Возможность получения образования детям-инвалидам в 2020 году

Кто может воспользоваться льготой по закону

Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2020 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.

Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.

Основные формы обучения и их особенности.

Льготы родителям-инвалидам, имеющим детей

Если родители сами имеют инвалидность, доступ к льготам расширяется. Какие льготы положены таким родителям:

  • стандартные выплаты на детей;
  • стандартные льготы и помощь инвалидам;
  • стандартные льготы, положенные родителям детей-инвалидов;
  • ежемесячная компенсационная выплата на ребенка, живущего в семье, где родитель или оба родителя не работают и являются инвалидами I или II группы;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

Оформление льгот проходит в том же порядке, что и для обычных родителей.

ежемесячная компенсационная выплата на ребенка, живущего в семье, где родитель или оба родителя не работают и являются инвалидами I или II группы;.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2020 году

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Какие льготы в образовании имеют инвалиды?

  • Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
  • В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
  • Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме, не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

  • Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

  • Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр. ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа. То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет льготы только на получение образования на особых условиях. Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

    медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;

для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;

свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;

предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;

заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;

направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;

характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

    адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;

специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

Читайте также:  Обязательно прописать детей в доме, построенном по мат. капиталу?

предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);

проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

    выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);

увеличение продолжительности на 1,5 часа;

организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);

предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);

организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.

Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?

В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы

Согласно ст.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

для обучающихся на дому приказы о переводе обучающегося на обучение на дому копии, заверенные руководителем образовательной организации.

Какие льготы на образование имеют инвалиды?

Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.

Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).

Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).

Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).

Право на получение единовременной социальной помощи заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение.

Клочко о помощи детям-инвалидам: Нужно стимулировать семьи

В Государственной Думе по нашей инициативе начались долгожданные консультации с общественниками по законопроекту о распределенной опеке. Этот закон крайне важен для родителей детей-инвалидов и взрослых инвалидов с ментальными и сочетанными с ними нарушениями, чьи дети будут нуждаться в ежедневном сопровождении до конца своей жизни.

Проблема в том, что законопроект находится совсем не в том виде, в котором он был задуман в интересах недееспособных и ограниченно дееспособных людей. Из законопроекта исключена сама «распределенная опека», давшая «народное» название законопроекту. Сейчас родители, если они в силу немощи или болезни все же вынуждены отдать в интернат своего родного взрослого ребенка, на практике утрачивают опекунские права и становятся для него никем. Они теряют возможность участвовать в его жизни, включая отпуск, лечение или выходные в родной семье. Родители-опекуны, вырастившие своих недееспособных детей в семьях, живут в постоянном страхе за их судьбу, потому что в случае смерти родителя ребенок неминуемо попадает в интернат.

Нужно сильно стимулировать семьи, чтобы они содержали ребенка-инвалида. Потому что люди не вечны, они стареют, а нагрузка только растет. И сохранение пособия работающим родителям очень важно. Сейчас дела обстоят таким образом, что если родитель выходит на простую работу, то это, конечно, не освобождает его от ухода за собственным ребенком, но при этом он лишается пособия.

Дефицит помощи семьям приводит к тому, что родители создают некоммерческие организации. Речь идет о том, что почти 70% матерей сидят по домам, чтобы получать пособие. Почему бы не позволить этим людям иметь подработку? Может, занятость дома, за компьютером? Это была бы хорошая инициатива, надеюсь, Россия ее примет.

В период пандемии нам удалось получить много хороших поручений, касающихся паллиативных детей. Были такие истории, что к паллиативному ребенку не допускали родителей в реанимацию, и мы этот вопрос решили. Инициатива у нас проявляется постоянно.

Во время пандемии коронавируса нам очень помогали местные региональные власти. У нас, например, возникла острая проблема, связанная с тем, что по закону об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с инвалидностью, как и все школьники, были переведены на дистанционное образование и должны были получать питание в образовательных учреждениях. Но местные власти решили, что если дети сидят по домам, то им «паек» не положен, хотя бюджетные деньги на это были заложены. Эту проблему решило только личное вмешательство вице-премьера, к которому мы обратились по этому вопросу.

Само дистанционное образование подверглось жесткой критике. Если детей с сохранным интеллектом еще можно учить дистанционно, то детей с ментальными нарушениями или с поведенческим расстройством уже нет, и все это рухнуло на головы родителей. То есть, «социалка» закрылась, центры реабилитации закрылись. Дети, как мы это называем, «посыпались» — навыки социализации, навыки нахождения в общественных местах — всего этого они не могли получить. Надеемся, что с 1 сентября все эти реабилитационные центры заработают в обычном режиме.

Да и для онлайн-обучения нашим семьям, которые относятся к категории малоимущих, семьям, где есть дети-инвалиды, не хватало гаджетов, и это тоже решалось в регионах путем обращения к местным властям. Где-то помогли власти, где-то спонсоры, но главное — детям постарались предоставить материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение.

Лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, безусловно, нужна и важна материальная помощь. Но главная задача — обеспечить им возможность жить полноценной жизнью. В том, что касается услуг в сфере образования, досуга, спорта — мы в начале пути. Ведомства делают, что положено, но нужна всеобщая консолидация. Должен быть фокус на отдельно взятом человеке.

Были такие истории, что к паллиативному ребенку не допускали родителей в реанимацию, и мы этот вопрос решили.

Классификация ОВЗ

Согласно распространённой британской классификации выделяется 3 ступени ограниченных возможностей, когда у ребёнка присутствует:

Читайте также:  Регистрация прав собственности на наследуемое имущество в Челябинске

1) недуг — имеются в виду потеря определённой функции или анатомической возможности, либо аномалии в физиологическом и психическом развитии;

2) дефект или неспособность выполнять нормальные для большинства детей действия;

3) недееспособность, то есть инвалидность.

А российская классификация даёт представление о видах, с учётом которых делятся нарушения. Здесь обозначены такие категории, как:

1) психические, когда есть сложности с речью, памятью, восприятием и тд;

2) сенсорные, связанные с утратой обоняния, зрения, осязания или слуха;

3) обменные, выделительные, дыхательные, пищеварительные и иные сбои подобного рода;

4) аномалии статодинамического характера.

1, 2 и 4 пункты дают право считать ребёнка инвалидом.

– свидетельство о рождении или паспорт ребёнка 14-18 лет, а также паспорт взрослого плюс копии ;.

Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?

Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.

Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:

  • статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.

статья 19 Федерального закона 181 О соцзащите инвалидов РФ от 24 ноября 1995 года.

Образование инвалидов в России

Закон Российской Федерации “Об образовании” закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования. Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере . В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) – дети с задержкой психического развития.

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются.

  • Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.
  • Дети, находящиеся в интернатах системы социальной защиты населения в большинстве случаев лишены каких-либо образовательных услуг. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию и инвалидизацию. Особую тревогу вызывает положение тех детей в указанных интернатах, которые считаются “необучаемыми” и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей для работы с ними. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых “необучаемых”) относятся 36,7% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Несмотря на Совместное письмо Минобрнауки и Минздравсоцразвития “О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование – Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” от 04 апреля 2007 г. не все субъекты РФ лишь 1/3 субъектов проинформировала Минобрнауки о мерах предпринятых органами управления образования и органами соцзащиты по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.
  • Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, они подразделяются на типы и виды (т.е. имеют специализацию). В следствии чего, 70% (166,4 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания.
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.
  • Не существует механизма создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка и его возможностей в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Размер утверждаемых подушевых нормативов финансирования зависит не от потребности ребенка в специальных условиях, а от вида образовательного учреждения (на одного и того же ребенка с инвалидностью в специальной и в обычной школе будут выделяться разные средства. Лишь Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся.
  • Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.
  • На сегодняшний день отсутствует единая государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к тяжелым последствиям, поскольку создание такой системы обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта (около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше).
  • Несмотря на то, что создание системы профессионального образования инвалидов является одним из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Так, в 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.
  • Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически лишает данных лиц возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.
  • Родители детей-инвалидов недостаточно организованы и не знают о своих правах и правах своих детей.
  • Общественное мнение по отношению к людям с инвалидностью не позволяет им полностью интегрироваться в общество, в том числе быть равноправными участниками образовательного процесса в системе общего образования.

Поскольку, исходя из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент неэффективна, и специальное (коррекционное) образование не может удовлетворить потребности всех детей с ОВЗ в специальных коррекционных услугах, единственным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.

Читайте также:  Акт приема передачи квартиры. Подробный обзор с особенностями оформления, требованиями и правилами.

Доступ детей–инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей–инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ ПИСЬМО от 14 января 2016 г. N 07-81 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫПЛАТ […]

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс.

zont22.ru

Законодательство Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад.

Право и обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов в РФ

Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:

  • инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;
  • инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;
  • инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.

Государства-участники несут ответственность за обеспечение доступности обучения и профессионального образования для инвалидов на равных с другими условиях. Для этого необходимо содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества; содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля; обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

Организация и предоставление специальных условий для получения общего и профессионального образования детьми-инвалидами

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. Организацию и предоставление образования детям-инвалидам реализуют в первую очередь органы управления в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Инвалиды в РФ имеют право на образование (общее и профессиональное) в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Образовательные организации должны создавать все необходимые условия для общего и профессионального образования инвалидов по основным программам, адаптированным для лиц, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что доступность образования для детей-инвалидов обеспечивается в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, т. е. такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие возможность получения образования детьми-инвалидами по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально создаются региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные дети-инвалиды, получающие образование, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным коррекционным образовательным учреждением.

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы для детей инвалидов начинают действовать еще с детского садика. К примеру, нет потребности ждать своей очереди в группу. Зачисление происходит во внеочередном формате. Для этого нужно к заявлению приложить справку от медико-социальной экспертизы.

Для школьников с инвалидностью полагается специально созданная среда для получения образования, это касается как технических аспектов, так и социальных. Если создать необходимые условия невозможно, то государство гарантирует право на обучение, предоставляемое на дому.

Где бы не обучался ребенок с инвалидностью, государство обязалось предоставлять бесплатные учебники и учебную литературу, в том числе и адаптированные для слепых. Также от государства полагаются бесплатные сурдопереводчики.

При желании инвалид может получать дальнейшее образование в ВУЗах. Зачисление в такие заведения происходит на внеконкурсной основе. На данную льготу имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • люди, имеющие подтвержденную инвалидность первой и второй группы;
  • лица, получившие инвалидность в процессе прохождения воинской службы.

Помимо особого льготного зачисления, инвалиды имеют право на получение особой социальной стипендии.

Студенты с инвалидностью имеют право на дополнительное время отдыха между экзаменами. А также им положена единовременная материальная помощь от профсоюза студентов раз в год.

люди, имеющие подтвержденную инвалидность первой и второй группы;.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

При этом перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью.

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами


ПИСЬМО Во исполнение пункта 5 раздела III протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее — протокол) Минобрнауки России направляет рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации.Указанные рекомендации могут быть использованы при подготовке региональных программ развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые в соответствии с пунктом 6 раздела III протокола высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано представить в Минобрнауки России в срок до 1 июля 2008 года.Министр А.А.Фурсенко Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья

в редакции На основании части 6 статьи 41 , пункта 4 статьи 16 приказываю 1.

Как правильно оформить детскую инвалидность

В этом вопросе тоже никаких законодательных изменений внесено не было. Чтобы оформить детскую инвалидность, необходимо отправиться в бюро МЭС (медико-санитарной экспертизы) по месту жительства. Для обращения в МЭС следует собрать пакет необходимых документов, которые будут свидетельствовать о инвалидности ребенка, его плохого самочувствия, наличия врожденных или приобретенных заболеваний и травм.

Для оформления инвалидности ребенку, в медико-санитарную экспертизу следует предоставить следующий список документов:

  • направление из поликлиники или другого медицинского учреждения;
  • медицинские справки, заключения и выписки из медицинской карты, истории болезни и прочее, свидетельствующие о тяжелом состоянии здоровья ребенка;
  • заявление от родителей или опекунов ребенка;
  • другие документы по требованию МЭС.

По результатам комиссии будет принято решение о получении ребенком статуса инвалидности.

По результатам комиссии будет принято решение о получении ребенком статуса инвалидности.

Ссылка на основную публикацию