут представляться (передаваться) заявления сторон (любой стороны) удостоверенной им сделки. В пункте 3 статьи 8.1 ГК речь идет о возможности любой стороны нотариально удостоверенной сделки обратиться с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку иное не установлено названной нормой, такой нотариально удостоверенной сделкой может являться в том числе и сделка об отчуждении недвижимости. В этом случае применительно к сделкам об отчуждении объекта недвижимости, учитывая, что в рассматриваемой ситуации осуществляется государственная регистрация перехода прав, которая по общему правилу проводится на основании заявления отчуждающей стороны о государственной регистрации перехода права и заявления приобретателя о государственной регистрации его прав:если с заявлением о государственной регистрации прав обращается продавец (даритель, получатель ренты) объекта недвижимости, то он может подать заявление о государственной регистрации перехода права и заявление о государственной регистрации права собственности покупателя (одаряемого, плательщика ренты);

При подаче заявления нотариусом, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

Согласно пункту 5 статьи 8.1 ГК, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Законом о регистрации установлено, что:

к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9);

при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13);

органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).

Таким образом, в настоящее время регистрирующий орган проверяет законность сделки во всех случаях, когда она является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество или подлежит государственной регистрации.

Соглсно абз.3 п.3 ст.13 ФЗ №122 о Регистрации государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Согласно абз.4 п.1 ст.31 ФЗ №122 о Регистрации при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки.

Состав ГКН пункт 1 ст13 ФЗ -221 1 реестр объектов недвижимости;2 кадастровые дела;3 кадастровые карты.

Цель, задачи создания и функции государственного кадастра недвижимости. Место ГКН в системе регулирования недвижимости. Принципы ведения ГКН

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.

Задачами создания ГКН служат:

– обеспечение гарантий прав собственников;

– обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

– эффективное и рациональное использование недвижимости.

Основные функции ГКН:

– учетная (государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них);

– фискальная (формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения);

– информационная (информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости).

ГКН связан с регистрацией прав на объекты недвижимости:

– единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН;

– ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничена;

– в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы;

– для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется, в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

ГКН связан с налогообложением:

– ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

– кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

– кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки, фиксируется в кадастре недвижимости;

Рисунок 2.1 – Место ГКН в системе регулирования недвижимости

– публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

– на основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода в перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

ГКН связан с отраслевыми учетами природных ресурсов:

– кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

– иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;

– информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

– в перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

ГКН связан с государственным прогнозированием и планированием:

– информационное обеспечение органов власти;

– оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

– кадастр недвижимости позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны (энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс) и защищать их в правовом отношении.

Принципы ведения ГКН:

1. Единство технологии на всей территории РФ.

2. Общедоступность сведений ГКН.

3. Непрерывность актуализации сведений, содержащихся в ГКН.

4. Сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

5. Приоритет бумажных носителей ГКН над электронными при несоответствии между ними сведений.

6. Постоянство хранения документов ГКН, ранее внесенных кадастровых сведений, изменившихся сведений.

7. Заявительный принцип внесения в ГКН сведений на основании поступающих в ОКУ документов.

8. Наличие сведений, имеющих временный характер и использующихся только в целях государственной регистрации прав.

9. Постоянство актуальности сведений, содержащихся в ГКН, до внесения в них изменений или снятия объекта с кадастрового учета.

– иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;.

Ссылка на основную публикацию