Режим и составление графика труда и отдыха водителей . Ответственность за нарушение режима

Перерывы для еды и отдыха

Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.

На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части.

Штраф для водителя за отсутствие тахографа

Сразу же хочу заметить, что статья 11.23 КоАП полностью переработана, теперь в ней есть отдельная часть с наказанием для водителя и отдельная – для должностных лиц.

Первое изменение внесено в часть 1 статьи 11.23:

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Старый штрафНовый штраф
Для водителя1 000 – 3 0003 000 – 5 000

И минимальный, и максимальный штрафы для водителя увеличены на 2 000 рублей.

Кроме того, с 1 ноября 2019 года КоАП также предусматривает ответственность и для иностранных перевозчиков, которые могут вместо тахографа использовать регистрационные листки.

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:

  • По какому графику может работать водитель.
  • Учет рабочег времени водителя: сколько часов в день он может работать.
  • Что входит в рабочее время водителя.
  • Какие виды отдыха водителя существуют.
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО.

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха РТО , не только потому что за нарушения положен штраф.

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

Режим и составление графика труда и отдыха водителей . Ответственность за нарушение режима

Все нововведения были приняты согласно ряду постановлений и приказов, принятых российскими властями в течение 2018-2019 гг.

  • Сначала появился ФЗ №386, который обязывает физические лица устанавливать тахографы на грузовики (массой от 3,5 тонн) и автобусы (свыше 8 пасс. мест).
  • В дальнейшем президент подписал ФЗ №216, согласно которому в Кодексе РФ об административных правонарушениях была закреплена ответственность за езду без тахографа и за несоблюдение РТиО в виде новых штрафов.
  • Дополнительно в 2019 году Минтранс конкретизировал требования по оснащению транспорта физ. лиц в главных тахографических приказах №273 и №36.
  • Правительство, в свою очередь, утвердило новые правила техосмотра, согласно которым все ТС категорий N2, N3, M2 и M3 должны проверяться на предмет наличия тахографа.
  • И, наконец, в преддверии 2020 года в ПДД был внесен раздел №26, определяющий четкие нормы времени управления транспортным средством и отдыха для физических лиц.

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (3000 – 5000 рублей на водителя).

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (7000 – 10 000 рублей на должностное лицо, 15 000 – 25 000 рублей на ИП, 25 000 – 50 000 рублей на юр. лицо).

Стоит отметить, что к штрафам может привести нарушение требований к эксплуатации тахографов. Например, отсутствие карты водителя или передвижение с просроченной картой, неправильная эксплуатация карты, блокировка карты водителя, отсутствие руководства по эксплуатации тахографа и калибровочной таблички в кабине.

В случае несоблюдения норм времени управления ТС и выявления нарушений режимов труда и отдыха перевозчикам грозит ответственность, обозначенная в 3-й части этой же статьи кодекса.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (1500 – 2000 рублей на водителя, 7000 – 10 000 рублей на должностное лицо, 15 000 – 25 000 рублей на ИП, 25 000 – 50 000 на юр. лицо).

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

Читайте также:  Акт приёма-передачи недвижимости – как его оформить в соответствии с законом

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

  • 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
  • не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

  • на 1 час – для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;
  • на 2 часа – для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Транспорт коммерческих организаций (категории N2, N3, M2, M3) уже давно должен передвигаться с тахографами на борту, за исключением городских автобусов, которым предписано установить контрольное оборудование не позднее 1 июля 2020 года (отсрочено до 1 июля 2021г. постановлением правительства №944 от 27.06.2020). При этом для всех грузовиков и автобусов действует строгое правило устанавливать цифровые тахографы, так как аналоговые тахографы давно под запретом. Если транспорт работает в пределах РФ, то обязательно нужно использовать тахографы с блоком СКЗИ. Если компания осуществляет зарубежные рейсы, то позволено применять тахографы ЕСТР, но при наличии лицензии международного перевозчика. Использовать оба типа тахографов одновременно запрещено: об этом прямо говорится в Приказе №36 (Приложение №3, Пункт №2).

Что касается физических лиц, то после появления ФЗ №386 было непонятно, какие категории частного транспорта должны быть оборудованы тахографами с 1 ноября 2019 года, а у каких есть отсрочка. Позже ясность внёс Минтранс: в новой редакции Приказа №273 появились этапы оснащения “частников”. Выглядит это так:

Ещё больше усиливают ответственность изменённые правила техосмотра. С этого года обязательная диагностика грузовиков и автобусов включает в себя проверку тахографа. Важно доказать не просто факт его установки, а соответствие таким требованиям, как: опломбировка, настройка, присутствие устройства в федеральном реестре средств измерений (ФГИС «АРШИН») и т.д. Непрохождение техосмотра чревато следующими штрафами:

– управление транспортом без техосмотра: 500-800 рублей для водителя;
– выпуск на линию транспорта без техосмотра: 500 рублей для должностных лиц, 50 000 рублей для юридических лиц.

В первую очередь, это прерогатива ГИБДД. И сейчас, когда требования к тахографам и штрафы окончательно закреплены в законах, у сотрудников Госавтоинспекции не остаётся юридических препятствий. Инспектор вправе удостовериться в том, что:

– в автомобиле установлен тахограф, отвечающий требованиям законодательства;
– водитель правильно эксплуатирует тахограф и карту водителя;
– в кабине есть установочная табличка и руководство по эксплуатации тахографа.

С водителя могут потребовать распечатку информации о последних рейсах, чтобы убедиться в умении работать с тахографом и удостовериться в соблюдении РТиО. Кстати, в некоторых регионах, сотрудники Госавтоинспекции используют программные комплексы анализа данных с карты водителя, которые позволяют увидеть все совершенные нарушения режимов труда и отдыха, записанные на каре водителя.

Но инспектор ГИБДД не имеет полномочий запрашивать свидетельство о поверке тахографа и другие дополнительные документы технического плана. Их придется предъявить, если проверку осуществляют сотрудники Ространснадзора или Росстандарта. Факт внесения тахографа в реестр ФГИС “Аршин” будет проверяться при техосмотре. Нельзя забывать и о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), которая может проинспектировать автопарк на предмет соблюдения норм времени управления ТС.

1. Установить правильный тахограф.

2. Проинструктировать водителей, как именно они должны пользоваться тахографом, снабдить их инструкцией и лентой для тахографа.

3. Регулярно считывать данные с карт водителей и обеспечивать их хранение. *

4. Следить за исправностью карт водителей и за своевременным перевыпуском карт. **

6. Контролировать, правильно ли водители используют карты водителя, особенно если в рейсе два водителя.

7. Контролировать, соблюдают ли водители режимы труда и отдыха.

* Приказ Минтранса №36 обязывает выгружать данные о работе водителей каждые 28 дней и хранить их не менее 1 года.
** По закону карту водителя необходимо переоформлять каждые три года. По истечении этого срока карта считается недействительной.

Делать все это вручную – огромный труд.

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха еженедельный отдых.

С 1 ноября за нарушение режима труда и отдыха будут наказывать не только водителей

16 июля 2019 г. 17:56

Пресс-служба ГИБДД России по городскому округу Подольск

С 1-го ноября 2019-го года за несоблюдение режима труда и отдыха будет наказываться не только непосредственно сам водитель, но и его работодатель. С этого времени для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет также введена административная ответственность за отсутствие тахографа, а для самого водителя штрафы в таком случае возрастут с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) сегодня, 16-го июля, Государственная Дума приняла во втором чтении.

Первое чтение этот законопроект, напомним, прошел год назад, 17-го июля. Сейчас, стоит ожидать, его рассмотрение ускорится: как раз с 1-го ноября этого года должно вступить в силу положение, согласно которому обязательное требование об оснащении тахографами будет распространяться на все грузовые автомобили массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, на кого они зарегистрированы — на юридическое лицо или ИП или на физическое лицо.

Министерство транспорта уже, во-первых, «подправило» соответствующим образом 36-й и 273-й Приказы (изменения пока официально не приняты), а во-вторых, подготовило обновленные Правила дорожного движения (тоже еще имеют вид проекта), распространяющие режим труда и отдыха на всех водителей грузовых автомобилей от 3,5 тонн без привязки к тому факту, работают они на кого-то или перевозят грузы для себя.

Принятые во втором чтении изменения в Кодекс об административных правонарушениях должны поддержать реализацию нового порядка тахографического контроля.

Так, они предусматривают, что за отсутствие тахографа или за использование устройства, установленного с нарушениями, с 1-го ноября 2019-го года будут наказываться не только водители и должностные лица, как это происходит сейчас, но и юридические лица и ИП. Единственное, размер штрафа для них будет разным: для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

При этом сумма санкций для водителей будет увеличена с 1-3 тыс. до 3-5 тыс. рублей, а для должностных лиц — с 5-10 тыс. до 7-10 тыс. рублей.

С 1-го ноября 2019-го года должностных, юридических лиц и ИП будут, кроме того, штрафовать и за несоблюдение водителем режима труда и отдыха. Сейчас ч. 2 ст. 11.23 КоАП распространяется только на того, кто непосредственно находится за рулем транспортного средства, в то время как нередко, по оценкам представителей отрасли, водитель «забывает» про сон именно по «настоятельной просьбе» работодателя.

Правда, эту «настоятельную просьбу» придется еще доказать. В примечании к принимаемым поправкам сказано, что работодатели и должностные лица будут нести ответственность в случае «фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований».

Штраф за такое нарушение для должностного лица составит 7-10 тыс. рублей, для ИП — 15-25 тыс. рублей, для юридических лиц — 20-50 тыс. рублей.

Однако, что примечательно, для водителей размер санкций, наоборот, уменьшится: если сейчас сумма наказания варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, то с принятием поправок в КоАП границы штрафного коридора сузятся до 1,5-2 тыс. рублей.

Законопроекту, подчеркнем, осталось еще пройти третье чтение. Его дата пока не определена, однако вполне вероятно, что оно состоится до 28-го июля — до окончания весенней сессии Государственной Думы.

Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях КоАП сегодня, 16-го июля, Государственная Дума приняла во втором чтении.

narushenie_vremeni_otdyha_voditeley.jpg

Время непосредственного нахождения за рулем не должно превышать 9 часов в течение одной смены или 90 часов в течение 14 дней.

Особенности составления графика работы водителя автобуса

График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

Действия водителяОбщее времяРабочее время
Вождение4 часа4 часа
Перерыв2 часа
Обед2 часа
Вождение4 часа4 часа
Итого12 часов8 часов

Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.

Его применение регулируется Приказами Минтранса 36 от 30.

Составление рабочего графика

Для того, чтобы правильно составить расписание для перевозчика, следует брать во внимание не только время вождения, но и ряд других факторов. В работе водителя предусмотрено время на следующие пункты:

  • пробки на дороге, аварии, заторы, произошедшие произвольно без участия водителя;
  • обязательный медосмотр водителя перед поездкой и сразу по ее окончании;
  • перерывы для отдыха от вождения, время на разминку глаз;
  • осмотр автомобильного или транспортного средства и проверка его технической исправности;
  • устранение мелких неполадок, которые можно предотвратить на месте;
  • ожидание во время посадки или высадки людей, а также при приеме грузов или же выгрузки багажа;
  • время для пересменки водителя на дальних расстояниях. В таких случаях для второго сменного водителя должно быть отведено отдельное место в салоне;
  • период сопровождения багажа или его охраны в тех случаях, когда оно является обязательным условием трудового договора, заключенном между перевозчиком и работодателем.

Такие правила установлены и для суммарного учета работы, и для ежедневного. Согласно закону, в договоре с работодателем должно быть прописано необходимо время по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Так, на ежедневный медосмотр принято выделять около пятнадцати минут, вождение 4 и 2 часа с обязательным отдыхом между ними, далее предусмотрен 15-минутный отдых и продолжение вождения еще в течение полутора часов. С перерывом на перекус рабочий день перевозчика составляет около 12, но закон не нарушен, поскольку вождению отводится 8 установленных часов.

В некоторых ситуациях работники желают самостоятельно распоряжаться своим временем и подстраивать его под другой род деятельности.

Управление автомобилем: ограничение по времени

Ограничение по времени для управления автомобилем составляет девять часов в день. Этот период следует уменьшить до восьми часов:

  • при работе в горах;
  • при управлении пассажирскими автобусами длиннее девяти с половиной метров;
  • при перевозке тяжелых и масштабных грузов.

То есть при графике с 8 до 17 и перерывом на час следующий рабочий день должен начинаться не раньше, чем через пятнадцать часов.

Количество часов на управление автомобилем

Как мы уже сказали, не все рабочее время водителя состоит из управления автомобилем. За рабочий день водитель должен находиться за рулем не более 9 часов.

Если работа связана с вождением автомобиля в горной местности, с перевозкой пассажиров на автобусах длиною более 9,5 метров, с перевозкой тяжеловесных длинномерных и крупногабаритных грузов, то управление автомобилем должно быть не более 8 часов.

Есть исключения, при которых количество часов на управление автомобилем может быть увеличено:

  • В случае суммированного учета рабочего времени при работе на городских и пригородных автобусах;
  • В случае суммированного учета рабочего времени, когда рабочие смены не более 2-х раз в неделю – до 10 часов. Календарная неделя при этом должна состоять не более чем из 56 часов управления автомобилем, а две недели – не более чем из 90 часов.

На отдых и питание отводится 30 минут 2 часа.

Нормативное обоснование

Деятельность водителей регламентируется ТК РФ и Положением «О режиме времени водителей автобусов», установленным Приказом Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. 5 июня 2018 года были внесены изменения в Положение. Изменения установлены Приказом Минтранса №170.

Нормативные акты являются актуальными для любых работодателей, в штате которых работают водители. Это может быть как крупное промышленное предприятие, так и ИП. Есть только одно исключение – специалисты, занятые на международных рейсах или на вахтовой работе. По отношению к ним действуют отдельные нормативные акты.

Что именно входит в рабочее время.

Водитель не отдохнул – работодатель заплатит штраф. Дело о нарушении работодателем режима труда и отдыха водителей

“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2010, N 9

Водитель не отдохнул – работодатель заплатит штраф. Дело о нарушении работодателем режима труда и отдыха водителей

Не только трудовая инспекция может проверить работодателя в вопросе соблюдения режима труда и отдыха. Ведь от того, насколько восстановили силы некоторые работники, может зависеть жизнь любого человека, который садится в общественный транспорт, заказывает такси, просто переходит дорогу. Поэтому с проверкой приходят и другие административные органы. Размер штрафа по результатам проверки может оказаться не так уж мал, а деятельность юридического лица – приостановлена. Рассмотрим, какие аргументы в таком случае приводятся в суде и на чем суд основывает решение, на примере Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2007 N А33-8351/06-Ф02-593/07.

Требование заявителя: судебные решения отменить

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО “А” к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Решением суда от 5 мая 2006 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2006 Решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит эти акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, т. к., по мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверка выявила нарушения

ООО “А” имеет действующую лицензию на осуществление пассажирских перевозок автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

06.04.2006 административным органом проведена внеплановая проверка деятельности общества, предусмотренная распоряжением от 29.03.2006 N 300/6р.

В ходе проверки был выявлен факт осуществления обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившихся в отсутствии контроля за соблюдением расписания движения автобусов по маршруту N 50А и соблюдением режима труда и отдыха водителей.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 06.04.2006 N 000297, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Управление ГАДН по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Арбитражный суд двух инстанций требования удовлетворил.

Работодатель обязан разработать график

С учетом норм отдыха водителей

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Согласно пп. 5.1, 5.2.2, 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, и организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Материалами дела подтверждается, что при наличии утвержденного расписания выезд маршрута N 50 из конечного пункта в гараж должен осуществляться с 23 ч 02 мин. Тогда как из путевого листа от 15.03.2006 следует, что в 21 ч 52 мин. автомобиль “ПАЗ-3205” уже не эксплуатировался.

Таким образом, факт отсутствия контроля за соблюдением графиков (расписаний) движения установлен судом и подтвержден материалами дела.

Согласно п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

По п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

В соответствии с п. п. 3.3.2 и 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27, и п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности:

– устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей, и с учетом этих норм составлять графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организовывать контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Между сменами отдохнули мало – работодатель виноват

Арбитражный суд установил, что продолжительность междусменного отдыха водителей общества с 14.03.2006 на 15.03.2006 составила менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) – 15 ч 50 мин., вместо 16 ч 40 мин.

При таких обстоятельствах привлечение арбитражным судом общества к административной ответственности соответствует имеющимся в деле доказательствам и основано на законе.

Факт правонарушения, совершенного обществом, непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства доказан налоговой инспекцией и подтвержден соответствующими доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ суда первой и апелляционной инстанций, привлечение к административной ответственности осуществлено в установленном законом порядке компетентным органом. Правовых оснований для переоценки фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятых судебных актов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 05.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции – Арбитражного суда Красноярского края – от 14.12.2006 по делу N А33-8351/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрим, какие аргументы в таком случае приводятся в суде и на чем суд основывает решение, на примере Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.

Несоблюдение режима труда и отдыха шофера

Согласно законодательству, шофер может находиться за рулем 56 часов в неделю. При этом по закону каждые 4 часа он обязан отдыхать. Минимальный временной промежуток составляет 15 минут.

Отдых должен идти по графику

При нарушении этого режима труда и отдыха водитель заплатит штраф в размере 1,5 – 2 тысяч рублей. По сравнению с прошлыми санкциями, максимальный размер штрафа уменьшился, а минимальный – увеличился.

Также изменились размеры взысканий для организаций и ответственных лиц:

  • для должностного гражданина, виновного в нарушении – 7 – 10 тысяч;
  • для предпринимателя уже больше – 15 – 25 тысяч;
  • юридическому лицу придется заплатить максимально возможную сумму наказания – от 25 до 50 тысяч рублей.

Взыскания для юридических лиц и ИП увеличились

Важно учитывать, что эти категории наказывают только в случае, если, например, предприниматель составляет графики и заставляет работника по факту нарушать режим.

Прежде, чем выписывать соответствующие протоколы в отношении организаций и ответственных за это кадров компании, сотрудникам инспекции необходимо доказать, что они реально виноваты в нарушении режима труда и отдыха водителя. Лишь тогда штраф, предусмотренный КоАП, придется выплачивать не только подчиненному.

Например, если в графике у работника стоит смена в 8 часов, а он в пути задержался из-за поломки и ремонта, продлив тем самым время нахождения в рейсе до 12 часов, это не вина работодателя и его не оштрафуют. Наказание получит исключительно тот, кто сидел за рулем.

С 1 ноября 2019 года штраф за описываемое нарушение рабочего графика значительно увеличился, и теперь его оплачивать будет не только тот, кто сидит за рулем, но и работодатель.

Отдельно предусмотрены санкции за отсутствие тахографа в транспортном средстве или за то, что прибор не соответствует требованиям и техническим характеристикам. Все это призвано урегулировать рабочий режим водителей и снизить количество ДТП, в которых виноваты невыспавшиеся водители.

Для привлечения к административной ответственности работодателя придется доказывать его прямое участие в нарушении графика.

Режим и составление графика труда и отдыха водителей в 2019 году. Ответственность за нарушение режима

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Режим и составление графика труда и отдыха водителей в 2019 году. Ответственность за нарушение режима». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В лучшем случае он улетит с дороги. В худшем — соберет с собой встречный транспорт. Причем автобус может быть полон пассажиров, а многотонный грузовик не оставит шансов на выживание ни одному человеку из встречного транспорта.

При этом в тексте законопроекта уточняется, что бизнесмены, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, все равно будут нести административную ответственность как юридические лица.

При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха 12 часов или более.

Ссылка на основную публикацию